Ни одна серия войн в истории человечества не сделала для развития флота столько, сколько противостояние Англии и Нидерландов во второй половине XVII в. Именно в ходе трех тяжелых вооруженных столкновений между двумя государствами - претендентами на морское господство в мире - флот разделился на военный и гражданский, а парусный окончательно занял свое законное место в структурах морских государств. И пусть гребной флот полностью вытеснен не был и еще полтора столетия сохранялся в балтийских и средиземноморских государствах, на океанских просторах отныне единственным хозяином стал парусный корабль.
Экономика — причина войн
Не успев победить в анти испанской войне за независимость, сочетавшейся с буржуазной революцией (1555-1609 гг.), Нидерланды приступили к активной колонизации. Жемчужиной в голландском ожерелье колоний стала голландская Ост-Индия (современная Индонезия), захват которой начался с 1596 г. Этому во многом способствовал нарождавшийся довольно мощный военно-морской флот страны, созданный из многочисленных отрядов морских гезов.
Но куда более многочисленным оказался нидерландский рыболовный и торговый флот. Если первый практически не выходил за пределы Северного моря и состоял в основном из , то второй к середине XVII в. оказался практически монопольным мировым морским перевозчиком. Огромное количество голландских коггов, каракк, галеонов и других менее известных разновидностей нидерландских транспортных парусных судов ходили чуть ли не по всем мировым морям и океанам, осуществляя разнообразные торговые и транзитные операции.
Несколько позднее, в 1640 г., буржуазная революция началась и в Англии. Через четыре десятилетия она привела к власти весьма амбициозных политиков, которые не захотели мириться с монополией Нидерландов на мировую морскую торговлю. Тем более что, несмотря на революционные потрясения, Англия сохраняла довольно мощный военный флот, состоявший уже из полноценных военных парусных кораблей. Да и многочисленные торговые парусники также несли на борту артиллерийские системы, и при необходимости, даже не довооружая, их можно было поставить в боевые порядки. А раз так, то вызов нидерландской морской торговой монополии был брошен 15 ноября 1651 г.
Запрещенная монополия
В тот день английский Парламент принял так называемый навигационный акт. Суть его состояла в том, что в Туманный Альбион и во все британские колонии могут доставляться товары либо на английских судах (хотя пригодных для таких перевозок кораблей было не так уж и много), либо на судах стран товаропроизводителей. Но вот парадокс: практически у всех этих стран своего торгового флота для столь массовых перевозок в общем-то и не было.
Гордые правители и жители страны, которую они сами же и создали (вспомните знаменитую пословицу «Бог создал Землю, а голландцы - Голландию!»), научившиеся к тому времени с успехом бить флот Испании, не раздумывая, приняли английский вызов.
Однако теперь им предстояло сражаться в крайне невыгодных условиях, ведь любое судно или корабль, идущие в Нидерланды из колоний, должны были проходить мимо английских берегов либо с востока (через Ла-Манш), либо с запада, через Ирландское море. Первый путь был короче, но пролегал мимо главных английских военно-морских баз, а вот второе направление увеличивало путь домой голландским кораблям.
В итоге уставшие за многомесячный переход по бурным водам Тихого, Индийского и Атлантического океанов голландские моряки просто не могли не столкнуться со свежими силами английского военного флота, лишь несколько часов или дней назад вышедших из собственных портов. Игнорировать же английскую угрозу было нельзя - такой пассивной позицией можно было потерять, и очень быстро, колониальную империю, а значит, и статус великой державы. И Нидерланды решили воевать.
Флоты дилетантов и корабли для разнообразных задач
Весь парадокс ситуации к началу Англо-голландских войн состоял как раз в том, что Англия, Парламент которой принял оскорбительный для Нидерландов навигационный акт и тем самым спровоцировал войну, сама к ней готова не была. Прежде всего потому, что с 1640 г. в стране бушевала революция и прогремели одна за одной две гражданские войны. Флот в этих событиях особого участия не принимал, им в то бурное время просто никто не занимался. Теоретически у Англии были хорошие военные корабли (один знаменитый «Владыка морей» чего стоил), но их экипажи были плохо подготовлены, а о командном составе и говорить не приходится.
Все английские адмиралы поддержали королевскую власть и либо были казнены, либо погибли на фронтах гражданских войн. Те же, кто эмигрировал (преимущественно во Францию), возвращаться домой, естественно, не хотел.
Противостояние с Нидерландами
При этом именно в ходе борьбы с королем Карлом I в Англии была создана самая мощная на тот момент армия, которую возглавляли смелые и талантливые генералы. А потому за неимением иных кадров именно этим генералам Парламент и поручил ответственную миссию - противостояние с Нидерландами на морях, присвоив экзотические воинские звания генералов моря.
Не лучше дела обстояли и в Нидерландах. И хотя страна уже столетие фактически не выходила из разнообразных войн, будь то с бывшей метрополией Испанией или с какими-то экзотическими туземными племенами, того, что принято называть военно-морским флотом со всеми присущими ему атрибутами, у нее не было. Зато было огромное количество моряков и огромный торговый и рыболовный флот. Только последний насчитывал свыше 15 000 различных парусников, но, к несчастью, большинство из них представляли собой небольшие разновидности хольков - бусы водоизмещением в 80-100 т с экипажами в 20 человек.
Но зато Нидерланды имели развитую судостроительную промышленность, целую когорту талантливых кораблестроителей и, как показали дальнейшие события, выдающихся адмиралов.
В целом оба флота к войне готовы не были, хотя к ее началу уже имели четкую организационную структуру. Правда, это не заслуга конкретного флотоводца, а результат стечения обстоятельств. Дело в том, что весь английский военный флот невозможно было разместить в одной базе, и потому его разделили на три части: белую, красную и синюю эскадры. Аналогичное положение было с флотом в Нидерландах. Только здесь порты располагались очень близко друг от друга, и их причалы военные корабли вынуждены были делить с многочисленными «купцами» и «рыбаками». Поэтому голландский флот был разделен на еще меньшие, чем эскадры, соединения - дивизии. Вскоре эту практику переняли и англичане.
Звания и флаги
Именно в ходе Англо-голландских войн формируется стройная система военно-морских воинских званий и флагов. Так, командующим флотом являлся адмирал флота. Первоначально это звание принадлежало главе государства, поэтому английскими эскадрами командовал адмирал, а голландскими - лейтенант- адмирал, то есть заместитель командующего. Эскадра адмирала или его дивизия в эскадре шла всегда под красным флагом и находилась в центре.
Передовой дивизией - авангардом, идущей под белым флагом, командовал вице-адмирал, а концевой дивизией или эскадрой, идущей подсиним флагом, командовал контр-адмирал. Кораблями командовали капитаны. Правда, вскоре выяснилось, что часто и капитану необходимо возглавить небольшой отряд кораблей для выполнения появившейся только что задачи. Этот отряд численно был меньше дивизии, и потому даже самому младшему, контр-адмиралу, было не престижно возглавлять столь незначительную боевую группу. Зато каждым кораблем в группе командовал капитан, и потому с назначенным начальником он был в равном положении. Чтобы выделить капитана, который уже перерос свое звание, но еще не дослужился до адмирала, было введено промежуточное звание. В Британии оно получило название командор, а в Нидерландах - шаубенахт, что в переводе означало «смотрящий в ночи».
Возможно вам будет инетерсно:
Впоследствии в Нидерландах количество шаубенахтов, так и не дослужившихся до контр-адмиралов, стало многократно превышать численность последних. А их все назначали и назначали, ведь задачи флота постоянно усложнялись. Не мудрствуя лукаво, голландцы просто переименовали контр-адмиральское звание в шаубенахтское и ввели взятое из английской традиции звание «командор». При этом каждому должностному лицу соответствовал особый военно-морской флаг.
Каждый боевой корабль в походе поднимал вымпел. Это означало, что корабль находится в кампании. В базе на передний флагшток поднимался особый флаг - гюйс. Он до сих пор означает то, что военный корабль есть неприступная крепость.
Силы противников
Итак, к сражениям первой англо-голландской войны (1652-1654 гг.) оба флота были не совсем готовы. Впрочем, и англичане, и голландцы высоко оценивали свои шансы на успех. Преимуществом англичан считалась их лучшая боевая выучка и превосходство в артиллерии, а также близость собственных баз. Голландцы рассчитывали на многочисленность своего торгового флота, который можно было быстро вооружить, и на профессионализм своих моряков и адмиралов. Но было у голландцев и особое оружие - брандеры и фрегаты. Первыми становились любые суда, каких не жалко. Их заполняли горючими и взрывчатыми веществами и стремились направить на корабль противника с целью поджога.
А вот фрегат, боевой корабль, которому через 100 лет предстоит долгая и замечательная жизнь, в военном флоте Нидерландов появился совершенно случайно.
В многочисленных экспедициях голландские командующие заметили, что часть кораблей их эскадр гораздо быстрее всех остальных. Этим преимуществом решили воспользоваться, возложив на них функции связи, разведки и захвата призов - так тогда называли попавшие в руки военных моряков купеческие парусники противника. У англичан последние из перечисленных функций по традиции выполняли многочисленные каперы, на которых английское руководство возлагало большие надежды.
Могучие ветра
Ветер для парусного корабля — это все, поэтому умение его использовать для парусных адмиралов, командиров и простых моряков (всех их принято называть мореходами) — жизненная необходимость. Конечно, ветры бывают разными (об этом мы уже неоднократно говорили), но главное — откуда и как дует ветер. Именно исходя из этого и выстраивается курс парусника относительно ветра.
Еще со времен Средних веков мореходы разделили угловое пространство вокруг судна на курсовые углы — румбы. Всего их 32. Однако корабль — конструкция геометрически правильная, и потому ветер может дуть с правого или левого борта. Соответственно движение корабля в ту или иную сторону называется галсом.
Идти против ветра корабль не может. Противный ветер-ливентик не только буквально останавливает парусник, но и может привести к разрушению его мачтового хозяйства. Поэтому, чтобы двигаться, корабль вынужден поворачивать то вправо, то влево, то есть двигаться попеременно правым и левым галсами. Конечно, скорость в таком случае мала, парусный корабль все же идет вперед. Попутный ветер, дующий в паруса сзади, — форвинд позволяет теоретически развивать самую полную скорость. Однако на практике нос корабля из-за сильного ветра глубже, чем надо, опускается в воду и происходит некоторое торможение. Потому куда более благоприятным является бакштаг, то есть положение, когда ветер дует сзади сбоку. В этом случае паруса развивают максимальную тягу, корпус нормально сидит в воде и корабль идет с максимально возможной скоростью.
Ну и наконец курс в полветра — галфвинд и ветер, дующий спереди и сбоку, — брейдвинд также благоприятны, но одновременно и затруднительны для движения парусного корабля.
Ход войны
Первое сражение Англо-голландских войн состоялось 19 мая 1652 г. у Дувра. Здесь голландская эскадра в составе 42 боевых кораблей ждала свой ост-индский караван и встретилась с двумя английскими эскадрами в 9 и 8 кораблей соответственно. Английский генерал моря Роберт Блейк вел себя вызывающе.
Зная, что британский флот численностью 60 боевых кораблей готов в любую минуту прийти на выручку из устья Темзы, он потребовал от голландского лейтенант-адмирала Мартина Тромпа салютовать английскому флагу - как-никак встреча произошла у британских берегов. Тромп не отреагировал.
Когда флагман англичан сделал три предупредительных выстрела, корабли Тромпа ответили бортовыми залпами. Началась схватка, ничем не отличающаяся оттого, что мир видел раньше: бессистемное маневрирование отдельных кораблей и бесполезная пальба в противника. Голландцы пытались использовать брандеры, но по разным причинам утратили два из них, не нанеся никакого ущерба англичанам. С наступлением темноты флоты разошлись без особого сожаления, так как бой, собственно говоря, велся за честь флага.
Охота на адмирала
Сделав выводы, Блейк стал целыми эскадрами нападать на голландских рыбаков, промышлявших в Северном море. Тромп, добавив к своим 32 кораблям и 6 брандерам еще 54 мобилизованных «купца», принялся охотиться за англичанином, однако жестокий шторм, разразившийся 5 августа 1652 г., уничтожил 53 из 92 его кораблей. Талантливого адмирала сняли с должности, и флот Нидерландов возглавили Витте де Витт и Михаэль де Рейтер. И уже 16 августа они попытались взять реванш у Па-де-Кале.
С 30 боевыми кораблями они вышли встречать караван из 60 торговых судов, путь которым преградила английская эскадра Джорджа Эскью в составе 52 боевых кораблей. Дж. Эскью попытался атаковать голландцев с наветренной стороны, прорвав их строй, но в результате этого теоретически правильного, но практически неудачного маневра позволил своему противнику оказаться на ветре и тем самым выиграть битву.
Это сражение можно считать первым морским боем классической парусной эпохи, где главнейшим игроком стал ветер. Именно владение ветром, то есть такой маневр, который позволял бы эскадре оставаться с наветренной стороны, стал самой главной задачей адмиралов, водивших в бой парусные корабли.
Сражение при Схевенингене — финальное сражение первой англо-голландской войны, произошедшее 10 августа 1653 г.
Указанное правило было подтверждено уже 10 декабря 1652 г., когда Тромп неожиданно заставил эскадру Блейка, стоящую у входа в Темзу, принять бой. Ветер со стороны берега не позволял англичанам укрыться в своих базах, а выгодное положение кораблей Тромпа с наветренной стороны обеспечило им преимущество в маневре и скорости.
К этому времени голландцы поняли, что эскадры следует комплектовать исключительно боевыми кораблями специальной постройки, мощь которых примерно равноценна. Англичане же за неимением многочисленного военного флота продолжали вооружать торговые парусники, которые резко разнились как по количеству стоящих на них пушек, так и по ходовым и маневренным качествам.
Умение использовать силы стихии
Впрочем, это не помешало англичанам в итоге выиграть эту первую войну, причем жирную точку в ней поставило сражение при Схевенингене 10 августа 1653 г. Здесь уже англичане активно использовали ветер в своих интересах, научившись, в отличие от голландцев, активно маневрировать при любом его направлении. И хотя данное сражение со стороны англичан, как и ранее, отличалось на первый взгляд отсутствием какой-либо системы, оно раз и навсегда сделало ветер союзником адмиралов. Примечательно также то, что три голландские эскадры в этом сражении все время двигались, используя попутный ветер - то есть развивали максимально возможную скорость.
Сражение у острова Тексель 21 августа 1673 г.
Англичане не только отважились сцепиться в бою со своим грозным противником, но и, нарушив единое построение и активно маневрируя, несколько раз прорезали строй неприятеля, ставя его корабли в два огня. Эти маневры показали резко возросшую морскую выучку английских моряков и принесли им убедительную победу. Потеряв всего 2 корабля из 120, они потопили 14 голландских из сотни находившихся в их флоте. Более того, артиллерийским огнем англичане отразили 4 атаки голландских брандеров и убили их выдающегося командующего - Мартина Тромпа. Правда, Роберт Блейк ненадолго пережил своего противника: через три недели он умер на берегу.
Рождение линейной тактики
Сражения первой англо-голландской войны выявили все присущие молодым военным парусным флотам недостатки. Из нее голландцы сделали главный вывод: все торговые караваны должны отныне сопровождаться сильными боевыми эскадрами. При этом другие наиболее подготовленные к бою эскадры, состоящие исключительно из боевых кораблей специальной постройки, должны не просто встречать прибывающие из колоний в метрополию караваны, а активно нападать на эскадры противника, его базы и верфи.
Англичане сделали аналогичные выводы и, как и голландцы, приступили к строительству многочисленного военного флота. Инициатором его создания стал генерал моря Джон Монк, которому часто приписывают победу в сражении при Схевенингене.
Именно Монк добился решения Парламента о целенаправленном и постоянном государственном финансировании строительства военно-морского флота (это решение отменило пресловутую корабельную пошлину, которая не могла финансировать строительство массового военного флота). Он же перенес на британский, но ставший вскоре всемирно известным как Королевский флот (Royal Navy) те принципы, по которым строилась новая революционная армия Парламента.
Главный из них был таков: корабль как боевой организм постоянно должен поддерживаться в чистоте и порядке, равно как и матросы, личная гигиена которых отныне являлась предметом особой заботы командиров.
Специализированные боевые корабли
Такое же решение приняли и голландские адмиралы. Стало ясно, что мощь артиллерии боевых кораблей, двигающихся в едином строю и четко исполняющих маневры флагмана, помноженная на их количество, - залог побед в грядущих сражениях. Это стало основой линейной тактики, которая господствовала на морях на протяжении последующих двух веков. Именно под линейную тактику начали строить боевые корабли со значительным количеством пушек в нескольких бортовых батареях.
Именно такие корабли стали основой мощи военных флотов всех морских держав и получили название линейные. Эпоха, когда наспех вооруженные торговые корабли действовали в едином строю с военными кораблями специальной постройки, раз и навсегда ушла в прошлое.
Все эти выводы подтвердились в ходе сражений Второй англо- голландской войны 1665-1667 гг. И уже окончательно закрепились в решающих боях Третьей англо- голландской войны 1671-1673 гг. Так, в знаменитом Четырехдневном сражении 1-4 июня 1666 г. оба флота (голландский - 101 боевой корабль под командованием Михаэля де Рейтера и английский - 109 боевых кораблей под командованием принца Руперта и генерала Джона Монка) сражались с исключительным ожесточением и, несмотря ни на что, сохраняли четкий боевой порядок и вели активный артиллерийский огонь по противнику с различных дистанций.
Классика военно-морского искусства
Командующие обоих флотов постоянно стремились стать с подветренной стороны, из-за чего бои велись на постоянных контркурсах. Именно в этом сражении выдающийся голландский адмирал М. де Рейтер впервые применил маневр, ставший классикой военно-морского искусства, - охват головы, то есть флагмана противника. Одновременно это сражение доказало, что сила и разумность применения брандеров в сочетании с мощью артиллерии в бою куда важнее абордажа, а также то, что боеприпасами следует распоряжаться разумно.
Не велик разум на этот раз оказался именно у англичан, которые, используя свое превосходство в скорострельности, в самый решающий момент боя остались без снарядов и не смогли отразить атаку голландских брандеров.
Кроме того, была подтверждена относительно высокая живучесть деревянных военных парусных кораблей, которые тогдашней артиллерией потопить было практически невозможно. В то же время поврежденные и практически лишенные хода боевые единицы создают большую проблему как для их экипажей, так и для командования флота в целом.
Однако, несмотря на то что данное сражение закончилось в пользу Нидерландов, флот которых потерял 6 кораблей, но сжег и захватил 20 английских, заставив эскадры Монка и Руперта укрыться в базах, точку во Второй англо-голландской войне поставила не эта битва. Летом 1667 г. де Рейтер предпринял смелый рейд к английским берегам, где за два месяца разорил и сжег практически все английские базы на юго-восточном побережье острова Британия, заблокировал Темзу и заставил англичан подписать выгодный для Нидерландов мир.
Правда, Третью англо-голландскую войну англичане хоть и с большим трудом, но все же выиграли. Однако в анналы истории вошла не их стратегическая победа, а последний успех де Рейтера - знаменитое 14-е сражение Англо-голландских войн, произошедшее в конце июля 1673 г. у острова Тексель в Северном море.
Трудная победа
Тогда голландский флот из 75 кораблей во главе с адмиралом де Рейтером встретился с объединенным англо-французским флотом под командованием адмирала принца Руперта из 95 кораблей (30 французских и 65 английских).
На первый взгляд соотношение сил было не в пользу Нидерландов, однако М. де Рейтер считал иначе. Основываясь на опыте предыдущего сражения при Солбее (7 июня 1672 г.), он знал весьма низкие боевые качества французских моряков (их звездный час еще впереди), их пассивность во время боев и потому решил сразу же вывести из боя французский авангард, используя свою артиллерию.
Так оно и получилось: голландский авангард вице-адмирала Банкерста в составе 10 кораблей решительной артиллерийской атакой вывел французскую эскадру из боя. И хотя французы получили относительно легкие повреждения и вполне способны были продолжать бой, их экипажи предпочли заняться ремонтом.
Дальнейшее, как говорится, было делом техники: удачное маневрирование голландского авангарда помогло де Рейтеру поставить уже английский авангард в два огня, а французский арьергард заставить уйти, так как голландские корабли вошли в разрывы меж французскими (голландцы стреляли из бортовых орудий по носу и корме французских судов). При этом голландцы ни на шаг не отступили от ставшей уже классической линейной тактики, которая и принесла им победу.
Но дополнительным фактором, помимо прочих, определившим победу де Рейтера, стало активное использование впервые в истории войн оперативной связи между кораблями голландских эскадр. Обеспечивали ее совсем уж маленькие парусные корабли - авизо (в переводе с французского - «уведомляю»). Именно эти юркие одно- и двухмачтовые кораблики быстро перемещались по всей акватории боя, передавая приказы знаменитого голландского адмирала его подчиненным.
А что же французы?
Решительная победа Нидерландов в Тексельском сражении расколола англо-французскую коалицию, что помогло де Рейтеру не допустить высадку на голландском побережье английского десанта. Но в то же время она наглядно продемонстрировала и все недостатки военного флота Французского королевства, который по приказу знаменитого французского короля Людовика XIV с неимоверной быстротой создавался под непосредственным руководством выдающегося политического и экономического деятеля королевства Жана Батиста Кольбера (1619-1683 гг.).
Когда в 1661 г. этот человек стал морским министром, флот Франции насчитывал всего 9 кораблей, 3 фрегата и 8 галер, причем их техническое состояние было весьма плачевным. Используя указания своего короля, энергичный министр, несмотря на скромные возможности тогдашней французской экономики, развернул крупнейшую в Европе того времени кораблестроительную программу. В итоге французский флот стал стремительно расти: к 1666 г. он насчитывал 71 корабль, а к 1671 г. - уже 196. К 1683 г. - году смерти Кольбера - французский военный флот насчитывал 112 линейных кораблей, 25 фрегатов и 80 галер.
Совокупно с различными военными кораблями иных классов флот Франции насчитывал 276 единиц - на 72 больше, чем у Англии. При этом две эскадры - Средиземноморская (ФлоМед) и Атлантическая (ФлоАнт), названия которых сохраняются до наших дней, комплектовались различными по идеологии кораблями.
Если на Средиземном море французы массово использовали галеры и легкие парусники типа , то в Атлантике (в основном на Северном море) - исключительно парусные многопушечные корабли. Их конструкция воплощала множество передовых решений, особенно в области прочности корпусов, что стало не только визитной карточкой французской кораблестроительной школы, но и ее главнейшим секретом на долгих полтора столетия.
Вот только поднять подготовку французских моряков на должный уровень тогда не удалось, что и подтвердила Третья англо-голландская война. Однако начало было положено: Франция постепенно выходила на второе место в мире по темпам строительства и повышения мощи военно-морского парусного флота.
Неразрешенные экономические противоречия между Англией и республикой Соединенных провинций и соперничество этих стран в заморских колониях взорвались новой войной. Лондон периодически жаловался на ущемление прав своих подданных в Индии, Турции и на африканском побережье: голландцы, контролировавшие тамошние порты, не допускали в них корабли конкурентов, причиняя огромный ущерб заморской торговле англичан. Летом 1664 г. вспыхнул конфликт английской Африканской компании с голландцами из-за обладания несколькими небольшими приморскими фортами в Гвинее; 23 августа того же года военно-морская экспедиция под командованием Ричарда Николса внезапно заняла Новый Амстердам - административный центр голландских владений в Северной Америке (Новых Нидерландов); в ответ на протесты Гааги правительство Кларендона официально заявило о своей непричастности к этим нарушениям международного права, что, впрочем, не помешало брату Карла II герцогу Йоркскому - наместнику колоний Великобритании в Северной Америке - назначить Николса губернатором Новых Нидерландов и переименовать Новый Амстердам в Нью-Йорк. Эскалация конфликта была стремительной: после успешного рейда адмирала Михиэля де Рёйтера, выбившего англичан из спорных владений в Гвинее и на острове Горэ, англичане в отместку стали нападать на голландские торговые суда, в том числе силами каперов. Английская эскадра из девяти кораблей под командованием адмирала Эллина атаковала в Гибралтарском проливе голландский конвой в 30 вымпелов, возвращавшийся из Смирны (декабрь 1664 г.); нападение было неожиданным, но голландский флотоводец ван Бракел защищался так отчаянно, что уступил врагу лишь три своих корабля. На все суда Соединённых провинций, которые находились в портах Англии, было наложено эмбарго. Нидерланды ответили разрывом дипломатических отношений, запретом импорта английских товаров и захватами кораблей Англии в европейских водах. Тогда английский парламент вотировал королю военные субсидии в размере двух с половиной миллионов фунтов стерлингов, «чтобы наказать голландцев за оскорбления и дерзость и отомстить за честь нации», и 14 марта 1665 г. Англия объявила Нидерландам войну.
Адмирал Рёйтер. Современное изображение на медали.
Невзирая на свои обязательства по Парижскому договору 1662 г. и требования их соблюдения со стороны правительства республики Соединённых провинций, Людовик XIV не спешил выполнять свой союзнический долг и вступать в войну ради интересов голландцев, которые оскорбили его отказом в переговорах о взаимном разделе Испанских Нидерландов и вдобавок осмелились угрожать созданием альянса с Испанией или императором. До начала второй англо-голландской войны французским дипломатам удалось заключить договор с Данией (3 августа 1663 г.), основой которого послужили торговое партнерство и взаимное содействие соблюдению Вестфальского мира; секретные статьи того же договора предусматривали, в частности, предоставление датскому королю субсидий в случае, если возобновится его война со Швецией. Однако рассчитывать, что датский король на основании этого договора активно поддержит республику Соединённых провинций в войне с Англией - союзницей своего победоносного врага Швеции, разумеется, не приходилось. Диалог же со Швецией, которой Людовик XIV предложил присоединиться к франко-датскому пакту, пока проходил довольно вяло: шведы соглашались на торговое сотрудничество, однако не позволяли ни вовлечь их страну в союз с Данией, ни даже формально признать Данию одним из гарантов соблюдения Вестфальских трактатов. Будучи вынужденными считаться с позицией Швеции в связи с предполагавшимся выдвижением одного из принцев дома Конде на престол Польши, французские дипломаты до времени приостановили нажим на Стокгольм.
Ян де Витт. Гравюра XVII в.
Следуя рекомендациям д’Эстрада, пользовавшегося в Гааге полным доверием де Витта и поэтому прекрасно осведомленного о последних тенденциях в голландской политике, де Лионн заявил послу республики Соединённых провинций, что Франция, которая по Парижскому договору вправе оказывать своему союзнику помощь не ранее чем через четыре месяца после его обращения за таковой, намерена использовать этот срок для мирного посредничества, ибо находит обстоятельства начавшейся войны не вполне соответствующими исполнению ею союзнических обязательств. Во-первых, уточнил министр, официальный Лондон обещал представить доказательства того, что войну начали именно голландцы, захватившие колониальные форпосты в Африке; во-вторых, даже если уверения англичан не будут признаны убедительными, его христианнейшее величество сомневается, что союзнические обязательства Франции простираются так далеко, чтобы поддерживать войну в Европе ради абсолютно чуждых ей африканских интересов Голландии.
Внешнеполитические приоритеты Франции накануне и во время второй англо-голландской войны неразрывно связывались с проектами присоединения Испанских Нидерландов. Для предстоящей борьбы следовало накапливать силы и сохранять прочные международные позиции, а их-то пока можно было обеспечить лишь нейтралитетом. Неучастие Франции в нынешней морской войне позволяло ей сохранить флот, и таким образом, приобрести серьёзный, если не решающий, военный перевес, если предстоящая борьба за Испанские Нидерланды вовлечёт ее в конфликт с Англией или Голландией. После открытия военных действий Людовик XIV оказался в сложном положении: договор обязывал его выступить на стороне голландцев, но поддержка республики Соединенных провинций неизбежно «развела» бы его с Карлом II, который лично не препятствовал аннексионистским планам Франции в отношении Испанских Нидерландов, и в будущем, возможно, даже превратился бы в союзника. Вместе с тем, если бы в войне победили англичане, следовало иметь в виду перспективу удаления от власти в Нидерландах республиканско-олигархической партии и торжества оранжистов - ультрапротестантов, политически ориентированных на Англию, - тогда отношения Франции с Англией и Голландией стали бы развиваться совершенно непредсказуемо. В этих условиях французским дипломатам волей-неволей приходилось обеспечивать малые стратегические цели. Один из вариантов внешнеполитического курса Франции в ходе войны сформулировал тот же граф д’Эстрад: в письме Людовику XIV от 1 января 1665 г., он предлагал как можно дольше придерживаться политики нейтралитета, ну а если в силу тех или иных причин это окажется невозможным, вступить в войну, дополнительно обязав голландцев, во-первых, признать и всемерно поддерживать французского короля в предстоящей борьбе за права его супруги на Испанские Нидерланды, а во-вторых, отдать Франции укреплённый и стратегически выгодно расположенный город Маастрихт, обладание которым позволяло не только контролировать границу между Испанскими Нидерландами и республикой Соединённых провинций, но и получить доступ в самое сердце нидерландского региона по важнейшей речной артерии - Маасу. В случае недовольства Гааги посол предлагал оказать на неё давление, поддержав вяло тлеющий спор о Юлих-Клевском наследстве, в котором по-прежнему участвовали голландцы: по мнению д’Эстрада, Франции следовало вступиться за одного из сонаследников - либо пфальцграфа Нейбургского, добивавшегося реализации своих притязаний на герцогство Юлих, либо курфюрста Бранденбургского, претендовавшего на герцогство Клеве и по праву герцога Клевского - также на небольшое сопредельное Гельдерну графство Мёрс, которое принадлежало непосредственно Оранскому дому; союз Франции либо с одним, либо с другим из этих князей, считал д‘Эстрад, заставит и Генеральные штаты, и оранжистскую оппозицию быть более сговорчивыми.
Карл II Стюарт, король Англии
В апреле 1665 г., чтобы поддержать реноме Франции как мирного посредника и возможно дольше оттянуть ее вступление в войну, в Лондон для переговоров с Карлом II отбыли герцоги де Верней и де Куртен. Впрочем, несмотря на то, что английский король в целом благожелательно отнёсся к их миссии, она завершилась полным фиаско, поскольку субсидии на войну уже были выделены, Англия полным ходом вооружалась, а на море вовсю кипели сражения. Посольство де Вернея - де Куртена, тем не менее, длилось целых восемь месяцев, что позволило Людовику XIV объявить Англии войну лишь 26 января 1666 г. 11 февраля в Гааге состоялось подписание франко-датско-голландского договора о взаимной военной и экономической поддержке: датский король обещал снарядить в помощь республике Соединенных провинций флот из сорока кораблей. Тотчас после вступления Франции в войну миссия мирного посредничества была поручена французскому посланнику в скандинавских государствах маркизу С.-А. де Помпонну: одной из задач его посольства (зима - весна 1666 г.), как и раньше, являлось привлечение к франко-датско-голландскому союзу Швеции - если не в качестве активной стороны, то, по крайней мере, в целях обеспечения её нейтралитета по отношению к Дании, чье участие в войне на стороне голландцев (с декабря 1665 г.), обусловленное датско-голландскими соглашениями 1649 и 1653 гг., а также договором 1663 г., уже ознаменовалось блокадой Балтики для английских судов. Предложения де Помпонна в Стокгольме сводились к созданию союзного Франции блока морских держав - Голландии, Дании и Швеции - силами которого Англия была бы изолирована от морского торгового пространства в Северном море и на Балтике и по экономическим причинам не смогла бы долго воевать. В этот раз шведы поддались на уговоры: правда, соблюдая союзнические обязательства, они, как и прежде, отклонили предложение Парижа о военной поддержке, однако дали неофициальное обязательство не нападать на Данию и не вмешиваться в англо-голландскую войну. Франция не была удовлетворена вполне, однако продолжать диалог не стала: 17 сентября 1665 г. умер Филипп IV Испанский, и Людовика XIV куда более занимали мысли о присоединении Испанских Нидерландов, нежели об устроении союзов в пользу республики Соединённых провинций.
Парусные корабли. Гравюра XVII в.
Активные боевые действия между англичанами и голландцами велись с начала мая 1665 г.: английский флот из восьмидесяти (а по другим сведениям, восьмидесяти восьми) линейных кораблей и двадцати одного брандера под командованием герцога Йоркского направился к голландскому побережью, чтобы, как в предыдущую кампанию, блокировать его, не допустить господства в Проливе превосходящих сил врага. Неблагоприятная погода заставила герцога изменить планы и отвести корабли назад, к юго-восточным берегам Англии. Это позволило голландскому флотоводцу Вассенаару сконцентрировать имевшиеся в его распоряжении морские силы в мощный кулак - девяносто семь (в других источниках сто три) корабля, одиннадцать брандеров, семь яхт и двенадцать гребных галиотов, сведённые в семь эскадр, - и, невзирая на их недостаточную подготовку, двинуться в территориальные воды неприятеля: первоначально, по-видимому, предполагалось начать блокаду побережья между устьями Стаура и Темзы. Однако 13 июня голландцы повстречали в виду порта Лоустофт флот герцога Йоркского и вступили в сражение. Завязалась отчаянная артиллерийская дуэль, смешавшая центр построения кораблей Вассенаара и вынудившая некоторых из его капитанов к беспорядочному отступлению. Не давая врагу опомниться, герцог Йоркский стремительно атаковал дрогнувший центр противника; арьергард лорда Монтегю прорвал линию голландцев, обеспечив подход и стыковку брандеров с неприятельскими кораблями. Основной удар противника приняли на себя голландские флагманские корабли и несколько судов, чьи командиры имели достаточный боевой опыт, тогда как на иных кораблях, которые были переоборудованы из торговых, орудия даже не были приведены в боевую готовность. В ходе ожесточённого оборонительного боя голландский флагман «Эндрахт» был взорван, погибли Вассенаар, лейтенант-адмирал Кортенаар и еще два вице-адмирала; тридцать два голландских корабля были сожжены или захвачены, а остатки флота республики Соединённых провинций с большим трудом, под руководством лейтенантов-адмиралов Корнелиса ван Тромпа (1629-1691) командовавшего эскадрой арьергарда, и Эвертсена с остатками авангарда покинули место сражения и отступили - один к острову Тексел, второй - к устью Мааса.
Адмирал Вассенаар
Этот тяжёлый удар, тем не менее, не сломил голландцев: на верфях республики Соединённых провинций велась починка повреждённых кораблей, и продолжалось строительство новых, не менее мощных, нежели английские, и частично вооружённых тяжёлыми 42-х фунтовыми орудиями; голландские флотоводцы углублённо разрабатывали линейную тактику морского боя, учитывая уроки своих поражений. Всеобщее ликование в стране вызвало успешное прибытие в устье р. Эмс голландской торговой флотилии из Норвегии (70 судов), который адмирал Рёйтер, возвратившийся из Вест-Индии, успешно провёл под охраной своих судов через неспокойные воды Северного моря; эскадре, посланнной на перехват адмиралом Монтегю, удалось овладеть лишь несколькими отставшими от конвоя судами (август 1665 г.). Неожиданную передышку в войне голландцам предоставила эпидемия чумы, вспыхнувшая в южных графствах Англии и подорвавшая военные приготовления неприятеля. Дипломаты Гааги напряжённо следили за ходом франко-английских переговоров в Лондоне. После того как в войну официально вступила Франция, Людовик XIV заявил, что окажет союзнику военную поддержку на море, однако лишь в апреле 1666 г. французский вспомогательный флот из 40 судов и 12 брандеров, предводительствуемый герцогом де Бофором (1616-1669), отплыл из порта Тулон и, получив в Ла-Рошели пополнение в несколько кораблей, взял курс в Ла-Манш для соединения с флотом Рёйтера.
Герцог де Бофор
Рёйтер вышел навстречу союзникам и ожидал подкрепления, встав на якорь в Па-де-Кале, в нескольких милях от Дюнкерка. Чтобы отстранить опасность объединения союзников и блокады ими Пролива, придворный военный совет Карла II принял решение выслать навстречу французским кораблям флотилию под командованием принца Рупрехта Пфальцского (1619-1682), к которому по пути должны были присоединиться десять кораблей, идущих из Плимута. Одновременно предписывалось атаковать Рёйтера силами, остававшимися в распоряжении главнокомандующего английским флотом генерала Дж. Монка; они значительно уступали голландским: если под началом Рёйтера находилось восемьдесят четыре линейных корабля, то англичане располагали лишь пятьюдесятью семью. Таким образом, в решающий момент силы англичан были разобщены, чего могло и не случиться, если бы дипломаты Лондона оказались более осведомлёнными или более прозорливыми: в планы французского флотоводца отнюдь не входило участие в военных действиях; поход де Бофора затянулся на несколько месяцев и без единого выстрела, якобы из-за жестокой бури, завершился… во французском порту Дьепп, за десятки миль от Дюнкерка, в виду которого 11-14 июня 1666 г. состоялось самое известное и продолжительное сражение второй англо-голландской войны.
Ход морского сражения при Дюнкерке известен нам достаточно подробно по воспоминаниям французского военного наблюдателя графа де Гиша, находившегося на одном из голландских кораблей. При попутном южном ветре Монк внезапно атаковал эскадру арьергарда, которой командовал Тромп Младший - тот едва успел обрезать якорные канаты (цепи тогда ещё не использовались), поставить паруса и под ураганным огнём развернуть корабли для оборонительного боя. Но натиск был слишком стремительным, и лишь решительное вмешательство Рёйтера с эскадрой центра спасло Тромпа от разгрома. В ходе ожесточённой битвы ветер увлёк корабли Тромпа и Монка к фландрским банкам, в то время как Рёйтеру удалось отрезать английскую эскадру арьергарда и нанести ей серьезный урон. Ожесточённая схватка корабль против корабля кипела до темноты, затем Монк отдал своим капитанам приказ к отступлению. Флот Монка, восстановив, насколько возможно, тактический порядок, отошёл к западу: предполагалось соединение с флотилией принца Рупрехта, который в это время уже был отозван назад, так и не дождавшись своего потенциального противника. Утром 12 июня битва возобновилась с ещё большим напором: южный ветер усилился, и Монк атаковал голландскую линию баталии, находившуюся с подветренной стороны. Не дожидаясь приказа, Тромп Младший во главе эскадры арьергарда горячо ринулся в контратаку на вражеский центр и тем самым не только непоправимо нарушил строй голландского флота, но и при неблагоприятном ветре очутился фактически беззащитным перед пушками всей неприятельской линии. Рёйтеру вновь пришлось выручать своего соратника, направив ему в помощь часть кораблей центра. При этом боевой порядок голландцев совершенно смешался, корабли, по словам очевидца, сбились в кучу «как стадо овец», многие капитаны поспешно покинули место битвы, не дожидаясь, пока англичане сомкнут вокруг фланговые эскадры и начнут абордаж. Вместе с тем, Монк, чей флот, как уже говорилось, значительно уступал голландскому по численности, а многие корабли были повреждены, не решился на этот маневр и предпочёл отойти на утренние позиции, ожидая подхода принца Рупрехта. Это дало Рёйтеру возможность восстановить свою линию баталии и занять оборону. Весь третий день Монк дрейфовал широким фронтом к западу, ожидая соединения с принцем Рупрехтом (оно состоялось вечером того же дня); несколько своих наиболее повреждённых и потерявших остойчивость кораблей английский флотоводец распорядился сжечь, чтобы их участие в предстоящей решающей битве не повлияло на её тактическое развитие и чтобы они не оказались в руках неприятеля.
Генерал Монк, впоследствии герцог Альбемарль
14 июня противники сошлись при сильном юго-западном ветре; количественно их силы были теперь примерно одинаковы: с каждой стороны действовало до шестидесяти линейных кораблей; тем не менее, в распоряжении Монка, который принял командование объединёнными английскими силами, находилось двадцать свежих неповреждённых судов, приведённых принцем Рупрехтом (в этом бою он начальствовал над эскадрой арьергарда); к тому же английские корабли в целом имели лучшую оснастку и более мощное вооружение. Авангард англичан вёл сэр Дж. Эскью (?-1671), а центр - Монк. Голландский флот возглавлял Рёйтер; центром командовал ван Неес; арьергард держали Тромп Младший и Меппель, а авангард - Эвертсен Старший и де Врис. Некоторое время противники вели артиллерийскую дуэль, идя на параллельных курсах под малыми парусами в западном направлении. Чтобы использовать преимущество наветренной стороны, Эскью поднял паруса, на время резко оторвавшись от эскадры центра; но в образовавшийся таким образом интервал ринулся ван Неес с одним из отрядов центра; его стремительный натиск нарушил построение англичан. Этот маневр послужил для голландских кораблей сигналом к сближению с противником: Тромп стремительно атаковал принца Рупрехта, после жестокого непродолжительного боя разметал арьергард англичан и вышел им в тыл, планируя соединениться с ван Неесом. Поскольку в это время английский центр оказался отрезанным от своих полуразгромленных флангов, третий, решительный удар нанёс сам Рёйтер, всё еще находившийся с основными голландскими силами на наветренной стороне: его эскадра после сближения разломила фронт англичан и вступила в ближний бой с эскадрой Монка. Голландцы бились с безоглядной отвагой: снаряжая корабли, Рёйтер намеренно включил в состав команд бывших пленников, познавших ад английских тюрем, чтобы их рассказы удержали остальных от трусливой сдачи, а личная ненависть к врагу служила катализатором победы. Перед угрозой окружения силы Монка и остатки эскадр Эскью и принца Рупрехта были вынуждены отступить. Четырёхдневная битва в Проливе стоила англичанам двадцати кораблей, из которых девять стали призами неприятеля (против семи у Рёйтера) и около восьми тысяч человек убитыми, ранеными и пленными - потери, в четыре раза превышавшие голландские!
Победа в битве у Дюнкерка сменилась для голландцев поражением в третьей крупной битве этой войны - при мысе Нортфорленд, к северу от Дувра. Ян де Витт настаивал на форсировании военной инициативы - и уже в конце июля 1666 г. прошедшие починку в голландских портах 72 линейных корабля и 16 фрегатов Рёйтера при 20 брандерах, показались возле берегов Англии, угрожая блокадой устья Темзы и высадкой десанта (первоначально планировалось участие в десанте и французских сил). 2 августа им навстречу из Темзы вышел флот под командованием Монка и принца Рупрехта. Его атака с наветренной стороны 4 августа была неожиданной: голландские моряки слишком поздно сумели сняться с якоря, авангард после гибели своего командира лейтенант-адмирала Яна ван Эвертсена и других флагманов в беспорядке покинул место сражения, а Тромп Младший, самовольно начав во главе арьергарда преследование нескольких кораблей противника, окончательно смешал боевой порядок и сам едва не попал под перекрестный огонь английских центра и арьергарда. Лишь Рёйтеру, мастерски обеспечившему отступление на рассвете 5 августа, удалось спасти свой флот от разгрома и тяжёлых потерь. Показавшись вскоре близ неприятельских берегов, Монк уничтожил у островов Тексел и Вли более полутора сотен голландских торговых судов с грузом на двенадцать миллионов гульденов и сжёг дотла приморские города; его кровавый августовский рейд прервался плохой погодой и известием, что в Пролив вошёл флот французов - тот самый, на соединение с которым голландцы рассчитывали ещё два месяца назад, - и Монк отвёл свои корабли в английские воды, готовясь к обороне. Между тем из Дьеппа корабли де Бофора повернули назад - в порт Брест, так и не приняв участия ни в одном сражении.
Адмирал Тромп
Показательно, что французы, в свое время демонстративно усомнившиеся в необходимости вступить в войну в связи с англо-голландским столкновением в Африке и не пожелавшие оказать голландцам помощь в Проливе, где кипели яростные бои, тем не менее не преминули отнять у англичан несколько слабозащищённых островов в Вест-Индии - Тобаго, Св. Евстахия и Св. Христофора, которые незадолго до этого англичане отвоевали у Голландии, - и дотла разорить английские колонии Антигуа и Монферрат.
Продолжение следует.
Энциклопедичный YouTube
1 / 1
✪ Золотой Век Нидерландов (рус.) Новая история
Субтитры
Предпосылки
В позднее Средневековье и эпоху Возрождения ни англичане, ни голландцы не могли тягаться с такими морскими державами, как Венеция , Генуя , Португалия , Кастилия и Арагон . Однако в XVI веке, когда континент раздирали Религиозные войны , елизаветинская Англия построила мощный флот, предназначенный для приносивших огромный доход каперских вылазок против испанцев. В 1585 году протекавший до этого без объявления войны конфликт вылился в открытую фазу , непосредственным поводом к этому послужила оказанная англичанами поддержка Республике соединённых провинций в её борьбе за независимость от Испании. Эта война, продлившаяся до 1604 года, закончилась формально статусом-кво, но запомнилась разгромом, учинённым англичанами испанской Непобедимой армаде .
После заключения мира, произошедшего уже после смерти Елизаветы, по указу Якова I нападения английских каперов на испанцев были прекращены, что с одной стороны привело к улучшению отношений между двумя державами, с другой - к пренебрежению англичан флотом. Неудачная для англичан война с Испанией 1625 - 1630 годов была лишь временным ухудшением отношений. В то же время голландцы, продолжавшие войну с Габсбургами, добились серьёзных успехов в своих каперских рейдах против неприятеля и отобрали у португальцев большинство их торговых постов в Ист-Индии, получив контроль над сверхприбыльной торговлей специями. Это спровоцировало сверхбыстрый рост голландского торгового флота и, хоть и менее впечатляющее, но всё же очень значительное увеличение флота военного.
Вторая англо-голландская война (1665-1667)
Обе стороны в течение войны успели отличиться серьёзными победами: англичане захватили Новые Нидерланды , а голландцы одержали верх в Четырёхдневном сражении . Как бы то ни было, рейд на Медуэй завершил войну победой голландцев, уничтоживших часть английского флота прямо в гавани.
Британцы захватили в ходе войны около 450 торговых кораблей - значительно меньше ожидаемого, что почти не повредило голландцам, в то время как Карл оказался на грани банкротства. Это вкупе со случившимися в ходе войны в Лондоне эпидемией чумы и Великим пожаром (последний в Голландии считали божьей карой за рейд Холмса (англ.) русск. , захватившего одним налётом 150 нидерландских торговцев и сжегшего целый город) вызвало серьёзные волнения. Из-за опасений короля, как бы эти волнения не вылились в открытый мятеж, лорд-канцлер Кларендон отдал английским послам в Бреде заключать мир как можно быстрее.
Третья англо-голландская война (1672-1674)
Англичане быстро восстановили свой флот после предыдущей войны, но, наученные её горьким опытом, теперь уже не рвались в бой. Как бы то ни было, в соответствии с условиями Дуврского договора (секретного англо-французского пакта о совместных действиях против Соединённых провинций) Карл II объявил войну Нидерландам на следующий день после того, как это сделала Франция. В ходе войны, являвшейся частью Голландской войны , наводнение сделало невозможным продвижением французских войск, и было решено атаковать голландцев с моря, но адмирал де Рюйтер разбил англо-французский флот, после чего английский парламент вынудил короля просить мира . Союз с католической Францией против протестантской Голландии не пользовался поддержкой английского парламента, опасавшегося ползучей католизации Англии, так что после Тексельской битвы был заключён Вестминстерский мир 19 февраля 1674 года.
Последствия трёх первых войн
Войны между Англией и Голландией сыграли большую роль в развитии искусства войны на море. В этот период исчезли из состава военных флотов вооружённые коммерческие корабли, установились типы военных судов, были выработаны правильные строи, и вообще разработана морская тактика. Кроме того, выработалась и настоящая морская стратегия, ставившая себе главной задачей борьбу с флотом противника для достижения контроля над морем, вместо прежних «перекрёстных экспедиций» и преследования торговых судов. [ ]
Схватка двух львов. Англо-голландские войны XVII века Махов Сергей Петрович
Итоги англо-голландских войн
Итоги англо-голландских войн
Состав флота и классификация кораблей
На основе опыта англо-голландских войн выработалась новая классификация кораблей флота. Корабли первых трех рангов получили название линейных кораблей, так как они ставились в боевую линию. Корабли четвертого и пятого рангов назывались фрегатами и использовались для целей разведки, действий на морских сообщениях и для прикрытия поврежденных в бою линейных кораблей. Корабли шестого ранга имели различные названия и использовались в качестве посыльных судов.
Брандеры - парусные суда малого водоизмещения с хорошими маневренными качествами, наполнявшиеся взрывчатыми или горючими веществами, - предназначались для взрыва или поджога кораблей противника путем сцепления с ними вплотную с помощью специальных крючьев.
Организация флота эволюционизировала следующим образом: флоты стали делиться на эскадры. Обычно их было три и каждая состояла из трех дивизий авангарда, центра и арьергарда. Во главе дивизии стоял флагман. Старшим был командующий центром (адмирал), следующим по старшинству являлся командующий авангардом (вице-адмирал), и младшим - командующий арьергардом (контр-адмирал).
Произошли изменения в способах ведения войны на море.
Для первой англо-голландской войны характерна борьба на морских сообщениях как главный способ ведения войны. В первой войне главной задачей английского флота являлось уничтожение морской торговли Голландии. Главной задачей голландского флота была защита своей торговли и борьба с торговлей противника.
В первую англо-голландскую войну англичане захватили такое множество вооруженных зафрахтованных приватиров (составлявших прежде основную силу флота Нидерландов), что властям пришлось срочно строить специальные военные корабли (с 1653–1654 годов). До 1666 года в линию баталии включались также большие корабли Ост-Индской компании, но они имели слабое строение и вооружение, в Лоустофском сражении 1665 году процент их потерь от общих был непропорционально велик, и на следующий год от них избавились.
Во второй и в особенности в третьей англо-голландской войне оба противника отказываются от метода непосредственного обеспечения торговых судов силами флота. Главной задачей флота становится ведение боевых действий против боевых сил противника с целью уничтожения их в бою, чем одновременно достигалось обеспечение своей морокой торговли.
Для первой англо-голландской войны характерно отсутствие установившихся боевых порядков. Бой, начинавшийся артиллерийской перестрелкой, скоро переходил в общую свалку, где исход решался абордажной схваткой отдельных кораблей.
Во второй и особенно в третьей англо-голландской войне бой теряет характер свалки. Основным боевым порядком становится кильватерная колонна (линия баталии), которую сражающиеся флоты стараются удержать в течение всего боя. Появление кильватерного строя было обусловлено бортовым расположением артиллерии, ставшей главным оружием парусного корабля, возможностью без перестроения, простым увеличением интервалов между кораблями, пропускать под ветер атакующие брандеры и простотой управления кораблями в бою.
В боевую линию входили наиболее сильные артиллерийские корабли, примерно с одинаковыми тактико-техническими данными, способные уничтожить главные силы противника. Походным строем был строй одной, двух и трех кильватерных колонн, в зависимости от численного состава участвующих в походе кораблей.
Перед боем флоты стремились занять наветренное положение, которое позволяло диктовать противнику время, место и дистанцию атаки, а при благоприятной обстановке использовать брандеры. После занятия наветренного положения флот в боевом порядке кильватерной колонны начинал опускаться на линию противника до дистанции артиллерийского огня. Придя на эту дистанцию, флот приводился к ветру, ложился на курс, параллельный противнику, и открывал артиллерийский огонь. Хотя артиллерия стала главным оружием парусного корабля, она ввиду еще недостаточно высоких боевых качеств не всегда могла решить исход боя. Поэтому еще продолжают применяться абордаж и атаки брандеров.
В условиях эскадренного боя выросло значение управления флотом. Командующий флотом для сохранения управления эскадрами находился на сильнейшем корабле в центре или в голове боевого порядка. Управление в бою осуществлялось сигналами или приказаниями, передаваемыми посыльными судами. Неспособность английского флота действовать в бурные зимние месяцы чаще всего использовалась голландцами для нанесения врагу большого ущерба.
Оценка изменений во флотах после англо-голландских войн
Новые задачи, поставленные перед флотами, потребовали не только изменения тактики, но и самих кораблей. Стремление флотоводцев занять наветренное положение в начале боя потребовало от кораблей способности ходить круто к ветру, что повлекло за собой исчезновение надстроек и башенок в носу и корме.
Бой в линии наложил на суда требования к унификации скорости, вооружения и т. д., что имело следствием разработку серий кораблей и применением методов черчения и математического анализа при постройке Развитие артиллерии привело к унификации прорезания орудийных портов и вообще - оснащения деков.
Из обихода флотов за время англо-голландских войн вышли такие названия, как нефы, галеоны, каравеллы.
Особое значение теперь придавалось снабжению флота. Ведь в отличие от армии флот не мог кормить сам себя на чужой территории, а долгосрочные крейсирования эскадр вдалеке от родных берегов теперь становились насущной необходимостью. Во время англо-голландских войн были организованы отряды вспомогательных транспортов, которые помогали военным кораблям держаться в море месяцами, а то и годами. Часть этих транспортов посылалась в заранее обговоренные точки (рандеву).
В голландском и английском флотах были выработаны своды флажных и пушечных сигналов, облегчавшие управление эскадрами. В 1672 году увидела свет первая книга «Инструкций для похода и боя» под редакцией герцога Йоркского, в которой впервые различные типы и виды сигналов были собраны воедино.
В 1678 году вице-адмирал Джон Нарборо издал «Боевые инструкции» для своей эскадры, находившейся в районе Занте в Ионическом море. Там впервые была высказана мысль об использовании кораблей вне линии в качестве репитичных судов, но дальше слов англичане не пошли. Первыми такие суда внедрили французы.
В голландском же флоте до самой войны Аугсбургской лиги каждое адмиралтейство само составляло для себя инструкции. Следствием этого была медленная деградация голландского военно-морского искусства.
Из книги 100 великих пиратов автора Губарев Виктор Кимович Из книги «Еврейское засилье» – вымысел или реальность? Самая запретная тема! автора Буровский Андрей МихайловичАнгло-евреи Ашкенази ринулись и в Британию - особенно в конце XIX века, после начала погромов. Въезд в Британию был не труден, и еврейская община выросла в несколько раз. В годы правления Гитлера в Британию выехало еще то ли 200, то ли даже 300 тысяч евреев из Германии. После
Из книги Книга 2. Тайна русской истории [Новая хронология Руси. Татарский и арабский языки на Руси. Ярославль как Великий Новгород. Древняя английская истори автора Носовский Глеб Владимирович1.1. Англо-саксонская хроника Конечно, читатель более или менее ориентируется в скалигеровской римской и византийской истории. По крайней мере, в пределах университетского курса. В то же время мы отдаем себе отчет в том, что скалигеровская версия «древней» английской
Из книги Пять лет рядом с Гиммлером. Воспоминания личного врача. 1940-1945 автора Керстен ФеликсXXXIV Скандинавская спасательная кампания 1944 года и освобождение голландских заключенных Осенью 1943 года у меня состоялось несколько разговоров с шведским министром иностранных дел Гюнтером. Мы в самых общих чертах разработали план по освобождению норвежцев и датчан,
Из книги Варварские нашествия на Западную Европу. Вторая волна автора Мюссе ЛюсьенАнгло-скандинавские проблемы Убытки, нанесенные Англии в ходе этого нападения викингов, были весьма значительны, но зато их компенсировал демографический и торговый подъем, начавшийся в результате интеграции острова в новое экономическое пространство. Те, кто понесли
Из книги История Средних веков. Том 2 [В двух томах. Под общей редакцией С. Д. Сказкина] автора Сказкин Сергей ДаниловичАнгло-шотландские войны Другой сосед Англии, Шотландия, в XVI в. была самостоятельным королевством. В ее горной самой отсталой части господствовали феодально-патриархальные отношения; товарное производство развивалось медленно, городов было мало; жители занимались
Из книги Опиумные войны. Обзор войн европейцев против Китая в 1840-1842, 1856-1858, 1859 и 1860 годах автора Бутаков АлександрАнгло-французы: Вооруженные силы противников Китая за полтора десятилетия претерпели разительные перемены. Перевооружение войск шло полным ходом, вместе с перевооружением требовалась корректировка тактики.Крымская война показала неоспоримые преимущества нарезного
Из книги История искусства всех времён и народов. Том 3 [Искусство XVI–XIX столетий] автора Вёрман Карл10. Живопись прочих голландских городов Некоторые другие города Голландии, включая Дельфт, Роттердам и Дордрехт, также являлись заметными центрами развития голландской живописи. Жанровые картины военной и бытовой тематики, а также ландшафты являлись наиболее
Из книги История Швеции автора МЕЛИН и др. ЯнШвеция в период революционных войн и начала наполеоновских войн (1792–1809) /166/ Когда в 1792 году Густав III умер, его сын и наследник престола Густав IV был еще несовершеннолетним. Формально ответственность за управление государством взял на себя дядя короля герцог Карл, но в
Из книги 1812 год - трагедия Беларуси автора Тарас Анатолий ЕфимовичАнгло-русская война Отношения России с Англией после Тильзита испортились быстро. Спустя всего 4 месяца - 26 октября (7 ноября) 1807 года - Россия объявила войну Англии. Формальным предлогом для войны послужило нападение англичан на Копенгаген. Оно вошло в историю Европы как
Из книги История Швеции автора Андерсоон ИгварГлава XXVIII ШВЕЦИЯ ПЕРИОДА РЕВОЛЮЦИОННЫХ ВОЙН И НАЧАЛА ВОЙН НАПОЛЕОНА I (1792–1809 гг.) В последние годы своей жизни Густав III мечтал возглавить крестовый поход против французской революции, особенно после того, как Франция вступила с приходом к власти жирондистов на путь
Из книги Что мы знаем и чего мы не знаем о Великой Отечественной войне автора Скороход Юрий Всеволодович17. Итоги Второй мировой и Великой Отечественной войн Вторая мировая война явилась самой масштабной, кровопролитной и разрушительной в мировой истории. Она продолжалась шесть лет, велась на территории трех континентов и в водах четырех океанов, в ней участвовало 40
Из книги Исторические судьбы крымских татар. автора Возгрин Валерий ЕвгеньевичАНГЛО-ФРАНЦУЗСКАЯ ИНТЕРВЕНЦИЯ Перед самым уходом воинских частей проигравшей войну Германии ввиду приближавшихся к Крыму войск Англии, Франции и Добрармии малопопулярное правительство Сулькевича пало (16 ноября 1918 г.). Земские собрания, съезд городских деятелей и
Из книги Русь древняя и настоящая (историко-аналитический очерк-сборник) автора Коллектив авторовСуммарные людские потери Руси, России и СССР от нашествий, войн и набегов иноземцев в период с 1-го по 1995 год (по данным таблиц 36,37,38 и 39) и потери от междуусобных войн, эпидемий и голода 1. Людские потери Руси, России и СССР в войнах с иноземцами, только убитыми с 400 по 1945 г. - 27
Из книги История Индонезии Часть 1 автора Бандиленко Геннадий Георгиевич«ЭТИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА» ГОЛЛАНДСКИХ КОЛОНИЗАТОРОВ И ЕЕ ИТОГИ Присущая эпохе свободной конкуренции политика либералов характеризовалась бурной, зачастую хищнической экспансией частного капитала в экономику НИ при минимальном регулирующем вмешательстве государства. На
Из книги Полное собрание сочинений. Том 17. Март 1908 - июнь 1909 автора Ленин Владимир ИльичКак социалисты-революционеры подводят итоги революции и как революция подвела итоги социалистам-революционерам Нам не раз уже случалось в истекшем (1908) году говорить о современном положении и течениях в буржуазной демократии в России. Мы отмечали покушение на
Англо-голландские войны 17 века
были вызваны торговым и колониальным соперничеством двух экономически наиболее развитых государств 17 в. - буржуазной республики Соединённых провинций (Голландской республики), занимавшей господствующее положение в посреднической морской торговле и в международной колониальной экспансии 1-й половины 17 в., и Англии, буржуазия которой с победой революции (см. Английская буржуазная революция 17 века) встала на путь активной борьбы со своим главным торговым и колониальным соперником. Интересы обеих стран сталкивались в Ю.-В. Азии, Америке, Африке, на европейском (в частности, русском) рынке. Первая А.- г. в. (1652-54) была объявлена Голландской республикой в ответ на принятие английским парламентом Навигационного акта (См. Навигационные акты) 1651, направленного против голландской посреднической торговли. Военные операции проходили не только в морских водах, омывающих Англию и Голландию, но и в Средиземном море, в проливах, связывающих Балтийское и Северное моря, в Индийском океане. Морские сражения (крупнейшие - Плимутское в 1652, Ньюпортские сражения 1652 и 1653, Портлендское сражение 1653) шли с переменным успехом. Постепенно перевес сил склонялся в сторону Англии, обладавшей сильным военно-морским флотом и установившей блокаду голландского побережья. Большой ущерб Голландии наносили действия англичан на торговых путях. По Вестминстерскому мирному договору (14 апреля 1654) Голландия должна была фактически примириться с Навигационным актом. Вторая А.-г. в. (1665-67) была объявлена Голландией в январе 1665, но фактически началась ещё в 1664 захватом английской морской экспедицией голландской колонии в Северной Америке - Нового Амстердама. Голландский флот под командованием адмирала Рейтера одержал победу у Дюнкерка (июнь 1666), но потерпел поражение у мыса Норт-Форленд (август 1666).
В июне 1667 голландская эскадра блокировала устье Темзы. По миру в Бреда (31 июля 1667) Новый Амстердам перешёл к Англии, вернувшей голландцам захваченный ею во время войны Суринам. Третья А.-г. в. (1672-74) тесно переплелась с т. н. голландской войной 1672 - 78 (См. Голландская война 1672-78),
в которой главным противником Голландской республики выступала Франция; Карл II Английский вступил в эту войну, будучи связан с Людовиком XIV тайными обязательствами. Победа Рейтера над англо-французским флотом при Текселе (август 1673), образование антифранцузской коалиции, непопулярность войны в среде английской буржуазии (в условиях, когда решающее значение приобретали уже не англо-голландские, а англо-французские противоречия) побудили Англию выйти из войны. Вестминстерский мирный договор (19 февраля 1674) оставил в силе Бредский трактат 1667. А.-г. в. 17 в. ускорили падение могущества Голландии и переход торговой и колониальной гегемонии к более передовой в промышленном отношении Англии. А.-г. в., которые велись главным образом на море, сыграли значительную роль в развитии флотов и военно-морского искусства. На основе их опыта выработалась новая классификация кораблей (их деление на линейные корабли, фрегаты и др.), была создана постоянная организация флотов, которые стали делиться на эскадры, а последние - на т. н. дивизии (авангард, центр и арьергард). Значительно изменилась и тактика морского боя. Для 1-й А.-г. в. характерно отсутствие определенных боевых порядков: бой начинался артиллерийской перестрелкой и переходил в единоборство отдельных кораблей, в котором исход решался артиллерийским огнем и Абордаж ем,
некоторое значение имело применение Брандер ов. Во 2-й и особенно 3-й А.-г. в. основным боевым строем была кильватерная колонна, а основой ведения боя - огонь артиллерии, хотя некоторое значение продолжают сохранять абордаж и атаки брандеров. Лит.:
Английская буржуазная революция XVII в., т. 1 (с. 457-467), т. 2 (с. 47-51, 133-136), М., 1954; Ballhausen С., Die drei Englisch-Hollandische Seekriege, Haag, 1923. А. С. Самойло.
Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . 1969-1978 .
Смотреть что такое "Англо-голландские войны 17 века" в других словарях:
АНГЛО ГОЛЛАНДСКИЕ ВОЙНЫ 17 века, были вызваны торговым и колониальным соперничеством двух наиболее развитых в 17 веке государств Англии и Голландии. В первой половине 17 века Республика Соединенных провинций (см. РЕСПУБЛИКА СОЕДИНЕННЫХ ПРОВИНЦИЙ) … Энциклопедический словарь
Англо голландские войны Первая – Вторая – Третья – Четвёртая Англо голландские войны серия войн между Англией (Великобританией) и Нидерландами в XVII XVIII веках, в которых оспаривалась морская гегемония и колониальное… … Википедия
Англо голландские войны 17 века, были вызваны торговым и колониальным соперничеством двух экономически наиболее развитых государств 17 в. ‒ буржуазной республики Соединённых провинций (Голландской республики), занимавшей господствующее положение… … Большая советская энциклопедия
Похожие статьи