ОДК открывает новые горизонты

Корпорация будет строить больше разных двигателей, но с меньшими издержками

Свое 15-летие "Объединенная двигателестроительная корпорация" отметила без помпы — ни официального собрания в Колонном заде Дома Союзов, ни концерта в Государственном Кремлевском Дворце. Руководители и ключевые сотрудники корпорации и приглашенные гости встретились 12 октября, чтобы обсудить новые пути развития корпорации, актуальные проблемы и вызовы. Задачи, стоящие перед ОДК, сформулированы просто: сегодня — кратно нарастить объемы производства, завтра — снизить себестоимость продукции, а послезавтра — вывести на рынок новые продукты, в том числе в нишах, в которых ранее корпорация не присутствовала. И главная проблема заключается в том, что такт, отделяющий "сегодня" от "завтра" и "послезавтра", минимален. Как следствие, всеми задачами, и текущими, и перспективными, нужно заниматься одновременно.

Пленарная сессия "Двигателестроение на форсаже. Приоритеты отрасли в современных условиях" уже завершилась, и участники мероприятия аплодисментами провожали спикеров. В этот момент генеральный директор Госкорпорации Ростех Сергей Чемезов включил свой микрофон и вернул присутствовавших почти на два десятилетия назад, когда еще не было ни ОДК, ни Ростехнологий. Планы по консолидации в отрасли авиационного двигателестроения возникли в середине 2000-х годов, и понадобилось несколько лет, чтобы разрозненные активы, более 50 юридических лиц, собрать в единый конструкторско-производственный кулак. "…если бы нам этого не удалось (осуществить консолидацию в авиационном двигателестроении — "АвиаПорт"), я думаю, что тех достижений, которые сегодня мы услышали, вряд ли бы нам удалось добиться", — завершил он свою реплику, напомнив, что "отец-создатель" ОДК присутствует на мероприятии — это Денис Мантуров, заместитель председателя Правительства Российской Федерации — министр промышленности и торговли Российской Федерации, а тогда — генеральный директор ОПК "Оборонпром".

О достижениях двигателистов за первые полтора десятилетия работы на мероприятии было сказано не слишком много, но цифры и факты были красноречивы. В 2023 году предприятия ОДК выпустят порядка 3000 двигателей, что в полтора раза превышает рекордный объем в 1900 моторов, достигнутый в 1980-х годах, рассказал Д. Мантуров, подчеркнув, что компетенции российских разработчиков и производителей газотурбинных двигателей не просто полностью возрождены, но и расширены в сравнении с советским периодом. Речь идет о создании продукции, которую ранее российские предприятия не выпускали, в частности, это большие энергетические турбины ГТД-110М и морские энергетические агрегаты ГТА-8. Как подчеркнул Д. Мантуров, ГТД-110М станет основным агрегатом для модернизации существующих и строительства новых генерирующих мощностей.

С. Чемезов в своем выступлении затронул не только объемные показатели работы корпорации, но и обратил внимание на качественные факторы. "ОДК сегодня — один из ключевых холдингов Ростеха с точки зрения производственных и финансовых показателей. Компания демонстрирует финансовую устойчивость и эффективность. Качество управления огромным производственным комплексом находится на очень высоком уровне. Формируется глубокая кооперация при производстве современных высокотехнологичных продуктов. Мы видим, что происходит грамотная балансировка производственных мощностей, их планомерная модернизация и расширение", — перечислил он.

Первый вызов, связанный с ростом объемов производства, может охарактеризовать Комплексная программа развития авиационной отрасли, утвержденная правительством России в июне 2022 года и существенно обновленная в августе 2023 года. По словам Д. Мантурова, в период до 2030 года предприятиями должно быть поставлено свыше 3,5 тыс. авиационных двигателей гражданского назначения (согласно документу, всего должно быть поставлено 3536 двигателей, из них только 172 — производства не ОДК). "Если принимать во внимание только государственный гражданский заказ, то до 2030 года ОДК нужно десятикратно нарастить поставки двигателей. Уже в следующем году необходимо произвести свыше 40 двигателей ПД-8 для импортозамещенного Superjet 100, и полтора десятка ПД-14 для среднемагистрального МС-21-310, с последующим масштабированием серийности этих двигателей. То же самое касается обеспечения выпуска ПС-90А для самолета Ту-214, ТВ7-117 для регионального Ил-114-300 и других типов самолетов, под которые будет адаптироваться данный двигатель. Большой пласт работы — по вертолетным двигателям. Речь идет о ВК-650, ВК-1600, ВК-2500 и ТВ7-117 в вертолетной версии", — обозначил масштабы работы вице-премьер.

Рост объемов производства в гражданском секторе генеральный директор ОДК Вадим Бадеха оценил как взрывной, и именно в этом направлении корпорация концентрирует свои основные усилия. При этом в своей стратегии ОДК рассчитывает на достижение годовой выручки в 1 трлн рублей, причем существенная часть дохода будет приходиться на гражданские двигатели, а также двигатели наземного применения.

Второй вызов связан с удержанием себестоимости продукции на приемлемом уровне. Как отметил С. Чемезов, ОДК занимает первое место в мире по экспорту двигателей для военных самолетов, и такой результат связан с тем, что отечественная техника "надежна, высокотехнологична, соответствует всем требованиям… и, конечно, выигрывает по цене". Для того, чтобы при увеличении объемов производства и росте инвестиционной нагрузки сохранить стоимостные параметры, необходимо работать над сокращением издержек. В качестве одного из решений, позволяющих сократить издержки, глава Ростеха назвал внедрение цифровых технологий. "Если мы будем использовать программное обеспечение, которое было создано, мы действительно сможем сократить издержки… когда у нас не было вообще таких программ, таких цифровых технологий, мы вынуждены были создавать двигатели с запасом. Вот, допустим, РД-33, прежде чем запустить его в серийное производством, было создано 100 двигателей… сегодня нам достаточно около 30", — привел он пример. В свою очередь, Д. Мантуров напомнил, что широкое использование цифровых технологий радикально сокращает сроки разработки новых авиадвигателей. ПД-8 был создан всего за четыре года, а быстрая разработка позволяет минимизировать расходы на начальном этапе. "На моей памяти такого не было в современной истории двигателестроения", — заявил вице-премьер. Еще одно направление совершенствования производства связано с автоматизацией и масштабным внедрением робототехники, новых технологических процессов, в том числе — аддитивного производства, дополнил он.

Напряженная инвестиционная программа предприятий ОДК — явление вынужденное, без масштабных вложений невозможно кратно наращивать объемы производства. При этом, по словам Д. Мантурова, загрузка предприятий просматривается на десятилетия вперед, что дает возможность вернуть сделанные инвестиции. В рамках гражданского государственного целевого заказа вплоть до 2030 года предусматривается последовательное увеличение объемов поставок двигателей, и далее, до 2035 года, перспективы по росту темпов выпуска вполне просматриваются. "Если мы говорим, например, про Superjet, МС-21, другие летательные аппараты, которые будут востребованы внешними заказчиками, а сегодня мы понимаем, что это так и будет, даже предпосылок (для снижения объемов выпуска — "АвиаПорт") пока на период до 2040 года у нас точно не видится", дополнил Д. Мантуров. На рубеже десятилетий в продуктовой линейке ОДК должен появиться новый двигатель — это мотор большой тяги, создаваемый на базе унифицированного газогенератора ПД-35. Кроме того, сохранится большой объем поставок по гособоронзаказу. Как напомнил вице-премьер, сейчас верстается государственная программа вооружений на период с 2025 по 2034 годы. "Я не могу называть цифры и параметры, но, поверьте, вопрос о снижении объемов точно не стоит", — уверил он.

Что касается перспектив после 2040 года, они связаны с развитием послепродажного обслуживания. "Если мыслить категориями более стратегическими, за горизонтом 2040 года, то у нас будет обеспечена загрузка, в первую очередь, как это и у всех наших основных конкурентов, которые зарабатывают деньги на послепродажном обслуживании… сегодня у нас стоит задача — контракты жизненного цикла и обеспечение сервисного обслуживания наших заказчиков как внутри, так и вовне, качественным сервисом, с поставкой запасных частей, агрегатов, длинноцикловых, для текущего обслуживания, бесперебойно, также, как это делают наши зарубежные конкуренты, так называемые 24/7 обслуживание", — обрисовал перспективы Д. Мантуров.

12 октября было сказано и о перспективах развития продуктовой линейки ОДК. Заместитель генерального директора — генеральный конструктор корпорации Юрий Шмотин отметил, что среди перспективных направлений, в которых уже ведутся поисковые работы, гибридные и электрические силовые установки различного применения, силовые энергетические установки на базе микротурбин и топливных элементов, ГТУ большой мощности и авиационные поршневые двигатели. Ю. Шмотин напомнил, что ранее, в ходе выставки "Технопром-2023", был представлен демонстратор гибридной силовой установки. Также в 2023 году планируется завершить очередной этап научно-исследовательской работы по созданию твердооксидных топливных элементов.

Большой объем исследований связан с освоением критических технологий, которые лягут в основу конструкции перспективных газотурбинных двигателей. В частности, речь идет об использовании керамических композиционных материалов, армированной керамики, керамических покрытий, которые позволят повысить рабочие температуры в ГТД. Широкое применение полимерных композиционных материалов, в том числе при создании рабочих лопаток вентилятора двигателей большой тяги, существенно улучшит массовые характеристики. Большие перспективы улучшения характеристик связаны с внедрением интерметаллидов титана. В двигателях будущего будут широко применяться такие технологии как ротационная и линейная сварка трением, различные аддитивные технологии, в том числе и печать керамическими материалами. Наконец, создание надежных подшипников, редукторов, способных передавать большую мощность, открывает путь к созданию нового поколения двигателей со сверхвысокой степенью двухконтурности, а применение регулируемых лопаток вентилятора обеспечит высокий КПД изделия в широком диапазоне эксплуатационных режимов. Находясь в тесном взаимодействии с ведущими отраслевыми институтами — ЦИАМ, ВИАМ, ЦАГИ, институтами Российской академии наук, высшими учебными заведениями, инновационными компаниями и коллективами, ОДК уверенно продвигается в направлении формирования научно-технического задела, который позволит на рубеже десятилетий запустить работы по новому поколению газотурбинных авиационных двигателей. Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаПорт.Ru». Цель включения данного материала в дайджест — сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Источник: aviaport.ru

Next Post

"Аэрофлот" предлагает услугу Sleep+ на своих рейсах

Москва. 28 июня. АвиаПорт – Авиакомпания «Аэрофлот – российские авиалинии» вводит на собственных рейсах услугу Sleep+, предполагающую возможность занять несколько кресел для удобного отдыха, говорится в сообщении пресс-службы перевозчика. «Сервис позволяет выкупить для комфортного сна блок из трёх кресел у окна или блок из четырёх кресел в центральном ряду в […]