«Мы растим профессионалов, готовых к работе с новыми технологиями»

"Мы растим профессионалов, готовых к работе с новыми технологиями"

«Крупной компании с широкой географией деятельности в российских регионах, высокими требованиями к образованию, квалификации и навыкам сотрудников, требуются…» Прошли времена, когда все кадровые вопросы решались лишь публикацией вакансий. На рынке труда идёт нешуточная борьба за квалифицированные кадры: будущих сотрудников необходимо полноценно подготовить к работе ещё во время обучения. О кадровых тенденциях в авиаотрасли, разработке нового профстандарта и подходах к взращиванию будущих сотрудников рассказал Евгений Мишанов, заместитель генерального директора «Газпромнефть-Аэро» по работе с персоналом и организационному развитию.

 — Во многих секторах экономики наблюдается существенное изменение процесса подбора персонала. Применительно к авиационной отрасли как выстроен этот процесс? Какие тенденции наблюдаются сегодня?

 — За последние 10-15 лет произошли существенные изменения. Раньше соискатели активно стремились попасть на работу в аэропортовую службу, в том числе на топливозаправочные комплексы (ТЗК). Сейчас число вакансий растет, а количество подходящих резюме – все меньше. Кроме того, в условиях повсеместной автоматизации рабочих процессов требования к знаниям, навыкам и образованию сотрудников становятся выше. В современных условиях компаниям необходимы специалисты, готовые к освоению новых технологий, быстрому обучению и адаптации. «Газпромнефть-Аэро» – не исключение.

 — Какая стратегии развития у «Газпромнефть-Аэро» и как она влияет на требования к персоналу?

 — Мы уделяем особое внимание расширению собственной сбытовой сети и обеспечению стабильно высокого уровня безопасности на производстве. Мы постоянно ищем варианты совершенствования технологий и повышения производительности. Активное развитие программы подготовки и переподготовки кадров в этом смысле – важное условие сохранения и роста конкурентоспособности среди других компаний сферы авиатопливного обеспечения.

Важно, чтобы наши сотрудники не только обладали теоретическими знаниями, но и умели с первых дней на работе применять их на практике, быстро адаптировались к новым условиям и задачам. Компания постоянно внедряет новые технологии, и нам нужны люди, которые готовы учиться и работать на стыке профессий.

 — Какие специалисты сегодня наиболее востребованы в компании?

 — Водители топливозаправочных автомобилей – самая массовая профессия в нашей компании и наиболее сложная с точки зрения ситуации на рынке труда. Из-за последствий пандемии сильно вырос на спрос на водителей-экспедиторов – тех, кто развозит товары в ритейле. В итоге на рынке труда снизилось количество претендентов, готовых соответствовать уровню, которого требует «Газпромнефть-Аэро». Прежде всего речь о безопасности производственных процессов, где способность персонала соблюдать регламенты и чёткие алгоритмы работы играет определяющую роль.

Сегодня водитель аэродромного топливозаправщика (ТЗА) «Газпромнефть-Аэро» становится оператором высокотехнологичных машин и систем, и мы готовы принимать на работу и обучать новым навыкам тех, кто готов развиваться в профессии.

Например, чтобы заправить самолёт, наши операторы пользуются технологией Смарт Фьюэл. Это собственная разработка компании, которая позволяет производить заправку в разы быстрее, чем раньше: и с точки зрения удобства для водителей ТЗА и пилотов, и в плане скорости взаиморасчетов между нами и авиакомпанией. Сейчас «Газпромнефть-Аэро» также тестирует электрический топливозаправщик. Для водителей это пока что новое и нестандартное оборудование, к которому предстоит привыкнуть. Внедрение подобных технологий – одновременно преимущество и вызов для компании в области подготовки персонала.

 — В целом, о каком объёме потребностей идёт речь?

 — Если говорить про авиаотрасль в целом, то согласно данным АЭВТ, в гражданской авиации занято не менее 340 тысяч человек. Наша доля – чуть меньше трёх тысяч высокопрофессиональных и достаточно редких кадров. При этом бизнес «Газпромнефть-Аэро» активно развивается, за последние несколько лет мы расширили географию, открыли новые топливозаправочные комплексы в российских регионах. Такие темпы требуют постоянного притока новых узкоспециализированных сотрудников. Если перевести в цифры: в моменте у нас могут быть открыты несколько десятков вакансий.

Стоит отметить, что «Газпром нефть» на сегодняшний день – самый популярный работодатель среди промышленных компаний согласно рейтингу HeadHunter и один из самых привлекательных работодателей России в ежегодном рейтинге национальной HR-премии «Талантист».

 — С какими учебными заведениями сотрудничает компания? Что вы предлагаете молодым специалистам?

 — Наш ведущий партнер – Ульяновский институт гражданской авиации. Более 10 лет назад мы создали базовую кафедру «Обеспечение авиаГСМ и техническими средствами». Сегодня она гарантирует выпускникам 100 % трудоустройство. Многие из них строят успешную карьеру в «Газпромнефть-Аэро»: за это время мы приняли на работу более 200 выпускников.

Мы тесно сотрудничаем в формировании и актуализации учебной программы, чтобы она соответствовала реалиям рынка. Поставляем кафедре современное техническое оборудование для обучения курсантов на новейших технологиях. Также мы предоставляем студентам возможность пройти производственную практику в «Газпромнефть-Аэро», где они получают полное представление о работе топливозаправочного комплекса и адаптируются к условиям реального производства. Например, в этом году Ульяновский институт гражданской авиации выпускает 41 курсанта, и 35 из них прошли практику на наших ТЗК. Благодаря такому партнёрству с учебным заведением выпускники уже сейчас готовы к работе в «Газпромнефть-Аэро».

Мы также сотрудничаем и с другими вузами, включаем необходимые темы в их учебные программы как отдельные курсы или факультативы. Руководство «Газпромнефть-Аэро» принимает участие и в работе государственных аттестационных комиссий. Поэтому наиболее подготовленных молодых специалистов мы отбираем уже на государственных аттестационных комиссиях, а не после того, как они разместят свои резюме.

Компания работает и со средними специальными учебными заведениями. Например, в 2023 году мы начали очень активно взаимодействовать с автомобильными колледжами и проводить в них профориентационные мероприятия, участвуем в проекте «Лига колледжей». Эта программа инициирована «Газпром нефтью», чтобы усилить подготовку высококвалифицированных кадров для различных промышленных отраслей, включая топливозаправочный комплекс. Наша задача объяснить ребятам, для «Газпромнефть-Аэро» водитель – это больше, чем просто управление большегрузным автомобилем, и вдохновить их на получение новых знаний. В результате мы уже отмечаем дополнительный приток молодых кадров.

Если продолжать тему про сузы, надо упомянуть нашего многолетнего и очень хорошего партнёра – Егорьевский Авиационный Технический Колледж, который находится в Подмосковье. У нас есть ряд примеров, когда обученные ими специалисты пришли к нам, заняли руководящие позиции, а теперь занимают руководящие позиции в регионах. Мы продолжаем расширять это сотрудничество.

 — Что такое системный подход в подготовке кадров «Газпромнефть-Аэро» и почему он важен для компании?

 — Наш системный подход – это и есть непрерывная поддержка будущих специалистов на разных этапах освоения профессии. Мы растим профессионалов, готовых к новым вызовам и работе с современными технологиями.

Так в формате "вуз – работа в «Газпромнефть-Аэро» программа существует уже более 10 лет. Впоследствии мы распространили работу на Сибирский федеральный университет, ряд других вузов. А в прошлом году мы впервые «дотянулись» до школьников, предложив программу "школа – вуз – работа в «Газпромнефть-Аэро». Наша цель – помочь старшеклассникам определиться с выбором профессии и одновременно познакомить их с отраслью. Для этого была создана общероссийская профориентационная инициатива «Крылья знаний». Она помогает ещё со школьной скамьи увлечь ребят нашей профессией, позволяет им по результатам профориентационных мероприятий сделать более осознанный выбор, понять, что их ожидает на нашем предприятии. Взращивание кадрового резерва со школьной скамьи обеспечивает высокое качество новых сотрудников и как следствие – конкурентоспособности самой компании.

Наставничество – важная основа для развития кадров внутри компании. Когда руководителям не приходится объяснять базу, они могут сосредоточиться на том, чтобы помочь младшим коллегам сформировать навыки для быстрого профессионального роста на качественно ином уровне.

 — Расскажите подробнее, как построена работа со школьниками?

 — В рамках программы «Крылья знаний» ученики 9-11 классов посещают наши топливозаправочные комплексы, общаются с действующими сотрудниками «Газпромнефть-Аэро». Мы показываем лаборатории, где школьники узнают о контроле качества топлива на всех этапах, организуем интерактивные занятия, в рамках которых ребята могут попробовать провести анализ качества топлива под руководством наших специалистов. Естественно, всё в соответствии со строгими мерами безопасности.

Мы расширяем возможности программы «Крылья знаний» благодаря взаимодействию с партнёрами. Например, совместно с авиакомпанией «Россия» была организована профориентационная экскурсия в Мурманске, где старшеклассники побывали на борту воздушного судна, узнали о процессе досмотра багажа, посетили диспетчерскую и пожарную часть аэропорта. Мы уже объявили о запуске очередного этапа программы в 2024 году. Если в прошлый раз экскурсии проводились в 10 городах по всей России, то в этом году в программе примут участие школьники из 12 городов.

На практике мы видим, что ребята проявляют очень живой интерес к профессии, нам важно поддержать его и дать ему импульс в будущем. Наши наблюдения подтверждаются и статистикой. Так, президентская платформа «Россия – страна возможностей» совместно с «Газпром нефтью» провели исследование, которое показало, что 40 % учащихся считают рабочие профессии более престижными, чем офисные, а более половины ребят отметили, что им важно приносить пользу. На первом месте, согласно опросу, оказался личный интерес к работе.

 — Реализация масштабных программ подготовки кадров зачастую требует налаживания взаимодействия с региональными властями, которые заинтересованы в создании новых рабочих мест. Есть ли у вас примеры такого сотрудничества?

 — Компания стремится не только обеспечить себя квалифицированными кадрами, но и способствовать развитию регионов нашей деятельности, предоставляя им высококвалифицированных специалистов, которые могут поддерживать и развивать местную инфраструктуру. Мы даём возможность ребятам вернуться домой и устроится на престижную, хорошо оплачиваемую и интересную работу, внести вклад в развитие родного региона после завершения обучения. Поэтому та же программа «Крылья знаний» показала высокий интерес со стороны регионов к вопросам подготовки квалифицированных кадров и созданию новых рабочих мест для местных жителей. В прошлом году, когда программа проводилась в первый раз, ее поддержали все 10 регионов, где мы проводили мероприятия.

Помимо образовательных и профориентационных проектов, компания постоянно организует волонтёрские проекты при поддержке программы социальных инвестиций «Родные города» компании «Газпром нефть». Их разнообразие позволяет волонтёрам расширять круг взаимодействия, получать знания и перенимать опыт коллег из смежных отраслей, что даёт мощный эффект, способствует развитию гибких навыков. Есть инициативы в области спорта, экологии, образования. Они зачастую требуют от нас взаимодействия с региональными властями, которое активно поддерживают эти проекты вне зависимости от масштаба. Среди примеров: Ульяновск, Липецк, Саратовская область, Улан-Удэ и многие другие.

 — Как «Газпромнефть-Аэро» обеспечивает развитие своих текущих сотрудников?

 — «Газпромнефть-Аэро» много внимания уделяет вопросам безопасности и технологий. Существует единая технологическая политика, основанная на российских и мировых стандартах. Мы поддерживаем высокий уровень знаний и навыков наших работников.

Компания проводит повышение квалификации сотрудников, в том числе на базе вузов – наших партнёров. Например, совместно с Ульяновским институтом гражданской авиации мы разработали и реализуем программы по семи специальностям для повышения квалификации работников.

На развитие персонала направлен наш отраслевой конкурс профессионального мастерства «Лучший по профессии», который проходит уже в десятый раз. Он даёт возможность нашим работникам не только посостязаться, но и обменяться опытом с коллегами. Подготовка к конкурсу стимулирует сотрудников совершенствовать свои навыки, чтобы достойно выступить среди лучших.

 — Какие планы есть у компании по формированию кадрового резерва отрасли?

 — Одно из важнейших направлений – разработка профессиональных стандартов для работников сферы авиационного топливообеспечения. В прошлом году мы завершили проект профстандарта «Работник топливообеспечения», который определяет требования к образованию, профессиональным навыкам и квалификации работников. Мы надеемся, что в будущем его положения станут нормой для всех топливозаправочных комплексов в России.

Проект профессионального стандарта уже одобрен в Национальном совете, и сейчас мы ждем утверждения Министерства труда. После этого российские учебные заведения будут дорабатывать свои программы, чтобы готовить специалистов с требуемой квалификацией.

Мы также рассматриваем возможность создания собственного учебного центра, который будет заниматься не только обучением специалистов, но и оценкой компетенций работников на предприятиях авиационной отрасли в целом. В перспективе это может перерасти в отраслевой институт в области авиационного топливообеспечения. Кроме того, мы активно сотрудничаем с колледжами Санкт-Петербурга для подготовки большего числа специалистов для промышленности. Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаПорт.Ru». Цель включения данного материала в дайджест — сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Источник: aviaport.ru

Next Post

В британском Фарнборо открылся международный авиасалон

Один из крупнейших в мире международных авиасалонов гражданской, военной и космической техники открылся в понедельник в Фарнборо в Великобритании, он продлится до 26 июля. По сообщению его организатора, Farnborough International Limited, в этом году в салоне принимают участие представители более 1,2 тыс. различных авиационных и аэрокосмических компаний из 44 стран […]