Авиация россии. Авиация россии Сколько весит су 34

Реестр Су-34

ММЗ им. П.О. Сухого:

##-## ● ##### - Т10В-1 - Су-34 - б/н 42 синий. Бирюзовый окрас (камуфляж). (п/п 13.04.1990).
Первый опытный лётный образец.
Т-10В-1 был поднят в воздух с аэродрома ЛИИ 13 апреля 1990 г. одиним из лучших пилотов ОКБ, заслуженным летчиком-испытателем СССР Анатолием Александровичем Ивановым. Испытания ОКБ, с августа 1990-го перебазирован в Саки, летом 1992 совершил демонстрационный пролет над палубой ТАКР "Тбилиси" (Фото ), перелет в Москву; 1992 - участие в выставке Мачулищи (первый демонстрационный показ), полеты на «Мосаэрошоу-92» , далее простой около года во время доработки БРЭО. В феврале 1994 г. полеты возобновили, часть доработок признали удачными. В августе 1994 г установлена опытная аппаратура РЭП и ее испытания.
В начале 1996 года простой на доработках и перебазирование в Новосибирск (после дороботок - Фото ). А августе 1996 участие в воздушном параде в Тушино. С 1997 и по 2005 СГИ в ГЛИЦ.
По состоянию на 2008 г. находится там же в отстойнике со снятыми двигателями. На хранении в отстойнике (Фото ).
Имеет по одному колесу на опорах шасси.
По некоторым данным переделан из Су-27УБ сер. 07-10 зав. 963.104.12050.
(Фото ).
Показы/Учения/БД: Показ на аэр. Мачулищи 1992 (Фото ), МАКС 1992 1995, Парад в Тушино 1996.
Эксплуатант: 929-й ГЛИЦ.
Текущее состояние:

НАПО им. Чкалова:

Расшифровка серийного номера Су-34:

Код завода Код изделия Квартал Год Серия * Номер
416 066 - Су-34 1-4 0-9 00-99 0-9 01-99

Серия №00 - 3 борта

00-01 ● 4160664300501 - Т10В-2 - Су-34 - б/н №43 синий. Бирюзовый окрас (камуфляж). (п/п 18.12.1993).
Второй опытный лётный образец, первый самолет постройки НАПО.
Облет 18.12.1993 (Фото ). В марте 1994 г. перелет из Новосибирска в Москву, испытания в ГЛИЦ, в лётном состоянии на май 2010 г.;. В 2010 г. ещё летал.
(Фото ).
Эксплуатант: 929-й ГЛИЦ.
Текущее состояние: На хранении в 929-м ГЛИЦ, Ахтубинск.

00-02 ● 416066##00502 - Т10В-3 - Су-34 - б/н №Нет .
Планер для ресурсных испытаний.
Построен в декабре 1993 г., 02.1994–02.1996 прошёл полный цикл испытаний на полигоне Фаустово. На хранении на полигоне Фаустово (Фото ).
Эксплуатант: ОКБ П.О. Сухого.
Текущее состояние: На хранении на полигоне Фаустово.

00-03 ● 4160662700573 - Т10В-4 - Су-34 - б/н №44 контурный , выставочный №343 белый . Бирюзовый окрас (камуфляж). (п/п 25.12.1996).
Второй предсерийный образец.
с ноября 2002 г. выведен из лётной эскплуатации в ГЛИЦ. На хранинии в отстойнике (Фото ).
(Фото ). Кабина Су-34 (Т10В-4), б/н №44 контурный : (Фото ).
Показы/Учения/БД: Le Bourget 1997, МАКС 1997.
Эксплуатант: 929-й ГЛИЦ.
Текущее состояние: На хранении в 929-м ГЛИЦ, Ахтубинск.

Серия №01 - 7 бортов

01-01 ● 4160664401601 - Т10В-5 - Су-34 - б/н №45 контурный , выставочный №349 белый . Бирюзовый окрас (камуфляж). (п/п 28.12.1994).
Первый предсерийный образец. Первый самолет установочной партии (1-й серии).
Вышел раньше "предсерийного" Т-10В-4 (для рапорта о начале серийного производства), облет 28.12.1994., не летает с марта 2002 г.;
20.06.1995 - Аварийная посадка в Праге. (Фото ).
На хранинии в отстойнике (Фото ).
(Фото ).
Показы/Учения/БД: Le Bourget 1995, МАКС 1995, 2001.
Эксплуатант:
Текущее состояние: На хранении в 929-м ГЛИЦ, Ахтубинск.

01-02 ● 4160664901602 - Т10В-6 - Су-34 - б/н №46 красный RF-94487? . Бирюзовый окрас (камуфляж). (п/п 27.12.1997).
Ранее б/н №46 контурный .
Третий предсерийный образец. Второй самолет установочной партии.
Изготовлен НАПО в начале 1997 г. облёт 27.12.1997., Получил №46 контурный . С декабря 2008 г. по май 2010 г. находился на ремонте и модернизации на НАПО (установка ВСУ, БРЛС и блоков управления); Передан как учебное пособие в ВАИУ (Фото ). Затем получил б/н №46 красный (Фото ), а позже RF-94487? . (Фото , Видео).
Показы/Учения/БД: МАКС 2003 (Фото ).
Эксплуатант: ВАИУ (а/д Балтимор). Ранее 929-й ГЛИЦ.
Текущее состояние: Учебное пособие в ВАИУ - (а/д Балтимор).

01-03 ● 416066##01003 - Т10В-0 - Су-34 - б/н №Нет . Неокрашен.
Планер для стат. испытаний.
Самолёт для повторных статических испытаний в СибНИА установочной партии, построен в сентябре 1995 г.;
Эксплуатант: СибНИА.
Текущее состояние: Стат. испытания в СибНИА.

01-04 ● 4160664001104 - Т10В-7 - Су-34 - б/н №47 контурный . Бирюзовый окрас (камуфляж). (п/п 22.12.2000).
Четвертный предсерийный образец. Третий лётный экземпляр установочной партии.
Собрана НАПО в 2000 г. Испытания в ГЛИЦ (Фото ), в августе 2008 участие в миротворческой операции в Южной Осетии. По сведениям запуском противорадиолокационной ракеты уничтожил грузинскую РЛС. Испытания разведаппаратуры (в т.ч. контейнера "Сыч" (Фото ).). По состоянию на 2015 г. в полете.
(Фото ).
Эксплуатант: ОКБ П.О. Сухого.
Текущее состояние: Эксплуатируется.?

01-05 ● 4160664301205 - Т10В-8 - Су-34 - б/н №48 контурный . Бирюзовый окрас (камуфляж). (п/п 20.12.2003).
Четвёртый лётный экземпляр установочной партии.
После модернизации БРЭО в сентябре 2004 г. передан в ГЛИЦ.
(Фото ). Кабина Су-34 (Т10В-8), б/н №48 контурный : (Фото ).
Показы/Учения/БД: МАКС 2005 (Фото ) 2007 (Фото ) 2011 (Фото ).
Эксплуатант: ОКБ П.О. Сухого.
Текущее состояние: Эксплуатируется.?

01-06 ● 4160664601306 - Т10В-9 - Су-34 - б/н №01 красный. Бирюзовый окрас (камуфляж). (п/п 11.10.2006).
Ранее носил б/н №49 контурный (Фото ).
Первый серийный. Выкатка из цеха НАПО - 06.07.2006., облёт - 12.10.2006., передан ВВС - 15.12.2006.
Доработан до серийного образца. Формально передан ВВС (вместе с бортом №02 красный) 15.12.2006 (Фото ) Был приписан к 4 ЦБП, после чего перелетел в ГЛИЦ. 08.08.08 участие в миротворческой операции в Южной Осетии. Войсковые испытания в ГЛИЦ.
Показы/Учения/БД: МАКС 2009 (Фото LJ-Igor113 , ).
Эксплуатант: 929-й ГЛИЦ.
Текущее состояние: Эксплуатируется.

01-07 ● 4160662701404 - - Т10В-10 - Су-34 - б/н №02 красный RF-92251 . Бирюзовый окрас (камуфляж). 2007. (п/п 30.03.2007).
На борту нанесена икона "Святитель Николай Чудотворец" , нанесена 18.06.2008, Липецк (Фото ).
Изготовлен НАПО в 2007 г. Формально передан ВВС (вместе с бортом №01 красный) 15.12.2006 (Фото ), ещё до окончательной достройки и комплектации системами, облётан, вероятно, только в 2007 г., перелетел в Липецк в августе 2007 г. 18 июня 2008 г. на 55-летие Липецкого ЦБП и ПЛС им. В.П.Чкалова самолёту присвоено почётное наименование «Святитель Николай Чудотворец». Позже получил RF-92251.
Показы/Учения/БД: МАКС 2009, АвиаДартс (КНР) 2017.
Эксплуатант:
Текущее состояние: Эксплуатируется.

Серия №02 - 13 бортов

02-01 ● 4160664802501 - Т10В-11 - Су-34 - б/н №03 красный RF-93619 . Бирюзовый окрас (камуфляж). 2008. (п/п 12.11.2008).
Построен в 2008 г., перелетел в Липецк 20.12.2008.
На борту, за кабиной, нанесен флаг РФ (Фото ).
Показы/Учения/БД:
Эксплуатант: 968-й осап, 4-й ЦБП и ПЛС.
Текущее состояние: Эксплуатируется.

02-02 ● 4160661902602 - Т10В-12 - Су-34 - б/н №04 красный RF-92252
Построен в 2009 г., перелетел в Липецк 19.12.2009. (Фото ). В мае 2017 передан как учебное пособие в ВАИУ (а/д Балтимор). (Видео). В конце 2018 перевезен в Ростов-на-Дону (Видео).
Показы/Учения/БД: МАКС 2011, Форум Армия 2015.
Эксплуатант: ФГКВПОУ 183 УЦ МО РФ, Ростов-на-Дону, Ростовская Обл. Ранее ВАИУ (а/д Балтимор), 4-й ЦБП и ПЛС.
Текущее состояние: Учебное пособие в ФГКВПОУ 183 УЦ МО РФ.

02-03 ● 4160664902803 - Т10В-13 - Су-34 - б/н №09 красный RF-92253 . Бирюзовый окрас (камуфляж). 2009.
(Фото ).
Ранее б/н №05 красный.
Построен в 2009 г., перелетел в Липецк 19.12.2009. В декабре 2018 передан как учебное пособие в МЭИ (Фото ).
Эксплуатант: МЭИ. Ранее 968-й осап, 4-й ЦБП и ПЛС.
Текущее состояние: Учебное пособие в МЭИ.

02-04 ● 416066#902804 - Т10В-14 - Су-34 - б/н №06 красный RF-95070
Показы/Учения/БД: «100 лет ВВС» 2012.
Эксплуатант: 47-й бап.
Текущее состояние: Эксплуатируется.

02-05 ● 4160664002805 - Т10В-15 - Су-34 - б/н №07 красный RF-95804 . Бирюзовый окрас (камуфляж). 2010.
Эксплуатант: 47-й бап.
Текущее состояние: Эксплуатируется.

02-06 ● 4160664002806 - Т10В-16 - Су-34 - б/н №08
Показы/Учения/БД: МАКС 2011, «100 лет ВВС» 2012.
Эксплуатант: 47-й бап.
Текущее состояние: Эксплуатируется.

02-07 ● 4160664002807 - Т10В-17 - Су-34 - б/н №09 красный. Бирюзовый окрас (камуфляж). 2010.
Показы/Учения/БД: Учения Ладога-2016.
Эксплуатант: 47-й бап.
Текущее состояние: Эксплуатируется.

02-08 ● 416066#102808 - Т10В-18 - Су-34 - б/н №01 красный
Показы/Учения/БД: «100 лет ВВС» 2012.
Эксплуатант: 47-й бап.
Текущее состояние: Эксплуатируется.

02-09 ● 416066#102309 - Т10В-19 - Су-34 - б/н №02 красный RF-95802 . Бирюзовый окрас (камуфляж). 2011.
Ранее носил RF-95801 .
Показы/Учения/БД: «100 лет ВВС» 2012, Парад Победы 2015, Форум Армия 2015, Учения Ладога-2016.
Эксплуатант: 47-й бап.
Текущее состояние: Эксплуатируется.

02-10 ● 416066#102409 - Т10В-20 - Су-34 - б/н №03 красный RF-95803 . Бирюзовый окрас (камуфляж). 2011.
Ранее носил RF-95805 .
Показы/Учения/БД: «100 лет ВВС» 2012, Форум Армия 2015, Парад Победы 2015, Операция в Сирии.
Эксплуатант: 47-й бап.
Текущее состояние: Эксплуатируется.

02-11 ● 416066#102511 - Т10В-21 - Су-34 - б/н №04 красный RF-95801 . Бирюзовый окрас (камуфляж). 2011.
Ранее носил RF-95803 .
Показы/Учения/БД: Форум Армия 2015.
Эксплуатант: 47-й бап.
Текущее состояние: Эксплуатируется.

02-12 ● 4160664102612 - Т10В-22 - Су-34 - б/н №05 красный RF-95806 . Серый окрас. 2011.
Показы/Учения/БД: «100 лет ВВС» 2012, Учения Ладога-2016.
Эксплуатант: 47-й бап.
Текущее состояние: Эксплуатируется.

02-13 ● 4160664102713 - Т10В-23 - Су-34 - б/н №10 красный RF-95812 . Серый окрас. 2011.
Показы/Учения/БД: МАКС 2013.
Эксплуатант: 47-й бап.
Текущее состояние: Эксплуатируется.

Серия №03 - 10 бортов

03-01 ● 4160664103#01 - Т10В-24 - Су-34 - б/н №11 красный. Серый окрас. 2012.
Показы/Учения/БД: Парад Победы 2015 (Минск), Парад Победы 2016.
Эксплуатант: 47-й бап.
Текущее состояние: Эксплуатируется.

● - Т10В-25 - Су-34 - б/н №12 красный. Серый окрас. 2012.
Показы/Учения/БД: Парад Победы 2016, Учения Ладога-2016.
Эксплуатант: 47-й бап.
Текущее состояние: Эксплуатируется.

03-03 ● 416066##03#03 - Т10В-26 - Су-34 - б/н №20 красный. Серый окрас. 2012.
Эксплуатант: 47-й бап.
Текущее состояние: Эксплуатируется.

03-04 ● 416066##03#04 - Т10В-27 - Су-34 - б/н №21 красный RF-95002 . Серый окрас. 2012.
Показы/Учения/БД: Бутурлиновка «100 лет ВВС» 2017, АвиаДартс 2017, Операция в Сирии.
Эксплуатант: 47-й бап.
Текущее состояние: Эксплуатируется.

03-05 ● 416066##03#05 - Т10В-28 - Су-34 - б/н №22 красный RF-95005 . Серый окрас. 2012.
Показы/Учения/БД: Парад Победы 2015 (Минск), Операция в Сирии.
Эксплуатант: 47-й бап.
Текущее состояние: Эксплуатируется.

03-06 ● 416066##03#06 - Т10В-29 - Су-34 - б/н №23 красный RF-95810 . Серый окрас. 2013.
Показы/Учения/БД: АвиаДартс 2015, 2017.
Эксплуатант: 47-й бап.
Текущее состояние: Эксплуатируется.

03-07 ● 416066##03#07 - Т10В-30 - Су-34 - б/н №24 красный RF-95808 . Серый окрас. 2013.
Показы/Учения/БД: Операция в Сирии.
Эксплуатант: 47-й бап.
Текущее состояние: Эксплуатируется.

03-08 ● 416066##03#08 - Т10В-31 - Су-34 - б/н №25 красный RF-95811 . Серый окрас. 2013.
Показы/Учения/БД: Операция в Сирии.
Эксплуатант: 47-й бап.
Текущее состояние: Эксплуатируется.

03-09 ● 416066##03#09 - Т10В-32 - Су-34 - б/н №26 красный RF-95807 . Серый окрас. 2013.
Показы/Учения/БД: Операция в Сирии.
Эксплуатант: 47-й бап.
Текущее состояние: Эксплуатируется.

03-10 ● 416066##03#10 - Т10В-33 - Су-34 - б/н №27 красный RF-95809 . Серый окрас. 2013.
В Сирии получил повреждения, доставлен Русланом на НАЗ (НАПО), восстановлен, в декабре 2018 облетан (Фото ).
Показы/Учения/БД: Операция в Сирии.
Эксплуатант: 47-й бап.
Текущее состояние: Эксплуатируется.

Серия №04 - 10 бортов

04-01 ● 4160662304801 - Т10В-34 - Су-34 - б/н №28 красный RF-95067 . Серый окрас. 2012.
(Фото ).
04.06.2015 - Авария. 4 июня 2015 года около 16:30 при заходе на посадку на аэродром Бутурлиновка (Воронежская область) после выполнения планового учебно-тренировочного полёта потерпел аварию фронтовой бомбардировщик Су-34 из состава 47-го отдельного смешанного авиационного полка 116й смешанной авиационной дивизии 1-го командования ВВС и ПВО России. Полк с декабря 2013 года временно базируется на аэродроме Бутурлиновка на период ремонта взлётно-посадочной полосы на штатном аэродроме базирования полка Балтимор (Воронеж). Самолёт выкатился за пределы взлётно-посадочной полосы и перевернулся. Экипаж самолёта не пострадал. (Видео). (Фото ). 15.06.2016 - доставлен на НАПО (Фото ). Восстановление на НАПО - (Фото ), День НАПО 2017 (Фото ), 2018.02.19 - ().
Планируется восстановление как образец для стат. испытаний.
Показы/Учения/БД: МАКС 2013, День НАПО 2017.
Эксплуатант: ????? , ранее 47-й бап.
Текущее состояние: Ремонт/Восстановление на НАПО.

04-02 ● 4160662304102 - Т10В-35 - Су-34 - б/н №34 красный RF-93801 . Серый окрас. 2013.
(Фото ).
Показы/Учения/БД: День 929-го ГЛИЦ «95 лет» 2015.
Эксплуатант: 929-й ГЛИЦ.
Текущее состояние: Эксплуатируется.

04-03 ● 416066##04#03 - Т10В-36 - Су-34 - б/н №29 красный RF-95065 . Серый окрас. 2013.
Показы/Учения/БД: МАКС 2013, Парад Победы 2016.
Эксплуатант: 47-й бап.
Текущее состояние: Эксплуатируется.

04-04 ● 416066##04#04 - Т10В-37 - Су-34 - б/н №30 красный RF-95066 . Серый окрас. 2013.
Показы/Учения/БД: МВМС 2017.
Эксплуатант: 47-й бап.
Текущее состояние: Эксплуатируется.

04-05 ● 416066##04#05 - Т10В-38 - Су-34 - б/н №31 красный RF-96472 . Серый окрас. 2013.
Показы/Учения/БД: Парад Победы 2016.
Эксплуатант: 47-й бап.
Текущее состояние: Эксплуатируется.

04-06 ● 416066##04#06 - Т10В-39 - Су-34 - б/н №01 красный RF-93831 . Серый окрас. 2013.
Эксплуатант: 559-й бап..
Текущее состояние: Эксплуатируется.

04-07 ● 416066##04#07 - Т10В-40 - Су-34 - б/н №02 красный RF-93832 . Серый окрас. 2013.
Эксплуатант: 559-й бап.
Текущее состояние: Эксплуатируется.

04-08 ● 416066##04#08 - Т10В-41 - Су-34 - б/н №03 красный RF-93830 . Серый окрас. 2013.
Эксплуатант: 559-й бап.
Текущее состояние: Эксплуатируется.

04-09 ● 416066##04#09 - Т10В-42 - Су-34 - б/н №04 красный RF-##### . Серый окрас. 2013.
Передан - 16.12.2013.
Эксплуатант: 559-й бап.
Текущее состояние: Эксплуатируется.

04-10 ● 416066#30421010 - Т10В-43 - Су-34 - б/н №05 красный RF-93836 . Серый окрас. 2013.
Передан - 16.12.2013.
(Фото ).
Эксплуатант: 559-й бап.
Текущее состояние: Эксплуатируется.

Серия №05 - 20 бортов

05-01 ● 416066##05#01 - Т10В-44 - Су-34 - б/н №06 красный RF-93835 . Серый окрас. 2013.
Передан - 16.12.2013.
Эксплуатант: 559-й бап.
Текущее состояние: Эксплуатируется.

05-02 ● 416066##05#02 - Т10В-45 - Су-34 - б/н №07 красный RF-93837 . Серый окрас. 2013.
Передан - 16.12.2013.
Эксплуатант: 559-й бап.
Текущее состояние: Эксплуатируется.

05-03 ● 416066##05#03 - Т10В-46 - Су-34 - б/н №08 красный RF-93833
Передан - 23.12.2013.
(Фото ).
Эксплуатант: 559-й бап.
Текущее состояние: Эксплуатируется.

05-04 ● 416066##05604 - Т10В-47 - Су-34 - б/н №09 красный RF-93838 . Бирюзовый окрас (камуфляж). 2013.
Передан - 23.12.2013.
Эксплуатант: 559-й бап.
Текущее состояние: Эксплуатируется.

05-05 ● 416066##05#05 - Т10В-48 - Су-34 - б/н №10 красный RF-93826
Передан - 10.06.2014.
Эксплуатант: 559-й бап.
Текущее состояние: Эксплуатируется.

05-06 ● 416066##05#06 - Т10В-49 - Су-34 - б/н №11 красный RF-##### . Бирюзовый окрас (камуфляж). 2014.
Передан - 10.06.2014.
Эксплуатант: 559-й бап.
Текущее состояние: Эксплуатируется.

05-07 ● 416066##05#07 - Т10В-50 - Су-34 - б/н №12 красный RF-93828 . Бирюзовый окрас (камуфляж). 2014.
Передан - 10.06.2014.
(Фото ).
Показы/Учения/БД: День АВВАУЛ «75 лет» 2016.
Эксплуатант: 559-й бап.
Текущее состояние: Эксплуатируется.

05-08 ● 416066##05008 - Т10В-51 - Су-34 - б/н №14 красный RF-92218 . Бирюзовый окрас (камуфляж). 2014.
(Фото ).
Передан - 18.07.2014.
Эксплуатант: 559-й бап.
Текущее состояние: Эксплуатируется.

05-09 ● 416066##05#09 - Т10В-52 - Су-34 - б/н №15 красный RF-93829 . Бирюзовый окрас (камуфляж). 2014.
Передан - 18.07.2014.
Эксплуатант: 559-й бап.
Текущее состояние: Эксплуатируется.

05-10 ● 416066##05#10 - Т10В-53 - Су-34 - б/н №16 красный RF-92219 . Бирюзовый окрас (камуфляж). 2014.
Передан - 18.07.2014.
(Фото ).
Эксплуатант: 559-й бап.
Текущее состояние: Эксплуатируется.

05-11 ● 416066##05#11 - Т10В-54 - Су-34 - б/н №17 красный RF-93814 . Бирюзовый окрас (камуфляж). 2014.
Передан - 15.10.2014.
Эксплуатант: 559-й бап.
Текущее состояние: Эксплуатируется.

05-12 ● 416066##05#12 - Т10В-55 - Су-34 - б/н №18 красный RF-93813 . Бирюзовый окрас (камуфляж). 2014.
Передан - 15.10.2014.
Показы/Учения/БД: День ЕВВАУЛ «100 лет» 2015, АвиаДартс-2018.
Эксплуатант: 559-й бап.
Текущее состояние: Эксплуатируется.

05-13 ● 416066##05#13 - Т10В-56 - Су-34 - б/н №19 красный RF-93821 . Бирюзовый окрас (камуфляж). 2014.
Передан - 15.10.2014.
Эксплуатант: 559-й бап.
Текущее состояние: Эксплуатируется.

05-14 ● 416066##05#14 - Т10В-57 - Су-34 - б/н №20 красный RF-##### . Бирюзовый окрас (камуфляж). 2014.
Передан - 15.10.2014.
Эксплуатант: 559-й бап.
Текущее состояние: Эксплуатируется.

05-15 ● 416066##05#15 - Т10В-58 - Су-34 - б/н №21 красный RF-93819 . Бирюзовый окрас (камуфляж). 2014.
Передан - 15.10.2014.
Эксплуатант: 559-й бап.
Текущее состояние: Эксплуатируется.

● 416066##05#16 - Т10В-59 - Су-34 - б/н №22 красный RF-93818 . Бирюзовый окрас (камуфляж). 2014.
Передан - 15.10.2014.
Показы/Учения/БД: День ЕВВАУЛ «100 лет» 2015.
Эксплуатант: 559-й бап.
Текущее состояние: Эксплуатируется.

05-17 ● 416066##05#17 - Т10В-60 - Су-34 - б/н №24 красный RF-93817 . Бирюзовый окрас (камуфляж). 2014.
Передан - 08.12.2014.
Эксплуатант: 559-й бап.
Текущее состояние: Эксплуатируется.

05-18 ● 416066##05#18 - Т10В-61 - Су-34 - б/н №25 красный RF-93816 . Бирюзовый окрас (камуфляж). 2014.
Передан - 08.12.2014.
Показы/Учения/БД: АвиаДартс-2018.
Эксплуатант: 559-й бап.
Текущее состояние: Эксплуатируется.

05-19 ● 416066##05119 - Т10В-62 - Су-34 - б/н №27 красный RF-93815 . Бирюзовый окрас (камуфляж). 2014.
(Фото ).
Передан - 08.12.2014.
Эксплуатант: 559-й бап.
Текущее состояние: Эксплуатируется.

05-20 ● 416066##05#20 - Т10В-63 - Су-34 - б/н №35 красный. Бирюзовый окрас (камуфляж). 2014.
Передан - 08.12.2014.
Эксплуатант: 929-й ГЛИЦ.
Текущее состояние: Эксплуатируется.

Серия №06 - 16 бортов

06-01 ● 416066##06#01 - Т10В-64 - Су-34 - б/н №28 красный RF-93822 . Бирюзовый окрас (камуфляж). 2014.
(Фото RP.Net).
Передан - 08.12.2014.
Показы/Учения/БД: День АВВАУЛ «75 лет» 2016, День 4-й ВА «75 лет» (Ростов-на-Дону) 2016, АвиаДартс-2018.
Эксплуатант: 559-й бап.
Текущее состояние: Эксплуатируется.

06-02 ● 416066##06#02 - Т10В-65 - Су-34 - б/н №31 красный RF-93823 . Бирюзовый окрас (камуфляж). 2014.
Передан - 22.12.2014.
Показы/Учения/БД: МАКС 2015, День АВВАУЛ «75 лет» 2016, Операция в Сирии.
Эксплуатант: 559-й бап.
Текущее состояние: Эксплуатируется.

06-03 ● 416066##06#03 - Т10В-66 - Су-34 - б/н №34 красный RF-95012
Передан - 22.12.2014.
Показы/Учения/БД: Операция в Сирии.
Эксплуатант: 559-й бап.
Текущее состояние: Эксплуатируется.

06-04 ● 416066##06#04 - Т10В-67 - Су-34 - б/н №35 красный RF-95010 . Бирюзовый окрас (камуфляж). 2015.
Передан - 21.05.2015.
(Фото ).
Показы/Учения/БД: Операция в Сирии.
Эксплуатант: 559-й бап.
Текущее состояние: Эксплуатируется.

06-05 ● 416066##06#05 - Т10В-68 - Су-34 - б/н №36 красный RF-95011 . Бирюзовый окрас (камуфляж). 2015.
Передан - 21.05.2015.
Показы/Учения/БД: День АВВАУЛ «75 лет» 2016.
Эксплуатант: 559-й бап.
Текущее состояние: Эксплуатируется.

06-06 ● 416066##06#06 - Т10В-69 - Су-34 - б/н №37 красный RF-##### . Бирюзовый окрас (камуфляж). 2015.
Передан - 29.05.2015.
Эксплуатант: 559-й бап.
Текущее состояние: Эксплуатируется.

06-07 ● 416066##06#07 - Т10В-70 - Су-34 - б/н №38 красный RF-95478 . Бирюзовый окрас (камуфляж). 2015.
Передан - 16.07.2015.
Показы/Учения/БД: МАКС 2015 (Фото LJ-Antonio-D50), АвиаДартс 2017.
Эксплуатант: 559-й бап.
Текущее состояние: Эксплуатируется.

06-08 ● 416066##06#08 - Т10В-71 - Су-34 - б/н №39 красный RF-95479 . Бирюзовый окрас (камуфляж). 2015.
Передан - 16.07.2015.
Показы/Учения/БД: Операция в Сирии.
Эксплуатант: 559-й бап.
Текущее состояние: Эксплуатируется.

06-09 ● 416066##06#09 - Т10В-72 - Су-34 - б/н №40 красный RF-95856 . Бирюзовый окрас (камуфляж). 2015.
Передан - 08.2015.
Показы/Учения/БД: АвиаДартс 2016.
Эксплуатант: 559-й бап.
Текущее состояние: Эксплуатируется.

06-10 ● 416066##06#10 - Т10В-73 - Су-34 - б/н №41 красный RF-95855 . Бирюзовый окрас (камуфляж). 2015.
Передан - 08.2015.
Показы/Учения/БД: АвиаДартс 2016.
Эксплуатант: 559-й бап.
Текущее состояние: Эксплуатируется.

06-11 ● 416066##06#11 - Т10В-74 - Су-34 - б/н №42 красный RF-95857 . Бирюзовый окрас (камуфляж). 2015.
Передан - 08.2015.
Показы/Учения/БД: АвиаДартс 2016.
Эксплуатант: 559-й бап.
Текущее состояние: Эксплуатируется.

06-12 ● - Т10В-75 - Су-34 - б/н №10 красный, RF-95841 собственное имя "Олег Пешков " . Бирюзовый окрас (камуфляж). 2015.
Передан - 26.10.2015.
Показы/Учения/БД: Форум Армия 2016 2017, МАКС 2017, АвиаДартс 2017.
Эксплуатант: 968-й осап, 4-й ЦБП и ПЛС.
Текущее состояние: Эксплуатируется.

06-13 ● - Т10В-76 - Су-34 - б/н №32 красный RF-95844 . Бирюзовый окрас (камуфляж). 2015.
Передан - 26.10.2015.
Ранее носил б/н №11 красный. (Фото ).
Эксплуатант: 968-й осап, 4-й ЦБП и ПЛС. Ранее 47-й бап.
Текущее состояние: Эксплуатируется.

06-14 ● 416066##06#14 - Т10В-77 - Су-34 - б/н №43 красный RF-95858 . Бирюзовый окрас (камуфляж). 2015.
Передан - 27.11.2015.
Показы/Учения/БД: АвиаДартс 2016.
Эксплуатант: 559-й бап.
Текущее состояние: Эксплуатируется.

06-15 ● 416066##06#15 - Т10В-78 - Су-34 - б/н №12 красный RF-95843 . Бирюзовый окрас (камуфляж). 2015.
Передан - 27.11.2015.
Показы/Учения/БД: День рождения АГВП Стрижи и РВ 2016.
Эксплуатант: 968-й осап, 4-й ЦБП и ПЛС.
Текущее состояние: Эксплуатируется.

06-16 ● 416066##06#16 - Т10В-79 - Су-34 - б/н №14 красный RF-95842 . Бирюзовый окрас (камуфляж). 2015.
Ранее носил б/н №11 красный.
Передан - 27.11.2015.
Показы/Учения/БД: Армия 2016, Учения Запад-2017.
Эксплуатант: 968-й осап, 4-й ЦБП и ПЛС.
Текущее состояние: Эксплуатируется.

Серия №07 - 14 бортов

07-01 ● 416066##07#01 - Т10В-80 - Су-34 - б/н №15 красный RF-95848
Показы/Учения/БД: Форум Армия 2016, АвиаДартс 2016.
Эксплуатант: 968-й осап, 4-й ЦБП и ПЛС.
Текущее состояние: Эксплуатируется.

07-02 ● 416066##07#02 - Т10В-81 - Су-34 - б/н №16 красный RF-95846 . Бирюзовый окрас (камуфляж). 2016.
Показы/Учения/БД: АвиаДартс 2017 2018.
Эксплуатант: 968-й осап, 4-й ЦБП и ПЛС.
Текущее состояние: Эксплуатируется.

07-03 ● 416066##07#03 - Т10В-82 - Су-34 - б/н №17 красный RF-95845 . Бирюзовый окрас (камуфляж). 2016.
Показы/Учения/БД: Форум Армия 2017, МАКС 2017.
Эксплуатант: 968-й осап, 4-й ЦБП и ПЛС.
Текущее состояние: Эксплуатируется.

07-04 ● 4160664507604 - Т10В-83 - Су-34 - б/н №18 красный RF-95847 . Бирюзовый окрас (камуфляж). 2016.
Показы/Учения/БД: МАКС 2017.
Эксплуатант: 968-й осап, 4-й ЦБП и ПЛС.
Текущее состояние: Эксплуатируется.

07-05 ● 416066##07#05 - Т10В-84 - Су-34 - б/н №01
Эксплуатант: 277-й бап.
Текущее состояние: Эксплуатируется.

07-06 ● 416066##07#06 - Т10В-85 - Су-34 - б/н №02 красный. Бирюзовый окрас (камуфляж). 2016.
Эксплуатант: 277-й бап.
Текущее состояние: Эксплуатируется.

07-07 ● 416066##07307 - Т10В-86 - Су-34 - б/н №03 красный. Бирюзовый окрас (камуфляж). 2016.
Катастрофа - 2019.01.18 - Потерпел катастрофу 18.01.2019 в Татарском проливе (столкновение с б/н №33 красным RF-81253 (сер. 09-02)).
Эксплуатант: 277-й бап.
Текущее состояние: Разбился.

07-08 ● 416066##07#08 - Т10В-87 - Су-34 - б/н №04 красный RF-81710 . Бирюзовый окрас (камуфляж). 2016.
2018.02.19 - Замечен на НАПО - ремонт/доработка - (Фото ).
Эксплуатант: 277-й бап.
Текущее состояние: Эксплуатируется.

07-09 ● 416066##07#09 - Т10В-88 - Су-34 - б/н №05 красный RF-81711 . Бирюзовый окрас (камуфляж). 2016.
2018.02.19 - Замечен на НАПО - ремонт/доработка - (Видео). RF-81711 - (Фото ).
Показы/Учения/БД: День НАПО «85 лет» 2016.
Эксплуатант: 277-й бап.
Текущее состояние: Эксплуатируется.

07-10 ● 416066##07#10 - Т10В-89 - Су-34 - б/н №06 красный RF-81714 . Бирюзовый окрас (камуфляж). 2016.
(Фото ).
Показы/Учения/БД: День НАПО «85 лет» 2016.
Эксплуатант: 277-й бап.
Текущее состояние: Эксплуатируется.

07-11 ● 416066##07#11 - Т10В-90 - Су-34 - б/н №07 красный RF-81713 . Бирюзовый окрас (камуфляж). 2016.
Показы/Учения/БД: День НАПО «85 лет» 2016, Операция в Сирии.
Эксплуатант: 277-й бап.
Текущее состояние: Эксплуатируется.

07-12 ● 416066##07412 - Т10В-91 - Су-34 - б/н №09 красный RF-81715 . Бирюзовый окрас (камуфляж). 2016.
Эксплуатант: 277-й бап.
Текущее состояние: Эксплуатируется.

07-13 ● 416066##07#13 - Т10В-92 - Су-34 - б/н №10 красный RF-81712 . Бирюзовый окрас (камуфляж). 2016.
Катастрофа - 2019.01.18 - Потерпел катастрофу 18.01.2019 в Татарском проливе.
Эксплуатант: 277-й бап.
Текущее состояние: Разбился.

07-14 ● 416066##07#14 - Т10В-93 - Су-34 - б/н №11 красный. Бирюзовый окрас (камуфляж). 2016.
Передан - 31.10.2016.
(Фото )
Эксплуатант: 277-й бап.
Текущее состояние: Эксплуатируется.

Серия №08 - 12 бортов

08-01 ● 416066##08#01 - Т10В-94 - Су-34 - б/н №12 красный RF-81727 . Бирюзовый окрас (камуфляж). 2016.
Передан - 31.10.2016.
Эксплуатант: 277-й бап.
Текущее состояние: Эксплуатируется.

08-02 ● 416066##08#02 - Т10В-95 - Су-34 - б/н №14 красный RF-81725 . Бирюзовый окрас (камуфляж). 2016.
Передан - 31.10.2016.
(Фото - ).
Эксплуатант: 277-й бап.
Текущее состояние: Эксплуатируется.

08-03 ● 416066##08#03 - Т10В-96 - Су-34 - б/н №20 красный. Бирюзовый окрас (камуфляж). 2016.
Передан - 12.2016.
Эксплуатант: 277-й бап.
Текущее состояние: Эксплуатируется.

08-04 ● 416066##08#04 - Т10В-97 - Су-34 - б/н №21 красный. Бирюзовый окрас (камуфляж). 2016.
Передан - 12.2016.
Эксплуатант: 277-й бап.
Текущее состояние: Эксплуатируется.

08-05 ● 416066##08#05 - Т10В-98 - Су-34 - б/н №22 красный RF-81728 . Бирюзовый окрас (камуфляж). 2016.
Передан - 12.2016.
Эксплуатант: 277-й бап.
Текущее состояние: Эксплуатируется.

08-06 ● 416066##08#06 - Т10В-99 - Су-34 - б/н №23 красный RF-81723 . Бирюзовый окрас (камуфляж). 2016.
Передан - 12.2016.
Эксплуатант: 277-й бап.
Текущее состояние: Эксплуатируется.

08-07 ● 416066##08#07 - Т10В-100 - Су-34 - б/н №24
Передан - 19.05.2017.
(Фото ).
Эксплуатант: 277-й бап.
Текущее состояние: Эксплуатируется.

08-08 ● 416066##08#08 - Т10В-101 - Су-34 - б/н №25 красный
Передан - 19.05.2017.
(Фото ).
Эксплуатант: 277-й бап.
Текущее состояние: Эксплуатируется.

08-09 ● 416066##08#09 - Т10В-102 - Су-34 - б/н №27 красный. Бирюзовый окрас (камуфляж). 2017.
Передан - 19.05.2017.
(Фото ).
Эксплуатант: 277-й бап.
Текущее состояние: Эксплуатируется.

08-10 ● 416066##08#10 - Т10В-103 - Су-34 - б/н №29 красный RF-81751 . Бирюзовый окрас (камуфляж). 2017.
Передан - 19.05.2017.
(Фото ).
Показы/Учения/БД: ДОД АБ Хурба 2018, Учения Восток 2018.
Эксплуатант: 277-й бап.
Текущее состояние: Эксплуатируется.

08-11 ● 416066##08#11 - Т10В-104 - Су-34 - б/н №30 красный. Бирюзовый окрас (камуфляж). 2017.
Передан - 16.10.2017.
(Фото ).
Эксплуатант: 277-й бап.
Текущее состояние: Эксплуатируется.

08-12 ● 416066##08#12 - Т10В-105 - Су-34 - б/н №31 красный. Бирюзовый окрас (камуфляж). 2017.
Передан - 16.10.2017.
(Фото ).
Эксплуатант: 277-й бап.
Текущее состояние: Эксплуатируется.

Серия №09 - 12 бортов

09-01 ● 416066## - Т10В-106 - Су-34 - б/н №32 красный RF-81252 . Бирюзовый окрас (камуфляж). 2017.
Передан - 16.10.2017.
(Фото ).
Показы/Учения/БД: ДОД АБ Хурба 2018.
Эксплуатант: 277-й бап.
Текущее состояние: Эксплуатируется.

● 416066##09#02 - Т10В-107 - Су-34 - б/н №33 красный RF-81253 . Бирюзовый окрас (камуфляж). 2017.
Передан - 16.10.2017.
(Фото ).
Катастрофа - 2019.01.18 - Потерпел катастрофу 18.01.2019 в Татарском проливе (столкновение с б/н 03 красным (сер. 07-07)).
Показы/Учения/БД: Учения Восток 2018 (Фото ), АвиаДартс 2018.
Эксплуатант: 277-й бап.
Текущее состояние: Разбился.

09-03 ● 416066##09#03 - Т10В-108 - Су-34 - б/н №35 красный. Бирюзовый окрас (камуфляж). 2017.
Передан - 18.11.2017.
Эксплуатант: 277-й бап.
Текущее состояние: Эксплуатируется.

09-04 ● 416066##09#04 - Т10В-109 - Су-34 - б/н №36 красный RF-81254 . Бирюзовый окрас (камуфляж). 2017.
(Фото -

Истребитель-бомбардировщик

Разработчик:

ОКБ Сухого

Производитель:

НАПО им. В.П. Чкалова

Главный конструктор:

Мартиросов Р. Г.

Первый полёт:

Начало эксплуатации:

2013 год (план)

Эксплуатируется, производится

Основные эксплуатанты:

ВВС России

Годы производства:

Единиц произведеноь:

39 (включая 7 прототипов, на 2013 год)

Стоимость единицы:

1,0 млрд рублей (~$33 млн)

Базовая модель:

Производство

Поставки

Модернизация 2010 года

Боевое применение

Тактико-технические характеристики

Технические характеристики

Лётные характеристики

Вооружение

На вооружении

Интересные факты

Су-34 (изделие «Т10В», по кодификации НАТО: Fullback ) - советский/российский истребитель-бомбардировщик поколения "4+"

Создан на основе Су-27. Предназначен для нанесения высокоточных ударов, в том числе с помощью ядерного оружия, по сухопутным и надводным целям в любое время суток.

Всего к 2020 году на вооружение России поступят 124 Су-34.

История

19 июня 1986 года началась разработка Т-10В. Первый полёт прототипа Су-34 (Су-27ИБ «истребитель-бомбардировщик») - Т10В-1 состоялся 13 апреля 1990 года. Пилотировал его заслуженный летчик-испытательСССР Иванов А. А. Т10В-1 представлял собой результат глубокой модернизации широко известного истребителязавоевания господства в воздухе Су-27. Предназначался, в первую очередь, для уничтожения наземных и надводных целей, в том числе и малоразмерных и подвижных, как в тактической, так и в оперативной глубине противника, в любых погодных и климатических условиях, днём и ночью.

Новые Су-34 призваны заменить более старые бомбардировщики Су-24. 28 декабря 1994 года, с аэродромаНовосибирского авиазавода поднялся в воздух первый серийный Су-34 (Т-10В-5).

В ОКБ Сухого полностью перекомпоновали кабину экипажа, вход в которую, в отличие от Су-24, осуществлялся через нишу передней опоры шасси.

Первый предсерийный образец самолёта построен в конце 1993 года, первый полёт на нём выполнили 18 декабря 1993 года И. В. Вотинцев и Е. Г. Ревунов. Весной 1995 года новую машину показали во Франции на международном авиасалоне в Ле Бурже. В Париже Су-34 выставлялся под обозначение Су-32ФН (Su-32FN). Буквы в обозначении переводились как «Fighter Navy» - истребитель морской.

Первый этап ГСИ завершился 30 октября 2006 года с выполнением более 200 полётов (участвовало 5 Су-34). Заключительный этап ГСИ завершен 19 сентября 2011 года.

Производство

По данным на 2011 год, изготовлено 22 Су-34, включая прототипы (б/н 42-48) и серийные (б/н 01-09 и б/н 01-05, 10). Самолёты с б/н 46, 47, 01, 03 проходят испытания в 929-м ГЛИЦ (г. Ахтубинск); б/н 02, 04-09 в 968‑м ИИСАП (г. Липецк); б/н 48 участвует в экспозиции авиасалона МАКС (г. Жуковский); прототипы с б/н 42, 43, 44, 45 к программе летных испытаний больше не привлекаются. Бортовые номера с 01 по 05 производства 2006-2009 гг. останутся в ГЛИЦ (2 борта) и ЦБПиПЛС (3 борта); б/н 06, 07, 08, 09 производства 2010 года, а также б/н 01, 02, 03, 04, 05, 10 производства 2011 года - на 7000-й АБ Балтимор (г. Воронеж).

12 и 22 декабря 2011 года на воронежскую авиабазу «Балтимор» прибыло шесть новых бомбардировщиков Су-34, таким образом эта база стала первой среди строевых частей ВВС получившей на вооружение эти машины.

2008 года подписан 5 летний контракт №319/3/1-ЕОЗ от 10 ноября 2008 года стоимостью 33,6 млрд рублей на поставку 32 самолётов, работы начаты 2009 году. 1 марта 2012 года Министр обороны РФ Анатолий Сердюков и гендиректор компании «Сухой» Игорь Озар подписали госконтракт на поставку до 2020 года 92 фронтовых бомбардировщиков Су-34.

В общей сложности ВВС намерены приобрести 124 самолётов этого типа.

Серийное производство самолёта налажено на Новосибирском авиационном заводе. Стоимость одного самолёта Су-34 составляет около 1 миллиарда рублей.

НАПО в начале 2008 года объявило о том, что оно первым в России организовало поточную сборку новейших фронтовых бомбардировщиков Су-34. Полная стоимость технического вооружения составит более 50 млн евро.

Автоматизация процесса должна привести к тому, что одновременно можно будет собирать до 20 машин, а ремонт самолётов будет проходить в два раза быстрее.

Реконструкция цеха проводилась в течение всего 2007 года. Холдинг «Сухой» выполняет в рамках гособоронзаказа ремонт и модернизацию фронтовых бомбардировщиков Су-24М и сборку новейших истребителей-бомбардировщиков Су-34.

Представитель холдинга «Сухой»:

Поставки

  • 15 декабря 2006 года в состав ВВС России были переданы первые 2 Су-34. Самолёт с бортовым номером «01» поступил в 929-й ГЛИЦ для продолжения госиспытаний.
  • 3 августа 2007 года в состав Липецкого ЦБП и ПЛС принят бортовой номер «02».
  • В декабре 2008 года был передан ВВС бортовой номер «03».
  • 19 декабря 2009 года получено ещё 2 Су-34 - бортовые номера «04» и «05».
  • 20 декабря 2010 года передано ещё 4 бомбардировщика (первые 4 из 32, по контракту 2008 года)
  • 10 декабря 2011 года западный военный округ принял на вооружение 6 Су-34.
  • 28 декабря 2012 года западный военный округ (авиабаза «Балтимор») 5 Су-34.
  • 25 января 2013 года западный военный округ (авиабаза «Балтимор») 5 Су-34.
  • 6 мая 2013 года получен первый самолёт выпуска 2013 года из запланированных 12 на этот год.
  • 9 июля 2013 года получены 3 Су-34.

В начале 2012 года министерство обороны России заключило с компанией «Сухой» контракт на поставку 92 Су-34 до 2020 года, в дополнение к уже заключённому контракту на 32 машины. В 2013 году ожидается поставка 12 Су-34.

Модернизация 2010 года

8 июня 2010 года стало известно о проходящих государственных испытаниях для новых модификаций бомбардировщиков Су-34. Испытания новых опций для самолёта проводились в Государственном летно-испытательном центре ВВС России в Ахтубинске. В сентябре 2011 года в прессе появилась информация о завершении этих испытаний. Постановление правительства России о принятии новых бомбардировщиков на вооружение вышло в 2012 году. На данный момент известно о следующих усовершенствованиях:

  • Новые виды ракет «воздух-воздух» и «воздух-поверхность».
  • Модернизированные высокотемпературные турбореактивные двухконтурные двигатели АЛ-31Ф-М1.
  • Самолёт оборудован обновлённой станцией предупреждения об облучении Л-150 (СПО).
  • Вспомогательная газотурбинная силовая установка ТА14-130-35, которая позволит производить запуск двигателей Су-34 на земле без применения наземного оборудования. По предварительной оценке, такая установка позволит повысить автономность применения фронтовых бомбардировщиков и расширить список аэродромов их базирования. Все Су-34, выпускаемые с 2011 года оснащаются вспомогательной газотурбинной силовой установкой ТА14-130-35.

Боевое применение

Впервые Су-34 применялся в ходе войны в Южной Осетии(2 Су-34). Самолёт использовался для прикрытия действий ударной авиации, ведя радиоэлектронную борьбу с системами грузинской ПВО. Для подавления РЭС Су-34 ставил помехи из боевых порядков, что не позволяло ЗРК Грузии успешно проводить отстройку от помех. Контейнер активных помех групповой защиты Су-34 показал в ходе ведения боевых действий высокую эффективность.

По наиболее опасным РЭС ЗРК «Бук» и С-125 Су-34 наносил удары противорадиолокационными ракетами - в ходе боевого применения уничтожил ключевую грузинскую РЛС 36Д6-М у села Шавшвеби под Гори.

Оценка

Су-34 - единственный боевой самолёт в ВВС РФ, способный применять всю номенклатуру высокоточного вооружения(для сравнения: в войне с Грузией 2008 года даже модернизированные Су-24 могли применять только обычные авиабомбы инеуправляемые ракеты на расстоянии 2-3 км).

По итогам 6 лет эксплуатации Су-34, на первых экземплярах самолёта были замечены проблемы с нестабильной работой РЛС и прицельно-навигационной системой. Что, как заявляют эксперты, является характерными проблемами для всех новых самолётов (т.н. "болезни роста"). На самолетах, поставленных в 2011-2012 годах,большинство данных дефектов были устранены.

Су-34 интенсивно используется в строевых частях с 2012 года, половина Су-34 уже имеет налет 200-250 часов на 2013 год.

: 1 × 30 мм пушка ГШ-30-1

  • Точек подвески : 12
  • : 8000 кг различного вооружения на внешней подвеске

    На вооружении

    • ВВС России - 29 Су-34, по состоянию на 2013 год. Всего к 2020 году заказано 124 Су-34.
      • 7000-я авиационная база 1-го разряда (аэродром Балтимор)
      • Аэродром Шагол (план 2015)

    Среди российских лётчиков Су-34 получил прозвище «Утёнок» из-за носовой части самолета напоминающего клюв утки.

    Разработка самолета велась с начала 1980-х годов в Опытном конструкторском бюро им. П. О. Сухого (Публичное акционерное общество "Компания "Сухой"). Новая ударная машина четвёртого поколения разрабатывалась под шифром Т-10В (впоследствии самолёту присвоили официальное наименование Су-27ИБ, т.е. "истребитель-бомбардировщик"), а предсерийный вариант получил название Су-34.

    Первоначально работы над Т-10В шли в направлении модификации двухместного самолета Су-27УБ, в практически не измененную конструкцию планера которого предполагалось вписать новое радиоэлектронное оборудование и вооружение.

    Затем для повышения эффективности боевого применения и безопасности полетов было принято решение о размещении экипажа истребителя-бомбардировщика — летчика и штурмана-оператора — рядом (как на фронтовом бомбардировщике Су-24), вместо прежней схемы "тандем". Для обеспечения заданной дальности полета была спроектирована система дозаправки топливом в воздухе. Все эти мероприятия повлекли за собой перекомпоновку всего самолета, и особенно головной части фюзеляжа.

    Проектирование было в основном закончено к 1990 году. Первый вылет опытной машины состоялся 13 апреля 1990 года. Подготовка к серийному производству нового истребителя-бомбардировщика была развернута на Новосибирском авиационном заводе имени В.П. Чкалова. Постройка первого самолета серийным заводом была завершена в конце осени 1993 года, и 18 декабря летчики-испытатели подняли его в первый полет. Летом 1994 года эта машина впервые была публично продемонстрирована на международном авиакосмическом салоне в Париже.

    Планер Су-34 выполнен по схеме "интегральный продольный триплан" и имеет ярко выраженную интегральную компоновку. Крыло, интегрально сопряжённое с фюзеляжем, трапециевидное и имеет стреловидность по передней кромке 42 градуса.

    Создателями Су-34 был учтен опыт боевого применения авиации на малых высотах. Кабина экипажа этого самолета выполнена (впервые в мировой практике на машинах данного класса) в виде броневой титановой капсулы. Вход в нее осуществляется не традиционно через верхний фонарь (он в процессе эксплуатации открывается только для обслуживания и демонтажа катапультных кресел), а через нишу передней опоры шасси с помощью встроенного трапа. Защиту получили также и другие жизненно важные элементы конструкции, в частности расходный топливный бак и двигатели. Общая масса элементов конструкционной защиты составила 1480 килограмм. Все это в сочетании со средствами защиты, реализованными еще на самолете Су-27, обеспечило Су-34 высокую степень выживаемости в маловысотном полете над территорией, насыщенной средствами противовоздушной обороны.

    В хвостовой части фюзеляжа, между двигателями расположен отсек с радиоэлектронным оборудованием, что заставило конструкторов перенести контейнер тормозного парашюта с хвостового конуса на верхнюю часть фюзеляжа, сделав его выдвижным, "клавишного" типа.
    На каждой консоли крыла имеются узлы установки четырех пилонов (в том числе одного на торце крыла) для подвески вооружения. Топливная система самолета состоит их четырех баков увеличенного объема (трех — в фюзеляже и центроплане и одного — в консолях крыла), насосов подкачки и перекачки топлива и топливомерно-расходомерной аппаратуры.

    Пилотажно-навигационный комплекс включает инерциальную навигационную систему, скомплексированную с приемником спутниковой навигационной системы, а также средства радионавигации.

    Технические характеристики

    Экипаж - 2 человека;

    Нормальная взлетная масса — 39 000 кг;

    Максимальная взлетная масса — 45 100 кг;

    Максимальный вес боевой нагрузки — 8 000 кг;

    Длина самолета — 23,34 м;

    Высота самолета — 6,36 м;

    Размах крыла — 14,70 м;

    Максимальная скорость полета:

    у земли — 1 400 км/ч,

    на высоте — 1 900 км/ч.

    Практический потолок — 14 650 м;

    Дальность полета, без дозаправки/ с дозаправкой — 4 500/ 7 000 км;

    Количество точек подвески - 12.

    Вооружение самолета размещается на 12 точках подвески и включает встроенную 30-мм авиационную пушку со 150 снарядами, управляемые ракеты "воздух — воздух" четырех типов, управляемые ракеты "воздух — поверхность", авиационные бомбы, в том числе корректируемые, разовые бомбовые кассеты и неуправляемые снаряды.

    Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

    Су-34 является самолетом-бомбардировщиком, который был спроектирован в конструкторском бюро Сухого. Разработка данного аппарата была начата еще в 80-х годах прошлого века. Главным конструктором проекта был назначен опытный Р.Г. Мартиросов, но также следует отметить конструктора М.П. Симонова, который приложил немалые усилия для создания данного самолета.

    Что касается проекта самолета Су-34, то в конструкторском бюро данную машину обозначали как Т-10В. В основу данного аппарата намеревались положить самолет Су-27УБ. По первоначальному проекту планировалось провести модернизацию большого количества систем самолета типа Су-27, что в конечном итоге привело бы к появлению новой модификации.

    Краткая история появления и испытаний самолета Су-34

    Проектирование новой машины под названием Су-34 было окончено в начале 1990 года. После окончания разработок началось изготовление опытного образца. Новую машину создавали путем переделки учебного самолета Су-27УБ. Его оснащали всем оборудованием и частями конструкции, которые продумали конструкторы. Данная работа проводилась на авиазаводе Сухого, рабочие заменили носовую часть, мотогондолы и воздухозаборники.

    Впервые переоборудованная машина осуществила свой полет весной 1991 года. Истребитель-бомбардировщик модели Су-39 был полностью готов зимой 93 года. Еще через год данная машина была представлена публике в Париже на авиавыставке. В планах производителей четко просматривается идея продажи ее на мировых рынках, поскольку на международных выставках она имеет англоязычную аббревиатуру. Некоторые машины окрашены в морские цвета, что позволяет их использовать над акваториями и размешать их на авианосцах.

    Особенности машины Су-34

    При проектировании Су-39 был учтен весь опыт проектирования самолетов в ОКБ Сухого, что позволило достичь столь высоких результатов. Кабина пилотов изготовлена как монолитная бронированная капсула. Кроме кабины, броней оснащены все жизненно важные системы и агрегаты, что повышает живучесть машины. Вся броня самолета имеет массу почти 1,5 тонны. Для повышения живучести самолет оснащен системами активной защиты, которые являются такими же, как и в самолете Су-27.

    Для более эффективного выполнения боевых задач все процессы выполняют пилот и его помощник-штурман. Кабина пилотов достаточно комфортная и просторная, в ней можно даже становиться в полный рост. Кроме этого, самолет оснащен туалетом и специальным шкафом для подогрева пищи. Кабина пилотов способна поддерживать нормальный микроклимат, который позволяет производить полеты на высоте в 10 километров без использования кислородных масок. Все эти системы сопутствуют лучшей работоспособности пилотов машины даже при длительных полетах, которые могут достигать 10 часов.

    Самолет Су-34 был создан для поражения как наземных, так и водных объектов врага. Кроме того, он способен поражать движущиеся цели даже малого размера. Что касается воздушных целей, то самолет имеет возможность уничтожать воздушные цели в любое время дня и ночи при любых метеорологических условиях.

    Программа разработки и усовершенствования самолета Су-34 является наиболее перспективной, поскольку самолет имеет великолепные летные и тактические характеристики.

    Особенности конструкции бомбардировщика Су-34

    Данная машина спроектирована как продольный триплан, который имеет интегральную компоновку. Крылья аппарата сопряжены с корпусом машины по интегральной схеме. Они имеют трапециевидную форму, а передняя их кромка стреловидной формы. Хвостовая часть самолета практически такая же, как и в предыдущей версии.

    Кабина имеет места для пилота и штурмана, она полностью герметичная и бронированная. Кабина отапливается и имеет кондиционер. Для лучшего взаимодействия летчиков их места расположены рядом. Место пилота установлено слева, а штурман сидит с правой стороны по борту. Чтобы попасть в кабину, пилоты поднимаются через нишу для переднего шасси по специальному откидному трапу.

    Шасси самолета изготовлено по тележному типу, а колеса расположены тандемным способом, что повышает качество взлета с аэродромов, которые плохо подготовлены. Передняя опора шасси является управляемой и оснащена двумя колесами. Все стойки шасси при полете убираются в ниши. Задние стойки машины оснащены тормозными системами.

    Силовая установка самолета представлена двумя двигателями турбореактивного типа, которые оснащены двумя форсажными камерами. Двигатели типа АЛ-31, которые установлены на самолете Су-34, развивают мощность до 14 000 кгс.

    Топливная система представлена в этом самолете тремя баками в средине фюзеляжа: одним в средине центроплана, а еще два бака размещены в консолях крыльев. Топливные насосы, которыми оснащена топливная система, поставляют топливо к двигателям, независимо от расположения машины в воздухе. На перегонах можно устанавливать дополнительные подвесные баки, которые в случае необходимости можно сбросить прямо во время полета. Что касается топливной системы и длины перелетов, то тут нужно отметить тот факт, что самолет оснащен системой дозаправки прямо в воздухе. Дозаправку можно осуществлять с аналогичных самолетов типа Су-34 или же с танкеров типа Ил-78 .

    Самолет оснащен новейшей системой интегральной навигации, которая позволяет поддерживать связь со спутником. Для более легкого управления машина имеет многоканальную систему СДУ. Она способна самостоятельно производить анализ перегрузок и углов атаки, а также осуществляет управление ПГО и при всем этом эффективно гасит все колебания. Система безопасности настолько качественная, что автоматически может предотвращать столкновения с другими объектами или землей.

    Для решения всех боевых задач самолет оснащен системой БРЭО последнего поколения, она практически полностью автоматическая. Все системы информации, которые расположены на борту, скомпонованы в автономном варианте.

    Су-34 характеристики:

    Модификация Су-34
    Размах крыла, м 14.70
    Длина самолета, м 22.00
    Высота самолета 5.93
    Взлетная масса, кг
    нормальная 39000
    максимальная 44360
    Тип двигателя 2 ТРДФ АЛ-35 (АЛ-31Ф)
    Тяга нефорсированная, кгс 2 х 14000
    Максимальная скорость, км/ч
    на высоте 11000 м 1900 (М=1.6)
    на уровне моря 1400
    Практическая дальность, км 4500
    Боевой радиус действия, км 600 -1130
    Практический потолок, м 17000
    Макс. эксплуатационная перегрузка 7
    Экипаж, чел 2
    Вооружение: одна 30-мм пушка ГШ-301 (180 патронов)
    Боевая нагрузка - 8000 кг (нормальная - 4000 кг) на 12 узлах подвески:
    8 УР класса воздух-воздух Р-73;
    6 УР класса воздух-воздухР-27РЭ или Э;
    8 УР класса воздух-воздух Р-77(РВВ-АЕ);
    6 УР класса воздух-поверхность Х-29Т/Л, Х-25МЛ, С-25ЛД
    6 УР класса воздух-РЛС Х-31П либо воздух-корабль Х-31А;
    1 многоцелевая УР Альфа;
    3 УР класса воздух-поверхность Х-59М;
    3 корректируемых авиабомбы КАБ-1500Л/ТК;
    6 корректируемых авиабомб КАБ-500КР/Л;
    3 бомбами калибра 1500 кг, 16 бомбами калибра 500 кг, 36 бомбами калибра 250 кг, 48 бомбами калибра 100 кг, 8 контейнерами КМГУ, 120 ракетами С-8 (в 6 блоках Б-8М1), 30 ракетами С-13 (в 6 блоках Б-13Л) или 6 ракетами С-25.
    примет участие в тренировке воздушной части парада Победы на Красной площади в Москве в понедельник 5 мая, сообщил РИА Новости помощник главкома ВВС по информационному обеспечению полковник Александр Дробышевский.

    Фронтовой бомбардировщик Су‑34 является результатом последовательного воплощения в жизнь концепции создания на базе конструкции истребителя Су‑27 целого семейства боевых машин. Су‑34 предназначен для решения задач боевого применения по воздушным, наземным, морским и надводным целям, при ведении автономных и групповых действий днем и ночью, в простых и сложных метеоусловиях и в условиях воздействия помех, создаваемых противником, огневого и информационного противодействия, а также ведения воздушной разведки.

    Работы по его созданию начались с постановления правительства СССР в июне 1986 года. В его основу была положена концепция универсального самолёта, объединившего в себе требования высокой маневренности и скорости с одной стороны, и большой боевой нагрузки и дальности полета с другой. Новая ударная машина четвёртого поколения разрабатывалась под шифром Т‑10В (впоследствии самолёту присвоили официальное наименование Су ‑27ИБ, т.е. "истребитель‑бомбардировщик"), а предсерийный вариант получил название Су - 34.

    Отличительными особенностями самолета являются двухместная бронированная кабина (капсула), большой радиус действия, новые высокопроизводительные компьютеры, цветные жидкокристаллические индикаторы, приемник спутниковой навигации и новый цифровой комплекс средств связи. СУ‑34 выполнен по схеме «триплан» с цельноповоротным передним горизонтальным оперением. Самолет имеет увеличенную емкость внутренних топливных баков, обеспечивающую, без применения ПТБ, практическую дальность полета 4000 км (вдвое больше, чем у СУ‑24 или F‑15Е). С тремя дозаправками СУ‑34 способен преодолеть расстояние 14 тыс. км, что соизмеримо с дальностью самолетов стратегической авиации.

    Первый полет экспериментальной машины состоялся 13 апреля 1991 года в Жуковском. В 1993‑1999 годах были произведены несколько предсерийных самолетов, используемых для различных испытаний в летно‑исследовательском институте им. Громова (ЛИИ) и центрах боевого применения и переучивания личного состава (ЦБПиПЛС) ВВС России.

    В ВВС России фронтовой бомбардировщик полностью заменит Су‑24.

    На Западе Су‑34 получил наименование Fullback ‑‑ «защитник».

    Летно- технические характеристики Су- 34

    Экипаж ‑ 2 человека.

    Габариты:

    Размах крыла ‑ 14,7 м

    Длина самолета ‑ 22 м

    Высота самолета ‑ 5,93 м

    Двигатели ‑ 2 / ТРДФ АЛ‑35 (АЛ‑31Ф)

    Масса (в тоннах):

    Взлетная нормальная ‑ 39 000

    Взлетная максимальная ‑ 44 360

    Максимальная боевая нагрузка ‑ 8000 кг (самого разного назначения - от свободно падающих фугасок до крылатых ракет и гидроакустических буев; последнее ‑ в варианте морской машины берегового базирования).

    Скорость:

    Максимальная у земли ‑ 1 400 км/ч

    Максимальная на высоте ‑ 1 900 км/ч

    Практический потолок ‑ 17000 метров.

    Дальность полета: перегоночная дальность ‑ 4 500 км.

    Радиус действия ‑ 600 ‑ 1 130 км.

    Максимальная эксплуатационная перегрузка ‑ 7g.

    Вооружение самолета размещается на 12 точках подвески и включает встроенную 30‑мм авиационную пушку со 150 снарядами, управляемые ракеты "воздух ‑ воздух" четырех типов, управляемые ракеты "воздух ‑ поверхность", авиационные бомбы, в том числе корректируемые, разовые бомбовые кассеты и неуправляемые снаряды.

    Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников



    Похожие статьи