Война англии и голландии. Англо-голландское соперничество

Ни одна серия войн в истории человечества не сделала для развития флота столько, сколько противостояние Англии и Нидерландов во второй половине XVII в. Именно в ходе трех тяжелых вооруженных столкновений между двумя государствами - претендентами на морское господство в мире - флот разделился на военный и гражданский, а парусный окончательно занял свое законное место в структурах морских государств. И пусть гребной флот полностью вытеснен не был и еще полтора столетия сохранялся в балтийских и средиземноморских государствах, на океанских просторах отныне единственным хозяином стал парусный корабль.

Экономика — причина войн

Не успев победить в анти испанской войне за неза­висимость, сочетавшейся с буржуазной революцией (1555-1609 гг.), Нидерланды приступили к активной коло­низации. Жемчужиной в гол­ландском ожерелье колоний стала голландская Ост-Индия (современная Индонезия), захват которой начался с 1596 г. Этому во многом способствовал нарождав­шийся довольно мощный военно-морской флот страны, созданный из многочислен­ных отрядов морских гезов.

Но куда более многочислен­ным оказался нидерландский рыболовный и торговый флот. Если первый практически не выходил за пределы Северно­го моря и состоял в основном из , то второй к середине XVII в. оказал­ся практически монопольным мировым морским перевоз­чиком. Огромное количество голландских коггов, каракк, галеонов и других менее известных разновидностей нидерландских транспортных парусных судов ходили чуть ли не по всем мировым морям и океанам, осуществляя разнообразные торговые и тран­зитные операции.

Несколько позднее, в 1640 г., буржуазная революция нача­лась и в Англии. Через четыре десятилетия она привела к власти весьма амбициозных политиков, которые не захо­тели мириться с монополией Нидерландов на мировую мор­скую торговлю. Тем более что, несмотря на революционные потрясения, Англия сохраняла довольно мощный военный флот, состоявший уже из пол­ноценных военных парусных кораблей. Да и многочислен­ные торговые парусники также несли на борту артиллерийские системы, и при необходимости, даже не довооружая, их мож­но было поставить в боевые порядки. А раз так, то вызов нидерландской морской торго­вой монополии был брошен 15 ноября 1651 г.

Запрещенная монополия

В тот день английский Парла­мент принял так называемый навигационный акт. Суть его состояла в том, что в Туман­ный Альбион и во все бри­танские колонии могут до­ставляться товары либо на английских судах (хотя при­годных для таких перевоз­ок кораблей было не так уж и много), либо на судах стран товаропроизводителей. Но вот парадокс: практически у всех этих стран своего торгового флота для столь массовых перевозок в общем-то и не было.

Гордые правители и жители страны, которую они сами же и создали (вспомните знаме­нитую пословицу «Бог создал Землю, а голландцы - Гол­ландию!»), научившиеся к тому времени с успехом бить флот Испании, не раз­думывая, приняли английский вызов.


Однако теперь им предстояло сражаться в крайне невыгодных условиях, ведь любое судно или корабль, идущие в Ни­дерланды из колоний, должны были проходить мимо англий­ских берегов либо с вос­тока (через Ла-Манш), либо с запада, через Ирландское море. Первый путь был коро­че, но пролегал мимо главных английских военно-морских баз, а вот второе направле­ние увеличивало путь домой голландским кораблям.

В итоге уставшие за много­месячный переход по бурным водам Тихого, Индийского и Атлантического океанов голландские моряки просто не могли не столкнуться со свежи­ми силами английского военно­го флота, лишь несколько часов или дней назад вышедших из собственных портов. Игнори­ровать же английскую угрозу было нельзя - такой пассивной позицией можно было потерять, и очень быстро, колониальную империю, а значит, и статус ве­ликой державы. И Нидерланды решили воевать.

Флоты дилетантов и корабли для разнообразных задач

Весь парадокс ситуации к на­чалу Англо-голландских войн состоял как раз в том, что Англия, Парламент которой принял оскорбительный для Нидерландов навигационный акт и тем самым спровоци­ровал войну, сама к ней готова не была. Прежде всего потому, что с 1640 г. в стране буше­вала революция и прогремели одна за одной две граждан­ские войны. Флот в этих собы­тиях особого участия не при­нимал, им в то бурное время просто никто не занимался. Теоретически у Англии были хорошие военные корабли (один знаменитый «Владыка морей» чего стоил), но их экипажи были плохо подготов­лены, а о командном составе и говорить не приходится.

Все английские адмиралы под­держали королевскую власть и либо были казнены, либо по­гибли на фронтах гражданских войн. Те же, кто эмигрировал (преимущественно во Фран­цию), возвращаться домой, естественно, не хотел.

Противостояние с Нидерландами

При этом именно в ходе борьбы с королем Карлом I в Англии была создана самая мощная на тот мо­мент армия, которую возглавляли смелые и талантливые генералы. А потому за неимением иных кадров именно этим генералам Парламент и поручил ответствен­ную миссию - противостояние с Нидерландами на морях, при­своив экзотические воинские звания генералов моря.


Не лучше дела обстояли и в Ни­дерландах. И хотя страна уже столетие фактически не выходи­ла из разнообразных войн, будь то с быв­шей метрополией Испанией или с какими-то экзотическими туземными племенами, того, что принято называть военно-мор­ским флотом со всеми прису­щими ему атрибутами, у нее не было. Зато было огромное коли­чество моряков и огромный тор­говый и рыболовный флот. Толь­ко последний насчитывал свыше 15 000 различных парусников, но, к несчастью, большинство из них представляли собой небольшие разновидности хольков - бусы водоизмещением в 80-100 т с экипажами в 20 человек.

Но зато Нидерланды имели раз­витую судостроительную про­мышленность, целую когорту талантливых кораблестроителей и, как показали дальнейшие со­бытия, выдающихся адмиралов.


В целом оба флота к войне гото­вы не были, хотя к ее началу уже имели четкую организацион­ную структуру. Правда, это не заслуга конкретного флото­водца, а результат стечения обстоятельств. Дело в том, что весь английский военный флот невозможно было разместить в одной базе, и потому его разделили на три части: белую, красную и синюю эскадры. Аналогичное положение было с флотом в Нидерландах. Только здесь порты располагались очень близко друг от друга, и их причалы военные корабли вынуждены были делить с многочисленными «купцами» и «рыбаками». Поэтому голланд­ский флот был разделен на еще меньшие, чем эскадры, соеди­нения - дивизии. Вскоре эту практику переняли и англичане.

Звания и флаги

Именно в ходе Англо-голланд­ских войн формируется стройная система военно-морских воин­ских званий и флагов. Так, коман­дующим флотом являлся адми­рал флота. Первоначально это звание принадлежало главе госу­дарства, поэтому английскими эскадрами командовал адмирал, а голландскими - лейтенант- адмирал, то есть заместитель командующего. Эскадра адми­рала или его дивизия в эскадре шла всегда под красным флагом и находилась в центре.


Пере­довой дивизией - авангардом, идущей под белым флагом, командовал вице-адмирал, а концевой дивизией или эска­дрой, идущей подсиним флагом, командовал контр-адмирал. Ко­раблями командовали капитаны. Правда, вскоре выяснилось, что часто и капитану необходимо возглавить небольшой отряд кораблей для выполнения по­явившейся только что задачи. Этот отряд численно был мень­ше дивизии, и потому даже самому младшему, контр-адмиралу, было не престижно возглавлять столь незначительную боевую группу. Зато каждым кораблем в группе командовал капитан, и потому с назначенным начальником он был в равном положе­нии. Чтобы выделить капитана, который уже перерос свое звание, но еще не дослужился до адмирала, было введено проме­жуточное звание. В Британии оно получило название командор, а в Нидерландах - шаубенахт, что в переводе означало «смо­трящий в ночи».

Возможно вам будет инетерсно:

Впоследствии в Нидерландах количество шаубенахтов, так и не дослужившихся до контр-адмиралов, стало многократно превышать численность послед­них. А их все назначали и назна­чали, ведь задачи флота постоянно усложнялись. Не мудрствуя лукаво, голландцы просто пере­именовали контр-адмиральское звание в шаубенахтское и ввели взятое из английской традиции звание «командор». При этом каждому должностному лицу соответствовал особый военно-морской флаг.

Каждый боевой корабль в по­ходе поднимал вымпел. Это оз­начало, что корабль находится в кампании. В базе на передний флагшток поднимался особый флаг - гюйс. Он до сих пор оз­начает то, что военный корабль есть неприступная крепость.

Силы противников

Итак, к сражениям первой англо-голландской войны (1652-1654 гг.) оба флота были не совсем готовы. Впрочем, и англичане, и голландцы высоко оценивали свои шан­сы на успех. Преимуществом англичан считалась их лучшая боевая выучка и превосходство в артиллерии, а также близость собственных баз. Голландцы рассчитывали на многочислен­ность своего торгового флота, который можно было быстро вооружить, и на профессионализм своих моряков и адмиралов. Но было у голландцев и особое оружие - брандеры и фре­гаты. Первыми становились любые суда, каких не жалко. Их заполняли горючими и взрыв­чатыми веществами и стре­мились направить на корабль противника с целью поджога.

А вот фрегат, боевой корабль, которому через 100 лет пред­стоит долгая и замечательная жизнь, в военном флоте Нидер­ландов появился совершенно случайно.

В многочисленных экспедици­ях голландские командующие заметили, что часть кораблей их эскадр гораздо быстрее всех остальных. Этим преиму­ществом решили воспользо­ваться, возложив на них функции связи, разведки и захвата призов - так тогда называли попавшие в руки военных моряков купеческие парусники противника. У англичан последние из перечисленных функций по традиции выполняли многочисленные каперы, на которых английское руководство возлагало большие надежды.

Могучие ветра

Ветер для парусного корабля — это все, поэтому умение его использовать для парусных адмиралов, командиров и про­стых моряков (всех их принято называть мореходами) — жизненная необходи­мость. Конечно, ветры бывают разными (об этом мы уже неоднократно говори­ли), но главное — откуда и как дует ветер. Именно исходя из этого и выстраивается курс парусника относительно ветра.

Еще со времен Средних веков мореходы разделили угловое пространство вокруг судна на курсовые углы — румбы. Всего их 32. Однако корабль — конструкция гео­метрически правильная, и потому ветер может дуть с правого или левого борта. Соответственно движение корабля в ту или иную сторону называется галсом.

Идти против ветра корабль не может. Про­тивный ветер-ливентик не только буквально останавливает парусник, но и может приве­сти к разрушению его мачтового хозяйства. Поэтому, чтобы двигаться, корабль вынужден поворачивать то вправо, то влево, то есть двигаться попеременно правым и левым галсами. Конечно, скорость в таком случае мала, парусный корабль все же идет вперед. Попутный ветер, дующий в паруса сзади, — форвинд позволяет теоретически развивать самую полную скорость. Однако на практике нос корабля из-за сильного ветра глубже, чем надо, опускается в воду и происходит некоторое торможение. Потому куда более благоприятным является бакштаг, то есть положение, когда ветер дует сзади сбоку. В этом случае паруса развивают максимальную тягу, корпус нормально сидит в воде и корабль идет с мак­симально возможной скоростью.

Ну и наконец курс в полветра — галфвинд и ветер, дующий спереди и сбоку, — брейдвинд также благоприятны, но одновременно и за­труднительны для движения парусного корабля.

Ход войны

Первое сражение Англо-голланд­ских войн состоялось 19 мая 1652 г. у Дувра. Здесь голланд­ская эскадра в составе 42 бое­вых кораблей ждала свой ост-индский караван и встретилась с двумя английскими эскадрами в 9 и 8 кораблей соответственно. Английский генерал моря Роберт Блейк вел себя вызывающе.

Зная, что британский флот чис­ленностью 60 боевых кораблей готов в любую минуту прийти на выручку из устья Темзы, он по­требовал от голландского лейте­нант-адмирала Мартина Тромпа салютовать английскому флагу - как-никак встреча произошла у британских берегов. Тромп не отреагировал.

Когда флагман англичан сделал три предупреди­тельных выстрела, корабли Тромпа ответили бортовыми залпами. Началась схватка, ничем не отли­чающаяся оттого, что мир видел раньше: бессистемное маневрирование отдельных кораб­лей и бесполезная пальба в про­тивника. Голландцы пытались использовать брандеры, но по разным причинам утратили два из них, не нанеся никакого ущер­ба англичанам. С наступлением темноты флоты разошлись без особого сожаления, так как бой, собственно говоря, велся за честь флага.

Охота на адмирала

Сделав выводы, Блейк стал целыми эска­драми нападать на голландских рыбаков, промышлявших в Северном море. Тромп, добавив к своим 32 кораблям и 6 бранде­рам еще 54 мобили­зованных «купца», принялся охотиться за англичанином, однако жесто­кий шторм, разразившийся 5 августа 1652 г., уничтожил 53 из 92 его кораблей. Талантливого адмирала сняли с должности, и флот Нидерлан­дов возглавили Витте де Витт и Михаэль де Рейтер. И уже 16 августа они попытались взять реванш у Па-де-Кале.

С 30 боевыми кораблями они вышли встречать караван из 60 торговых судов, путь которым преградила английская эскадра Джорджа Эскью в составе 52 бое­вых кораблей. Дж. Эскью попы­тался атаковать голландцев с наветренной стороны, прорвав их строй, но в результате этого теоретически правильного, но практически неудачного манев­ра позволил своему противнику оказаться на ветре и тем самым выиграть битву.

Это сражение можно считать первым морским боем клас­сической парусной эпохи, где главнейшим игроком стал ве­тер. Именно владение ветром, то есть такой маневр, который позволял бы эскадре оставаться с наветренной стороны, стал самой главной задачей адмира­лов, водивших в бой парусные корабли.


Сражение при Схевенингене — финальное сражение первой англо-голландской войны, произошедшее 10 августа 1653 г.

Указанное правило было под­тверждено уже 10 декабря 1652 г., когда Тромп неожиданно заставил эскадру Блейка, сто­ящую у входа в Темзу, принять бой. Ветер со стороны берега не позволял англичанам укрыть­ся в своих базах, а выгодное положение кораблей Тромпа с наветренной стороны обеспе­чило им преимущество в манев­ре и скорости.

К этому времени голландцы поняли, что эскадры следует комплектовать исклю­чительно боевыми кораблями специальной постройки, мощь которых примерно равноценна. Англичане же за не­имением многочис­ленного военного флота продолжали вооружать торговые парусники, которые резко разнились как по количеству сто­ящих на них пушек, так и по ходовым и маневренным ка­чествам.

Умение использовать силы стихии

Впрочем, это не помешало англи­чанам в итоге выиграть эту первую войну, причем жирную точку в ней поставило сраже­ние при Схевенингене 10 авгу­ста 1653 г. Здесь уже англичане активно использовали ветер в своих интересах, научившись, в отличие от голландцев, активно маневрировать при любом его направлении. И хотя данное сражение со стороны англи­чан, как и ранее, отличалось на первый взгляд отсутствием какой-либо системы, оно раз и навсегда сделало ветер со­юзником адмиралов. Примечательно также то, что три голландские эскадры в этом сражении все время двигались, используя попут­ный ветер - то есть развивали максимально воз­можную скорость.


Сражение у острова Тексель 21 августа 1673 г.

Англичане не только отважились сцепиться в бою со своим грозным про­тивником, но и, нарушив еди­ное построение и активно маневрируя, несколько раз прорезали строй неприятеля, ставя его корабли в два огня. Эти маневры показали резко возросшую морскую выучку английских моряков и принес­ли им убедительную победу. Потеряв всего 2 корабля из 120, они потопили 14 голланд­ских из сотни находившихся в их флоте. Более того, артил­лерийским огнем англичане отразили 4 атаки голландских брандеров и убили их выдаю­щегося командующего - Мар­тина Тромпа. Правда, Роберт Блейк ненадолго пережил своего противника: через три недели он умер на берегу.

Рождение линейной тактики

Сражения первой англо-голланд­ской войны выявили все прису­щие молодым военным парусным флотам недостатки. Из нее гол­ландцы сделали главный вывод: все торговые караваны должны отныне сопровождаться сильны­ми боевыми эскадрами. При этом другие наиболее подготовленные к бою эскадры, состоящие ис­ключительно из боевых кораблей специальной постройки, должны не просто встречать прибываю­щие из колоний в метрополию караваны, а активно нападать на эскадры противника, его базы и верфи.

Англичане сделали аналогич­ные выводы и, как и голландцы, приступили к строительству многочисленного военного фло­та. Инициатором его создания стал генерал моря Джон Монк, которому часто приписывают победу в сраже­нии при Схевенингене.

Именно Монк добился решения Парламента о целенаправлен­ном и постоянном государ­ственном финансировании строительства военно-морского флота (это решение отмени­ло пресловутую корабельную пошлину, которая не могла финансировать строительство массового военного флота). Он же перенес на британский, но ставший вскоре всемирно из­вестным как Королевский флот (Royal Navy) те принципы, по которым строилась новая ре­волюционная армия Парламен­та.

Главный из них был таков: корабль как боевой организм постоянно должен поддержи­ваться в чистоте и порядке, равно как и матросы, личная гигиена которых отныне явля­лась предметом особой заботы командиров.

Специализированные боевые корабли

Такое же решение приняли и голландские адмиралы. Стало ясно, что мощь артиллерии боевых кораблей, двигающихся в едином строю и четко испол­няющих маневры флагмана, помноженная на их количе­ство, - залог побед в грядущих сражениях. Это стало основой линейной тактики, которая господствовала на морях на протяжении последующих двух веков. Именно под линейную тактику начали строить бое­вые корабли со значительным количеством пушек в нескольких бортовых батареях.

Именно такие корабли стали основой мощи военных флотов всех морских держав и получили на­звание линейные. Эпоха, когда наспех вооруженные торговые корабли действовали в едином строю с военными кораблями специальной постройки, раз и навсегда ушла в прошлое.

Все эти выводы подтвердились в ходе сражений Второй англо- голландской войны 1665-1667 гг. И уже окончательно закрепились в решающих боях Третьей англо- голландской войны 1671-1673 гг. Так, в знаменитом Четырехднев­ном сражении 1-4 июня 1666 г. оба флота (голландский - 101 боевой корабль под коман­дованием Михаэля де Рейтера и английский - 109 боевых кора­блей под командованием принца Руперта и генерала Джона Мон­ка) сражались с исключительным ожесточением и, несмотря ни на что, сохраняли четкий боевой порядок и вели активный артил­лерийский огонь по противнику с различных дистанций.

Классика военно-морского искусства

Командующие обоих флотов постоянно стремились стать с подветренной стороны, из-за чего бои велись на постоянных контркурсах. Именно в этом сра­жении выдающийся голландский адмирал М. де Рейтер впервые применил маневр, ставший классикой военно-морского ис­кусства, - охват головы, то есть флагмана противника. Одновре­менно это сражение доказало, что сила и разумность приме­нения брандеров в сочетании с мощью артиллерии в бою куда важнее абордажа, а также то, что боеприпасами следует распоря­жаться разумно.

Не велик разум на этот раз оказался именно у ан­гличан, которые, используя свое превосходство в скорострельно­сти, в самый решающий момент боя остались без снарядов и не смогли отразить атаку голланд­ских брандеров.

Кроме того, была подтверждена относительно высокая живучесть деревянных военных парусных кораблей, которые тогдашней ар­тиллерией потопить было практи­чески невозможно. В то же время поврежденные и практически лишенные хода боевые единицы создают большую проблему как для их экипажей, так и для коман­дования флота в целом.

Однако, несмотря на то что данное сражение закончилось в пользу Нидерландов, флот которых потерял 6 кораблей, но сжег и захватил 20 английских, за­ставив эскадры Монка и Руперта укрыться в базах, точку во Второй англо-голландской войне поста­вила не эта битва. Летом 1667 г. де Рейтер предпринял смелый рейд к английским берегам, где за два месяца разорил и сжег практически все ан­глийские базы на юго-вос­точном побережье острова Британия, заблокировал Темзу и заставил англичан подписать выгодный для Нидерландов мир.

Правда, Третью англо-гол­ландскую войну англичане хоть и с большим трудом, но все же выиграли. Однако в анналы истории вошла не их страте­гическая победа, а последний успех де Рейтера - знаменитое 14-е сражение Англо-голланд­ских войн, произошедшее в конце июля 1673 г. у острова Тексель в Северном море.

Трудная победа

Тогда голландский флот из 75 кораблей во главе с адмира­лом де Рейтером встретился с объединенным англо-фран­цузским флотом под командо­ванием адмирала принца Ру­перта из 95 кораблей (30 французских и 65 английских).

На первый взгляд соотношение сил было не в пользу Нидерлан­дов, однако М. де Рейтер считал иначе. Основываясь на опыте предыдущего сражения при Солбее (7 июня 1672 г.), он знал весьма низкие боевые каче­ства французских моряков (их звездный час еще впереди), их пассивность во время боев и потому решил сразу же вывес­ти из боя французский авангард, используя свою артиллерию.


Так оно и получилось: голланд­ский авангард вице-адмирала Банкерста в составе 10 кораб­лей решительной артиллерий­ской атакой вывел французскую эскадру из боя. И хотя фран­цузы получили относительно легкие повреждения и вполне способны были продолжать бой, их экипажи предпочли заняться ремонтом.

Дальней­шее, как говорится, было делом техники: удачное маневриро­вание голландского авангарда помогло де Рейтеру поставить уже английский авангард в два огня, а французский арьергард заставить уйти, так как голланд­ские корабли вошли в разрывы меж французскими (голландцы стреляли из бортовых орудий по носу и корме французских су­дов). При этом голландцы ни на шаг не отступили от ставшей уже классической линейной тактики, которая и принесла им победу.

Но дополнительным фактором, помимо прочих, определившим победу де Рейтера, стало актив­ное использование впервые в истории войн оперативной связи между кораблями гол­ландских эскадр. Обеспечи­вали ее совсем уж маленькие парусные корабли - авизо (в переводе с французского - «уведомляю»). Именно эти юркие одно- и двухмачтовые кораблики быстро перемеща­лись по всей акватории боя, передавая приказы знаменито­го голландского адмирала его подчиненным.

А что же французы?

Решительная победа Нидер­ландов в Тексельском сражении расколола англо-французскую коалицию, что помогло де Рейте­ру не допустить высадку на гол­ландском побережье английско­го десанта. Но в то же время она наглядно продемонстрировала и все недостатки военного флота Французского королевства, ко­торый по приказу знаменитого французского короля Людовика XIV с неимоверной быстротой создавался под не­посредственным руководством выдающегося политического и экономического деятеля коро­левства Жана Батиста Кольбера (1619-1683 гг.).

Когда в 1661 г. этот человек стал морским министром, флот Франции насчитывал всего 9 ко­раблей, 3 фрегата и 8 галер, причем их техническое состоя­ние было весьма плачевным. Ис­пользуя указания своего короля, энергичный министр, несмотря на скромные возможности тог­дашней французской экономики, развернул крупнейшую в Европе того времени кораблестроитель­ную программу. В итоге фран­цузский флот стал стремительно расти: к 1666 г. он насчитывал 71 корабль, а к 1671 г. - уже 196. К 1683 г. - году смерти Кольбера - французский воен­ный флот насчитывал 112 ли­нейных кораблей, 25 фрегатов и 80 галер.

Совокупно с различ­ными военными кораблями иных классов флот Франции насчиты­вал 276 единиц - на 72 больше, чем у Англии. При этом две эскадры - Средиземноморская (ФлоМед) и Атлантическая (ФлоАнт), на­звания которых сохраняются до наших дней, комплектовались различными по идеологии кораблями.

Если на Средиземном море французы массово исполь­зовали галеры и легкие парусники типа , то в Атлантике (в ос­новном на Северном море) - исключительно парусные много­пушечные корабли. Их конструкция воплощала множество передовых решений, особенно в области прочности корпусов, что стало не только визитной карточкой французской кора­блестроительной школы, но и ее главнейшим секретом на долгих полтора столетия.

Вот только поднять подготовку французских моряков на долж­ный уровень тогда не удалось, что и подтвердила Третья анг­ло-голландская война. Однако начало было положено: Франция постепенно выходила на второе место в мире по темпам строи­тельства и повышения мощи во­енно-морского парусного флота.

Неразрешенные экономические противоречия между Англией и республикой Соединенных провинций и соперничество этих стран в заморских колониях взорвались новой войной. Лондон периодически жаловался на ущемление прав своих подданных в Индии, Турции и на африканском побережье: голландцы, контролировавшие тамошние порты, не допускали в них корабли конкурентов, причиняя огромный ущерб заморской торговле англичан. Летом 1664 г. вспыхнул конфликт английской Африканской компании с голландцами из-за обладания несколькими небольшими приморскими фортами в Гвинее; 23 августа того же года военно-морская экспедиция под командованием Ричарда Николса внезапно заняла Новый Амстердам - административный центр голландских владений в Северной Америке (Новых Нидерландов); в ответ на протесты Гааги правительство Кларендона официально заявило о своей непричастности к этим нарушениям международного права, что, впрочем, не помешало брату Карла II герцогу Йоркскому - наместнику колоний Великобритании в Северной Америке - назначить Николса губернатором Новых Нидерландов и переименовать Новый Амстердам в Нью-Йорк. Эскалация конфликта была стремительной: после успешного рейда адмирала Михиэля де Рёйтера, выбившего англичан из спорных владений в Гвинее и на острове Горэ, англичане в отместку стали нападать на голландские торговые суда, в том числе силами каперов. Английская эскадра из девяти кораблей под командованием адмирала Эллина атаковала в Гибралтарском проливе голландский конвой в 30 вымпелов, возвращавшийся из Смирны (декабрь 1664 г.); нападение было неожиданным, но голландский флотоводец ван Бракел защищался так отчаянно, что уступил врагу лишь три своих корабля. На все суда Соединённых провинций, которые находились в портах Англии, было наложено эмбарго. Нидерланды ответили разрывом дипломатических отношений, запретом импорта английских товаров и захватами кораблей Англии в европейских водах. Тогда английский парламент вотировал королю военные субсидии в размере двух с половиной миллионов фунтов стерлингов, «чтобы наказать голландцев за оскорбления и дерзость и отомстить за честь нации», и 14 марта 1665 г. Англия объявила Нидерландам войну.


Адмирал Рёйтер. Современное изображение на медали.

Невзирая на свои обязательства по Парижскому договору 1662 г. и требования их соблюдения со стороны правительства республики Соединённых провинций, Людовик XIV не спешил выполнять свой союзнический долг и вступать в войну ради интересов голландцев, которые оскорбили его отказом в переговорах о взаимном разделе Испанских Нидерландов и вдобавок осмелились угрожать созданием альянса с Испанией или императором. До начала второй англо-голландской войны французским дипломатам удалось заключить договор с Данией (3 августа 1663 г.), основой которого послужили торговое партнерство и взаимное содействие соблюдению Вестфальского мира; секретные статьи того же договора предусматривали, в частности, предоставление датскому королю субсидий в случае, если возобновится его война со Швецией. Однако рассчитывать, что датский король на основании этого договора активно поддержит республику Соединённых провинций в войне с Англией - союзницей своего победоносного врага Швеции, разумеется, не приходилось. Диалог же со Швецией, которой Людовик XIV предложил присоединиться к франко-датскому пакту, пока проходил довольно вяло: шведы соглашались на торговое сотрудничество, однако не позволяли ни вовлечь их страну в союз с Данией, ни даже формально признать Данию одним из гарантов соблюдения Вестфальских трактатов. Будучи вынужденными считаться с позицией Швеции в связи с предполагавшимся выдвижением одного из принцев дома Конде на престол Польши, французские дипломаты до времени приостановили нажим на Стокгольм.


Ян де Витт. Гравюра XVII в.

Следуя рекомендациям д’Эстрада, пользовавшегося в Гааге полным доверием де Витта и поэтому прекрасно осведомленного о последних тенденциях в голландской политике, де Лионн заявил послу республики Соединённых провинций, что Франция, которая по Парижскому договору вправе оказывать своему союзнику помощь не ранее чем через четыре месяца после его обращения за таковой, намерена использовать этот срок для мирного посредничества, ибо находит обстоятельства начавшейся войны не вполне соответствующими исполнению ею союзнических обязательств. Во-первых, уточнил министр, официальный Лондон обещал представить доказательства того, что войну начали именно голландцы, захватившие колониальные форпосты в Африке; во-вторых, даже если уверения англичан не будут признаны убедительными, его христианнейшее величество сомневается, что союзнические обязательства Франции простираются так далеко, чтобы поддерживать войну в Европе ради абсолютно чуждых ей африканских интересов Голландии.
Внешнеполитические приоритеты Франции накануне и во время второй англо-голландской войны неразрывно связывались с проектами присоединения Испанских Нидерландов. Для предстоящей борьбы следовало накапливать силы и сохранять прочные международные позиции, а их-то пока можно было обеспечить лишь нейтралитетом. Неучастие Франции в нынешней морской войне позволяло ей сохранить флот, и таким образом, приобрести серьёзный, если не решающий, военный перевес, если предстоящая борьба за Испанские Нидерланды вовлечёт ее в конфликт с Англией или Голландией. После открытия военных действий Людовик XIV оказался в сложном положении: договор обязывал его выступить на стороне голландцев, но поддержка республики Соединенных провинций неизбежно «развела» бы его с Карлом II, который лично не препятствовал аннексионистским планам Франции в отношении Испанских Нидерландов, и в будущем, возможно, даже превратился бы в союзника. Вместе с тем, если бы в войне победили англичане, следовало иметь в виду перспективу удаления от власти в Нидерландах республиканско-олигархической партии и торжества оранжистов - ультрапротестантов, политически ориентированных на Англию, - тогда отношения Франции с Англией и Голландией стали бы развиваться совершенно непредсказуемо. В этих условиях французским дипломатам волей-неволей приходилось обеспечивать малые стратегические цели. Один из вариантов внешнеполитического курса Франции в ходе войны сформулировал тот же граф д’Эстрад: в письме Людовику XIV от 1 января 1665 г., он предлагал как можно дольше придерживаться политики нейтралитета, ну а если в силу тех или иных причин это окажется невозможным, вступить в войну, дополнительно обязав голландцев, во-первых, признать и всемерно поддерживать французского короля в предстоящей борьбе за права его супруги на Испанские Нидерланды, а во-вторых, отдать Франции укреплённый и стратегически выгодно расположенный город Маастрихт, обладание которым позволяло не только контролировать границу между Испанскими Нидерландами и республикой Соединённых провинций, но и получить доступ в самое сердце нидерландского региона по важнейшей речной артерии - Маасу. В случае недовольства Гааги посол предлагал оказать на неё давление, поддержав вяло тлеющий спор о Юлих-Клевском наследстве, в котором по-прежнему участвовали голландцы: по мнению д’Эстрада, Франции следовало вступиться за одного из сонаследников - либо пфальцграфа Нейбургского, добивавшегося реализации своих притязаний на герцогство Юлих, либо курфюрста Бранденбургского, претендовавшего на герцогство Клеве и по праву герцога Клевского - также на небольшое сопредельное Гельдерну графство Мёрс, которое принадлежало непосредственно Оранскому дому; союз Франции либо с одним, либо с другим из этих князей, считал д‘Эстрад, заставит и Генеральные штаты, и оранжистскую оппозицию быть более сговорчивыми.


Карл II Стюарт, король Англии

В апреле 1665 г., чтобы поддержать реноме Франции как мирного посредника и возможно дольше оттянуть ее вступление в войну, в Лондон для переговоров с Карлом II отбыли герцоги де Верней и де Куртен. Впрочем, несмотря на то, что английский король в целом благожелательно отнёсся к их миссии, она завершилась полным фиаско, поскольку субсидии на войну уже были выделены, Англия полным ходом вооружалась, а на море вовсю кипели сражения. Посольство де Вернея - де Куртена, тем не менее, длилось целых восемь месяцев, что позволило Людовику XIV объявить Англии войну лишь 26 января 1666 г. 11 февраля в Гааге состоялось подписание франко-датско-голландского договора о взаимной военной и экономической поддержке: датский король обещал снарядить в помощь республике Соединенных провинций флот из сорока кораблей. Тотчас после вступления Франции в войну миссия мирного посредничества была поручена французскому посланнику в скандинавских государствах маркизу С.-А. де Помпонну: одной из задач его посольства (зима - весна 1666 г.), как и раньше, являлось привлечение к франко-датско-голландскому союзу Швеции - если не в качестве активной стороны, то, по крайней мере, в целях обеспечения её нейтралитета по отношению к Дании, чье участие в войне на стороне голландцев (с декабря 1665 г.), обусловленное датско-голландскими соглашениями 1649 и 1653 гг., а также договором 1663 г., уже ознаменовалось блокадой Балтики для английских судов. Предложения де Помпонна в Стокгольме сводились к созданию союзного Франции блока морских держав - Голландии, Дании и Швеции - силами которого Англия была бы изолирована от морского торгового пространства в Северном море и на Балтике и по экономическим причинам не смогла бы долго воевать. В этот раз шведы поддались на уговоры: правда, соблюдая союзнические обязательства, они, как и прежде, отклонили предложение Парижа о военной поддержке, однако дали неофициальное обязательство не нападать на Данию и не вмешиваться в англо-голландскую войну. Франция не была удовлетворена вполне, однако продолжать диалог не стала: 17 сентября 1665 г. умер Филипп IV Испанский, и Людовика XIV куда более занимали мысли о присоединении Испанских Нидерландов, нежели об устроении союзов в пользу республики Соединённых провинций.


Парусные корабли. Гравюра XVII в.

Активные боевые действия между англичанами и голландцами велись с начала мая 1665 г.: английский флот из восьмидесяти (а по другим сведениям, восьмидесяти восьми) линейных кораблей и двадцати одного брандера под командованием герцога Йоркского направился к голландскому побережью, чтобы, как в предыдущую кампанию, блокировать его, не допустить господства в Проливе превосходящих сил врага. Неблагоприятная погода заставила герцога изменить планы и отвести корабли назад, к юго-восточным берегам Англии. Это позволило голландскому флотоводцу Вассенаару сконцентрировать имевшиеся в его распоряжении морские силы в мощный кулак - девяносто семь (в других источниках сто три) корабля, одиннадцать брандеров, семь яхт и двенадцать гребных галиотов, сведённые в семь эскадр, - и, невзирая на их недостаточную подготовку, двинуться в территориальные воды неприятеля: первоначально, по-видимому, предполагалось начать блокаду побережья между устьями Стаура и Темзы. Однако 13 июня голландцы повстречали в виду порта Лоустофт флот герцога Йоркского и вступили в сражение. Завязалась отчаянная артиллерийская дуэль, смешавшая центр построения кораблей Вассенаара и вынудившая некоторых из его капитанов к беспорядочному отступлению. Не давая врагу опомниться, герцог Йоркский стремительно атаковал дрогнувший центр противника; арьергард лорда Монтегю прорвал линию голландцев, обеспечив подход и стыковку брандеров с неприятельскими кораблями. Основной удар противника приняли на себя голландские флагманские корабли и несколько судов, чьи командиры имели достаточный боевой опыт, тогда как на иных кораблях, которые были переоборудованы из торговых, орудия даже не были приведены в боевую готовность. В ходе ожесточённого оборонительного боя голландский флагман «Эндрахт» был взорван, погибли Вассенаар, лейтенант-адмирал Кортенаар и еще два вице-адмирала; тридцать два голландских корабля были сожжены или захвачены, а остатки флота республики Соединённых провинций с большим трудом, под руководством лейтенантов-адмиралов Корнелиса ван Тромпа (1629-1691) командовавшего эскадрой арьергарда, и Эвертсена с остатками авангарда покинули место сражения и отступили - один к острову Тексел, второй - к устью Мааса.


Адмирал Вассенаар

Этот тяжёлый удар, тем не менее, не сломил голландцев: на верфях республики Соединённых провинций велась починка повреждённых кораблей, и продолжалось строительство новых, не менее мощных, нежели английские, и частично вооружённых тяжёлыми 42-х фунтовыми орудиями; голландские флотоводцы углублённо разрабатывали линейную тактику морского боя, учитывая уроки своих поражений. Всеобщее ликование в стране вызвало успешное прибытие в устье р. Эмс голландской торговой флотилии из Норвегии (70 судов), который адмирал Рёйтер, возвратившийся из Вест-Индии, успешно провёл под охраной своих судов через неспокойные воды Северного моря; эскадре, посланнной на перехват адмиралом Монтегю, удалось овладеть лишь несколькими отставшими от конвоя судами (август 1665 г.). Неожиданную передышку в войне голландцам предоставила эпидемия чумы, вспыхнувшая в южных графствах Англии и подорвавшая военные приготовления неприятеля. Дипломаты Гааги напряжённо следили за ходом франко-английских переговоров в Лондоне. После того как в войну официально вступила Франция, Людовик XIV заявил, что окажет союзнику военную поддержку на море, однако лишь в апреле 1666 г. французский вспомогательный флот из 40 судов и 12 брандеров, предводительствуемый герцогом де Бофором (1616-1669), отплыл из порта Тулон и, получив в Ла-Рошели пополнение в несколько кораблей, взял курс в Ла-Манш для соединения с флотом Рёйтера.


Герцог де Бофор

Рёйтер вышел навстречу союзникам и ожидал подкрепления, встав на якорь в Па-де-Кале, в нескольких милях от Дюнкерка. Чтобы отстранить опасность объединения союзников и блокады ими Пролива, придворный военный совет Карла II принял решение выслать навстречу французским кораблям флотилию под командованием принца Рупрехта Пфальцского (1619-1682), к которому по пути должны были присоединиться десять кораблей, идущих из Плимута. Одновременно предписывалось атаковать Рёйтера силами, остававшимися в распоряжении главнокомандующего английским флотом генерала Дж. Монка; они значительно уступали голландским: если под началом Рёйтера находилось восемьдесят четыре линейных корабля, то англичане располагали лишь пятьюдесятью семью. Таким образом, в решающий момент силы англичан были разобщены, чего могло и не случиться, если бы дипломаты Лондона оказались более осведомлёнными или более прозорливыми: в планы французского флотоводца отнюдь не входило участие в военных действиях; поход де Бофора затянулся на несколько месяцев и без единого выстрела, якобы из-за жестокой бури, завершился… во французском порту Дьепп, за десятки миль от Дюнкерка, в виду которого 11-14 июня 1666 г. состоялось самое известное и продолжительное сражение второй англо-голландской войны.
Ход морского сражения при Дюнкерке известен нам достаточно подробно по воспоминаниям французского военного наблюдателя графа де Гиша, находившегося на одном из голландских кораблей. При попутном южном ветре Монк внезапно атаковал эскадру арьергарда, которой командовал Тромп Младший - тот едва успел обрезать якорные канаты (цепи тогда ещё не использовались), поставить паруса и под ураганным огнём развернуть корабли для оборонительного боя. Но натиск был слишком стремительным, и лишь решительное вмешательство Рёйтера с эскадрой центра спасло Тромпа от разгрома. В ходе ожесточённой битвы ветер увлёк корабли Тромпа и Монка к фландрским банкам, в то время как Рёйтеру удалось отрезать английскую эскадру арьергарда и нанести ей серьезный урон. Ожесточённая схватка корабль против корабля кипела до темноты, затем Монк отдал своим капитанам приказ к отступлению. Флот Монка, восстановив, насколько возможно, тактический порядок, отошёл к западу: предполагалось соединение с флотилией принца Рупрехта, который в это время уже был отозван назад, так и не дождавшись своего потенциального противника. Утром 12 июня битва возобновилась с ещё большим напором: южный ветер усилился, и Монк атаковал голландскую линию баталии, находившуюся с подветренной стороны. Не дожидаясь приказа, Тромп Младший во главе эскадры арьергарда горячо ринулся в контратаку на вражеский центр и тем самым не только непоправимо нарушил строй голландского флота, но и при неблагоприятном ветре очутился фактически беззащитным перед пушками всей неприятельской линии. Рёйтеру вновь пришлось выручать своего соратника, направив ему в помощь часть кораблей центра. При этом боевой порядок голландцев совершенно смешался, корабли, по словам очевидца, сбились в кучу «как стадо овец», многие капитаны поспешно покинули место битвы, не дожидаясь, пока англичане сомкнут вокруг фланговые эскадры и начнут абордаж. Вместе с тем, Монк, чей флот, как уже говорилось, значительно уступал голландскому по численности, а многие корабли были повреждены, не решился на этот маневр и предпочёл отойти на утренние позиции, ожидая подхода принца Рупрехта. Это дало Рёйтеру возможность восстановить свою линию баталии и занять оборону. Весь третий день Монк дрейфовал широким фронтом к западу, ожидая соединения с принцем Рупрехтом (оно состоялось вечером того же дня); несколько своих наиболее повреждённых и потерявших остойчивость кораблей английский флотоводец распорядился сжечь, чтобы их участие в предстоящей решающей битве не повлияло на её тактическое развитие и чтобы они не оказались в руках неприятеля.


Генерал Монк, впоследствии герцог Альбемарль

14 июня противники сошлись при сильном юго-западном ветре; количественно их силы были теперь примерно одинаковы: с каждой стороны действовало до шестидесяти линейных кораблей; тем не менее, в распоряжении Монка, который принял командование объединёнными английскими силами, находилось двадцать свежих неповреждённых судов, приведённых принцем Рупрехтом (в этом бою он начальствовал над эскадрой арьергарда); к тому же английские корабли в целом имели лучшую оснастку и более мощное вооружение. Авангард англичан вёл сэр Дж. Эскью (?-1671), а центр - Монк. Голландский флот возглавлял Рёйтер; центром командовал ван Неес; арьергард держали Тромп Младший и Меппель, а авангард - Эвертсен Старший и де Врис. Некоторое время противники вели артиллерийскую дуэль, идя на параллельных курсах под малыми парусами в западном направлении. Чтобы использовать преимущество наветренной стороны, Эскью поднял паруса, на время резко оторвавшись от эскадры центра; но в образовавшийся таким образом интервал ринулся ван Неес с одним из отрядов центра; его стремительный натиск нарушил построение англичан. Этот маневр послужил для голландских кораблей сигналом к сближению с противником: Тромп стремительно атаковал принца Рупрехта, после жестокого непродолжительного боя разметал арьергард англичан и вышел им в тыл, планируя соединениться с ван Неесом. Поскольку в это время английский центр оказался отрезанным от своих полуразгромленных флангов, третий, решительный удар нанёс сам Рёйтер, всё еще находившийся с основными голландскими силами на наветренной стороне: его эскадра после сближения разломила фронт англичан и вступила в ближний бой с эскадрой Монка. Голландцы бились с безоглядной отвагой: снаряжая корабли, Рёйтер намеренно включил в состав команд бывших пленников, познавших ад английских тюрем, чтобы их рассказы удержали остальных от трусливой сдачи, а личная ненависть к врагу служила катализатором победы. Перед угрозой окружения силы Монка и остатки эскадр Эскью и принца Рупрехта были вынуждены отступить. Четырёхдневная битва в Проливе стоила англичанам двадцати кораблей, из которых девять стали призами неприятеля (против семи у Рёйтера) и около восьми тысяч человек убитыми, ранеными и пленными - потери, в четыре раза превышавшие голландские!
Победа в битве у Дюнкерка сменилась для голландцев поражением в третьей крупной битве этой войны - при мысе Нортфорленд, к северу от Дувра. Ян де Витт настаивал на форсировании военной инициативы - и уже в конце июля 1666 г. прошедшие починку в голландских портах 72 линейных корабля и 16 фрегатов Рёйтера при 20 брандерах, показались возле берегов Англии, угрожая блокадой устья Темзы и высадкой десанта (первоначально планировалось участие в десанте и французских сил). 2 августа им навстречу из Темзы вышел флот под командованием Монка и принца Рупрехта. Его атака с наветренной стороны 4 августа была неожиданной: голландские моряки слишком поздно сумели сняться с якоря, авангард после гибели своего командира лейтенант-адмирала Яна ван Эвертсена и других флагманов в беспорядке покинул место сражения, а Тромп Младший, самовольно начав во главе арьергарда преследование нескольких кораблей противника, окончательно смешал боевой порядок и сам едва не попал под перекрестный огонь английских центра и арьергарда. Лишь Рёйтеру, мастерски обеспечившему отступление на рассвете 5 августа, удалось спасти свой флот от разгрома и тяжёлых потерь. Показавшись вскоре близ неприятельских берегов, Монк уничтожил у островов Тексел и Вли более полутора сотен голландских торговых судов с грузом на двенадцать миллионов гульденов и сжёг дотла приморские города; его кровавый августовский рейд прервался плохой погодой и известием, что в Пролив вошёл флот французов - тот самый, на соединение с которым голландцы рассчитывали ещё два месяца назад, - и Монк отвёл свои корабли в английские воды, готовясь к обороне. Между тем из Дьеппа корабли де Бофора повернули назад - в порт Брест, так и не приняв участия ни в одном сражении.


Адмирал Тромп

Показательно, что французы, в свое время демонстративно усомнившиеся в необходимости вступить в войну в связи с англо-голландским столкновением в Африке и не пожелавшие оказать голландцам помощь в Проливе, где кипели яростные бои, тем не менее не преминули отнять у англичан несколько слабозащищённых островов в Вест-Индии - Тобаго, Св. Евстахия и Св. Христофора, которые незадолго до этого англичане отвоевали у Голландии, - и дотла разорить английские колонии Антигуа и Монферрат.

Продолжение следует.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 1

    ✪ Золотой Век Нидерландов (рус.) Новая история

Субтитры

Предпосылки

В позднее Средневековье и эпоху Возрождения ни англичане, ни голландцы не могли тягаться с такими морскими державами, как Венеция , Генуя , Португалия , Кастилия и Арагон . Однако в XVI веке, когда континент раздирали Религиозные войны , елизаветинская Англия построила мощный флот, предназначенный для приносивших огромный доход каперских вылазок против испанцев. В 1585 году протекавший до этого без объявления войны конфликт вылился в открытую фазу , непосредственным поводом к этому послужила оказанная англичанами поддержка Республике соединённых провинций в её борьбе за независимость от Испании. Эта война, продлившаяся до 1604 года, закончилась формально статусом-кво, но запомнилась разгромом, учинённым англичанами испанской Непобедимой армаде .

После заключения мира, произошедшего уже после смерти Елизаветы, по указу Якова I нападения английских каперов на испанцев были прекращены, что с одной стороны привело к улучшению отношений между двумя державами, с другой - к пренебрежению англичан флотом. Неудачная для англичан война с Испанией 1625 - 1630 годов была лишь временным ухудшением отношений. В то же время голландцы, продолжавшие войну с Габсбургами, добились серьёзных успехов в своих каперских рейдах против неприятеля и отобрали у португальцев большинство их торговых постов в Ист-Индии, получив контроль над сверхприбыльной торговлей специями. Это спровоцировало сверхбыстрый рост голландского торгового флота и, хоть и менее впечатляющее, но всё же очень значительное увеличение флота военного.

Вторая англо-голландская война (1665-1667)

Обе стороны в течение войны успели отличиться серьёзными победами: англичане захватили Новые Нидерланды , а голландцы одержали верх в Четырёхдневном сражении . Как бы то ни было, рейд на Медуэй завершил войну победой голландцев, уничтоживших часть английского флота прямо в гавани.

Британцы захватили в ходе войны около 450 торговых кораблей - значительно меньше ожидаемого, что почти не повредило голландцам, в то время как Карл оказался на грани банкротства. Это вкупе со случившимися в ходе войны в Лондоне эпидемией чумы и Великим пожаром (последний в Голландии считали божьей карой за рейд Холмса (англ.) русск. , захватившего одним налётом 150 нидерландских торговцев и сжегшего целый город) вызвало серьёзные волнения. Из-за опасений короля, как бы эти волнения не вылились в открытый мятеж, лорд-канцлер Кларендон отдал английским послам в Бреде заключать мир как можно быстрее.

Третья англо-голландская война (1672-1674)

Англичане быстро восстановили свой флот после предыдущей войны, но, наученные её горьким опытом, теперь уже не рвались в бой. Как бы то ни было, в соответствии с условиями Дуврского договора (секретного англо-французского пакта о совместных действиях против Соединённых провинций) Карл II объявил войну Нидерландам на следующий день после того, как это сделала Франция. В ходе войны, являвшейся частью Голландской войны , наводнение сделало невозможным продвижением французских войск, и было решено атаковать голландцев с моря, но адмирал де Рюйтер разбил англо-французский флот, после чего английский парламент вынудил короля просить мира . Союз с католической Францией против протестантской Голландии не пользовался поддержкой английского парламента, опасавшегося ползучей католизации Англии, так что после Тексельской битвы был заключён Вестминстерский мир 19 февраля 1674 года.

Последствия трёх первых войн

Войны между Англией и Голландией сыграли большую роль в развитии искусства войны на море. В этот период исчезли из состава военных флотов вооружённые коммерческие корабли, установились типы военных судов, были выработаны правильные строи, и вообще разработана морская тактика. Кроме того, выработалась и настоящая морская стратегия, ставившая себе главной задачей борьбу с флотом противника для достижения контроля над морем, вместо прежних «перекрёстных экспедиций» и преследования торговых судов. [ ]

Схватка двух львов. Англо-голландские войны XVII века Махов Сергей Петрович

Итоги англо-голландских войн

Итоги англо-голландских войн

Состав флота и классификация кораблей

На основе опыта англо-голландских войн выработалась новая классификация кораблей флота. Корабли первых трех рангов получили название линейных кораблей, так как они ставились в боевую линию. Корабли четвертого и пятого рангов назывались фрегатами и использовались для целей разведки, действий на морских сообщениях и для прикрытия поврежденных в бою линейных кораблей. Корабли шестого ранга имели различные названия и использовались в качестве посыльных судов.

Брандеры - парусные суда малого водоизмещения с хорошими маневренными качествами, наполнявшиеся взрывчатыми или горючими веществами, - предназначались для взрыва или поджога кораблей противника путем сцепления с ними вплотную с помощью специальных крючьев.

Организация флота эволюционизировала следующим образом: флоты стали делиться на эскадры. Обычно их было три и каждая состояла из трех дивизий авангарда, центра и арьергарда. Во главе дивизии стоял флагман. Старшим был командующий центром (адмирал), следующим по старшинству являлся командующий авангардом (вице-адмирал), и младшим - командующий арьергардом (контр-адмирал).

Произошли изменения в способах ведения войны на море.

Для первой англо-голландской войны характерна борьба на морских сообщениях как главный способ ведения войны. В первой войне главной задачей английского флота являлось уничтожение морской торговли Голландии. Главной задачей голландского флота была защита своей торговли и борьба с торговлей противника.

В первую англо-голландскую войну англичане захватили такое множество вооруженных зафрахтованных приватиров (составлявших прежде основную силу флота Нидерландов), что властям пришлось срочно строить специальные военные корабли (с 1653–1654 годов). До 1666 года в линию баталии включались также большие корабли Ост-Индской компании, но они имели слабое строение и вооружение, в Лоустофском сражении 1665 году процент их потерь от общих был непропорционально велик, и на следующий год от них избавились.

Во второй и в особенности в третьей англо-голландской войне оба противника отказываются от метода непосредственного обеспечения торговых судов силами флота. Главной задачей флота становится ведение боевых действий против боевых сил противника с целью уничтожения их в бою, чем одновременно достигалось обеспечение своей морокой торговли.

Для первой англо-голландской войны характерно отсутствие установившихся боевых порядков. Бой, начинавшийся артиллерийской перестрелкой, скоро переходил в общую свалку, где исход решался абордажной схваткой отдельных кораблей.

Во второй и особенно в третьей англо-голландской войне бой теряет характер свалки. Основным боевым порядком становится кильватерная колонна (линия баталии), которую сражающиеся флоты стараются удержать в течение всего боя. Появление кильватерного строя было обусловлено бортовым расположением артиллерии, ставшей главным оружием парусного корабля, возможностью без перестроения, простым увеличением интервалов между кораблями, пропускать под ветер атакующие брандеры и простотой управления кораблями в бою.

В боевую линию входили наиболее сильные артиллерийские корабли, примерно с одинаковыми тактико-техническими данными, способные уничтожить главные силы противника. Походным строем был строй одной, двух и трех кильватерных колонн, в зависимости от численного состава участвующих в походе кораблей.

Перед боем флоты стремились занять наветренное положение, которое позволяло диктовать противнику время, место и дистанцию атаки, а при благоприятной обстановке использовать брандеры. После занятия наветренного положения флот в боевом порядке кильватерной колонны начинал опускаться на линию противника до дистанции артиллерийского огня. Придя на эту дистанцию, флот приводился к ветру, ложился на курс, параллельный противнику, и открывал артиллерийский огонь. Хотя артиллерия стала главным оружием парусного корабля, она ввиду еще недостаточно высоких боевых качеств не всегда могла решить исход боя. Поэтому еще продолжают применяться абордаж и атаки брандеров.

В условиях эскадренного боя выросло значение управления флотом. Командующий флотом для сохранения управления эскадрами находился на сильнейшем корабле в центре или в голове боевого порядка. Управление в бою осуществлялось сигналами или приказаниями, передаваемыми посыльными судами. Неспособность английского флота действовать в бурные зимние месяцы чаще всего использовалась голландцами для нанесения врагу большого ущерба.

Оценка изменений во флотах после англо-голландских войн

Новые задачи, поставленные перед флотами, потребовали не только изменения тактики, но и самих кораблей. Стремление флотоводцев занять наветренное положение в начале боя потребовало от кораблей способности ходить круто к ветру, что повлекло за собой исчезновение надстроек и башенок в носу и корме.

Бой в линии наложил на суда требования к унификации скорости, вооружения и т. д., что имело следствием разработку серий кораблей и применением методов черчения и математического анализа при постройке Развитие артиллерии привело к унификации прорезания орудийных портов и вообще - оснащения деков.

Из обихода флотов за время англо-голландских войн вышли такие названия, как нефы, галеоны, каравеллы.

Особое значение теперь придавалось снабжению флота. Ведь в отличие от армии флот не мог кормить сам себя на чужой территории, а долгосрочные крейсирования эскадр вдалеке от родных берегов теперь становились насущной необходимостью. Во время англо-голландских войн были организованы отряды вспомогательных транспортов, которые помогали военным кораблям держаться в море месяцами, а то и годами. Часть этих транспортов посылалась в заранее обговоренные точки (рандеву).

В голландском и английском флотах были выработаны своды флажных и пушечных сигналов, облегчавшие управление эскадрами. В 1672 году увидела свет первая книга «Инструкций для похода и боя» под редакцией герцога Йоркского, в которой впервые различные типы и виды сигналов были собраны воедино.

В 1678 году вице-адмирал Джон Нарборо издал «Боевые инструкции» для своей эскадры, находившейся в районе Занте в Ионическом море. Там впервые была высказана мысль об использовании кораблей вне линии в качестве репитичных судов, но дальше слов англичане не пошли. Первыми такие суда внедрили французы.

В голландском же флоте до самой войны Аугсбургской лиги каждое адмиралтейство само составляло для себя инструкции. Следствием этого была медленная деградация голландского военно-морского искусства.

Из книги 100 великих пиратов автора Губарев Виктор Кимович

Из книги «Еврейское засилье» – вымысел или реальность? Самая запретная тема! автора Буровский Андрей Михайлович

Англо-евреи Ашкенази ринулись и в Британию - особенно в конце XIX века, после начала погромов. Въезд в Британию был не труден, и еврейская община выросла в несколько раз. В годы правления Гитлера в Британию выехало еще то ли 200, то ли даже 300 тысяч евреев из Германии. После

Из книги Книга 2. Тайна русской истории [Новая хронология Руси. Татарский и арабский языки на Руси. Ярославль как Великий Новгород. Древняя английская истори автора Носовский Глеб Владимирович

1.1. Англо-саксонская хроника Конечно, читатель более или менее ориентируется в скалигеровской римской и византийской истории. По крайней мере, в пределах университетского курса. В то же время мы отдаем себе отчет в том, что скалигеровская версия «древней» английской

Из книги Пять лет рядом с Гиммлером. Воспоминания личного врача. 1940-1945 автора Керстен Феликс

XXXIV Скандинавская спасательная кампания 1944 года и освобождение голландских заключенных Осенью 1943 года у меня состоялось несколько разговоров с шведским министром иностранных дел Гюнтером. Мы в самых общих чертах разработали план по освобождению норвежцев и датчан,

Из книги Варварские нашествия на Западную Европу. Вторая волна автора Мюссе Люсьен

Англо-скандинавские проблемы Убытки, нанесенные Англии в ходе этого нападения викингов, были весьма значительны, но зато их компенсировал демографический и торговый подъем, начавшийся в результате интеграции острова в новое экономическое пространство. Те, кто понесли

Из книги История Средних веков. Том 2 [В двух томах. Под общей редакцией С. Д. Сказкина] автора Сказкин Сергей Данилович

Англо-шотландские войны Другой сосед Англии, Шотландия, в XVI в. была самостоятельным королевством. В ее горной самой отсталой части господствовали феодально-патриархальные отношения; товарное производство развивалось медленно, городов было мало; жители занимались

Из книги Опиумные войны. Обзор войн европейцев против Китая в 1840-1842, 1856-1858, 1859 и 1860 годах автора Бутаков Александр

Англо-французы: Вооруженные силы противников Китая за полтора десятилетия претерпели разительные перемены. Перевооружение войск шло полным ходом, вместе с перевооружением требовалась корректировка тактики.Крымская война показала неоспоримые преимущества нарезного

Из книги История искусства всех времён и народов. Том 3 [Искусство XVI–XIX столетий] автора Вёрман Карл

10. Живопись прочих голландских городов Некоторые другие города Голландии, включая Дельфт, Роттердам и Дордрехт, также являлись заметными центрами развития голландской живописи. Жанровые картины военной и бытовой тематики, а также ландшафты являлись наиболее

Из книги История Швеции автора МЕЛИН и др. Ян

Швеция в период революционных войн и начала наполеоновских войн (1792–1809) /166/ Когда в 1792 году Густав III умер, его сын и наследник престола Густав IV был еще несовершеннолетним. Формально ответственность за управление государством взял на себя дядя короля герцог Карл, но в

Из книги 1812 год - трагедия Беларуси автора Тарас Анатолий Ефимович

Англо-русская война Отношения России с Англией после Тильзита испортились быстро. Спустя всего 4 месяца - 26 октября (7 ноября) 1807 года - Россия объявила войну Англии. Формальным предлогом для войны послужило нападение англичан на Копенгаген. Оно вошло в историю Европы как

Из книги История Швеции автора Андерсоон Игвар

Глава XXVIII ШВЕЦИЯ ПЕРИОДА РЕВОЛЮЦИОННЫХ ВОЙН И НАЧАЛА ВОЙН НАПОЛЕОНА I (1792–1809 гг.) В последние годы своей жизни Густав III мечтал возглавить крестовый поход против французской революции, особенно после того, как Франция вступила с приходом к власти жирондистов на путь

Из книги Что мы знаем и чего мы не знаем о Великой Отечественной войне автора Скороход Юрий Всеволодович

17. Итоги Второй мировой и Великой Отечественной войн Вторая мировая война явилась самой масштабной, кровопролитной и разрушительной в мировой истории. Она продолжалась шесть лет, велась на территории трех континентов и в водах четырех океанов, в ней участвовало 40

Из книги Исторические судьбы крымских татар. автора Возгрин Валерий Евгеньевич

АНГЛО-ФРАНЦУЗСКАЯ ИНТЕРВЕНЦИЯ Перед самым уходом воинских частей проигравшей войну Германии ввиду приближавшихся к Крыму войск Англии, Франции и Добрармии малопопулярное правительство Сулькевича пало (16 ноября 1918 г.). Земские собрания, съезд городских деятелей и

Из книги Русь древняя и настоящая (историко-аналитический очерк-сборник) автора Коллектив авторов

Суммарные людские потери Руси, России и СССР от нашествий, войн и набегов иноземцев в период с 1-го по 1995 год (по данным таблиц 36,37,38 и 39) и потери от междуусобных войн, эпидемий и голода 1. Людские потери Руси, России и СССР в войнах с иноземцами, только убитыми с 400 по 1945 г. - 27

Из книги История Индонезии Часть 1 автора Бандиленко Геннадий Георгиевич

«ЭТИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА» ГОЛЛАНДСКИХ КОЛОНИЗАТОРОВ И ЕЕ ИТОГИ Присущая эпохе свободной конкуренции политика либералов характеризовалась бурной, зачастую хищнической экспансией частного капитала в экономику НИ при минимальном регулирующем вмешательстве государства. На

Из книги Полное собрание сочинений. Том 17. Март 1908 - июнь 1909 автора Ленин Владимир Ильич

Как социалисты-революционеры подводят итоги революции и как революция подвела итоги социалистам-революционерам Нам не раз уже случалось в истекшем (1908) году говорить о современном положении и течениях в буржуазной демократии в России. Мы отмечали покушение на

Англо-голландские войны 17 века

были вызваны торговым и колониальным соперничеством двух экономически наиболее развитых государств 17 в. - буржуазной республики Соединённых провинций (Голландской республики), занимавшей господствующее положение в посреднической морской торговле и в международной колониальной экспансии 1-й половины 17 в., и Англии, буржуазия которой с победой революции (см. Английская буржуазная революция 17 века) встала на путь активной борьбы со своим главным торговым и колониальным соперником. Интересы обеих стран сталкивались в Ю.-В. Азии, Америке, Африке, на европейском (в частности, русском) рынке.

Первая А.- г. в. (1652-54) была объявлена Голландской республикой в ответ на принятие английским парламентом Навигационного акта (См. Навигационные акты) 1651, направленного против голландской посреднической торговли. Военные операции проходили не только в морских водах, омывающих Англию и Голландию, но и в Средиземном море, в проливах, связывающих Балтийское и Северное моря, в Индийском океане. Морские сражения (крупнейшие - Плимутское в 1652, Ньюпортские сражения 1652 и 1653, Портлендское сражение 1653) шли с переменным успехом. Постепенно перевес сил склонялся в сторону Англии, обладавшей сильным военно-морским флотом и установившей блокаду голландского побережья. Большой ущерб Голландии наносили действия англичан на торговых путях. По Вестминстерскому мирному договору (14 апреля 1654) Голландия должна была фактически примириться с Навигационным актом.

Вторая А.-г. в. (1665-67) была объявлена Голландией в январе 1665, но фактически началась ещё в 1664 захватом английской морской экспедицией голландской колонии в Северной Америке - Нового Амстердама. Голландский флот под командованием адмирала Рейтера одержал победу у Дюнкерка (июнь 1666), но потерпел поражение у мыса Норт-Форленд (август 1666). В июне 1667 голландская эскадра блокировала устье Темзы. По миру в Бреда (31 июля 1667) Новый Амстердам перешёл к Англии, вернувшей голландцам захваченный ею во время войны Суринам.

Третья А.-г. в. (1672-74) тесно переплелась с т. н. голландской войной 1672 - 78 (См. Голландская война 1672-78), в которой главным противником Голландской республики выступала Франция; Карл II Английский вступил в эту войну, будучи связан с Людовиком XIV тайными обязательствами. Победа Рейтера над англо-французским флотом при Текселе (август 1673), образование антифранцузской коалиции, непопулярность войны в среде английской буржуазии (в условиях, когда решающее значение приобретали уже не англо-голландские, а англо-французские противоречия) побудили Англию выйти из войны. Вестминстерский мирный договор (19 февраля 1674) оставил в силе Бредский трактат 1667. А.-г. в. 17 в. ускорили падение могущества Голландии и переход торговой и колониальной гегемонии к более передовой в промышленном отношении Англии.

А.-г. в., которые велись главным образом на море, сыграли значительную роль в развитии флотов и военно-морского искусства. На основе их опыта выработалась новая классификация кораблей (их деление на линейные корабли, фрегаты и др.), была создана постоянная организация флотов, которые стали делиться на эскадры, а последние - на т. н. дивизии (авангард, центр и арьергард). Значительно изменилась и тактика морского боя. Для 1-й А.-г. в. характерно отсутствие определенных боевых порядков: бой начинался артиллерийской перестрелкой и переходил в единоборство отдельных кораблей, в котором исход решался артиллерийским огнем и Абордаж ем, некоторое значение имело применение Брандер ов. Во 2-й и особенно 3-й А.-г. в. основным боевым строем была кильватерная колонна, а основой ведения боя - огонь артиллерии, хотя некоторое значение продолжают сохранять абордаж и атаки брандеров.

Лит.: Английская буржуазная революция XVII в., т. 1 (с. 457-467), т. 2 (с. 47-51, 133-136), М., 1954; Ballhausen С., Die drei Englisch-Hollandische Seekriege, Haag, 1923.

А. С. Самойло.


Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . 1969-1978 .

Смотреть что такое "Англо-голландские войны 17 века" в других словарях:

    АНГЛО ГОЛЛАНДСКИЕ ВОЙНЫ 17 века, были вызваны торговым и колониальным соперничеством двух наиболее развитых в 17 веке государств Англии и Голландии. В первой половине 17 века Республика Соединенных провинций (см. РЕСПУБЛИКА СОЕДИНЕННЫХ ПРОВИНЦИЙ) … Энциклопедический словарь

    Англо голландские войны Первая – Вторая – Третья – Четвёртая Англо голландские войны серия войн между Англией (Великобританией) и Нидерландами в XVII XVIII веках, в которых оспаривалась морская гегемония и колониальное… … Википедия

    Англо голландские войны 17 века, были вызваны торговым и колониальным соперничеством двух экономически наиболее развитых государств 17 в. ‒ буржуазной республики Соединённых провинций (Голландской республики), занимавшей господствующее положение… … Большая советская энциклопедия



Похожие статьи