Милетская школа философии интересные факты. Представители милетской школы

Милет, руины которого находятся в современной Турции, некогда был крупным культурным центром античного мира. Именно тут в начале VI в. До н. э. возникла классическая греческая философия, позже распространившаяся на соседние азиатские области, средиземноморские острова, Италию и, наконец, Афины. Человеком, положившим начало не только философии, но и многим естественным наукам, был житель Милета – мыслитель Фалес. Фалес не только самостоятельно занимался изучением окружающего мира и выдвинул несколько гипотез о сути тех или иных явлений, но и собрал вокруг себя наиболее образованных и оригинально мыслящих людей своего времени.

Специалисты относят Милетскую школу и родственные ей направления к досократическому периоду развития греческой философии. Безусловно, сократики и более поздние мыслители внесли в философию больший элемент логической стройности, чёткую методологическую базу, обоснованность и доказательность. На их фоне умозаключения милетских философов иногда могут показаться несколько наивными, но не стоит забывать, что это были первые попытки человека изучить Вселенную и проникнуть в суть вещей.

Представители Милетской школы и их идеи

Говоря о Милетской школе, специалисты, как правило, подразумевают творчество трёх мыслителей:

  • Фалеса;
  • Анаксимандра;
  • Анаксимена.

Общими чертами в идеях этих философов были: постановка вопроса о мировом первоначале, который милетские мыслители считали основным для науки; материализм; стремление рассматривать мир с учётом его разнообразия и динамики.

Фалес

Фалес, по легенде, был первым греком, занявшимся наукой. О жизни Фалеса известно крайне мало, все его идеи дошли до нас только благодаря устным пересказам, ни одного его прижизненного сочинения не сохранилось. Философу приписывают следующие идеи:

  • суть души – движение: только существа, способные перемещать предметы, являются одушевлёнными (на этом основании Фалес делал вывод, что душой обладают многие объекты неживой природы, например, магнит);
  • земная твердь покоится на воде, поскольку Земля очень тяжела она при этом совсем не двигается;
  • исходя из предыдущего высказывания, Фалес утверждал, что начало всего сущего – это вода. Подтверждением этому служило также и то, что живые существа и растения не могут долго жить без воды.

По-своему, Фалес совершил настоящую научную революцию. Он не только нашёл мировое первоначало не где-то за пределами земного мира (в виде божественных эманаций и т. п.), а совсем рядом, но и посмотрел на мир рационально, не примешивая к своей теории сверхъестественные силы. По сути, это была первая попытка посмотреть на мир как на материальную систему, состоящую из взаимосвязанных элементов.

Анаксимандр

Об идеях ученика Фалеса – Анаксимадра – современным исследователям известно намного больше. С его сочинениями, пусть и дошедшими до них во фрагментарном виде, были знакомы Аристотель и Платон.

Главным интересом Анаксимандра была физика (в те времена под физикой подразумевали науку о самых разных природных явлениях). Он первым высказал идею о происхождении видов и человека. По его мнению, когда-то на земле не было никаких животных, но со временем жизнь зародилась в воде. Потом животные стали постепенно выходить на сушу. Для того же чтобы приспособиться к новым условиям существования, они стали менять свой облик. Человек, по мнению Анаксимандра, тоже, скорее всего, происходил от рыб, но иного рода. Такой вывод мыслитель делал на основании того, что человек, в отличие от прочих животных, очень долго нуждается в молоке матери.

Также Анаксимандр оставил любопытные астрономические наблюдения. Землю он считал центром мироздания. Её окружают трубки, наполненные огнём, а прорехи в этих трубках люди, находящиеся на Земле, видят как небесные светила – солнце, луну и звёзды. В основе космического устройства лежит чёткая система и симметрия: Земля находится в покое именно потому, что она равноудалена от всех пределов мира, её движение нарушило бы логический порядок.

В отличие от своего учителя, Анаксимандр не считал мировым первоначалом воду. По его мнению, 4 стихии были важными элементами мира, но начало всему сущему дало нечто иное, что Анаксимандр называл «апейроном». Всё в мире состоит из апейрона и, погибая, снова становится этой первосубстанцией. Всё сущее пребывает в бесконечном движении, поскольку бесконечен и апейрон. Гибель одного становится толчком к рождению другого, и этот цикл будет продолжаться вечно.

Анаксимен

Анаксимен был учеником Анаксимандра. В целом, он придерживался идей своего учителя, но внёс в них некоторые поправки. Во-первых, он попытался пояснить, в чём заключается бесконечное движение всего сущего на Земле, о котором говорили Анаксимандр и Фалес. Для этого Анаксимен ввёл в свои теории тезис о том, что настоящим первоначалом является воздух. Мировое движение сгущает или разрежает воздух, за счёт чего появляются разные предметы и природные явления. Максимально разрежённый воздух превращается в огонь, но если сгустить воздух до его предельного состояния можно получить землю и камни. Для Анаксимена понятия воздуха, дыхания и души были очень близкими. По его мнению, дыхание (по сути, циркуляция воздуха) живых существ указывало на наличие у них души.

Как и его учитель, Анаксимен продолжил изучение астрономии и движения небесных светил. Более поздние авторы приводят цитаты из работ Анаксимена, в которых излагается довольно поэтичная картина устройства космоса. Мыслитель считал, что небо представляет собой кристальную или ледяную поверхность, в которую как гвозди вбиты звёзды. Оно окружает неподвижную Землю, вокруг которой перемещаются плоские луна и солнце.

В отличие от своих предшественников, Анаксимена интересовали причины возникновения тех или иных погодных явлений. Например, образование снега и града мыслитель объяснял соединением воздуха и воды воедино. Современные исследователи по праву считают Анаксимена одним из основоположников метеорологии.

Как уже говорилось, становление собственно греческой философии происходит в VII в. до н. э. Это столетие ознаменовано важными революционными переменами. В это время появляются выдающиеся мыслители, политики, законодатели, художники, которые в своей деятельности выражали интересы нового общественного класса, формирующегося на обломках родового общества. Они известны как «семь мудрецов». Среди них - основатель милетской философской школы Фалес.

Милетская школа известна как первая философская школа. В ней впервые сознательно был поставлен вопрос о первоосновах всего сущего. И хотя философия в этот период представляет, собственно, совокупность всех видов и форм познания (как теоретического, так и практического), главный интерес всех представителей милетской школы охватывает определенный круг проблем. На первом месте здесь стоит вопрос о сущности мира. И хотя отдельные представители милетской школы этот вопрос решают по-разному, их взгляды имеют общий знаменатель: основу мира они видят в определенном материальном принципе. Можно сказать, что эта первая греческая философская школа стихийно тяготеет к материализму. Вообще вопрос о взаимном отношении материального и духовного принципов, естественно, еще не ставился, он был сформулирован позже. Представители этой школы интуитивно понимали мир как материальный. Вместе со стихийным материализмом в мышлении этих философов проявляется и «наивная» диалектика, с помощью понятийных средств которой они стремятся постичь мир в динамике его развития и перемен.

Стихийный материализм ионических философов был преодолением старых религиозно-мифологических представлений о мире. На основной вопрос предшествующей космогонии о первопричине, или перво-принципе, мира они давали, в отличие от всех мифологических концепций, вполне материалистический ответ, хотя еще и наивный.

Первый из ионических философов - Фалес из Милета - жил приблизительно в 640-562 гг. до н. э. Происходил он из богатой семьи и помимо теоретических исследований занимался торговлей и политической деятельностью. Приобрел огромные знания и множество сведений в различных теоретических и практических областях человеческой деятельности. Это стало возможным благодаря развитию Милета, а также его выгодному положению и торговым контактам. Милет поддерживал торговые связи с Египтом, Персией и Индией. Сам Фалес очень много путешествовал и собирал все доступные сведения, и знания. Интересовался, в частности, астрономией, геометрией и арифметикой. Вавилонское образование дало ему возможность познакомиться с работами халдейских ученых. Традиция гласит, что Фалес предсказал затмение солнца, которое произошло 28 мая 585 г. до н. э.

Интересной является мысль, относящаяся к разделению "небесной сферы". Согласно Фалесу, она делится на пять полос, из которых одна называется арктической (она постоянно видима), вторая полоса - летняя тропическая, третья - равноденствия, четвертая - зимняя тропическая и пятая - антарктическая (постоянно невидимая).

Во время своих странствий в Вавилон и Египет он знакомится с местным сравнительно развитым земледелием, которое способствовало формированию определенных геометрических знаний. Фалес, с чем согласно большинство античных авторов, знания не только перенимал, но и попытался упорядочить их в определенную систему. Он сформулировал ряд положений, касающихся, в частности, особых случаев треугольника, например в случае равнобедренного треугольника углы при основании равны. До сих пор известна так называемая формула Фалеса: «Все углы над гипотенузой (в случае вписанного в окружность треугольника, гипотенуза которого проходит через центр окружности) являются прямыми».

Значительны и его знания, касающиеся отношений прямоугольных треугольников. Он определил условия подобия треугольников, имеющих общую сторону и два угла, прилегающие к ней. Ему приписывается также положение о подобных углах при пересечении двух прямых.

Разносторонние интересы Фалеса имели определенное влияние на развитие его философского мышления. Так, геометрия в то время была настолько развитой наукой, что являлась определенной основой научной абстракции. Именно это и повлияло на взгляды Фалеса, направленные на постижение сущности мира.

Основой всего сущего Фалес считал воду. Эта мысль, как говорилось ранее, появляется уже в до-философской космогонии. Однако подход Фалеса полностью от нее отличен. Воду он понимал не как конкретную форму или персонификацию мифологической силы, а как аморфное, текущее сосредоточение материи. Учитывая математические успехи Фалеса, можно полагать, что к определению воды как основы всего сущего он подошел, исходя из «материального разнообразия путем метода абстракции». Не содержание (оно безоговорочно материалистическое), но способ и метод постановки и решения проблем высоко оценивает в своей «Истории философии» представитель идеалистической философии Нового времени Г.-В.-Ф. Гегель: «Фалесово положение, что вода есть абсолют, или, как говорили древние, первоначало, представляет собою начало философии, так как в нем достигается сознание, что единое есть сущность, истинное, что лишь оно есть само по себе сущее. Здесь наступает отделение от содержания нашего чувственного восприятия; человек отходит от этого непосредственно сущего. Мы должны стараться забыть о том, что мы привыкли к богатому, конкретному миру мысли...»

Согласно Гегелю, философия в собственном смысле слова возникает вместе с постановкой вопроса о сущности, который не только сформулирован, но и решен вне рамок методологии и терминологии мифологического мышления. Возникновение философии связано с определенным уровнем абстрактного (рационального) мышления, которое способно отразить действительность иным способом, чем при помощи аллегории или (мифологической) персонификации.

Для обозначения первоосновы, первопринципа, из которого возникает все остальное, в греческой философии употреблялись два термина: стойхейон, означающий элемент, ядро, основу в логическом смысле слова, и архэ, означающий первоматерию, прамате-рию, исходное состояние вещей, древнейшую форму в историческом смысле слова. «Вода» Фалеса, таким образом, означает основополагающий принцип как в смысле стойхейон, так и в смысле архэ.

В праоснове Фалеса, в «бесконечной воде», содержится и потенция дальнейшего развития. Все остальное возникает путем «сгущения» или «разрежения» этой первоматерии. В этом противоречивом понимании развития можно увидеть определенную тягу к диалектической интерпретации действительности.

С философскими и астрономическими взглядами Фалеса тесно связаны его мысли, которые в наше время называют геологическими и географическими. О Земле Фалес полагал, что она имеет форму диска. С пониманием воды как первоосновы связан его взгляд на то, что Земля плавает в бесконечной воде. Она имеет поры и отверстия. Землетрясения он объяснял как колебания Земли на взволнованной водет Рационалистическому подходу Фалеса отвечает и его мысль о том, что причиной наводнений на Ниле являются пассатные ветры, которые «встречным напором преграждают ему течение»3. (На самом деле действительной причиной наводнений в нижнем течении Нила являются тропические дожди в верхнем и частично в среднем течении.)

Как видно, стихийно-материалистические взгляды Фалеса были тесно связаны с развитием античной науки, в частности математики и астрономии. Фалес, однако, не избегал и практической жизни. Диоген Лаэртский говорил о нем: «Можно думать, что и в государственных делах он был наилучшим советчиком» 4. О его практичности свидетельствует и следующий текста «...желая показать, что разбогатеть совсем не трудно, он однажды в предвиденье большого урожая оливок взял внаем все маслодавильни и этим нажил много денег» 5. Как мы увидим далее, использование связи науки и практики характерно не только для Фалеса и милетской школы, но и для всего дальнейшего античного материализма (и не только античного).

Другим выдающимся милетским философом был Анаксимандр (611-546 до н. э.). Подобно Фалесу, он стихийно тяготел к материализму. Судя по всему, был он учеником Фалеса.

По сохранившимся фрагментам можно судить, что, подобно Фалесу, он прежде всего изучал природу. У него можно найти мысли, которые углубляют и развивают взгляды Фалеса, в частности в области астрономии. В отличие от Фалеса он не уделял большого внимания геометрии. Некоторое время Анаксимандр жил на острове Самос, где определенную часть жизни провел и Пифагор. Диоген Лаэртский о нем пишет, что «суждения свои он изложил по пунктам в сочинении, которое было еще в руках Аполлодора Афинского»6. Это говорит о том, что свои взгляды он, видимо, объединил в цельную систему, в виде которой их и излагал.

Наиболее интересным из его астрономических взглядов является мысль о том, что «Земля свободно возносится, не будучи ничем связана, и удерживается, так как отовсюду она одинаково отдалена»7. Здесь заключен зародыш геоцентрического, воззрения на вселенную. Он также говорит о том, что Земля находится в постоянном вечном вращательном движении, которое служит источником тепла и холода.

Так же как Фалес, Анаксимандр ставил вопрос о начале мира. Он утверждал, что «первоначалом и основой является беспредельное (ареirоn), и не, определял его ни как воздух, ни как воду, ни как что-либо иное. Он учил, что части изменяются, целое же остается неизменным» 8. Фалес относил все материальное разнообразие мира к воде, Анаксимандр же уходит от этой материальной определенности. Его апейрон характеризуется как нечто безграничное, неопределенное. «Анаксимандр провозглашает безграничное началом и основным элементом сущего и первый вводит это имя «начало». Говорит, что это не вода, не одна из так называемых стихий, но какая-то иная, неограниченная природность, из которой возникают все небесные своды и миры в них» 9. Апейрон Анакси-мандра является безграничным и неограниченным не только в пространственном, но и во временном отношении.

Стихийное, материалистическое понимание мира Анаксимандром примерно такое же, как и Фалесом. Его диалектический подход тоже стихийный, но гораздо более четкий. Приводимый фрагмент из Симплиция констатирует, что он «объясняет возникновение вещей не игрой стихий, но тем, что в вечном движении выявляются противоположности» 10. Гегель в «Истории философии» отмечает, что «из самого этого единого, согласно Анаксимандру... выделяются содержащиеся в нем противоположности» ". Таким образом, у этого философа мы, видимо, впервые встречаемся с осознанием значения противоположностей по отношению к развитию.

У Анаксимандра встречается проблематика, которую Фалес лишь абстрактно обозначает, - проблематика возникновения и формирования жизни: «Первые животные зародились во влажном и имели на себе покров с шипами. Но когда они вырастали, выходили на сушу и, когда покров ломался, жили еще краткое время» . Способность жизни приписывается здесь непосредственно определенному виду материи. Это воззрение, характерное для представителей милетской школы, можно определить как гилозоизм (от греч. hyle - материя, dzoe - жизнь). Согласно ему, вся материя живая. Следующим проявлением стихийного материализма является тот факт, что Анаксимандр к естественному ряду развития животных относит и человека. «^Говорит он также, что вначале человек родился от животных другого вида» 13.

Мысли Анаксимандра, таким образом, углубляют стихийно-материалистические положения милетской школы, и в частности ее ориентацию на диалектику. Третьим выдающимся милетским философом является Анаксимен (585-524 до н. э.). Он был учеником и последователем Анаксимандра. Подобно Фалесу и Анаксимандру, Анаксимен изучал астрономические явления, которые, как и другие природные явления, он стремился объяснить естественным образом.

В определенном смысле он укрепил и завершил тенденцию стихийного древнегреческого материализма поисков естественных причин явлений и вещей. Сторонники подобных взглядов в своем большинстве были представителями прогрессивных общественных классов, а их мысли формируют ядро нового мировоззрения, которое возникает в борьбе против старого религиозно-мифологического. Именно поэтому они считают естественное объяснение природных явлений важной задачей и прилагают в этом направлении много усилий.

С этой точки зрения Анаксимен, как ранее Фалес и Анаксимандр, выдвигает и решает вопрос об основной, первоисходной причине бытия и действия, о том, что является основой мира. Он, как и его предшественники, первоосновой мира полагает определенный вид материи. Такой материей он считает неограниченный, бесконечный, имеющий неопределенную форму воздух. «Анаксимен... провозглашает воздух началом сущего, ибо из него все возникает и к нему все возвращается»14. Из воздуха затем возникает все остальное. Разряжение воздуха приводит к возникновению огня, а сгущение вызывает ветры - тучи - воду - землю - камни. Сгущение и разряжение понимаются здесь как основные, взаимно противоположные процессы, участвующие в образовании различных состояний материи. Естественное объяснение возникновения и развития мира Анаксимен распространяет и на объяснение происхождения богов. «Анаксимен... говорил, что началом является неограниченный воздух и что из него возникает все, что есть, что было, что будет, божьи и божественные вещи и что все последующее возникнет из потомства воздуха» 15.

Анаксимен впервые вводит понятие взаимного отношения праматерии и движения Воздух как прамате-рия, согласно его взглядам, «постоянно колеблется, ибо если бы он не двигался, то и не менялся бы настолько, насколько он изменяется» 16.

Анаксимен является последним представителем натурфилософии милетской школы. Как видно, эта школа стремилась материалистически объяснять мир, его отдельные явления, его общий принцип или основу. Ф. Энгельс подчеркивал в «Диалектике природы»: «...Аристотель говорит, что эти древнейшие философы полагают первосущность в некотором виде материи...» 17 Анализ их мыслей показывает, что уже с самого возникновения философии происходит, с одной стороны, ее соединение с материализмом, а с другой - соединение материализма с диалектикой. Характерной чертой этой первой исторической стадии материализма является его тесная связь с научным познанием и с прогрессивными общественными силами того времени. Материалистический способ объяснения мира, к которому стремятся ионийские философы, является орудием ожесточенной и непримиримой борьбы против отживающего религиозно-мифологического объяснения мира как идеологии старой родовой аристократии. Философия, таким образом, рождается не из потребностей духа «в процессе его саморазвития», но прежде всего из практических потребностей развития общества. Милетская школа является в этом смысле классическим примером.

Милетская школа существовала в Древней Греции в VI в. до н.э. и получила свое наименование от названия города, где она была основана: Милета – крупного торгово-ремесленного полиса в Малой Азии. Представителями данной школы являлись Фалес, Анаксимандр, Анаксимен. Философы милетской школы:

· выступали с материалистических позиций;

· занимались не только философией, но и другими науками – точными и естественными;

· пытались объяснить законы природы (за что получили свое название – школа «физиков»);

· искали первоначально – субстанцию, из которой возник окружающий мир.

Фалес (примерно 640-560 гг. до н.э.) – основатель милетской школы, один из самых первых выдающихся греческих ученых и философов. Фалес, оставивший большое научное и философское наследие:

· первоначально всего сущего считал воду («архэ»);

· представлял Землю в виде плоского диска, который покоится на воде;

· считал, что неживая природа, все вещи имеют душу (то есть был гилозоистом – одушевлял все сущее);

· допускал наличие множества богов;

· считал центром вселенной Землю;

· точно определил продолжительность года – 365 дней;

· сделал ряд математических открытий (теорема Фалеса и др.).

Анаксимандр (610 – 540 гг. до н.э.), ученик Фалеса:

· первоначалом всего сущего считал «апейрон» - вечную, неизмеримую, бесконечную субстанцию, из которой все возникло, все состоит и в которую все превратиться;

· вывел закон сохранения материи (фактически открыл атомарное строение вещества): все живое, все вещи состоят из микроскопических элементов; после гибели живых организмов, разрушения веществ элементы («атомы») остаются и в результате новых комбинаций образуют новые вещи и живые организмы;

· первым выдвинул идею о происхождении человека в результате эволюции от других животных (предвосхитил учение Ч. Дарвина).

Анаксимен (546-526 гг. до н.э.) – ученик Анаксимандра:

· первопричиной всего сущего считал воздух;

· выдвинул идею о том, что все вещества на Земле – результат различной концентрации воздуха (воздух, сжимаясь, превращается сначала в воду, затем в ил, затем в почву, камень и т.д.);

· проводил параллели между душой человека («психэ») и воздухом («пневмой») – «душой космоса»;

· отождествлял божества с силами природы и небесными светилами.

Элеаты – представители элеской философской школы, существовавшей в VI – V вв. до н.э. в древнегреческом полисе Элея на территории современной Италии. Наиболее известными философами данной школы являлись Парменид, Зенон Элейский, Мелисс Самосский.

Элеаты:

· изучали проблемы познания;

· жестоко разделяли чувственное познание (мнение, «докса») и высшее духовное идеалистическое;


· были сторонниками монизма – выводили всю множественность явлений из единого первоначала;

· считали все сущее материальным выражением идей (были предвестниками идеализма).

Основателем элейской школы является Парменид (ок. 540-470 до н. э.). Гераклит утверждал, что все изменяется. Парменид возразил, что ничего не изменяется». Парменид учил, что мир един неизменен ; никакого движения не существуе т. Чувства обманывают нас. Познать истину можно только разумом. (Парменид, как считает Рассел, продолжает линию Пифагора). Учение Парменида развивал его ученик Зенон. Он известен как автор доказательств того, что если допускается существование движения, то возникают неразрешимые противоречия. Эти доказательства известны как апории Зенона (от греч. aporia - затруднение, недоумение). Первая из апорий называется дихотомия (от греч. dicha и tome - рассечение на две части). В ней Зенон стремится доказать, что тело не может сдвинуться с места, т. е. движение не может ни начаться, ни закончиться. Предмет, который движется к цели, должен сначала пройти половину пути между местом нахождения и местом цели. Однако чтобы дойти до этого места, оно должно пройти половину намеченной половины пути. Это повторяется до бесконечности. Поэтому тело не может никогда достичь своей цели, ибо оно должно было бы «пройти» за конечное время бесконечное множество точек.

Тема:

Милетская школа


Становление собственной греческой философии происходит в 7 в до н.э.Это столетие ознаменовано важными революционными процессами, переменами. В это время появляются выдающиеся мыслители, законодатели, художники, которые в своей деятельности выражали интересы нового общества. Они известны как «7 мудрецов».

Среди них- основатель милетской философской школы Фалес.

Милетская школа известна как первая философская школа. В ней впервые был сознательно поставлен вопрос о первоосновах всего сущего. И хотя философия в этот период представляет, собственно, совокупность всех видов и форм познания(как теоретического,так и практического),главный интерес всех представителей школы охватывает определенный круг проблем. На первом месте здесь стоит Вопрос О Сущности мира . И хотя отдельные представители школы решают этот вопрос по-разному, их взгляды имеют общий знаменатель: основу мира они видят в определенном материальном принципе. Можно сказать, что эта первая греческая философская школа стихийно тяготеет к материализму. Представители этой школы интуитивно понимали мир как материальный, но вместе с тем еще не ставился вопрос о взаимодействии материального и духовного принципов. Вместе со стихийным материализмом проявляется и «наивная» диалектика (развитие во всей его сложности, многообразии форм и противоречивости). При помощи диалектики милетские представители стремятся постичь мир в динамике его развития и перемен. При помощи принятого ими материализма, они как бы преодолевали религиозно-мифологические представления о мире. На основной вопрос о первооснове мира они давали вполне материалистический ответ, хотя еще и наивный.


Первый из милетских философов был Фалес из Милета - жил приблизительно в 640-562 гг. до н.э. Происходил из богатой семьи и помимо теоретических исследований занимался торговлей и политической деятельностью. Приобрел огромные знания и множество сведений в различных теоретических и практических областях человеческой деятельности. Это стало возможным благодаря развитию Милета. Сам Фалес много путешествовал и собирал все доступные сведения м и знания. Вавилонское образование дало ему возможность познакомится с работами халдейских ученых. Традиция гласит, что Фалес предсказал затмение солнца,которое произошло 28 мая 585 г. до н. э.

Интересной является мысль Фалеса о разделении « небесной сферы»:Она делится на 5 полос: 1)Арктической(она постоянно видима);2)Летняя тропическая;3)Равноденствия;4)Зимняя тропическая;5)Антарктическая(постоянно невидимая)

Во время своих странствий в Вавилон и Египет он знакомится с местным сравнительно развитым земледелием, которое способствовало формированию определенных геометрических знаний. Фалес, с чем согласно большинство античных авторов, знания не только принимал, но и попытался упорядочить их в определенную систему. Он сформулировал ряд положений, касающихся,в частности, особых случаев треугольника, например в случае равнобедренного треугольника углы при основании равны. Он определил условия подобия треугольников.

Разносторонние интересы Фалеса имели определенное влияние на развитие его философского мышления. Так, геометрия в то время была настолько развитой наукой, что являлась определенной основой научной абстракции. Именно это и повлияло на взгляды Фалеса, направленные на постижение сущности мира.

Основой всего Фалес считал Воду . Воду он понимал не как конкретную форму или персонификацию мифологической силы, а как аморфное,текущее сосредоточение материи. Согласно Фалесу, в «бесконечной воде»,содержится и потенция дальнейшего развития. Все остальное возникает путем «сгущения» или «разрежения» этой первоматерии.

С философскими и астрономическими взглядами Фалеса тесно связаны его мысли, которые в наше время называют геологическими и географическими. О земле Фалес полагал, что она имеет форму диска. С пониманием воды как первоосновы, связан его взгляд на то, что Земля плавает в бесконечной воде. Она имеет поры и отверстия. Землетрясения он объяснял как колебания Земли на взволнованной воде.

Как видно, материалистические взгляды Фалеса были связаны с развитием античной науки, в частности математики и астрономии. Но Фалес, однако, не избегал практики.


Другим выдающимся милетским философом был Анаксимандр (611-545 до н.э).Подобно Фалесу, он стихийно тяготел к материализму. Он был учеником Фалеса.

По сохранившимся фрагментам можно судить, что, подобно Фалесу, он, прежде всего,изучал природу. У него можно найти мысли,которые углубляют и развивают взгляды Фалеса, в частности в области астрономии. В отличие от Фалеса он не уделял большого внимания геометрии. Наиболее интересным из его астрономических взглядов является мысль о том, что «Земля свободно возносится, не будучи ничем связана, и не удерживается, так как отовсюду она одинаково отдалена». Здесь заключена мысль-зародыш геоцентрического воззрения на вселенную.Он также говорит, что Земля находится в вечном вращательном движении, которое служит источником тепла и холода.

Так же как и Фалес, Анаксимандр ставит вопрос о начале мира. Он утверждал, что первоначалом и основой является нечто беспредельное, и не определял его ни как воздух., ни как воду, ни как что либо иное. Он учил, что части изменяются, целое же остается неизменным. Таким образом,Анаксимандр предложил свое архэ и ушел от материальной определенности Фалеса- Воды. Его архэ характеризуется как нечто безграничное, неопределенное.

У Анаксимандра встречается проблематика, которую Фалес лишь абстрактно обозначает- проблематика возникновения и формирования жизни: « Первые животные зародились во влажном и имели на себе покров с шипами. Но когда они вырастали,выходили на сушу и, когда покров ломался жили еще краткое время. Способность жизни здесь приписывается непосредственно определенному виду материи. Это воззрение, характерное для представителей милетской школы, можно определить как Гилозоизм (от греч. Материя, жизнь). Согласно ему вся материя живая.

Следующим проявлением материализма является то, что Анаксимандр к естественному ряду животных относит и человека. Он говорил: «Вначале человек родился от животного другого вида»

Мысли Анаксимандра, таким образом, углубляют материалистические положения милетской школы.


Третьим выдающимся милетским философом является Анаксимен. (585-524 до н.э).

Он был учеником и последователем Анаксимандра. Подобно Фалесу и Анаксимандру изучал астрономические явления, которые, как и другие природные явления, он стремился объяснить естественным образом. В определенном смысле он укрепил и завершил тенденцию древнегреческого материализма поисков естественных причин явлений и вещей. Это и было новым мировоззрением, которое возникает в борьбе против старого религиозно-мифологического. Именно поэтому представители милетской школы считают объяснение природных явлений важной задачей и прилагают в этом направлении много усилий.

С этой точки зрения Анаксимен, как ранее Фалес и Анаксимандр, выдвигает и решает вопрос о первоисходной причине бытия и действия , о том, что является Основой мира. Он, как и предшественники, первоосновой мира полагает определенный вид материи. Такой материей он считает – Воздух. Но не просто воздух, а неограниченный, бесконечный, имеющий неопределенную форму. Из воздуха затем возникает все остальное. Разряжение воздуха приводит к возникновению огня, а сгущение вызывает ветры- тучи - воду- землю - камни.

Естественное объяснение возникновения и развития мира Анаксимен распространяет и на объяснение происхождения Богов. Анаксимен говорил: «Началом является безграничный воздух и что из него возникает все,что есть,что было, что будет, божьи и божественные вещи и что все последующее возникнет из потомства воздуха»

Воздух, по его мнению, постоянно колеблется, иначе если бы он не двигался, то и не менялся бы настолько, насколько изменяется.

Анаксимен является последним представителем философии милетской школы. Как видно эта школа стремилась материалистически объяснить мир, его отдельные явления, его принцип или основу.

Значение Милетской школы:

Она первая предложила понимание материальной первоосновы мира, и тем самым заложила основы европейской науки.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

В 7 веке до н.э. происходит становление греческой философии. Это столетие было ознаменовано важными переменами и революционными процессами. Появляются выдающиеся законодатели, мыслители, художники, в своей деятельности выражавшие интересы всего общества. Они известны как семь мудрецов.

Основные черты философии Милетской школы

Один из семи мудрецов, Фалес, стал отцом нового направления в философии. Он - основатель школы, которую называют Милетской. Милетская школа философии, кратко о которой мы расскажем в этой статье, отделилась от прочих направлений первой. Именно в ней был поставлен сознательно вопрос о первоосновах сущего. Философия в данный период представляет собой совокупность всех форм и видов познания (как практического, так и теоретического). Но, несмотря на это, основной интерес всех представителей данной школы охватывает вполне определенный круг проблем. Вопрос о сущности мира стоит на первом месте. Его решали по-разному отдельные представители такого направления, как Милетская школа философии. Краткое содержание их трудов, однако, сводится к общему знаменателю. Эти мыслители видят основу мира в определенном материальном принципе.

Материализм в Милетской школе

Милетская школа философии кратко может быть охарактеризована следующим образом: она стихийно тяготеет к материализму. Ее представители понимали мир интуитивно как материальный, однако в то же время вопрос о взаимодействии духовного и вещественного принципов еще не ставился. Наивная диалектика проявляется также в этот период. То есть развитие предстает во всей его сложности, противоречивости и многообразии форм. Милетские представители при помощи диалектики хотят постичь мир в динамике перемен и развития. Они преодолевали с помощью материализма религиозно-мифологические взгляды иных мыслителей. Вполне материалистический ответ они давали на вопрос о первооснове мира, хотя такие представления были еще наивными.

Фалес

Мы уже отмечали, что Фалес - основатель такого направления, как Милетская школа философии. Кратко расскажем о его жизни и учении.

Примерно в 640-562 годах до н. э. жил Фалес из Милета. Он происходил из зажиточной семьи и занимался, кроме теоретических исследований, политической деятельностью и торговлей. Фалес приобрел хорошие знания в различных областях деятельности. Ему удалось это сделать благодаря высокому развитию его родины - города Милета. Фалес много путешествовал. Он собирал все доступные знания и сведения. Благодаря вавилонскому образованию он познакомился с трудами халдейских ученых.

Считается, что Фалес даже предсказал затмение солнца, произошедшее 28 мая 585 года до н. э. В философии Древней Греции его мысль о разделении "небесной сферы" весьма любопытна. Она делится, согласно Фалесу, на 5 полос: Антарктическую (невидимую постоянно), Зимнюю тропическую, Равноденствия, Летнюю тропическую и постоянно видимую Арктическую.

Геометрия в учении Фалеса

Фалес знакомится во время путешествия в Египет и Вавилон с земледелием, которое было в этих краях довольно развито. Это способствовало формированию у него геометрических знаний. Мыслитель этот, как считает большинство авторов Античности, не только принимал знания, но и пытался их упорядочить и сложить в определенную систему. Ряд положений был сформулирован им, например, касательно треугольника. Фалес отметил, что углы при основании в равнобедренном треугольнике равны. Также этот мыслитель, представитель философии Древней Греции, определил условия, при которых треугольники подобны.

Определенное влияние на дальнейшее развитие его учения имели разносторонние интересы Фалеса. Например, в это время геометрия была настолько развита, что она считалась основой научной абстракции. Это нашло отражение во взглядах Фалеса, которые были направлены на постижение самой сущности мира.

Основа мира, согласно Фалесу

Мыслитель считал основой всего воду. Он ее понимал при этом не как персонификацию мифологической силы или конкретную форму, а как текущее, аморфное сосредоточение мысли. В "бесконечной воде", согласно Фалесу, содержится потенциал дальнейшего развития. Путем "разрежения" или "сгущения" этой первоматерии возникает все остальное.

Учение Фалеса о Земле

С астрономическими и философскими взглядами Фалеса связаны тесным образом его мысли, которые называют в настоящее время географическими и геологическими. Мыслитель считал, что Земля имеет форму диска. С рассмотрением воды как первоосновы было связано его мнение о том, что в бесконечной воде плавает Земля, которая имеет отверстия и поры. Он объяснял землетрясения колебаниями на взволнованной воде. Материалистические взгляды этого мыслителя, как видно, связаны были с развитием науки Античности, в частности астрономии и математики. Однако Фалес не избегал и практики.

Анаксимандр

Какие еще имена может предложить нам античная философия (Милетская школа)? Анаксимандр (годы жизни - с 610 по 545 г. до н. э.) был еще одним выдающимся милетским философом. Подобно Фалесу этот мыслитель тяготел стихийно к материализму. Он являлся учеником знаменитого основателя Милетской школы. Можно судить по сохранившимся свидетельствам, что он, подобно своему учителю, изучал прежде всего природу. У Анаксимандра есть мысли, которые развивают и углубляют взгляды Фалеса, например, в области астрономии. Однако, в отличие от своего учителя, он не уделял геометрии большого внимания.

Вопрос о Земле и о начале мира

Самой интересной из астрономических взглядов Анаксимандра является мысль, что наша планета свободно возносится, что она не связана ничем и не удерживается, поскольку одинаково отовсюду отдалена. В этом заключается прообраз геоцентрического взгляда на Вселенную. Также Анаксимандр говорит, что наша планета находится в постоянном вращательном движении, служащем источником холода и тепла. Этот мыслитель, подобно Фалесу, затрагивает вопрос о начале мира. По его мнению, основой и первоначалом его является что-то беспредельное. Анаксимандр не определял его как воду или что-либо другое. Он учил, что целое остается неизменным, тогда как части его изменяются. Анаксимандр, таким образом, предложил свое архэ. Он ушел в своей философии от материальной определенности. Архэ характеризуется как что-то неопределенное, безграничное.

Как возникли жизнь на Земле и человек, по мнению Анаксимандра?

У Анаксимандра мы находим проблематику, которую его учитель обозначает лишь абстрактно. Это вопрос о том, как возникла и оформилась жизнь. Анаксимандр пишет о том, что первые животные нашей планеты зародились "во влажном". У них был покров с шипами. После того, как они вырастали, животные выходили на сушу. Когда ломался покров, они жили еще непродолжительное время. Таким образом, способность к жизни Анаксимандр приписывает определенному виду материи. Данное воззрение было характерно для различных представителей Милетской школы. Его можно определить термином "гилозоизм" (от греческого слова, обозначающего "жизнь", "материя"). Согласно Анаксимандру, вся материя живая.

Другим проявлением материализма можно считать то, что этот мыслитель относит к ряду животных и человека. Человек, по его мнению, родился вначале от животного, принадлежащего к другому виду. Таким образом, мысли Анаксимандра углубляют материализм, которым характеризуется философия представителей Милетской школы.

Анаксимен

Анаксимен (годы жизни - с 585 по 524 г. до н. э.) был третьим выдающимся философом этой школы. Это последователь и ученик Анаксимандра. Так же как Анаксимандр и Фалес, он изучал различные астрономические явления. Он стремился объяснить их естественным образом. Можно сказать, что он в некотором смысле завершил и укрепил тенденцию материализма, которой отмечена древнегреческая философия (Милетская школа). Она заключалась в поиске естественных причин вещей и явлений. Это мировоззрение было новым, возникшим в процессе борьбы со старыми, религиозно-мифологическими, устоями. Представители Милетской школы в античной философии именно поэтому считают важной задачей объяснение природных явлений. Они прилагают много усилий в этом направлении.

Первооснова мира, по мнению Анаксимена

Анаксимен с этой точки зрения, как ранее Анаксимандр и Фалес, выдвигает вопрос о первопричине действия и бытия, об основе мира. Подобно своим предшественникам он полагает первоосновой всего определенный вид материи, а именно воздух. Заметим, что это не просто воздух, а бесконечный, неограниченный, обладающий неопределенной формой. Из него возникает все остальное. Его разрежение приводит к тому, что появляется огонь. Наоборот, сгущение воздуха вызывает ветры, затем тучи, воду, землю и наконец камни. Анаксимен распространяет объяснение того, как возник и развивался мир, и на появление богов. Он отмечает, что воздух является началом всего. Все из него возникает, все божественные и божьи вещи. По его мнению, воздух постоянно колеблется. Анаксимен - это последний представитель Милетской школы. В его трудах можно найти важные особенности, которыми отмечена ранняя греческая философия.

Значение Милетской школы

Эта школа, как видно, стремилась объяснить мир материалистически. Также она пыталась истолковать и отдельные его явления, и его основу, или принцип. Она заложила основы науки, поскольку предложила (впервые) понимание первоосновы мира как чего-то материального.

Другие философские школы Античности

В Древней Греции первые философские школы возникли в ранних полисах в 7-5 вв. до н. э. Самые известные из них следующие:

  • Милетская школа;
  • атомисты;
  • Элейская школа;
  • школа Гераклита Эфесского;
  • пифагорейцы.

Их воззрения имеют общие черты:

  • космоцентризм;
  • недискуссионный (доктринерский) характер их философских учений;
  • одушевление неживой природы (гилозоизм);
  • поиск породившего все сущее первоначала;
  • повышенное внимание философов к объяснению различных явлений окружающей среды.

Милетская и Элейская школы философии сыграли свою роль в развитии этой науки. К трудам их представителей впоследствии обращались многие мыслители, развивая их взгляды или полемизируя с ними. Элеаты, в частности, изучали проблемы познания, считали материальным выражением идей все сущее (то есть являлись предвестниками идеализма), разделяли высшее духовное и чувственное познание.



Похожие статьи