Бог вина в древнегреческой мифологии. Дионис — древнегреческий бог Незаконнорождённый сын громовержца

У древних шумеров виноделию покровительствовало отдельное божество. Если говорить конкретнее - богиня. Звали ее Нинкаси - в переводе «та, что так щедро напоила меня».

Заведовало это божество как профессией изготовления, так и бутилирования (только бутыли были керамическими, диаметром метра два и располагались под комнатой - в полу было отверстие, через которое, сквозь тростниковые трубочки вся честная компания и потягивала). Прелесть была в том, что профессия винодела (вино правда делали не из винограда, а из проса и ячменя) изначально была женской.

Жаль только, что Нинкаси считалась непопулярной и малозначительной богиней.

О вине 01.11.2013

Halloween in the city

В канун дня всех святых (31 октября) традиционно англоязычные, а вместе с ними и, поддержавшие эту идею, другие страны отмечают Halloween. Бессменным атрибутом праздника является тыква. Помимо тематического оформления пространства St.Michel «желтыми светящимися головами», этим вечером тыква присутствовала в каждом блюде представленном на суд гостей. Прекрасным дополнением нового зимнего меню…

О вине 19.10.2013

Винные маски для лица

Как известно, маски для лица можно приготовить практически из любого продукта и из самых разных ингредиентов. И эффект масок будет зависеть именно от компонентов. Секрет эффективности винных масок для лица заключается в большом количестве антиоксидантов - главном инструменте в борьбе со старением. Эти маски помогут бороться с первыми и более выраженными признаками старения кожи, разгладят…

О вине 05.08.2013

Словарь дегустатора: вкус

Терминов, употребляемых для характеристики вкуса вин, очень много. Наиболее часто из них используются следующие: - горькое: вкус неприятный, появляется из-за избытка танина и исчезает после выдержки вина; - терпкое: терпкость таких вин дает чувство, будто нёбо трут на терке; - имеющее тело: вино покладистое, хорошо сложенное, которое «заполняет рот доверху»; - изящное: вино породистое,…

Что ты знаешь об алкоголе и его богах? Люди готовили алкогольные напитки еще во времена неолита: 8000 лет назад люди делали ячменное пиво, а виноградное вино пили 7000 лет назад. Какие боги алкоголя и пьянства существовали в истории?

В конце прошлого года археологи обнаружили в центральной Мексике артефакты, свидетельствующие о существовании у индейцев-аколуа, родственных ацтекам, культа бога пьянства Ометочтли. В связи с этим замечательным открытием мы решили рассказать о самых интересных на наш взгляд божествах, отвечавших за приготовление алкогольных напитков и опьянение у других народов.

Стоит отметить, что люди готовили алкогольные напитки еще во времена неолита. Древнейшие сосуды со следами виноградного вина найдены на территории современного Ирана, их возраст составляет приблизительно 7000 лет. Самая древняя винодельня с прессом для винограда, чанами для брожения и сосудами для вина найдена в Армении и датируется примерно 4100 годом до нашей эры. История пивоварения начинается еще раньше, еще 8000 лет назад люди делали ячменное пиво. Древнейшее изображение человека, пьющего пиво, найдено на шумерской глиняной табличке возраст которой - около 6000 лет.

Месопотамия

Пиво в Месопотамии было одним из основных продуктов рациона. Выражение «хлеб и пиво» было метафорой выражения «еда и питье». Пиво использовалось не только как напиток, но и в медицине и в косметологии. Оно служило заменой денег: пивом расплачивались за работу и использовали как выкуп за невесту. Цена и крепость пива были установлены законодательно в законах Хаммурапи. Его популярность была, отчасти, обусловлена тем, что выращивать зерновые, из которых делалось пиво, в жарком и засушливом климате было проще, чем виноград, соответственно пиво было дешевле.

Пиво довольно часто упоминается в мифах. Например, в «Эпосе о Гильгамеше» дикий человек Энкиду, живший в степи, превращается в цивилизованного после того как съедает хлеб и выпивает пиво. В мифе о владыке Вселенной и боге мудрости Энки и богине неба и любви Иннане, покровительнице города Урука, богиня, напоив Энки допьяна пивом, выпрашивает у него сто «божественных законов» и передает их людям.

Богиней пива и пивоварения у шумеров была Нинкаси. О ней мало что известно, не сохранилось и достоверных изображений этой богини. Поэтому исследователи могут только строить предположения о том, что популярность и важность пива обуславливала и популярность связанной с ним богини. Интересно, что большинство шумерских богов ремесел были мужчинами, а богиня пива - женщиной. Ученые связывают это с тем, что в древности домашними пивоварами были женщины. Пивоварение стало массовым и превратилось в индустрию только в Вавилонский период, и тогда пивоварение стало прерогативой мужчин.

Сохранилась поэма, «Гимн Нинкаси» - фактически записанный в поэтической форме рецепт приготовления пива. Глиняная табличка, на которой она записана, датируется 1800 годами до нашей эры, то есть сам «Гимн», по-видимому, еще более древний.

Древний Египет

В древнем Египте пиво было известно еще 5000 лет назад и было самым популярным алкогольным напитком как у простых людей, так и у знати. Наряду с хлебом и луком оно входило в ежедневный рацион египтян.

По одной из древнеегипетских легенд, пиво открыл людям верховный бог солнца Ра, который сначала создал людей, а потом научил их готовить пиво. Причем согласно одному из мифов, пиво спасло человечество от гибели.

Верховный бог солнца Ра, прародитель богов и создатель людей, царствовал над миром очень долго и состарился. Люди узнали о его немощи и решили поднять мятеж против бога и захватить власть. Тогда Ра призвал к себе свою дочь, богиню Хатхор, и приказал ей наказать непокорных. Хатхор произнесла заклинание и превратилась в свирепую львицу. Она вышла из дворца и побежала в пустыню разыскивать людей. Найдя мятежников, богиня набросилась на них и принялась убивать одного за другим, пить их кровь и разбрасывать куски мяса по пустыне. Через некоторое время бог солнца решил, что люди достаточно наказаны и попытался остановить дочь. Но богиня-львица ответила, что не остановится, пока не уничтожит всех людей и не напьется их крови. Тогда Ра погасил солнечные лучи и на землю опустилась ночь. Бог приказал служанкам намолоть ячменя и сварить из него пиво (получилось 7000 сосудов) и послал гонцов на остров Элефантину за красным минералом диди (возможно, имелся в виду гранит). Верховный бог приказал мельнику истолочь красный минерал в порошок и добавить его в пиво. Получился напиток по виду очень похожий на кровь. Слуги Ра отправились в пустыню, туда, где богиня Хатхор убивала людей, и разлили пиво на землю. Утром богиня-львица проснулась, увидела вокруг лужи «крови» и очень обрадовалась. Красное пиво ей понравилось и она пила его до тех пор, пока не опьянела так, что уже не могла различать людей. Тогда бог солнца подошел к дочери и сказал: «Иди с миром, любимая моя дочь. Отныне жители Египта будут приносить тебе сосуды с пивом каждый год в день праздника Хатхор. И да назовешься ты «Владычица опьянения».

Культ богини Хатхор существовал в Египте очень давно. В древнейших верованиях Хатхор была богиней неба и изображалась в виде Небесной Коровы, родившей Солнце и всех остальных богов. После возвышения культа Ра к концу Древнего царства, она стала считаться его дочерью и Оком Ра, которое силой подчиняло себе врагов бога, и стала отождествляться со всеми богинями-львицами, выступающими в роли Ока. Еще позднее Хатхор становится божеством любви, веселья и музыки. Известно, что во времена Нового царства в Египте проводились фестивали пьянства, посвященные Хатхор и связанные с мифом о гибели людей.

Древняя Греция

Виноградарство начало распространяться в Греции еще в Неолитический период и стало широко распространенным в начале Бронзового века. Жители Крита торговали с Египтом и позаимствовали египетские методы виноделия. По некоторым данным, праздник вина проводился в Греции еще в Микенскую эпоху, и в то время уже существовал культ бога виноградной лозы, виноделия и плодородия Диониса. Доподлинно неизвестно, где появился культ Диониса, по одной версии он пришел из Малой Азии, по другой - из Фракии (области на Балканах).

Отцом Диониса был Зевс, глава Олимпийских богов, матерью, по разным версиям - либо одна из богинь, либо смертная женщина. Зевс был любвеобильным персонажем и имел множество внебрачных детей. Поэтому жена Зевса, богиня Гера, возненавидела Диониса и уговорила титанов убить его, но боги воскресили младенца. Так Дионис стал «дважды рожденным». Тогда Зевс отдал сына на воспитание нимфам, жившим на мифологической горе Ниса. Именно здесь Дионис изобрел вино.

Какая местность отождествлялась с горой Ниса неизвестно, древние авторы помещали ее в разные места - в Эфиопию, в Ливию, Египет, Анатолию (территория современной Турции) или в Аравию. Гера не оставляла вниманием уже повзрослевшего Диониса: она вселила в него безумие. В этом состоянии бог отправился путешествовать по свету в сопровождении толпы сатиров и менад, вооруженных мечами, змеями и тирсами (увитыми плющом сосновыми ветками с шишкой на верхушке). Сначала Дионис отправился в Египет, а после - на восток, в Индию. Через Фригию (территория современной Турции) он вернулся из Индии в Европу и начал устанавливать свой культ в государствах Греции. Далеко не все местные жители встречали Диониса с восторгом и признавали его божественное происхождение, однако бог ни с кем не церемонился и либо убивал непокорных, либо насылал на них безумие.

Вернувшись из Индии, бог виноделия утвердил свой культ в государствах Греции и на островах Эгейского моря. После того, как греки признали божественный статус Диониса, он вознесся на небеса, чтобы занять свое место рядом с Зевсом, как один из 12 великих богов.

В честь бога виноделия в разных частях Греции проводились празднества и мистерии. Во время празднеств устраивались торжественные процессии, состязания трагических и комических поэтов и хоров, исполнявших дифирамбы. Из религиозных обрядов, посвященных Дионису, выросли древнегреческая комедия и трагедия (интересно, что tragodia переводится с греческого как «песнь козлов», то есть хора козлоногих сатиров, сопровождавших Диониса). В Дионисийских мистериях могли участвовать только посвященные. Целью мистерий было на короткое время освободиться от социальных ограничений и запретов и выпустить на свободу «животную сущность» человека. Участники собирались в уединенных местах, лесах или горах, с помощью алкоголя и ритуальных танцев входили в состояние транса и в этом состоянии танцевали, участвовали в оргиях и даже совершали ритуальные убийства животных. В конце концов люди доходили до состояния, в котором отождествляли себя с богом и считали, что приобрели божественную силу. Позднее, в древнем Риме Дионисийские мистерии стали называться Вакханалиями.

Исследователи считают, что в некоторых областях Греции смерть и воскрешение Диониса символизировали годовой природный цикл. Также ученые полагают, что Дионис был «двойником» более древнего фригийского бога Сабазия, первоначально бога пива. Возможно, изначально в качестве опьяняющего напитка вместо вина использовалось еловое пиво, приправленное плющом и подслащенное медом. Ненависть Геры к Дионису и враждебность жителей стран, через которые проходил бог виноделия символизируют неприятие вина, как ритуального напитка и недовольство разнузданным поведением менад. Но в конце VII - начале VI веков до нашей эры правители Коринфа, Сикиона и Афин признали культ Диониса и установили в его честь официальные празднества. После этого бог виноделия был принят в Олимпийский пантеон.

Скандинавия

Основными алкогольными напитками у скандинавов были пиво и мед, напиток, приготовленный из ферментированного меда и воды иногда с добавлением фруктов, специй и хмеля. Также как пиво и вино, мед - очень древний напиток. Сосуды со следами ферментированной смеси меда, фруктов и риса были найдены в Северном Китае и датируются 7000 - 6500 годами до нашей эры. В Европе мед появился позднее, 3800 - 2800 лет назад. Поэтому и мифологические персонажи, вслед за людьми, варят и пьют именно эти алкогольные напитки. Например, морской великан Эгир из скандинавской мифологии устраивал для богов пиры в своем дворце на дне моря. Вместе с дочерьми он варил для пира эль в котле диаметром в милю.

В скандинавском эпосе рассказывается о «меде поэзии», который хранил бог поэтов Браги. Выпив один глоток этого напитка, человек приобретает поэтические способности.

Однажды скандинавские боги, асы, повздорили с другими богами, ванами. Через какое-то время они помирились, а при заключении мира и асы и ваны плюнули в чашу и из общей слюны сделали карлика Квасира. Карлик был очень мудрый, не было вопроса, на который он не мог бы ответить. Он странствовал по свету и учил людей мудрости. Однажды Квасир зашел в гости к двум карликам, которые его убили, а кровь слили в сосуды и смешали с медом. Получилось питье, выпив которое, любой становился либо поэтом, либо ученым. После некоторых перипетий медом поэзии завладел великан Суттунг. Верховный бог скандинавов Один узнал о чудесном напитке и решил завладеть им. С помощью младшего брата Суттунга он пробрался в пещеру, где хранился мед, соблазнил дочь великана, охранявшую сосуды с напитком и похитил его. Превратившись в орла, Один полетел в Асгард, обитель богов-асов, а Суттунг, обнаруживший пропажу меда, отправился в погоню. Один долетел до Асгарда прежде, чем его догнал Суттунг и выплюнул мед в сосуд, но так как великан уже настигал его, часть меда Один выпустил через задний проход. Этот мед может брать кто угодно и он называется «долей рифмоплетов». Настоящий же мед, собранный в сосуд, Один отдал своему сыну, богу поэтов.

Скандинавские мифы на протяжении веков существовали только в устной традиции и были записаны уже в Средневековье, почти все из них в XIII веке. Поэтому современным исследователям очень сложно делать выводы о происхождении и изменении мифов во времени. Основными источниками для изучения скандинавской мифологии служат прозаическая «Младшая Эдда», написанная исландцем Снорри Стурлусоном и сборник поэм о богах и героях, получивший название «Старшая Эдда». Миф о «меде поэзии» записан в «Младшей Эдде».

Снорри Стурлусон упоминает в книге не только бога Браги, но и приписывает ряд стихов скальду Браги Богдассону Старому, реальному человеку, который считается первым скальдом, чье имя сохранилось в истории. И хотя в книге это два разных человека, есть версия, что Браги-скальд послужил прототипом для Браги-бога. Исследователи вели дискуссии на эту тему, но не пришли к единому мнению и на сегодняшний день вопрос остается открытым.

В «Младшей Эдде» рассказывается о конунге Одине, он пришел из Страны Турков и был потомком троянского царя Приама. Современные исследователи считают, что в этой версии есть рациональное зерно. Согласно трифункциональной теории Один воплощал одну из трех ключевых социальных функций в индо-европейском пантеоне, культовую. Символами остальных двух - военной и хозяйственной служили боги Тор и Ваны (Фрейр и Ньерд).

Центральная Америка

В завершение хотелось бы рассказать поподробнее об ацтекских богах пьянства, один из которых, Ометочтли, упоминался в начале статьи. В ацтекской мифологии существовала целая группа богов плодородия, пьянства и распутства, которых называли Сенцон Тотчтин, «400 кроликов». 400 означало неопределенно большое число, а кролик ассоциировался с пьянством, возможно потому, что каждый следующий прыжок этого животного непредсказуем.

Изначально «400 кроликов» были сельскими богами, которые оберегали урожай и запасы пищи, а имена некоторых из этих богов происходили от названия местности, где им поклонялись. Так, Тепостекатль был богом Тепостлана, а Яутекатль - богом из города Яутепек. Богами пьянства эти сельские боги становились, так сказать, в свободное «от основной работы» время, во периоды празднеств, посвященных сбору урожая.

По словам Бернардино де Саагуна, испанского монаха и крупного исследователя доколумбовой Мексики, богов-кроликов было столько же, сколько видов опьянения и их последствий. У пьяной агрессии, вранья, пьяных шуток и даже убийств был свой пьяный бог-покровитель, а Ометочтли («два кролика») был главным в этой компании. Все «400 кроликов» были детьми бога Патекатля и богини Майяуэль. Патекатль - бог плодородия и медицины, который открыл людям кактус пейотль, содержащий галлюциногенные алкалоиды, и научил готовить пульке, брагу, сделанную из агавы. Майяуэль - богиня агавы и изготовлявшегося из нее опьяняющего напитка октли. Она изображалась в виде женщины с 400 грудями, из которых постоянно тек сок агавы и которыми она выкормила своих детей-богов.


Дионис, греч. Вакх, лат. Бахус - сын Зевса и Семелы, дочери фиванского царя Кадма, бог вина, виноделия, виноградарства.

Родился в Фивах, но в то же время местом его рождения считались Наксос, Крит, Элида, Теос и Элефтерия. Дело в том, что его рождение происходило довольно сложным путем. Накануне рождения Диониса ревнивая супруга Зевса, решила погубить ребенка. Под видом старой няньки она навестила Семелу и подговорила ее попросить Зевса, чтобы он предстал перед ней во всей своей силе и славе. Зевс не мог отказать Семеле, так как ранее поклялся ей водами Стикса (самой нерушимой клятвой), что выполнит любое ее желание. К тому же эта просьба льстила его мужскому самолюбию, и он явился ей в громах и блеске молний. Случилось то, чего ждала Гера: молнии подожгли царский дворец и испепелили земное тело смертной Семелы. Умирая, она успела родить недоношенное дитя. Зевс предоставил свою возлюбленную ее судьбе, но ребенка защитил от огня стеной густого плюща, выросшего вокруг него по воле бога. Когда пожар утих, Зевс извлек сына из укрытия и зашил его в свое бедро, чтобы доносить. В положенное время (через три месяца) Дионис «родился заново» и был отдан Зевсом на попечение (см. также статью «Семела»).


Гермес не был женат и в качестве вестника богов то и дело отлучался из дому, так что о серьезном воспитании маленького Дионис не могло быть и речи. Поэтому Гермес передал Дионис сестре Семелы Ино, жене орхоменского царя . Узнав об этом, Гера наслала на Афаманта безумие, надеясь, что он убьет Дионис Но тот погубил только своих собственных сыновей и жену, так как Гермес вовремя вмешался и спас Дионис Затем он доставил Дионис в Нисейскую долину и вверил его нимфам, которые спрятали мальчика в глубокой пещере, заросшей виноградной лозой, и взрастили, несмотря на все козни Геры. Там Дионис впервые попробовал вино, богом которого сделал его Зевс. Оттуда же Дионис принес первый саженец виноградной лозы, чтобы вручить его афинскому пастуху Икарию в благодарность за радушный прием. Дионис научил Икария разводить виноград и делать из него вино, но этот подарок не принес пастуху счастья.


Весть о рождении Дионис и об его опьяняющем напитке люди восприняли со смешанными чувствами. Некоторые тут же с восторгом стали предаваться его культу, другие опасались, как бы из этого чего не вышло, третьи решительно воспротивились ему. (Об этом можно прочесть в статьях «Ликург», «Пенфей», «Миний».) На пути Дионис попадались и случайные недоброжелатели, вроде тирренских пиратов, которые похитили его, приняв за царского сына и рассчитывая на богатый выкуп. На корабле Дионис сбросил оковы, оплел виноградными лозами весь корабль, а сам превратился во льва. Пираты в страхе бросились в море и превратились в дельфинов (за исключением кормчего, который уговаривал разбойников отпустить Дионис). Постепенно люди все же признали божественную силу Дионис и до сих пор воздают должное его дару - вину (иногда даже больше, чем полезно для здоровья).

Справедливость требует отметить, что для греков Дионис был не только богом вина, виноделия и виноградарства, но и покровителем фруктовых деревьев и кустов, плоды которых он наливал соком, и в конечном счете в нем видели бога плодоносящих сил земли. Поскольку виноградарство и садоводство требуют усердия, тщательности и терпеливости, Дионис почитали как дарителя этих драгоценных качеств и богатства, которое приходит к усердным и умелым. Как бога вина Дионис чтили прежде всего за то, что он избавлял людей от забот (одно из его имен - Лиэй, т. е. «освободитель») и дарил им радость жизни. Своими дарами Дионис освежал дух и тело, способствовал общительности и веселью, воспламенял любовь и стимулировал творческие силы художников. Этим дарам цены не было и нет - но только в том случае, если поклонники Дионис придерживаются старого мудрого правила: «меден аган» - «ничего сверх меры».


По своему происхождению Дионис - не греческий бог, а, скорее всего, фракийский или малоазийский; его второе имя - - лидийско-фригийского происхождения. Уже в древнейшие времена его культ распространился по всему греческому (а затем и греко-римскому) миру, хотя мифы свидетельствуют, что этот культ не везде развивался беспрепятственно. Имя Дионис встречается на табличках критского линейного письма «Б» 14 в. до н. э., найденных в Кноссе. Однако Гомер еще не называет Дионис в числе главных богов. По словам Гесиода, супругой Дионис была , которую он отбил у Тесея, когда тот остановился на острове Наксос по дороге с Крита. От связи Дионис с Афродитой родился Приап, бог плодовитости (см. также «Загрей» и «Иакх»).


Культ Дионис в Греции, пишет Плутарх, «вначале был простым, но веселым, однако позже его празднества становились все более шумными и необузданными». (Один из эпитетов Дионис: «Бромий», т. е. «шумный», «бурный».) Под влиянием восточных культов они кое-где превратились в подлинные вак-

ханалии в нынешнем смысле слова, их участников охватывал экстаз, т. е. исступление (духа из тела). Особенно необузданными были ночные празднества, в которых участвовали женщины в костюмах спутниц Дионис (вакханки, менады, бассариды, фиады). В Беотии и Фокиде эти его почитательницы даже набрасывались на тела жертвенных животных и пожирали сырое мясо, веря, что этим они причащаются тела и крови самого бога. Подобным образом развивался его культ и у римлян, перенявших его в конце 5 в. до н. э. В 186 г. до н. э. было даже принято специальное постановление сената против излишеств и разгула на этих праздниках.


В Афинах (и вообще у ионийцев) наиболее долго сохранялся первоначальный характер Дионисовых празднеств. Они устраивались несколько раз в году, самые значительные (Великие Дионисии) - в конце марта. В истории культуры прежде всего запечатлелись их заключительные представления, в ходе которых хор певцов, облаченных в козлиные шкуры, исполнял песни в сопровождении танца - так называемые дифирамбы. С течением времени из этих дифирамбов развилась греческая трагедия - один из ценнейших вкладов греков в общечеловеческую культуру. Собственно, «трагедия» означает «песнь о козле» или «песнь козлов», а певцы в козлиных шкурах изображали козлоногих спутников Дионис - сатиров. Из шуточных песен на деревенских дионисиях развилась греческая комедия. Многие произведения Эсхила, Софокла, Еврипида и Аристофана, которые до сих пор не сходят со сцены, впервые были сыграны именно на афинских дионисиях. Под юго-восточным склоном Акрополя до сих пор сохранился театр Дионис, построенный в 6 в. до н. э., где эти игры проходили более полутысячелетия.


Греческие художники часто изображали Дионис, причем в двух видах: как серьезного зрелого мужчину с густыми волосами и бородой или как юношу. На одной из лучших античных статуй - «Гермес с Дионис» Праксителя (ок. 340 до н. э.) Дионис изображен ребенком. Сохранилось множество изображений Дионис на вазах и рельефах - отдельно, с сатирами или вакханками, с Ариадной, с тирренскими разбойниками и т. д.

Европейские художники изображали Дионис с не меньшей симпатией, чем античные. Из статуй прежде всего выделяются «Вакх» Микеланджело (1496-1497), «Вакх» Поджини (1554) и «Вакх» Торвальдсена (ок. 1800). Из картин - «Вакх и Ариадна» Тициана (1523), две картины Караваджо: «Вакх» (1592-1593) и «Молодой Вакх» (создан чуть позже), «Вакх» Рубенса (1635-1640, находится в Санкт-Петербурге, в Эрмитаже).




Из многочисленных скульптур, картин, фресок в картинных галереях и замках Чехии и Словакии отметим рисунок Романо «Процессия Вакха» в Моравской галерее в Брно и «Вакха с виноградной лозой и Амуром» Де Фриза в Вальдштейнском саду в Праге (литая копия оригинала, увезенного в 1648 г. шведами).



Дионис, статуя которого стояла на сцене каждого античного театра, в новое время опять попал на сцену, в основном - заслугами композиторов. В 1848 г. оперу-балет «Торжество Вакха» написал Даргомыжский, в 1904 г. «Триумф Вакха» - Дебюсси, в 1909 г. оперу «Вакх» - Массне.

В современном языке Дионис (Вакх) иносказательно - вино и связанное с ним веселье:

«Раздайтесь, вакхальны припевы!»
- А. С. Пушкин, «Вакхическая песня» (1825).


Фуфлунс — один из главных этрусских богов растительности и плодородия, божество смерти и возрождения. В этрусской мифологии Фуфлунс, иногда рассматривался как бог вина и виноделия, схожий с греческим богом Дионисом и римским Либером.

Культ бога Фуфлунса появился в городе Популония (лат. Populonium, этрусск. Pupluna или Fufluna) , в Тоскане. Популония (этрусск.Fufluna) была единственным этрусским городом, построенным прямо на берегу Тирренского и Лигурийского моря и расположенный на высоком холме.
В древности Популония была связана с Вольтеррой, начиная с IX века до н. э. город превратился в процветающий и независимый морской торговый порт Этрурии, Город был разрушен в 570 году лангобардами. Археологи обнаружили в Популонии большое количество этрусских древностей — аттические вазы V века до н. э., монеты из серебра и меди с изображением Фуфлунса, множество крупнейших некрополей Этрурии, которые возникли начиная с IX века до н. э. (культура Вилланова) до середины III века до н. э.
В Популонии обнаружены остатки храма этрусского бога растительности и плодородия, божества смерти и возрождения Фуфлунса, позднее ставшего богом вина, сродни греческому Дионисию Сиракузскому. Храм Фуфлунса в Популонии (этрусск. Fufluna) был разрушен в 384 до н. э.

Фуфлунс царствует на симпозиумах и поминальных трапезах и застольях в честь умерших; его главный атрибут – канфар с вином . На фресках и зеркалах Фуфлунса изображали рядом с пантерами или леопардами , которые всегда сопровождали богов имеющих отношения и с Земным миром, и Подземным царством.

Пантер или леопардов Фуфлонса часто изображали на стенах этрусских гробниц, и на ритуальных погребальных кубках, как знак присутствия бога Фуфлонса.

Имя Фуфлунса трижды упоминается Оно встречается на монетах и восемь раз на зеркалах и сосудах. Имя Фуфлунса упоминается в ряде надписей.

В этрусской мифологии богиня Земли Семла супруга Аплу, считается матерью этрусского бога Фуфлунса. На бронзовом зеркале IV века до н.э. изображена обнимающая в присутствии сына Фуфлунса.

Главной ценностью и высшим благом жизни, этрусский бог Фуфлунс провозгласил гедонизм (др.-греч. ἡδονή - «наслаждение», «удовольствие»), к которому следует стремиться каждому человеку.

Древние греки восприняли идеи гедонизма от этрусков. Древнегреческий философ Аристипп стал основоположником гедонизма, создал этическое учение, согласно которому удовольствие является высшим благом и целью жизни.

Подобно этрусскому Фуфлонсу у древних греков был Дионис, а у римлян – Бахус, или Вакх, которого сопровождали вакханки, считавшиеся божествами мирских удовольствий, щедрых возлияний и большому разнообразию угощений за столом.

С культом боги вина Фуфлунса и Диониса были связаны праздники Дионисии, которым предшествовал ритуал подготовки потребления вино, разыгрывались музыкальные интермедии, устраивались танцы, игры, читали стихи и пели песни.
Этруски были земледельцами выращивали ячмень, пшеницу, виноград, оливки, инжир, бобовые, фасоль, горох, каштаны, желуди.

Этруски занимались животноводством, разводили свиней, овец, домашнюю птицу, охотились на оленей, импортировали оливковое масло и виноградное вино. Повара готовили жареное или вареное мясо со специями и соусами, сделанными из зерновых, овощей, употребляли большое количество специй.

На изобильных застольях царствовал этрусский бог Фуфлунс, соблюдая поминальные ритуалы, этруски варёные яйца, как символ возрождения из загробного мира, они пили вино смешанное с водой, специями, медом, ели овощи и сыр, а в конце трапезы слуги подавали им фрукты и сладости.


Элегантная этрусская столовая посуда, сосуды для вина, подносы-лотки и столовые приборы украшали обильные столы этрусков. Слуги подавали разнообразные яства и разливали вино из крупных кратеров в чаши, келихи участников застолья.


В курганных захоронениях этрусков VI-IV века археологи находит драгоценные этрусские бронзовые вазы, керамические черно лаковые вазы из Аттики, кратеры, келихи — kylikes (чаши для вина), канфары, оставленные в гробницах для умершего, чтобы он мог пользоваться ими в своей новой жизни в потустороннем мире.

Известный древнегреческий живописец Эвфроний расписывал амфоры, канфары, пелики, используя сюжеты из древнегреческой мифологии, легенд из истории Троянской войны. На вазе изображена глава сатира и менады.

Культ древнегреческого бога вина Диониса (лат. Dionysus) прошёл по древней Элладе, Сирии и Азии до самой Индии, и через Фракию вернулся в Западную Европу. На своем пути Дионис, в сопровождении менад и вакханок, силенов и сатиров, пляшущих с жезлами (фирсами) обвитыми виноградом, везде учил людей виноделию и виноградарству. Женой Диониса считалась Ариадна, покинутая Тезеем на острове Наксос.

Культ бога Диониса, имевший вначале веселый характер, постепенно становился всё более невоздержанным и переходил в неистовые оргии, или вакханалии. Отсюда происходит второе имя Диониса - Вакх (др. греч. Βάκχος — «шумный»; и римское божество Бахус (лат. Bacchus — «шумный»). Особенную роль в празднествах Диониса играли жрецы — паны, сатиры, менады и вакханки - исступленные женщины. Богу вина Дионису посвящены были виноград, плющ, пантера, рысь, тигр, осёл, дельфин и козёл.

В этрусских легендах о Херкле (Геракле) и Уни рассказывается о нравах царящих в окружении бога Вина Фуфлунса. Как-то раз богиня Уни шла густым лесом, и неё неожиданно напали лесные существа - Паны из свиты бога вина и виноделия Фуфлунса (Диониса). Уни стала сопротивляться, но противников было очень много, и она не могла с ними справиться. Тогда богиня закричала о помощи, и её крик услышал Геркле, и тут же прибежал на зов. Хотя Геркле испытывал к Уни неприязнь из-за прежних ссор, он решительно встал на защиту Уни, ведь, он всегда приходил на помощь слабым и терпящим насилие. Бог Геркле взмахнул своей тяжёлой дубиной и ударом поверг наземь одного лесного демона за другим. Увидев, что с могучим Геркле им не справиться, остальные лесные демоны трусливо разбежались и Уни была спасена.

Сельве считается одним из этрусских богов плодородия, относящихся к кругу Фуфлунса. Имя этрусского бога Сельве можно встретить в надписях, покрывающих статуэтки обнаженных мальчиков и мужчин, которые жертвовались, в качестве вотивного дара богу Сельве, чтобы он даровал плодородие и исцелил тело дарителя. Наличие вотивных даров указывает на целительные способности Сельве.

Вергилий. Энеида. (Книга 8. 600)

Есть близ Церейской реки прохладная роща густая, —
Издавна чтима она как святыня; её окружают
Склоны крутые холмов, темнохвойной елью поросших.
Рощу и празднества в ней, как гласит преданье, Сильвану,
Богу пашен и стад, в старину посвятили пеласги,
Первыми в давние дни владевшие краем Латинским.

ПЕЛАСГИ (лат. PELASGI; греч.Πελασγoι) — Древний народ, населявший в доисторические времена всю Грецию и побережье с островами Эгейского моря. Следы пребывания пеласгов находят на территории Малой Азии (ныне Турция) и Италии .

Бога плодородия Сельве благодарили за удачу, за исцеление от болезней, за хорошие сны, за освобождение от рабства. Обычай просить об исцелении Сельве перешёл от этрусков к римлянам. Сельве изображался в крестьянской одежде; в качестве атрибутов он имел — серп и дерево, как знак его покровительства сельскому хозяйству и живой природе.

Силен (лат. Silenus) божество дикой природы, дикой растительности лесов и долин. Силен (др. греч. Σειληνός, Σιληνός), сын Гермеса или Пана и нимфы, постоянный спутник, наставник и воспитатель Вакха.

«Дважды рожденный». Дионис появился на Олимпе позднее других богов. Был он сыном Зевса и смертной женщины — прекрасной фиванской царевны Семелы. Поклялся ей Зевс исполнить любую просьбу — и вот, по наущению Геры, попросила Семела, чтобы Зевс предстал перед ней во всем величии бога-громовержца. Необдуманной была эта просьба: когда явился Зевс в грохоте грома и блеске молний, огонь охватил дворец и Семелу, которая жила в нем. Погибла любопытная женщина, но у нее вскоре должен был родиться ребенок, а мог ли Зевс допустить гибель своего еще не рожденного сына? Он выхватил ребенка из огня, а так как младенец был слишком мал и слаб, чтобы жить самостоятельно, то зашил его Зевс себе в бедро. Окреп Дионис в теле своего отца и тогда родился второй раз из бедра громовержца Зевса. Поэтому Диониса называли «дважды рожденный».

Дионис приводит мать на Олимп. Что касается Семелы, то Дионис, разумеется, не мог смириться с тем, что его мать находится в царстве Аида. Когда он получил место на Олимпе, он совершил нисхождение в мир мертвых. Там он нашел Семелу и вывел ее на Олимп, где она стала богиней и почиталась под именем Тиона. Поэтому и самого Диониса иногда называли Тиониан — сын Тионы.

Диониса укрывают от Геры. После нового рождения Дионис был передан на воспитание царю Афаманту и его жене Ино, сестре Семелы, у которых он и жил некоторое время, переодетый девочкой. Однако даже переодевание не могло укрыть его от Геры, которая не удовлетворилась смертью Семелы и перенесла свою ненависть на ее ребенка. Надеясь, что Афамант убьет Диониса, она наслала на него безумие. Однако тот убил только своего сына, приняв его за оленя, а Диониса унес от опасности Гермес.

Желая получше укрыть Диониса от преследования со стороны Геры, Гермес отнес его к нимфам на гору Ниса (при этом, чтобы Гера не заметила его, Дионис был превращен Зевсом в козленка). Нисейские нимфы поселили Диониса в прохладном горном гроте, ухаживали за ним, кормили его медом. За эту заботу о его сыне Зевс позже поместил нисейских нимф на небо среди звезд, где их можно видеть и поныне в виде звездного скопления Гиады в созвездии Тельца. А ребенок Зевса в память своего пребывания на Нисе получил имя, которое состоит из имени отца (Дий, то есть Зевс) и названия места, где он был воспитан; так возникло его имя.

Дионис изготавливает напитки. Именно на Нисе Дионис сделал свое важнейшее открытие — научился изготовлять из сока винограда веселящий душу напиток. Поэтому и стал он, когда вырос, веселым, могучим богом вина, дающего людям силы и радость. Желая даровать свое открытие людям, Дионис обошел почти всю обитаемую землю, повсюду приучая выращивать виноград и делать из него вино; а в тех странах, где виноград не растет, Дионис обучил людей изготовлять другой, не менее душистый, напиток из ячменя — пиво. [За это во многих странах, где бог сделал жизнь более приятной, он был удостоен самых высоких почестей.]

Первая трагедия из-за вин. Первым человеком, которого Дионис угостил вином и научил его изготовлять, был земледелец из Аттики по имени Икарий. Напиток понравился ему, и он решил познакомить с ним других людей. Тогда-то и случилась первая трагедия. Пастухи, которым Икарий поднес вино, пришли в восторг — ничего подобного они никогда не пили, и поэтому выпили слишком много непривычного напитка.

Напившись допьяна, они почувствовали себя плохо и подумали, что Икарий отравил их. Они яростно набросились на него и убили. У Икария была дочь по имени Эригона. Когда ее отец не вернулся домой, девушка отправилась его искать и при помощи верной собаки нашла — но мертвого. Горе Эригоны было столь велико, что она повесилась на дереве над отцовским телом.

Но Дионис, который хорошо относился к Икарию, не оставил его гибель без отмщения. Он наслал безумие на афинских девушек, и те стали кончать жизнь самоубийством, как это сделала Эригона. Жители Афин спросили Аполлона, за что на них гневаются боги, и получили ответ, что причина тому — убийство Икария. Тогда афиняне наказали пастухов-убийц, а в память Эригоны на празднике в честь Диониса афинские девушки стали устраивать на деревьях качели и качаться на них. А погибших Икария и Эригону боги поместили на небо, и он стал созвездием Арктур, а она — созвездием Девы. Нашлось место на небе и для верной собаки, которая помогла Эригоне в поисках отца, — это теперь звезда Сириус.

Вакханки. В странствиях Диониса сопровождала толпа почитателей, не только мужчин, но и женщин. В венке из винограда он шел или ехал верхом на пантере, а за ним и вокруг него в буйном танце неслись менады (их еще называют вакханками, потому что одним из имен Диониса было имя Вакх) — женщины, посвятившие себя служению Дионису. В руках у них были тирсы — жезлы, увитые плющом, такие же, как и у самого Диониса; они были одеты в шкуры оленей и опоясаны задушенными змеями. В священном безумии они сокрушали все, что попадалось им на пути. С возгласами «Вакх, Эвое!» они били в тимпаны, руками терзали на части попавшихся им диких зверей, из земли и скал высекали своими тирсами молоко и мед, вырывали с корнем встречные деревья. Их буйное шествие увлекало за собой всех встречных людей и было посвящено Дионису Бромию, то есть «Шумному».

Сатиры. Кроме менад Диониса повсюду сопровождали сатиры — существа, похожие на человека, но с телами, покрытыми шерстью, козлиными ногами, рожками и лошадиными хвостами. Они были озорные, лукавые, всегда веселые, часто пьяные; в жизни, кроме вина и красавиц-нимф, их не интересовало ничего. Сопровождая Диониса, они исполняли нехитрые мелодии на свирелях и флейтах, и пронзительные звуки этой музыки разносились по окрестностям, возвещая о приближении веселого бога.

Старик Силен. В этом шумном шествии, которое называлось фиас, едет на осле и старик Силен, воспитатель Диониса. Он довольно забавен на вид — лысый, пузатый, курносый, всегда сидит на осле. Силену настолько нравится напиток, изобретенный его воспитанником, что Силена уже давно никто не видел трезвым. Однако свой ум он не пропил, и иногда вдруг совершено трезвым голосом произносит слова, полные мудрости. Дионис очень любит своего воспитателя, по его повелению за ним постоянно следят и ухаживают сатиры.

Мидас. Несмотря на эти предосторожности, однажды Силен пропал. Когда под ноги ослу попала лесная кочка, и он споткнулся, Силен упал с него, да так и остался лежать в придорожных кустах. Никто этого не заметил, а сам Силен преспокойно спал на том месте, где свалился с осла.

Утром его нашли слуги царя Мидаса и доставили во дворец. Царь сразу понял, кто находится перед ним, и потому окружил его всяческим почетом, дал проспаться, а затем помог вернуться к Дионису. За это бог предложил Мидасу просить любую награду. Тот, не отличаясь особым умом и воображением, попросил сделать так, чтобы в золото превращалось все, к чему он прикасается. «Мне жаль, Мидас, что ты не придумал ничего лучшего, но будь по твоему!» — с этими словами Дионис отпустил Мидаса домой.

Царь был вне себя от счастья. Еще бы! Он теперь станет самым богатым человеком на земле! Он сломил ветку с дерева — и ветка в его руках стала золотой. Поднял с земли камень — и камень обратился в золото. Но вот настала царю пора обедать. Взял он со стола хлеб — и тот тоже стал золотым. Только теперь понял Мидас, сколь страшен был дар Диониса: всякая пища превращалась в его руках в золото, и ему теперь угрожала голодная смерть. Тогда Мидас взмолился к Дионису, упрашивая забрать свой дар назад, и Дионис, не питая на него зла, согласился. Он повелел ему отправиться к реке Тмол и искупаться в ней, смыть с себя волшебную силу. Мидас так и поступил, и после купания мог смело прикасаться к чему угодно — в золото он больше не превращал. А в реке Тмол с тех пор люди стали находить золотой песок.

Случай в Фивах. Прекрасен и вечно молод Дионис; спадают на его плечи длинные, волнистые иссиня-черные волосы, сияют темно синие глаза. Под звуки флейт и свирелей продвигается его шествие-фиас из одной страны в другую, и везде учит Дионис людей разводить виноград и делать из его тяжелых, спелых гроздей вино. Не всем и не везде это нравилось; иногда Диониса не хотели считать богом, и тогда он обрушивал на нечестивцев страшные кары. Вот что произошло, например, в Фивах, на родине Семелы, матери Диониса.

У Семелы была сестра Агава. Когда та погибла, испепеленная молниями Зевса, Агава стала говорить, что Семела погибла заслуженно: она-де распускала слухи о том, что ее удостоил супружеского общения сам Зевс, и в наказание он уничтожил ее. То же самое говорил и сын Агавы, Пенфей, ставший фиванским царем: нет никакого бога Диониса, все это вымыслы досужих людей. Тогда сам Дионис решил вступиться за честь своей матери. Приняв образ прекрасного юноши, он явился в Фивы и там заразил вакхическим исступлением и Агаву, и других фиванских женщин. С дикими возгласами «Вакх, Эвое!» они умчались в горы и там стали вести жизнь неистовых менад.

Дионис перед Пенфеем. Разгневанный Пенфей приказал доставить к нему чужестранца, от которого пошло это бедствие. И вот закованный в цепи Дионис стоит перед царем. Он улыбается, глядя, как беснуется Пенфей, как, желая еще крепче сковать своего пленника, он связывает крепкими узами быка, который кажется ему Дионисом. Вдруг весь дворец сотрясся, зашатались колонны, а на том месте, где когда-то погибла Семела, появился огненный столп, озаривший своим сиянием весь дворец. Пенфей, охваченный безумием, подумал, что дворец горит и приказал носить воду для тушения пожара, а на Диониса, чтобы тот не ускользнул от его мщения, бросился с обнаженным мечом. Ему показалось, что он нанес смертельный удар чужестранцу, но когда он выбежал из дворца, он вновь увидел его, окруженного толпой вакханок.

Бог Дионис

Пенфей становится жертвой безумия. Все сильнее и сильнее охватывает Пенфея безумие. Когда с гор пришел пастух, который рассказал о том образе жизни, который ведут там вакханки, царь приказал войску готовиться к походу — все вакханки будут захвачены силой и убиты! Сам же царь решил, переодевшись женщиной, лично посмотреть на них в лесу. Однако когда он пришел в лес, женщины его заметили.

Дионис сделал так, что они не поняли, что перед ними человек, решив, что видят дикого зверя. Всей толпой набросились они на несчастного и растерзали его на части. Агава, насадив голову Пенфея на свой жезл, вошла в город с этой добычей, призывая всех посмотреть на голову свирепого льва, убитого ею. Когда безумие прошло и она поняла, какое преступление совершила, Агава покинула родной город и умерла на чужбине, а все фиванцы отныне не сомневались, что Дионис настоящий бог, а Семела была женой Зевса.

Дионисии.

Так как Дионис был связан с выращиванием винограда, то естественно, что время праздников в его честь во многом было связано с работами на виноградниках. Работы эти оканчивались в декабре; на это время приходился праздник Малые Дионисии. Это был радостный праздник в честь бога вина и веселья, полный забав и шуток. По греческим селениям в этот день ходили шумные процессии, в которых участвовали все — и мужчины, и женщины, и свободные, и рабы. Участвовавшие в этих процессиях несли священные предметы и символы Диониса - виноградные ветви и сосуды с вином. У храма Диониса совершались жертвоприношения, а затем начинались пирушки и развлечения. Именно в этот день чтили Икария и Эригону, в этот день молодежь предавалась веселой и шумной игре: нужно было на одной ноге удержаться на надутом кожаном мешке, смазанном маслом. Победитель получал в награду этот же мешок, но уже наполненный вином.

В феврале справляли еще один праздник - Ленеи, а вскоре после них — Анфестерии. По традиции, молодое вино было принято пробовать именно в дни этого праздника. В это время сосуды с вином украшали гирляндами из первых весенних цветов; цветами украшали и детей, которым в этот день было принято покупать и дарить разные игрушки. Взрослые во время этого праздника устраивали состязания в питье вина. Победителем в них считался тот, кто быстрее выпивал свою чашу.

Но главным праздником в честь Диониса были Великие Дионисии, которые праздновали в конце марта — начале апреля. Он длился целую неделю и отмечался с большой пышностью. Но, пожалуй, для нас важнее не эта пышность, а то, что именно с этим праздником связано зарождение театра. Из тех сценок, которые разыгрывали в дионисийских шествиях их ряженые участники, позже возникли трагедия и комедия. На Великих Дионисиях четыре дня в театрах играли трагедии, а на Ленеях в театрах древней Греции ставились комедии.



Похожие статьи