«РГ» выяснила, как обновляется Иркутский университет путей сообщения

В год 50-летия БАМа рожденный вслед за ним Иркутский институт железнодорожного транспорта (ныне — Иркутский государственный университет путей сообщения) переживает второе рождение — в цифре и совместных проектах с индустриальными партнерами.

"РГ" выяснила, как обновляется Иркутский университет путей сообщения

© Российская Газета

Об этом ректор ИрГУПС Сергей Трофимов рассказал на встрече с журналистами федеральных и региональных СМИ, куда была приглашена и "Российская газета".

Заметим для начала: в 600-тысячном Иркутске двенадцать вузов, включая медицинский и аграрный университеты, Иркутский национальный исследовательский технический университет, Байкальский государственный университет, иркутский филиал МГТУ гражданской авиации и даже свой филиал ВГИКа. В их окружении — более 25 колледжей и средних специальных учебных заведений. А еще, конечно, Академгородок в юго-западной части города, на левом берегу Ангары, где компактно собрана дюжина академических НИИ, образующих Иркутский научный центр Сибирского отделения РАН.

"РГ" выяснила, как обновляется Иркутский университет путей сообщения

Фото: Александр Емельяненков

Но именно Иркутский государственный университет путей сообщения стал отправным пунктом нового маршрута научно-популярного туризма, который активно развивают в рамках одноименной инициативы Десятилетия науки и технологий.

"Идёт юбилейный год БАМа, реализуется проект "БАМ 2.0" — знаковая ветка развития инфраструктуры. Поэтому мы начали с правильной точки отсчёта — с Иркутска и с Иркутского государственного университета путей сообщения", — объяснила такой выбор генеральный директор АНО "Национальные приоритеты" София Малявина. Этот университет, по ее словам, "сосредоточил в себе науку и всегда находится на острие".

Ректор ИрГУПС Сергей Трофимов в беседе с "РГ" подтвердил, что их вуз обрел самостоятельность и стал активно развиваться с началом строительства БАМа.

"В июле 1975 года был издан приказ Министерства путей сообщения. Стояла задача обеспечить кадровое и научно-техническое сопровождение развития Транссибирской и Байкало-Амурской магистралей. И мы с этим справляемся…"

Ежегодно университет выпускает около двух тысяч специалистов, и 9 из каждых 10 устраиваются на предприятия реального сектора экономики, утверждает Трофимов. Куда именно? Строительство и эксплуатация железных дорог, мостов и тоннелей, системы обеспечения движения поездов и ещё 18 направлений, где находят применение своим знаниям выпускники Иркутского университета путей сообщения.

"Мы активно участвуем в развитии проекта "БАМ 2.0", — продолжил ректор и рассказал о передовых научных разработках своего коллектива. Учёные, они же и преподаватели ИрГУПС, вовлечены в строительство второго Северомуйского тоннеля, а это самый сложный технический объект всей магистрали. Тоннель прокладывается в рифтовой зоне, где сложная ситуация с водоотведением. В университете разработали технологию, которая позволяет не останавливать эксплуатацию железнодорожных путей на время строительных работ.

"РГ" выяснила, как обновляется Иркутский университет путей сообщения

Фото: Александр Емельяненков

Другой пример — Академический мост в самом Иркутске. Он построен на участке, где пролегает геологический разлом, что изначально повышало риски от сейсмического воздействия. Учёные ИрГУПС принимали участие в создании технологии, которая позволила минимизировать потенциальные угрозы и построить мостовой переход в нужном для этого месте. Теперь и другие мосты в Иркутской области оборудованы аналогичными системами.

В университетском Центре инновационного фундаментального развития и акселерации — сокращенно "ЦИФРА" — нам продемонстрировали практические разработки, которые ведутся здесь с участием ученых, преподавателей и студентов в интересах компании "РЖД" и региональных партнеров. Показали, например, как работают и чем полезны тренажер слесаря подвижного состава и симулятор локомотивной бригады электровоза "Ермак", созданные с использованием технологий виртуальной и дополненной реальности.

"РГ" выяснила, как обновляется Иркутский университет путей сообщения

Фото: Александр Емельяненков

А цифровой двойник мостового сооружения и его практический функционал руководитель стартап-школы "ЦИФРА", доктор технических наук Евгений Дульский и доцент кафедры "Электроподвижной состав" Павел Иванов продемонстрировали на действующей модели.

Коллеги Иванова и Дульского рассказали о предложенной ими технологии ускоренной сушки и охлаждения электрооборудования — в частности, изоляции тяговых двигателей. А затем показали уже собранную установку, которая позволяет в условиях депо или завода в десять раз сократить сроки ремонта, в четыре раза снизить затраты на электроэнергию и при этом повысить надёжность изоляции после сушки. В 2023 году этот проект получил премию правительства РФ в сфере науки и техники среди молодых ученых. А предложенный метод уже внедрен на заводе по ремонту локомотивов и вагонов в Улан-Уде.

Доктор технических наук и профессор ИрГУПС Сергей Круглов показал на действующем прототипе практически готовую к внедрению адаптивную систему управления мостовым краном.

"РГ" выяснила, как обновляется Иркутский университет путей сообщения

Фото: Александр Емельяненков.

"Она позволяет в считанные секунды погасить колебания груза на подвесе, которые неизбежно возникают при его перемещении, могут усиливаться и осложняться под действием ветра, — поясняет профессор Круглов. — Даже очень опытному крановщику требуется время и навык, чтобы груз оказался в заданной точке на заданной высоте. А разработанная нами программа справляется с этим сама, без участия оператора крана: мгновенно все учитывает — вес перемещаемого предмета, длину подвеса, отклонение, ветровую нагрузку — и быстро, двумя-тремя движениями, гасит колебания…"

Еще в одной лаборатории университета, где занимаются в том числе системами диагностики, наше внимание привлек микродозовой рентгеновский дефектоскоп, созданный сотрудниками лаборатории. Толщина исследуемых с его помощью стальных деталей — от 15 до 50 миллиметров, а уровень радиационного поля на расстоянии 10 сантиметров не превышает естественный радиационный фон. Понять, как это работает, помогала кандидат технических наук, доцент Ольга Никонович.

"РГ" выяснила, как обновляется Иркутский университет путей сообщения

Фото: Александр Емельяненков

Чтобы создать такой малогабаритный рентгеновский аппарат и работать с ним без специальных средств защиты, потребовалось собрать воедино "новейшие достижения в области наносекундной сильноточной электроники, физики ускорителей плотных электронных пучков, физики взаимодействия импульсного рентгеновского излучения с веществом, космического радиационного излучения и электромагнитной совместимости микропроцессорной техники с узлами сильноточной наносекундной электроники".

"РГ" выяснила, как обновляется Иркутский университет путей сообщения

Фото: Александр Емельяненков

Первый заместитель председателя правительства Иркутской области Руслан Ситников, который вместе с ректором ИрГУПС приветствовал в его стенах пионеров нового научно-популярного маршрута, выразил надежду, что совместная работа в рамках нацпроекта "Наука и университеты" будет способствовать продвижению научно-образовательной деятельности вуза и региона в целом.

А генеральный директор АНО "Национальные приоритеты" София Малявина, предваряя подписание рамочного соглашения с правительством Иркутской области, в свою очередь пообещала, что география научно-популярных маршрутов будет неуклонно расширяться.

"РГ" выяснила, как обновляется Иркутский университет путей сообщения

Фото: Александр Емельяненков

"Недавно для путешественников появилась новая точка научного туризма в Ленинградской области, а в Республике Башкортостан стали доступны девять новых маршрутов, — сообщила она. — Развитие научно-популярного туризма — важное направление Десятилетия науки и технологий, которое открывает уникальную возможность для туристов увидеть ранее недоступное для широкой аудитории. Маршруты Иркутской области представляют для научных путешественников отличный синтез природных и научных объектов, открытых к изучению".

Подтверждением этих слов стала возможность вслед за ИрГУПС познакомиться с работой Байкальской астрофизической обсерватории, посетить Биологическую станцию Иркутского государственного университета в поселке Большие Ко́ты на берегу Байкала, а затем и лаборатории Научно-исследовательского института биологии в стенах самого ИГУ.

Финальной точкой нашего маршрута стало посещение Иркутского авиационного завода, который в год своего 90-летия готовит яркую премьеру: полностью российский среднемагистральный пассажирский самолет МС-21 — с российским двигателем ПД-14 и всеми комплектующими.

Об этом и других впечатлениях на байкальском маршруте — в ближайших публикациях "РГ".

Официально

Все маршруты сойдутся в "Сириусе"

Маршруты научно-популярного туризма с опорой на организации-участники национального проекта "Наука и университеты" разрабатываются в рамках объявленного президентом России Десятилетия науки и технологий (2022 — 2031 годы). К этому дню запущено 70 эксклюзивных маршрутов в 19 регионах страны. Отправиться в увлекательное путешествие можно в Москве, Санкт-Петербурге, Московской области, Пермском и Краснодарском краях, в республиках Башкортастан, Крым, Татарстан, Чеченской Республике, в Амурской, Иркутской, Калининградской, Калужской, Ленинградской, Нижегородской, Новосибирской, Свердловской, Томской и Челябинской областях. Эти маршруты доступны для желающих на сайтах Наука.рф и Science-ID.

Среди задач тематического Десятилетия — привлечение в сферу исследований и разработок талантливой молодежи. 20-22 ноября 2024 года на федеральной территории "Сириус" состоится ключевое ежегодное мероприятие — IV Конгресс молодых ученых. А в преддверии очередного конгресса запланировано проведение мероприятий-спутников. Они пройдут в Мурманской области (15-17 августа 2024 года), Республике Дагестан (18-20 сентября 2024 года), а также на Федеральной территории "Сириус" (26-28 сентября 2024 года). Кроме того, мероприятия-спутники состоятся в августе этого года в Нижегородской области и в октябре — в Татарстане.

Источник: rambler.ru

Next Post

В Углегорском районе на Сахалине введен режим ЧС

В связи с продолжающимися ливнями глава Углегорского района Сахалинской области Федор Филин принял решение о введении на территории муниципалитета режима ЧС. — Дороги на села Орлово и Бошняково уже перекрыты, так как движение по ним в данный момент небезопасно. Во всем районе коммунальные службы прикладывают максимальные усилия, задействована вся возможная […]