Надо ли обличать ближних? Обличение пастора: учение и практика.

Официальный служитель нашей церкви совершил определённый грех, но не хочет этого признавать. Должна ли я обличить его во грехе, ведь Библия говорит «начальствующего в народе твоём не злословь»? - Янина

Дорогая Яна, упомянутая Вами фраза является смирённой ответной реакцией апостола Павла в ответ на адресованное ему обличение во грехе злословия.

Данная фраза лишь ограничивает злословие , но не запрещает прямого обличения, - это отчётливо видно из развития конфликта, который произошёл между апостолом Павлом и Первосвященником [Деяния 23:1-5]:

«Павел, устремив взор на синедрион, сказал: мужи братия! я всею доброю совестью жил пред Богом до сего дня .

Первосвященник же Анания стоявшим перед ним приказал бить его по устам.

Тогда Павел сказал ему: Бог будет бить тебя, стена подбеленная ! ты сидишь, чтобы судить по закону , и, вопреки закону , велишь бить меня.

Предстоящие же сказали: первосвященника Божия поносишь ?

Павел сказал: я не знал, братия, что он первосвященник; ибо написано : начальствующего в народе твоем не злословь»

Итак, вот что происходит в данном отрывке :

Павел даёт отчёт о своей жизни, заявляя про свою искренность и невинность [ст. 1] ;

Первосвященник Анания неправомерно приказывает бить Павла по устам [ст. 2] ;

Павел, обличает Первосвященника, говоря о том, что его приказ «бить его по устам» нарушает «закон» и впоследствии приведёт к Божьему наказанию [ст. 3] ;

В своём обличении Павел допускает «поношение» , называя одетого в белые одежды Первосвященника «стеной подбеленной» [ст. 4] ;

Писание не упоминает реакцию Первосвященника на обличение Павла, но говорит о том, что присутствующие люди в ответ обличили Павла в «поношении Первосвященника» [ст. 5] ;

Павел немедленно признал своё нарушение заповеди , записанной в книге Исход 22:28: «судей не злословь и начальника в народе твоем не поноси».

Таким образом, фраза «начальствующего в народе твоём не злословь» относится именно к грубости Павла, а не к его обличению Первосвященника. Существует большая разница между обличением во грехе и злословием , надеюсь, вы это понимаете!?

Сама же реакция Павла является прекрасным примером того, как должен реагировать на обличение каждый служитель Божий, но об этом я напишу чуть позже…

Итак, можно ли обличать служителей церкви во грехе?

Прежде всего, давайте согласимся с тем, что в данном размышлении мы называем вещи своими именами . Говоря об обличении служителя в грехе, мы имеем в виду рукоположённого служителя церкви и конкретный сделанный им грех .

Бог отчётливо призывает нас уважать и любить наших наставников и служителей , однако когда слуга Божий впадает в грех, тот же Святой Бог призывает нас проявить нашу любовь к служителю, обличив его.

Святой Бог одинаково строго относится ко греху каждого из Своих детей, будь то новообращённый, или председатель Союза Церквей. Библия не даёт служителям церкви ни малейших оснований ожидать от Бога преференцированного снисхождения к своим согрешениям и даже наоборот предупреждает их о излишней строгости Бога.

Господь Бог предъявляет к Своим «домостроителям» очень высокие стандарты и требует полного соответствия им :

«Епископ должен быть непорочен , как Божий домостроитель, не дерзок, не гневлив, не пьяница, не бийца, не корыстолюбец, но страннолюбив, любящий добро, целомудрен, справедлив, благочестив, воздержан, держащийся истинного слова …»

Несоответствие этим требованиям дисквалифицирует служителя. В Писании нет ни одного случая, когда бы Святой Бог проявил бездействие по отношению к реальному греху Своих служителей:

- Бог обличил и наказал Моисея за то, что тот незначительно отступил от Божественных указаний и, этим самым, не явил Славы Бога – Числа 20:7-12;

Бог наказал царя Давида за прелюбодеяние с Вирсавией и убийство её мужа «и было это дело, которое сделал Давид, зло в очах Господа» – 2 Цар. 11.

Иисус обличил Петра в приземистости его мышления – Мтф. 16:23.

В Ветхом Завете Бог ни раз осуждал священников, которые не учили о Боге и отпали от Него [Иер. 2:7-9]. Он называет «изумительным и ужасным», когда Его служители учат лжи и священники «господствуют » над народом - Иер. 5:29-31.

«Ибо уста священника должны хранить ведение , и закона ищут от уст его, потому что он вестник Господа Саваофа. Но вы уклонились от пути сего, для многих послужили соблазном в законе , разрушили завет Левия [закон истины был в устах его], говорит Господь Саваоф. За то и Я сделаю вас презренными и униженными перед всем народом, так как вы не соблюдаете путей Моих, лицеприятствуете в делах закона. Не один ли у всех нас Отец? Не один ли Бог сотворил нас?» - Мал. 2:4-10.

Рукоположенный служитель не просто является дитём Небесного Отца, но несёт перед Ним особую ответственность за других людей. Грех в жизни служителя падает пятном на саму церковь, лишает её благословений и подвергает людей опасности «соблазна в законе» и разочарования в вере.

Именно из-за высокой ответственности данного поста, апостол Павел требует рукополагать человека на служение только после прохождения им «испытания» 1 Тим. 3:10 и только в случае его полного соответствия высоким требованиям Бога 1 Тим. 3 гл. . Ответственность пресвитеров церкви настолько высока, что согрешивших пресвитеров Павел требует «обличать публично , чтобы другие страх имели» 1 Тим. 5:19-20 .

Апостол Иаков, являясь служителем Божьим, предупреждает своих коллег-учителей Слова Божьего, что они «подвергнутся большему осуждению » Иак. 3:1 по сравнению с рядовыми членами Церкви.

Вот почему обличать служителей не только можно, но и, ради их же блага, нужно .

Важно только отчётливо понимать и, понимая данную разницу, именно обличать , а не осуждать или злословить!

Обличение всегда делается из любви и во благо человека. Оно всегда сфокусировано не на самом человеке , но на конкретном греховном поступке. Обличение всегда основано на Писании и имеет под собой доказательную базу совершенного греха.

Целью такого обличения является исправление человека и его освящение. Именно такое обличение поощряется Богом и приятно Ему [Пр.28:23].

«Обличающий человека найдет после большую приязнь, нежели тот, кто льстит языком»

В своём Слове Бог обязывает каждого верующего человека «обличать своего ближнего, и тогда он не понесет за него греха» [Левит 19:17]!

Более того, Бог предупреждает о личной ответственности верующего человека, отказавшегося обличить грешника, несмотря на внутренне побуждение духа [Иезекииля 33:8]:

«Когда Я скажу беззаконнику: "беззаконник! ты смертью умрешь", а ты не будешь ничего говорить, чтобы предостеречь беззаконника от пути его, – то беззаконник тот умрет за грех свой, но кровь его взыщу от руки твоей ».

Смирённое, молитвенное обличение очевидного греха служителя является обязанностью каждого верующего человека и искусственная «канонизация» служителей этому, скорее, не помеха, а вызов к проявлению смелости, любви и принципиальности.

Именно так, – обличение служителя в грехе является проявлением «любви и нелицемерной веры» 1 Тим. 1:5 .

Как обличить правильно?

В зависимости от того, какого рода грех совершил служитель, процедура обличения должна происходить по различным сценариям:

Сценарий №1: согрешение против вас:

Если служитель церкви совершил против вас определённый грех, Иисус предписал следующую «щадящую» процедуру обличения, сказав [Мтф. 18:15]:

«Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним ; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; если же не послушает…».

Согласно требованиям Иисуса , вы должны молитвенно обличить служителя в соделанном против вас грехе «один-на-один».

Если грех не был совершён публично [например, воровство, драка…] и служитель признал перед вами свою вину, вы должны простить служителя [Мтф.18:21-22] и не выносить информацию о произошедшем проступке на публику.

Если грех был сделан в присутствии группы людей [например, клевета, ложь, грубость…] , то признание служителя во грехе в любом случае должно будет быть публичным, равно как и прошение прощения: у пострадавшего и перед свидетелями, которым служитель подал повод к соблазну.

Личное обличение с глазу-на-глаз и чистосердечное признание служителя позволят избежать публичных разбирательств и дадут вам возможность выступить перед другими вовлечёнными в конфликт людьми, в качестве свидетеля успешного разрешения , существовавшего по вине служителя конфликта.

Если служитель церкви, к вашему сожалению, отказывается признавать совершенный против вас грех, в данном случае вы обязаны исполнить следующие требования Иисуса [Мтф. 18:15]:

«…если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух , дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово; если же не послушает их, скажи церкви…».

В том случае, если грех совершил пресвитер церкви , публичные «обвинения на пресвитера» третьему лицу могут быть заявлены только при наличии неоспоримых доказательств [например, аудио, видео, улики…] или при наличии «двух или трех свидетелей» произошедшего 1 Тим. 5:19 .

Устанавливая данное ограничение, Апостол Павел вовсе не пытается усложнить процедуру обличения пресвитера в намеренно соделанном грехе. Скорее, он показывает всю серьезность совершённого им поступка и огромную ответственность обличающего человека.

Сценарий №2: грех, не связанный с вами:

Если вы каким-то образом стали свидетелем стороннего, не связанного с вами , греха служителя, вы обязаны незамедлительно обличить его во грехе «…и тогда вы не понесете за него греха» [Левит 19:17]!

Именнотак поступил Павел [см. info] , обличивший призванного апостола Христова [Гал. 2:11+]:

«Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему, потому что он подвергался нареканию .

Ибо, до прибытия некоторых от Иакова, ел вместе с язычниками; а когда те пришли, стал таиться и устраняться, опасаясь обрезанных.

Вместе с ним лицемерили и прочие Иудеи, так что даже Варнава был увлечен их лицемерием. Но когда я увидел, что они не прямо поступают по истине Евангельской , то сказал Петру при всех…»

Info: можно долго мудрствовать о том, был ли данный поступок Павла обличением официального апостола сверхъестественно призванным апостолом. По факту нужно сказать, что апостол Павел не соответствовал требованиям апостолов, предъявленным кандидатам в апостолы [Деяния 1:20-21], - он пришёл к вере уже после смерти Иисуса.

Именно поэтому Павел с постоянством доказывал окружающим своё апостольство и в то же время сам не считал себя достойным этого титула.

Так в 1 Коринфянам 9:1-2 он пишет: «Не Апостол ли я? Не свободен ли я? Не видел ли я Иисуса Христа, Господа нашего? Не мое ли дело вы в Господе? Если для других я не Апостол , то для вас [Апостол]; ибо печать моего апостольства - вы в Господе. Вот мое защищение против осуждающих меня…» и в том же послании добавляет «Я наименьший из Апостолов, и недостоин называться Апостолом, потому что гнал церковь Божию» - 1 Кор. 15:9.

Неверная реакция служителя церкви на обличение во грехе…

Говоря, об ожидаемой библейской реакции служителя церкви на обличение во грехе, я не питаю иллюзий и понимаю, что, к сожалению, многие из них так не поступят.

Однажды мне пришлось стать свидетелем ситуации в которой пастор церкви в ответ на объективное обличение во грехе настолько возмутился на своего обличителя, что неосторожно высказал ему голословное пророчество о том, что их следующий разговор состоится только после того, как обличающий брат попросит у него об этом три раза. С точки зрения пастора, это должно было стать для этого брата знамением его неправоты перед пастором.

Причин подобной надменности много, но, пожалуй, самая явная – это отсутствие искренней богобоязненности перед Святым Богом, связанное с собственноручной канонизацией пастора и верой в собственное превосходство над другими верующими.

На самом же деле, призванный Богом «служитель церкви» является, прежде всего, служителем, то есть слугой . Именно об это сказал Иисус, говоря [Лк. 22:25-26]:

«Цари господствуют над народами, и владеющие ими благодетелями называются, а вы не так : но кто из вас больше, будь как меньший, и начальствующий - как служащий»

«Начальствующий» служитель, который ведёт себя, как «правитель народов» и требует признание его «благодействий» не соответствует требованию Иисуса Христа и подаёт своим отношением плохой пример пастве.

Апостол Пётр откровенно «умоляет» такого служителя занимать свой пост «не для гнусной корысти, но из усердия, не господствуя над наследием [Божиим], но подавая пример стаду » 1 Петра 5:1-3 .

Пастор, игнорирующий обличение в совершенном грехе, является поводом к соблазну для обличающего [Матф.18:6] и лицемерит [Мтф. 5:23-24]:

«Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя , оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой»

Правильная реакция служителя церкви на обличение во грехе…

Благочестивый богобоязненный служитель Божий осознаёт , что «открытое обличение лучше, нежели скрытая любовь. Искренни укоризны от любящего…» [Притчи 27:5,6] и рассматривает «обличение праведника», как «милость и лучший елей, который не повредит его голове» - Псалом 140:5.

Такой человек должен приложить все старания, чтобы молитвенно и непредвзято расследовать услышанное обличение, покаяться и исправить последствия совершённого греха, а в случае объективного несогласия с выдвинутыми обвинениями, аргументированно оправдать свой поступок.

Поступив таким образом, служитель максимально снизит вероятность соблазнения или разочарования огорчённого верующего.

.]; руководитель Детских Олимпийских Игр, г. Киев ; лидер молодёжного и подросткового движений ; основатель движения «Жизнь в Истине».

Может быть, только у нас в провинции можно такое встретить, но подозреваю, что подобные случаи не редки и в других городах и весях нашей необъятной : час пик, неплохая машина (чаще всего джип) останавливается на узкой проезжей части или напротив остановки, и ее хозяин или хозяйка, не обращая внимание на моментально скопившуюся сзади толпу автомобилей, величественно шествует к ларьку прикупить какую-нибудь мелочь…

Узнаете ситуацию? Наверняка, да. Хотя вроде бы давно уже не слышно анекдотов про «новых русских»: современные успешные предприниматели стали как-то посолидней да поинтеллигентней… Ну, так речь не про них. Мало ли на свете еще осталось грубоватых и неотесанных людей. В конце концов, нечто подобное можно встретить в любом сословии и классе, даже среди нас, призванных быть примером для всех и во всем, - попов.

Меня удивляет в этой ситуации совсем другое: почему почти никто не пытается напомнить зазнавшемуся (а может, и мечтательно зазевавшемуся) джентльмену или леди, что они не только нарушают правила дорожного движения, но и банально мешают другим? Что мешает взять и просто, без излишнего начетничества, остановиться и сказать: , ты не прав и так поступать нехорошо? Смотри, мол, друг-водитель, вдруг где-то там сзади сейчас отчаянно опаздывает «скорая» к твоему ребенку. Или к ребенку твоей сестры, или еще к кому-то… Ну, или можно ничего не говорить, а хотя бы без излишней агрессии коротко «бибикнуть».

Ведь Господь наш Иисус Христос не зря заповедовал нам, христианам, друг друга, описав весь алгоритм этого спасительного действия: «Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово; если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь» (Мф. 18: 15-17).

Духовную жизнь патриарха или архиерея корректирует духовник. Мужу «бибикает» жена, детям - родители. И без этого никуда

Без этого мы все погибнем, ведь со стороны - многое всегда видней. Так уж получилось, что наша самооценка неизбежно субъективна и мы, ежели желаем совершенствоваться сами и смиренно помогать другим, непременно нуждаемся в обличающем взгляде со стороны. Нуждаемся в человеке, который нам всегда без обиняков «бибикнет». Нобелевский лауреат и академик, написав новую монографию, отнесет ее на критику рецензенту, у которого может быть меньше регалий, но тот хоть немного, да «обличит» его труд. Духовную жизнь патриарха или архиерея корректирует духовник. Мужу «бибикает» жена, детям - родители. И без этого никуда.

Если посмотреть на вопрос с другой стороны - со стороны обличаемого, то можно увидеть следующую психологию человека, совсем порабощенного : как бы грешник низко ни падал - он всегда подсознательно и сознательно верит, субъективно расширяя рамки дозволенного, что на его месте, в его ситуации каждый вел бы себя так же. Заматеревший вор убежден, что все люди в той или иной степени воры, просто некоторые боятся воровать, а другим это, наверное, невыгодно. Подобным образом мыслит и развратник, и сребролюбец, и честолюбец, и любой другой человек, одержимый какой бы то ни было страстью.

Вот живет себе казнокрад, например, и в ус не дует. Но тут его спокойный мирок с высушенным чучелом совести на дальней полке начинают тревожить сомнения - один, а потом и второй близкий человек неожиданно говорит, что так поступать и жить дальше нельзя… Когда так скажет третий, уютный мирок перестает быть уютным, и какая-то неуверенность появляется у коррупционера: а вдруг оно, и правда, некрасиво - красть-то? Ну а четвертое или пятое обличение может и вовсе пробить скорлупу субъективности, из-за которой покажется маленький, но кусачий птенец совести.

Так почему же так редко мы обличаем друг друга? Может быть, вспоминаем фразу из книги Притчей Соломоновых: «Обличаяй же нечестиваго, опорочит себе: бо нечестивому раны ему. Не обличай злых, да не возненавидят тебе, обличай премудра, и возлюбит тя» (Притч. 2: 7-8). Да, наверное, так и есть. Нередки ситуации, когда обличение явно не вызовет раскаяния, но будет скорее всего использовано как предлог для скандала и лишь усугубит ситуацию. Некоторые, наверное, вполне справедливо не доверяют себе, полагая, что у них не получится обличить деликатно и кротко, и, скорее всего, они правильно делают, отмалчиваясь в некоторых ситуациях.

Это вообще «не всем дано» - обличать деликатно и с пользой для ближнего. Нередко сталкиваешься с жалобами людей: близкие, мол, перестали со мной общаться, звоню - кидают трубку. А начинаешь немного расспрашивать, и выясняется, что перед тобой стоит эдакий ходячий обличитель, который ежедневно настырно лезет к ближним и дальним с «духовными советами» по поводу и без. То обличение, которое не к , а к пользе - это событие редкое, исключительное в отношениях двух людей, событие обдуманное, взвешенное, совершаемое по сути нехотя, а не в боевом настрое «наставлю-ка я его сейчас на путь истинный!»

Бывает, человек терпит что-то от ближнего, не обличая его, ради хорошего к себе отношения

А самая распространенная причина, по которой мы чаще всего всё же отказываемся ближнего, - это не скромность и взвешенное решение не вмешиваться, а человекоугодническое желание всем нравиться и для всех быть приятными. Бывает, человек терпит что-то от ближнего, не обличая его, ради хорошего к себе отношения, но при этом бестактно жалуется на этого ближнего всем встречным и поперечным.

Как-то раз довелось мне среди многих других священников быть приглашенным на престольный праздник в один храм. И вот, встретив среди местных прихожан свою старую знакомую, я услышал от нее жалобу на местного священника:

Батюшка у нас хороший настоятельствует: к людям внимателен, бескорыстен, попроси - последнюю рубашку отдаст, молитвенник… Но есть у него один недостаток, который смущает всех прихожан: произносит он очень длинные проповеди, прямо как кубинский лидер Фидель Кастро: говорит - не остановишь… Так вот, может, вы ему, отче, намекнете, чтобы чуть покороче говорил?

Я спрашиваю:

А сами-то пробовали с ним поговорить?

Нет, что вы… - отвечает, - он же обидеться может.

Ну так и поговорите с ним так, чтоб не обиделся: мол, все мы знаем вашу и к нам, недостойным, дорогой отче! Все мы счастливы от того, как вы славно совершаете свое служение в нашем храме, но, как известно, и солнце не без пятен. Поэтому хотим сказать, что, испытывая огромную радость от вашего служения, совсем изредка имеем мы мизерную скорбь от того, что ваше драгоценное время тратите вы на нас, присных своих богомольцев, временами слишком озадачивая наши темные умы вашими продолжительными проповедями…

Мой экспромт понравился опытной прихожанке, и она им вдохновилась. Не знаю, как там дальше было дело, но точно уверен, что если батюшку кротко обличили, то он обязательно примет к сведению и постарается исправиться, уже не беря своих горячо любимых прихожан, как говорят семинаристы, «на измор».

Станем и мы, дорогие братья и сестры, стараться в меру наших сил и способностей кротко и с любовью обличать близких, иногда (иногда!) им «бибикая» и не позволяя впасть в большее искушение. Ибо иначе и здесь можно своим равнодушным молчанием «предать Бога». Давайте, по завету Христа Спасителя, будем учиться с любовью обличать ближних и сами смиренно вкушать горькие, но спасительные пилюли обличения.

– Можем ли мы сказать ближним “живи как хочешь”?

– Господь говорит пророку Иезекиилю (Иез. 3, 18) “Когда Я скажу беззаконнику: «смертью умрешь!», а ты не будешь вразумлять его и говорить, чтобы остеречь беззаконника от беззаконного пути его, чтобы он жив был, то беззаконник тот умрет в беззаконии своем, и Я взыщу кровь его от рук твоих.”

Таким образом мы видим, что мы не свободны от наших ближних. Мы не можем сказать им: «Живи как хочешь. Я тебя не осуждаю». Какая разница грешнику, если мы простим ему даже те согрешения, которые были совершены по отношению к нам. Это будет иметь значение только для нас. Господь обязательно взыщет даже то, что мы простили. «Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам” – говорит Господь.

– Получается, что мы обязаны оценивать не только свои поступки, но и наших ближних? Мало того, эту оценку нужно как-то показать?

– Так уж устроил Господь, что любой человек, будь то грешник или праведник, живёт верою. Но для того, чтобы правильно веровать, нужны правильные знания, а не мнения прекраснодушной интуиции. Очень плохо, когда такая серьёзная задача, как вера в Бога, складывается в легкомысленной атмосфере. Я думаю, что только легкомысленность может запутать человека так, что он перестаёт различать свой внутренний мир, и мир, в котором происходят дела человеческие.

Мир человеческих дел неисправим. Все явления в нём непрозрачны и динамичны. Любое дело имеет как минимум две стороны. Если мы попытаемся расставить в нашей жизни все точки над «е», то у нас ничего не получится.

Мир побеждён Христом, но не исправлен. Кто хочет, не увидит ещё смерти, а уже увидит Царствие Небесное. Но всем тоже сказано, что в мире скорбны будете. Если бы мир был исцелён через закон, то мы бы смогли исправить всё то, что здесь не так. Мир спасён через веру, через праведность Божию, а не нашу. Поэтому область наших дел требует особого внимания, и труда.

Реализуем мы грех обычно глупо и вяло, ввиду нашего всеобщего скудоумия, лени и лукавства. Лень работать. Страх брать на себя ответственность, привычка быть непоследовательными. Трусость, легкомысленность. Это на самом деле то, что скрывается за нашим неосуждением. Самого же неосуждения нет и в помине. Почему же так? А потому, что прощение, неосуждение, любовь, относятся исключительно к внутреннему человеку, и уже потом проявляются в его делах.

О притворной благости и всепрощении

– Однако очень сложно судить о поступках другого человека и не скатиться при этом в тенденциозность, не впасть в грех осуждения. Может, есть какие-то обходные пути или альтернативы?

– Обличение ближнего необходимо, как воздух. Потому что «Человек, льстящий другу своему, расстилает сеть ногам его» (Притч. 9, 5) Господь обязательно отомстит нам за наше желание духовно прелюбодействовать. Потому что наша притворная благость и всепрощение обычно являются просто элементарной торговлей. Кровавым бизнесом, который отравляет нашу жизнь.

Проблема даже не в том, нужно ли обличать, проблема в том, что такое обличать. Когда мы собираемся это сделать, мы должны обязательно вспомнить, что наш внутренний мир находится в ненормальном состоянии. Наши поступки в большинстве своём бывают звериными, потому что современный человек существует на основе разрозненных стереотипов, которые разными путями попали в его голову. Эти стереотипы необходимо переоценивать по-новому, иначе это коллаж, состоящий из разрозненных картинок, которые не в состоянии сложиться в полноценное видение мира.

Есть ещё одна сложность по поводу обличения. И Священное Писание не умолчало о ней: «Поучающий кощунника наживёт себе бесславие, и обличающий нечестивого – пятно себе. Не обличай кощунника, чтобы он не возненавидел тебя; обличай мудрого, и он возлюбит тебя; дай наставление мудрому, и он будет ещё мудрее, научи правдивого, и он приумножит знание. » (Притч. 9, 7). И Спаситель говорит: «Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас» (Мф. 7,6)

Христианин должен любить Свет

– Т.е. обличение далеко не всегда полезно обеим сторонам? Или это настолько тонкий процесс, что доступен лишь избранным?

– Милосердный Господь устроил наш мир именно для нас. Чтобы всё могло служить нашей пользе. И если мы согрешаем, на месте нашего греха образуется страсть. Этакий синяк. Или опухоль. В этом проявляется благость Божия. Если бы так не происходило, нам было бы некуда вернуться. А так мы как цепной пёс неотступно сидим на своей «блевотине». Именно поэтому я считаю иногда полезным, когда человек осуждает дела ближнего.

Невоспитанность в этом случае играет полезную роль. Такой человек выглядит глупцом перед ближними, становится в тягость самому себе. Исцеление, или точнее, отрезвление, случается в результате быстрее. Такое греховное поведение может оказаться гораздо продуктивнее, чем благодушная лживая поза «неосуждальщика». Человек набьет себе лоб, или получит подзатыльников от ближних, и таким образом может приобрести полезный опыт.

Такому человеку необходимо вернуться внутрь себя. И сделать хорошо там. Не наколдовать и представить, а сделать. А это легко тогда, когда человек знает одно важное правило: «идти туда, где больно». Боль указывает, где травма. И если намерение действительно исцелиться – всё получится и принесёт радость. Поэтому и обличение ближнего должно служить этой же цели и по той же схеме. Если люди не заключают между собой порочное соглашение молчать о боли, выясняется, что боль гораздо более здоровое переживание, чем глупость, и связанная с этим ложь.

Христианин должен любить Свет. Не надо притворяться, что «он режет глаза». За это глупое кокетство придётся дорого платить. Спасение человека находится слишком близко. Поэтому нам сложно его найти. Мы выдумываем слишком большие меры и вместилища для нашего спасения. Поэтому и сидим одинокие, как хулиган на могиле. Глупые, загадочные и с важным видом. Чтобы обратить внимание на себя. Человек сложное существо…

Ангелика Кауфман, “Нафан обличает Давида”, 1797 г.

“Чтобы человек слушал – нужно его согласие”

– И все-таки, что делать христианину, если он видит, что ближний поступает плохо?

– Так уж устроена наша жизнь, что все мы имеем абсолютно ничем не ограниченную свободу.

Вместо привычного нам «надо» Господь дал всем базовые потребности, из которых мы знаем «хочу», и оно нам служит вместо «надо». Всё это устроено для того, чтобы мы могли проявить намерение нашего сердца, показать Богу и себе, кто мы на самом деле.

Для того, чтобы человек вас слушал, нужно его согласие, а оно, как известно, есть продукт полного непротивления сторон. Как этого достичь, я не знаю. Наверное, действительно, молитесь. Что может быть лучше? Только молиться надо двоим: Господу, потому что только Он может решить нерешаемые вопросы, и самому обидчику, по слову Спасителя: «Если согрешит против тебя брат твой – запрети ему, и если покается – прости ему» (Лк. 17, 3).

– А как правильно поступать с людьми, которые всем указывают на их недостатки, режут правду-матку, делают окружающим больно своими словами?

– Всякое деяние исторически конкретно. Кто указывает, когда указывает, кому? Днём, ночью, в темноте, на свету? Без расспроса этого нельзя установить. Иногда такой человек прав. Это случается, если человек действительно хочет быть всегда прав, и каждое его мнение действительно является плодом его напряженной работы. Тогда уместен конструктивный диалог. И это хорошее явление.

Иногда, как в Апостоле: человек «ничего не делает, а суетится», иногда это бывает, когда человек старается хотя бы в чём-то разобраться, но делает это неорганизованно. И вообще, может быть бесконечное количество вариантов, и каждый отдельный случай требует внимательного рассмотрения. К этому нас обязывает любовь. Поскольку любовь есть сила познающая. Любовь заставляет человека пускать в свою душу любое «ядовитое насекомое» и находит ему правильное место в своей душе. И, таким образом, под видом «малых сих» приемлет Самого Христа. (Не путать «пускает в свою жизнь»). Мир внутренний и мир внешний связаны между собой, но их нужно различать.


Необходимость просить прощения для христиан как будто и не обсуждается. Но порой православные братья-сестры слишком легко говорят: «Прости». Не превращается ли тут покаяние в формальность? Как не превратить просьбу о прощении в благочестивую привычку? И всегда ли уместна просьба о прощении?


Как правильно организовать работу, чтобы люди помогающих профессий не «выгорали»? Что здесь зависит от работодателя, а что от самого человека? По мнению Елены ЧИЧЕРИНОЙ, психолога, автора программы поддержки волонтеров движения «Даниловцы», прежде чем помогать, человек должен научиться сам принимать помощь.


Православный, значит обязан уступить, когда отнимают мою квартиру, не выдают зарплату или оскорбляют жену? Чтобы разобраться и поступить по-христиански, считает протоиерей Георгий БРЕЕВ, нужно понять своего обидчика


Как бросить мечтать и начать жить, как научиться не осуждать ближнего, как быстро исправлять свои ошибки и почему милосердие выше справедливости, рассказывает в своей новой книге монах Симеон Афонский. Публикуем главу "Мир души - это отсутствие конфликтов".


Ближние наши иногда ведут себя так, что, кажется, нельзя им не выговорить: мол, нельзя же так, что ты делаешь? И в Писании много говорится о пользе и необходимости обличения: «Не враждуй на брата твоего в сердце твоем, обличи ближнего твоего, и не понесешь за него греха» (Лев. 19: 17). И еще: «Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним…» (Мф. 18: 15). А на практике -- поди попробуй обличить: максимум чего добьешься, -- на тебя обидятся. И вместо пользы выйдет ссора. Можно ли обличить другого человека так, чтобы не обидеть его, а принести ему пользу?


Как быть, если муж начал пить? Как быть, если жена совсем не слушается, не смотрит за детьми? Как терпеть ее постоянную болтовню? На вопрос о том как справиться с трудностями в семейной жизни отвечает еп.Смоленский и Вяземский Пантелеимон


Кажется, все уже свыклись с тем, что в Москве настоящий «компот» из национальностей. Но, нет-нет, да почувствуешь иногда неприятие в душе, встретив в метро компанию кавказской молодежи или придя на рынок: «понаехали!» Они нас раздражают, и иногда мы их боимся. Как христианину быть с этими чувствами? НС спросил о ксенофобии известного писателя Захара ПРИЛЕПИНА.


Один человек ежедневно унижает другого. Отнимает у него зарплату и выдает ограниченную сумму на карманные расходы. Запрещает другому взрослому ходить в кафе, встречаться с друзьями и заходить в интернет. Бьет его и говорит, что он сам спровоцировал. Дикость? – нет, будни семейного насилия.


В 2013 году квота на легальных мигрантов для Москвы будет удвоена - их число вырастет до двухсот тысяч. По всей стране более 10 миллионов рабочих мест занято мигрантами. Чужеземцы повсюду! Как нам не стать в связи с этим ксенофобами?


Мне очень не нравится мой начальник. Во-первых, чуть что не так, он кричит на подчиненных, иногда очень грубо. А во-вторых, мне кажется, нередко он что-то недопонимает в вопросе, но, желая показать, кто тут хозяин, требует выполнять его ошибочные распоряжения. Подскажите, как быть?


Даже самым неконфликтным из нас приходится периодически отстаивать свои интересы. Хотя бы на работе - ведь это, пожалуй, наиболее безопасное поле для конфликта. Здесь у всех четко определенные обязанности, иерархия. И при этом, пусть это прозвучит странно, конфликтная ситуация может нас многому научить. Чему именно - об этом нам рассказали психолог и менеджер по персоналу Надежда ЗАХАРОВА и руководитель большого коллектива Иван СЕМЕНОВ, заместитель главного редактора канала «Россия 2»


Снова и снова, несмотря на технический прогресс, всеобщее образование и демократию, люди возвращаются к теме семейного насилия. Вопрос ставится буквально: бить или не бить! Большинство, кажется, понимает, что бить другого – плохо, но если батюшка благословил?


В Госдуме обсуждается закон о гендерном равенстве. Некоторые разумные люди с высшим образованием объясняют, что различия между женщинами и мужчинами - хоть в строении мозга, хоть в поведении - обусловлены разницей воспитания и гендерными стереотипами. Тем не менее и в Библии, и в Церкви подчеркивается неравенство и разность женщин и мужчин: женщина, например, не может быть священником. Значит, все-таки мы задуманы и созданы разными? Зачем? И что говорит об этом наука?


Семья – живой организм, и у нее тоже случаются болезни. Распространенная болезнь, которой болеют всей семьей, - созависимость. И не только в семьях, где есть алкоголики и наркоманы, но и там, где люди контролируют друг друга, «мучаются» друг с другом, принудительно опекают ближних, забывая о себе и страдая от неблагодарности. Кажется, это ведь просто любовь, просто забота - хотя и такая своеобразная?


Елена САНАЕВА -- яркая актриса. Сразу вспоминается ее Лиса Алиса из «Приключений Буратино…». Но она предпочла другую главную роль -- супруги Ролана Быкова. Намеренно ушла в его тень, чтобы быть любящей женой и товарищем в работе. А в последние его годы, когда он тяжело болел, стала самой главной его опорой. После его смерти все свои силы направила на сохранение и публикацию наследия мужа. В таких примерах единомысленного и верного супружества будто приоткрывается завеса над тайной слов апостола: «И будут два в плоть едину»


Что значит полюбить? И чем «полюбить» отличается от «влюбиться». На Красную горку на этот вопрос отвечает протоиерей Игорь ГАГАРИН, автор книги «Любить, а не искать любви»


Мы все в теории знаем, что женщинам надо подавать пальто, а рыбу нельзя есть ножом. На практике - практически никто из нас не ест рыбу с помощью двух вилок, а женщины, которым подают пальто, не попадают с непривычки в рукава, да и вообще легче сами справляются. Так стоит ли учить сына подавать даме пальто? Нужно ли вообще учить детей манерам? Обязательная ли это часть хорошего воспитания? И где тут граница между необходимым и избыточным? Тайна счастливых семей
Собирались как-то батюшки в одном большом московском храме, чтобы обсудить устройство приходской жизни. Говорили о том, что основой прихода должны быть счастливые семьи. И стали вспоминать, сколько таких благополучных семей есть в их приходе, где каждое воскресенье причащается несколько сотен человек. И знаете, сколько насчитали счастливых семей? Хватило пальцев одной руки. Почему так? Рассуждает епископ Смоленский и Вяземский ПАНТЕЛЕИМОН.

Б ольшинство «дисциплинарных мер» в церкви следует осуществлять в рамках обычных взаимоотношений во временной период между понедельником и субботой. Нет, это не значит, что нам нужна церковь, в которой прихожане только и делают, что «исправляют» друг друга постоянно. Это было бы ужасно. Просто церковь должна состоять из людей, которые жаждут праведности. То есть, в идеале, члены церкви просят, чтобы их исправляли и направляли, а не прячутся от этого: потому что они желают расти.

«Привет, Роман, у тебя есть какой-нибудь комментарий относительно того, как я провел эту встречу? Что я мог бы сделать лучше?»

«Захар, я даю тебе полное право разговаривать со мной про мои взаимоотношения в семье, особенно про то, как я веду себя с моей женой. Мне, конечно, страшно спрашивать, но… что ты думаешь о том, как я воспитываю своих детей?»

Некоторые специалисты делают разделение между созидательными дисциплинарными мерами и корректирующими. Созидательные меры подразумевают обучение. Корректирующие направлены на исправление ошибок. Разумеется, два этих типа мер дополняют друг друга. В рамках же церкви дисциплинарные меры не должны ограничиваться лишь воскресным днем, но покрывать всю неделю. Ведь дисциплина – это еще один способ дать определение процессу ученичества. А когда происходит ученичество? Правильно, всю неделю.

Трудный вопрос

Существует трудный вопрос: когда дисциплинарные меры следует выводить с межличностного уровня на уровень расширенного круга людей и далее на уровень всей церкви?

И здесь нет универсальной формулы. Каждый случай имеет свои особенности. Например, старейшинам нашей церкви приходилось разбирать ситуации, над которыми не нужно было долго ломать голову, а были случаи, когда месяцы и даже годы работы и разбора не приводили к выводу ситуации на следующий уровень.

Так обычно случается, когда люди готовы трудиться ради победы над собственными грехами. Мне вспоминается случай одной семейной пары, с которой Совет нашей церкви работал на протяжении четырех-пяти лет. За это время полномочия некоторых членов Совета истекли и появились новые старейшины, которых ввели в курс дела для обеспечения непрерывной помощи находящейся в трудной ситуации семье. Никого в том случае не пришлось отлучать от общения.

Вопрос полегче

Вот вопрос полегче. По крайней мере, если размышлять теоретически: какие грехи обязательно нужно предавать общественной огласке и за какие стоит отлучать от общения? Для ответа на этот вопрос ранние богословы часто прибегали с списку, напоминающему записанное в 1 послании Коринфянам 5 и 6. «Я пишу вам о том, чтобы вы не общались с теми, кто называет себя братом, а на самом деле является развратником, корыстолюбцем, идолопоклонником или же клеветником, пьяницей или мошенником» (1 Кор. 5:11). Но, если следовать этому списку, значит ли, что отлучения заслуживает корытолюбец (жадный), а растратчик – нет? Жадный, а не убийца или педофил? Ведь ни растратчиков, ни педофилов, ни убийц в этом списке нет.

Абсолютно понятно, что этот список неполный. Павел приводит его с одной целью: «дать определение» людям, которые преуспевают в неверии и не раскаиваются (1 Кор. 6:9-10).

Итак, чтобы быстро и коротко ответить на данный вопрос, скажу следущее: грехи внешние, значительные и нераскаянные следует предавать огласке и отлучению, то есть грех должен удовлетворять всем трем условиям, а не одному из них:

(i) Грех должен быть внешним.

Во-первых, грех должен быть таким, что его можно увидеть или услышать. Он не может быть из разряда «я подозреваю, что этот человек лжет в своем сердце…». Павел говорит о жадности, но нельзя обвинить кого-то в жадности и отлучить от общения, если нет факта внешнего проявления этой жадности. Светский суд внимательно изучает улики, а разве церковь не должна также внимательно рассматривать ситуации? Жизнь по «мафиозными понятиям» Иисусу не интересна.

Смею заметить, что я назвал грех внешним, а не публичным. Например, прелюбодеяние – грех отнюдь не публичный. Он приватный. Именно поэтому я говорю о «внешнем» грехе.

(ii) Грех должен быть значительным.

Беспокойство, страх или стресс могут быть грехами. Но осуждать публично и отлучать от церкви за эти грехи я бы не стал.

Например, если я уличил брата в «приукрашивании» истории, а он отрицает свою ложь, он, вероятно, грешит. Но я не буду выносить это на публику. Петр пишет, что «любовь покрывает множество грехов» (1 Петра 5:8). Одна из главных характеристик здоровой церкви – готовность прощать и не упрекать за многие, даже почти все грехи, которые прихожане допускают в своей жизни.

Что же считать значительным грехом? Это грех, из-за которого невозможно верить, что человек является носителем Духа Святого в сердце и христианином, или, как минимум, отказывается в нем раскаяться. Вы ведь помните, что такое членство в церкви: это признание церковью заявления человека о своей вере. А «большие» (или значительные) грехи делают трудным возможность такого признания. Я могу не сомневаться в вере человека, иногда приукрашивающего свои истории мелкими деталями, но как я могу считать настоящей веру человека, упорствующего в сексуальном грехе, вербальном насилии, пьянстве и т.д.?

Вам кажется, что критерий «значительности» субъективен? Да, это так. Именно поэтому один и тот же грех, в одной ситуации, будет вполне уместно подвергнуть дисциплинарным мерам, а в другой, предавать огласке — будет преждевременным действием. Все зависит от множества сопутствующих факторов. Конечно, было бы легче получить полный и подробный список для каждой возможной ситуации. Но Господь решил, что для нас будет лучше, если мы каждый раз будем искать Его мудрости и поступать по вере. И, кстати, именно поэтому церкви следует взращивать в своих рядах как можно больше старейшин. Не стоит возлагать всю тяжесть ответственности за принятие подобных решений на плечи одного-двух мужчин, прежде чем дело будет вынесено на суд всей церкви.

(iii) Грех должен быть нераскаянным.

Человека обличили в грехе. Независимо от того, признает он этот грех или нет, обещает остановиться или нет, он не перестает совершать этот грех снова и снова. Он не может расстаться со своим грехом, как глупец со своей глупостью.

Как обличать в грехе?

Иногда Иисус переворачивал столы в гневе. Бывало, апостолы публично обличали отдельных людей (вспомните Петра и колдуна Симона из книги Деяний 8 или Павла из 1 послания Коринфянам 5). Время от времени обличение должно достигать 9 или 10 баллов по десятибалльной шкале громогласности обличения.

Но в подавляющем большинстве случаев, при обличении следует придерживаться следующих критериев:

Приватность: из Евангелия от Матфея 18 мы видим, что круг «вовлеченных», по возможности, должен быть максимально узким.

Мягкость: Павел говорит, что исправлять людей следует с кротостью (Гал. 6:1).

Осторожность: в том же самом стихе Павел добавляет «наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным». Иуда соглашается: «И к одним будьте милостивы, с рассмотрением, а других страхом спасайте, исторгая из огня, обличайте же со страхом, гнушаясь даже одеждою, которая осквернена плотью» (ст. 22-23). Грех хитер. Можно легко попасть в его сети, даже когда вы пытаетесь помочь другим от него избавиться.

Милость: Иуда дважды в этих стихах говорит о милости. Тон вашего обличения должен быть милостивым и чутким, а не самодовольным, будто вы сами никогда не спотыкались и обладаете иммунитетом от греха, постигшего обличаемого.

Беспристрастность: мы не должны судить обо всем заранее, не выслушав обе стороны истории (см. 1 Тим. 5:21).

Ясность: Пассивно-агрессивные или саркастические замечания неуместны, потому что они только защищают вас самих. Вы должны быть готовы «подставиться» ясностью своего замечания. Особенно, если вы ожидаете, что ваше обличение приведет человека к раскаянию, при котором он тоже «подставляется» перед вами. Иногда сдержанность помогает вывести человека из состояния защиты и почувствовать милость. Но это не должно быть в ущерб ясности. Чем шире круг, тем яснее должны быть ваши слова. В конечном счете «малое количество дрожжей может заквасить все тесто» (1 Кор. 5:6). Людей следует предостерегать.

Подписывайтесь:

Решительность: когда дело касается последнего шага дисциплинарных мер – отлучения, вся церковь должна проявить решительность: «Избавьтесь от старой закваски, чтобы вам быть новым, пресным тестом, каковым вы и должны быть» (1 Кор. 5:7), «Того, кто вызывает разделения (в Синод. «еретика»), предупреди раз, другой, но больше времени на него не трать.» (Титу 3:10). Должно быть совершенно понятно, что человек больше не является членом церкви и не может разделить с церковью трапезу Господню.

В таких вопросах нужна мудрость, потому что двух одинаковых случаев не бывает. Легко сказать: «Ну, вот с этим мы поступили так». Хоть прецедент и помогает чему-то научиться, нам все же стоит полагаться лишь на принципы Божьего Слова и руководство Его Духа, учитывая уникальность каждой конкретной ситуации.



Похожие статьи