При этом требования теперь предъявляют не только к производителям дронов, но и к самим заказчикам. Также дроны стали на шаг ближе к собственной диспетчерской — как у самолетов и вертолетов. Это ключевые тезисы последнего дня интенсива "Архипелаг — 2024" на Сахалине
На Сахалине завершился ежегодный образовательный интенсив "Архипелаг". В нем приняли участие более 2500 человек из 63 регионов России.
Одной из главных задач "Архипелага" было показать, что российские регионы умеют делать беспилотники самых разных форм, размеров и назначений. Для этого подготовили целую выставку с десятками видов дронов. Заодно надо было привлечь заказчиков: частный бизнес — в первую очередь, государство — во вторую.
Сюрприз: требования теперь предъявляются и к заказчикам тоже, не только к производителям, говорит директор Центра компетенций по беспилотным авиационным системам "Университета национальной технологической инициативы 2035" Дмитрий Кайсин:
Дмитрий Кайсин, директор Центра компетенций по беспилотным авиационным системам "Университета национальной технологической инициативы 2035": "Эта школа квалифицированного заказчика. Больше 40 регионов прислали на архипелаг свои команды, которые из себя формировали штабы внедрения беспилотной техники в экономику регионов. На протяжении десяти дней они разрабатывали модели применения беспилотников, формулировали технические задания, но не столько на сами полеты, сколько на услуги с применением беспилотной системы, считали экономическую эффективность, описали процедуру, нормативные документы. Мы считаем, что такого типа работа региональных штабов, как мы их называем, позволит максимально открыть рынок для применения беспилотной техники".
Молодая отрасль беспилотников, к слову, все ближе и ближе к созданию своей, условно говоря, единой диспетчерской. Это тот проект, о котором последние годы различные ассоциации и игроки рынка дронов писали письма в Росавиацию. Ведомство, похоже, их услышало.
Подошли к нему, правда, со своей стороны. Реализовывать проект будут через идентификацию дронов — каждый аппарат от каждого производителя конкретного региона будет сам выдавать информацию о себе и сразу проходить тест свой-чужой. Для беспилотников наконец выделили отдельные радиочастоты, куда получат доступ силовые структуры, говорит замруководителя Росавиации Андрей Потемкин:
Андрей Потемкин, замруководителя Росавиации: "В этих диапазонах частот может работать любой самолет, любая авиационная радиостанция. Поэтому, конечно, нашим эксплантатам и внешним пилотам, которые хотят использовать эту возможность, нужно внимательно изучить правила введения радиосвязи. Нельзя допускать хулиганства, чтобы не мешать деятельности пилотируемой авиации. Подобный подход, когда на этой частоте имеет возможность вести радиообмен как внешний пилот, так и органы ОВД, так и пилот пилотируемого воздушного судна, обеспечивает ситуационную осведомленность. Очень часто такие технологии используются, например, для того чтобы передать информацию — если на прямую нет связи, то пилот пилотируемого воздушного судна органа ОВД может передать какое-то донесение. Это обычная авиационная практика, и она теперь становится доступной для внешних пилотов беспилотников".
К теме идентификации беспилотников как к одной из главных новостей всего "Архипелага" вернулся вице-премьер Виталий Савельев. Он прилетел на вертолете, осмотрел все стенды и выставки, посовещался с участниками рынка и затем заявил, что нацпроект беспилотников разрастается и обрастает финансированием:
"Национальный проект "Беспилотные авиационные средства" был утвержден в конце 2023 года, это существующий проект. Мы совместно с Минпромторгом приняли решение о том, что мы его реконструируем и сделаем новации, потому что у нас финансирование было выделено только на один год. Сейчас мы все будем находится в бюджетном цикле на три года, и наша задача — убедить всех, включая правительство, что применение беспилотных авиационных средств не просто какая-то игра, развлечение или пробы. Мы сегодня увидели реальное применение беспилотных авиационных средств для народного хозяйства, это удобрение, это линии электропередач, которые беспилотники даже могут ремонтировать, то, что мне было интересно посмотреть. Мы увидели решение, пожалуй, самой сложной задачи. Если не вдаваться в подробности, то мы увидели возможность идентификации беспилотников, то есть мы можем определить, что это за беспилотник. Это понимать очень важно особенно в сегодняшних условиях: мы видим, какой беспилотник летит".
В течение полугода будут проходить практические испытания по идентификации беспилотников. Площадкой, скорее всего, снова выберут Сахалин — такое желание уже выразил губернатор, да и вся инфраструктура уже готова. Удобно же.
Авторские права на данный материал принадлежат «bfm.ru». Цель включения данного материала в дайджест — сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Источник: aviaport.ru