Чем российские ученые занимались. Самые известные ученые-физики и их вклад в науку

Учёные, их вклад в развитие биологии .

Учёный

Его вклад в развитие биологии

Гиппократ 470-360 до н.э.

Первый учёный, создавший медицинскую школу. Древнегреческий врач, сформулировал учение о четырёх основных типах телосложения и темперамента, описал некоторые кости черепа, позвонки, внутренние органы, суставы, мышцы, крупные сосуды.

Аристотель

384-322 до н.э.

Один из основателей биологии как науки, впервые обобщил биологические знания, накопленные до него человечеством. Создал систематику животных, посвятил многие работы происхождению жизни.

Клавдий Гален

130-200 н.э.

Древнеримский учёный и врач. Заложил основы анатомии человека. Медик, хирург и философ. Гален внёс весомый вклад в понимание многих научных дисциплин, включая анатомию, физиологию, патологию, фармакологию и неврологию, а также философию и логику.

Авиценна 980-1048 г.

Выдающийся учёный в области медицины. Автор многих книг и работ по восточной медицине. Самый известный и влиятельный философ-учёный средневекового исламского мира. От того времени в современной анатомической номенклатуре сохранилось множество арабских терминов.

Леонардо да Винчи 1452-1519

Описал многие растения, изучал строение тела человека, деятельность сердца, зрительную функцию. Сделал 800 точных рисунков костей, мышц, сердца и научно описал их. Его рисунки – первые анатомически верные изображения тела человека, его органов, систем органов с натуры.

Андреас Везалий

1514-1564

Основоположник описательной анатомии. Создал труд «О строении человеческого тела».

Изучая труды и его взгляды на строение человеческого тела, Везалий исправил свыше 200 ошибок канонизированного античного автора. Также исправил ошибку Аристотеля о том, что мужчина имеет 32 зуба, а женщина 38. Классифицировал зубы на резцы, клыки и моляры. Трупы ему приходилось тайно добывать на кладбище, так как в то время вскрытие трупа человека было запрещено церковью.

Уильям Гарвей

1578-1657

Открыл круги кровообращения.

ГАРВЕЙ Уильям (1578-1657), английский врач, основатель современных наук физиологии и эмбриологии. Описал большой и малый круги кровообращения. Заслугой Гарвея,
в частности, является то, что именно он
экспериментально доказал наличие замкнутого
круга кровообращения у человека, частями
которого являются артерии и вены, а сердце –
насосом. Впервые высказал мысль, что «все живое происходит из яйца».

Карл Линней 1707-1778

Линней - создатель единой системы классификации растительного и животного мира, в которой были обобщены и в значительной степени упорядочены знания всего предыдущего периода развития . Среди главных заслуг Линнея - введение точной терминологии при описании биологических объектов, внедрение в активное употребление , установление чёткого соподчинения между .

Карл Эрнст Бэр 1792-1876г.

Профессор Петербургской медико-хирургической академии. Открыл яйцеклетку у млекопитающих, описал стадию бластулы, изучил эмбриогенез цыпленка, установил сходство эмбрионов высших и низших животных, теорию последовательного появление в эмбриогенезе признаков типа, класса, отряда и т.п. Изучая внутриутробное развитие, установил, что зародыши всех животных на ранних этапах развития схожи. Основатель эмбриологии, сформулировал закон зародышевого сходства (установил основные типы эмбрионального развития).

Жан Батист Ламарк 1744-1829г.

Биолог, создавший первую целостную теорию эволюции живого мира. Ламарк ввел термин " биология " (1802). Ламарку принадлежат два закона эволюции:
1. Витализм. Живыми организмами управляет внутреннее стремление к совершенствованию. Изменения условий сразу вызывают изменения привычек и посредством упражнений соответствующие органы изменяются.
2. Приобретенные изменения наследуются.

Жорж Кювье 1769-1832г.

Создатель палеонтологии – науки об ископаемых животных и растениях. Автор «теории катастроф»: после катастрофических событий, уничтожавших животных, возникали новые виды, но проходило время, и снова происходила катастрофа, приводившая к вымиранию живых организмов, но природа возрождала жизнь, и появлялись хорошо приспособленные к новым условиям окружающей среды виды, затем снова погибавшие во время страшной катастрофы.

Т.Шванн и М. Шлейден

1818-1882г., 1804-1881г.

Ч. Дарвин

1809-1882г.

Создал теорию эволюции, эволюционное учение. Сущность эволюционного учения заключается в следующих основных положениях:
Все виды живых существ, населяющих Землю, никогда не были кем-то созданы.
Возникнув естественным путем, органические формы медленно и постепенно преобразовывались и совершенствовались в соответствии с окружающими условиями.
В основе преобразования видов в природе лежат такие свойства организмов, как наследственность и изменчивость, а также постоянно происходящий в природе естественный отбор. Естественный отбор осуществляется через сложное взаимодействие организмов друг с другом и с факторами неживой природы; эти взаимоотношения Дарвин назвал борьбой за существование.
Результатом эволюции является приспособленность организмов к условиям их обитания и многообразие видов в природе.

Г. Мендель

1822-1884г.

Основоположник генетики как науки.

1 закон : Единообразие гибридов первого поколения. При скрещивании двух гомозиготных организмов, относящихся к разным чистым линиям и отличающихся друг от друга по одной паре альтернативных проявлений признака, всё первое поколение гибридов (F1) окажется единообразным и будет нести проявление признака одного из родителей.
2 закон : Расщепление признаков. При скрещивании двух гетерозиготных потомков первого поколения между собой во втором поколении наблюдается расщепление в определенном числовом отношении: по фенотипу 3:1, по генотипу 1:2:1.
3 закон : Закон независимого наследования . При скрещивании двух гомозиготных особей, отличающихся друг от друга по двум (и более) парам альтернативных признаков, гены и соответствующие им признаки наследуются независимо друг от друга и комбинируются во всех возможных сочетаниях.

Р. Кох 1843-1910

Один из основателей микробиологии. В 1882 году Кох сообщил о своем открытии возбудителя туберкулеза, за которое был удостоен Нобелевской премии и мировой славы. В 1883 году опубликована еще одна классическая работа Коха – о возбудителе холеры. Этот выдающийся успех был достигнут им в результате изучения холерных эпидемий в Египте и Индии.

Д. И. Ивановский 1864-1920г.

Русский физиолог растений и микробиолог, основоположник вирусологии. Открыл вирусы.

Установил наличие фильтрующихся вирусов, являвшихся причинами болезни наряду с видимыми в микроскоп микробами. Это дало начало новой отрасли науки - вирусологии, которая получила бурное развитие в 20 в.

И. Мечников

1845-1916г.

Заложил основы иммунологии. Российский биолог и патолог, один из основоположников сравнительной патологии, эволюционной эмбриологии и отечественной микробиологии, иммунологии, создатель учения о фагоцитозе и теории иммунитета, создатель научной школы, член-корреспондент (1883), почетный член (1902) Петербургской АН. Совместно с Н. Ф. Гамалеей основал (1886) первую в России бактериологическую станцию. Открыл (1882) явление фагоцитоза. В трудах «Невосприимчивость в инфекционных болезнях» (1901) изложил фагоцитарную теорию иммунитета. Создал теорию происхождения многоклеточных организмов.

Л. Пастер 1822-1895г.

Заложил основы иммунологии.

Л. Пастер является основоположником научной иммунологии, хотя и до него был известен метод предупреждения оспы путем заражения людей коровьей оспой, разработанный английским врачом Э. Дженнером. Однако этот метод не был распространен на профилактику других болезней.

И. Сеченов

1829-1905г.

Физиолог. Заложил основы изучения высшей нервной деятельности. Сеченов открыл так называемое центральное торможение - особые механизмы в головном мозге лягушки, подавляющие или угнетающие рефлексы. Это было совершенно новое явление, которое получило название "сеченовского торможения". Открытое Сеченовым явление торможения позволило установить, что вся нервная деятельность складывается из взаимодействия двух процессов - возбуждения и торможения.

И. Павлов 1849-1936г.

Физиолог. Заложил основы изучения высшей нервной деятельности. Создал учение об условных рефлексах. Далее идеи И. М. Сеченова получили развитие в трудах И.П. Павлова, который открыл пути объективного экспериментального исследования функций коры, разработал метод выработки условных рефлексов и создал учение о высшей нервной деятельности. Павлов в своих трудах ввел деление рефлексов на безусловные, которые осуществляются врожденными, наследственно закрепленными нервными путями, и условные, которые, согласно взглядам Павлова, осуществляются посредством нервных связей, формирующихся в процессе индивидуальной жизни человека или животного.

Гуго де Фриз

1848–1935г.

Создал мутационную теорию. Гуго де Фриз (1848–1935) - голландский ботаник и генетик, один из основателей учения об изменчивости и эволюции, провёл первые систематические исследования мутационного процесса. Исследовал явление плазмолиза (сокращения клеток в растворе, концентрация которого выше концентрации их содержимого) и в итоге разработал метод определения осмотического давления в клетке. Ввёл понятие «изотонический раствор».

Т. Морган 1866-1943г.

Создал хромосомную теорию наследственности.

Основным объектом, с которым работали Т. Морган и его ученики, была плодовая мушка дрозофила, имеющая диплоидный набор из 8 хромосом. Эксперименты показали что гены, находящиеся в одной хромосоме при мейозе попадают в одну гамету, т. е. наследуются сцепленно. Это явление получило название закона Моргана. Было также показано что у каждого гена в хромосоме есть строго определенное место - локус.

В. И. Вернадский

1863-1945

Основал учение о биосфере. Идеи Вернадского сыграли выдающуюся роль в становлении современной научной картины мира. В центре его естественнонаучных и философских интересов - разработка целостного учения о биосфере, живом веществе (организующем земную оболочку) и эволюции биосферы в ноосферу, в которой человеческий разум и деятельность, научная мысль становятся определяющим фактором развития, мощной силой, сравнимой по своему воздействию на природу с геологическими процессами. Учение Вернадского о взаимоотношении природы и общества оказало сильное влияние на формирование современного экологического сознания. 1884-1963

Разработал учение о факторах эволюции. Ему принадлежат многочисленные труды по вопросам эволюционной морфологии, по изучению закономерностей роста животных, по вопросам о факторах и закономерностях эволюционного процесса. Ряд работ посвящен истории развития и сравнительной анатомии. Предложил свою теорию роста животных организмов, в основе к-рой лежит представление об обратном соотношении между скоростью роста организма и скоростью его дифференцировки. В ряде исследований разработал теорию стабилизирующего отбора как существенного фактора эволюции. С 1948 занимается изучением вопроса о происхождении наземных позвоночных.

Дж. Уотсон (1928г.) и Ф. Крик (1916- 2004г)

1953г. Установили структуру ДНК. Джеймс Дьюи Уотсон – американский специалист по молекулярной биологии, генетик и зоолог; более всего известен участием в открытии структуры ДНК в 1953-м. Лауреат Нобелевской премии по физиологии и медицине.

После успешного окончания Университета Чикаго и Университета Индианы Уотсон некоторое время вел исследования по химии вместе с биохимиком Германом Калькаром в Копенгагене. Позже он перебрался в лабораторию Кэвендиша при Университете Кембриджа, где ему впервые довелось встретить его будущего коллегу и товарища Фрэнсиса Крика.

До идеи двойной спирали ДНК Уотсон и Крик додумались в середине марта 1953-го, изучая собранные и Морисом Уилкинсом экспериментальные данные. Объявил об открытии сэр Лоуренс Брэгг, директор лаборатории Кэвендиш.

Российская наука не только одна из самых великих в мире, она еще является кузницей кадров для других стран. В мире даже существует такой термин «русская наука», хотя многие из ученых, которых именуют так, уже давно не живут в России, но учились здесь.

1. П.Н. Яблочков и А.Н. Лодыгин - первая в мире электрическая лампочка

2. А.С. Попов - радио

3. В.К.Зворыкин (первый в мире электронный микроскоп, телевизор и телевещание)

4. А.Ф. Можайский - изобретатель первого в мире самолета

5. И.И. Сикорский - великий авиаконструктор, создал первый в мире вертолет, первый в мире бомбардировщик

6. А.М. Понятов - первый в мире видеомагнитофон

7. С.П.Королев - первая в мире баллистическая ракета, космический корабль, первый спутник Земли

8. А.М.Прохоров и Н.Г. Басов - первый в мире квантовый генератор - мазер

9. С. В.Ковалевская (первая в мире женщина - профессор)

10. С.М. Прокудин-Горский - первая в мире цветная фотография

11. А.А.Алексеев - создатель игольчатого экрана

12. Ф.А. Пироцкий - первый в мире электрический трамвай

13. Ф.А.Блинов - первый в мире гусеничный трактор

14. В.А. Старевич - объемно-мультипликационное кино

15. Е.М. Артамонов - изобрёл первый в мире велосипед с педалями, рулем, поворачивающимся колесом

16. О.В. Лосев - первый в мире усилительный и генерирующий полупроводниковый прибор

17. В.П. Мутилин - первый в мире навесной строительный комбайн

18. А. Р. Власенко - первая в мире зерноуборочная машина

19. В.П. Демихов - первым в мире осуществил пересадку легких и первым создал модель искусственного сердца

20. А.П. Виноградов - создал новое направление в науке - геохимию изотопов

21. И.И. Ползунов - первый в мире тепловой двигатель

22. Г. Е. Котельников - первый ранцевый спасательный парашют

23. И.В. Курчатов - первая в мире АЭС (Обнинская), также под его руководством была разработана первая в мире водородная бомба мощностью 400 кт, подорванная 12 августа 1953 года. Именно Курчатовский коллектив разработал термоядерную бомбу РДС-202 (Царь-бомба) рекордной мощности 52 000 кт.

24. М. О. Доливо-Добровольский - изобрёл систему трехфазного тока, построил трехфазный трансформатор, чем поставил точку в споре сторонников постоянного (Эдисон) и переменного тока

25. В. П. Вологдин - первый в мире высоковольтный ртутный выпрямитель с жидким катодом, разработал индукционные печи для использования токов высокой частоты в промышленности

26. С.О. Костович - создал в 1879 году первый в мире бензиновый двигатель

27. В.П.Глушко - первый в мире эл/термический ракетный двигатель

28. В. В. Петров - открыл явление дугового разряда

29. Н. Г. Славянов - дуговая электросварка

30. И. Ф. Александровский - изобрёл стереофотоаппарат

31. Д.П. Григорович - создатель гидросамолета

32. В.Г.Федоров - первый в мире автомат

33. А.К.Нартов - построил первый в мире токарный станок с подвижным суппортом

34. М.В.Ломоносов - впервые в науке сформулировал принцип сохранения материи и движения, впервые в мире начал читать курс физической химии, впервые обнаружил на Венере существование атмосферы

35. И.П.Кулибин - механик, разработал проект первого в мире деревянного арочного однопролетного моста, изобретатель прожектора

36. В.В.Петров - физик, разработал самую большую в мире гальваническую батарею; открыл электрическую дугу

37. П.И.Прокопович - впервые в мире изобрёл рамочный улей, в котором применил магазин с рамками

38. Н.И.Лобачевский - Математик, создатель «неевклидовой геометрии»

39. Д.А.Загряжский - изобрёл гусеничный ход

40. Б.О.Якоби - изобрёл гальванопластику и первый в мире электродвигатель с непосредственным вращением рабочего вала

41. П.П.Аносов - металлург, раскрыл тайну изготовления древних булатов

42. Д.И.Журавский - впервые разработал теорию расчетов мостовых ферм, применяемую в настоящее время во всем мире

43. Н.И.Пирогов - впервые в мире составил атлас «Топографическая анатомия», не имеющий аналогов, изобрел наркоз, гипс и многое другое

44. И.Р. Германн - впервые в мире составил сводку урановых минералов

45. А.М.Бутлеров - впервые сформулировал основные положения теории строения органических соединений

46. И.М.Сеченов - создатель эволюционной и других школ физиологии, опубликовал свой основной труд «Рефлексы головного мозга»

47. Д.И.Менделеев - открыл периодический закон химических элементов, создатель одноименной таблицы

48. М.А.Новинский - ветеринарный врач, заложил основы экспериментальной онкологии

49. Г.Г.Игнатьев - впервые в мире разработал систему одновременного телефонирования и телеграфирования по одному кабелю

50. К.С.Джевецкий - построил первую в мире подводную лодку с электродвигателем

51. Н.И.Кибальчич - впервые в мире разработал схему ракетного летательного аппарата

52. Н.Н.Бенардос - изобрёл электросварку

53. В.В.Докучаев - заложил основы генетического почвоведения

54. В.И.Срезневский - Инженер, изобрёл первый в мире аэрофотоаппарат

55. А.Г.Столетов - физик, впервые в мире создал фотоэлемент, основанный на внешнем фотоэффекте

56. П.Д.Кузьминский - построил первую в мире газовую турбину радиального действия

57. И.В. Болдырев - первая гибкая светочувствительная негорючая пленка, легла в основу создания кинематографа

58. И.А.Тимченко - разработал первый в мире киноаппарат

59. С.М.Апостолов-Бердичевский и М.Ф.Фрейденберг - создали первую в мире автоматическую телефонную станцию

60. Н.Д.Пильчиков - физик, впервые в мире создал и успешно демонстрировал систему беспроводного управления

61. В.А.Гассиев - инженер, построил первую в мире фотонаборную машину

62. К.Э.Циолковский - основоположник космонавтики

63. П.Н.Лебедев - физик, впервые в науке экспериментально доказал существование давления света на твердые тела

64. И.П.Павлов - создатель науки о высшей нервной деятельности

65. В.И.Вернадский - естествоиспытатель, создатель многих научных школ

66. А.Н.Скрябин - композитор, впервые в мире использовал световые эффекты в симфонической поэме «Прометей»

67. Н.Е.Жуковский - создатель аэродинамики

68. С.В.Лебедев - впервые получил искусственный каучук

69. Г.А.Тихов - астроном, впервые в мире установил, что Земля при наблюдении ее из космоса должна иметь голубой цвет. В дальнейшем, как известно, это подтвердилось при съемках нашей планеты из космоса

70. Н.Д.Зелинский - разработал первый в мире угольный высокоэффективный противогаз

71. Н.П. Дубинин - генетик, открыл делимость гена

72. М.А. Капелюшников - изобрел турбобур в 1922 году

73. Е.К. Завойский открыл электрический парамагнитный резонанс

74. Н.И. Лунин - доказал, что в организме живых существ есть витамины

75. Н.П. Вагнер - открыл педогенез насекомых

76. Святослав Федоров - первый в мире провёл операцию по лечению глаукомы

77. С.С. Юдин - впервые применил в клинике переливание крови внезапно умерших людей

78. А.В. Шубников - предсказал существование и впервые создал пьезоэлектрические текстуры

79. Л.В. Шубников - эффект Шубникова-де Хааза (магнитные свойства сверхпроводников)

80. Н.А. Изгарышев - открыл явление пассивности металлов в неводных электролитах

81. П.П. Лазарев - создатель ионной теории возбуждения

82. П.А. Молчанов - метеоролог, создал первый в мире радиозонд

83. Н.А. Умов - физик, уравнение движения энергии, понятие потока энергии; кстати, первым объяснил практически и без эфира заблуждения теории относительности

84. Е.С. Федоров - основоположник кристаллографии

85. Г.С. Петров - химик, первое в мире синтетическое моющее средство

86. В.Ф. Петрушевский - ученый и генерал, изобрел дальномер для артиллеристов

87. И.И. Орлов - изобрел способ изготовления тканых кредитных билетов и способ однопрогонной многократной печати (орловская печать)

88. Михаил Остроградский - математик, формула О. (кратный интеграл)

89. П.Л. Чебышев - математик, многочлены Ч. (ортогональная система функций), параллелограмм

90. П.А. Черенков - физик, излучение Ч. (новый оптический эффект), счетчик Ч. (детектор ядерных излучений в ядерной физике)

91. Д.К. Чернов - точки Ч. (критические точки фазовых превращений стали)

92. В.И. Калашников - это не тот Калашников, а другой, который первым в мире оснастил речные суда паровой машиной с многократным расширением пара

93. А.В. Кирсанов - химик-органик, реакция К. (фосфозореакция)

94. А.М. Ляпунов - математик, создал теорию устойчивости, равновесия и движения механических систем с конечным числом параметров, а также теорему Л. (одна из предельных теорем теории вероятности)

95. Дмитрий Коновалов - химик, законы Коновалова (упругости парарастворов)

96. С.Н. Реформатский - химик-органик, реакция Реформатского

97. В.А.Семенников - металлург, первым в мире осуществил бессемерование медного штейна и получил черновую медь

98. И.Р. Пригожин - физик, теорема П. (термодинамика неравновесных процессов)

99. М.М. Протодьяконов - ученый, разработал общепринятую в мире шкалу крепости горных пород

100. М.Ф. Шостаковский - химик-органик, бальзам Ш. (винилин)

101. М.С. Цвет - метод Цвета (хромотография пигментов растений)

102. А.Н. Туполев - сконструировал первый в мире реактивный пассажирский самолет и первый сверхзвуковой пассажирский самолет

103. А.С. Фаминцын - физиолог растений, первым разработал метод осуществления фотосинтетических процессов при искусственном освещении

104. Б.С. Стечкин - создал две великих теории - теплового расчета авиационных двигателей и воздушно-реактивных двигателей

105. А.И. Лейпунский - физик, открыл явление передачи энергии возбужденными атомами и

молекулами свободным электронам при столкновениях

106. Д.Д. Максутов - оптик, телескоп М. (менисковая система оптических приборов)

107. Н.А. Меншуткин - химик, открыл влияние растворителя на скорость химической реакции

108. И.И. Мечников - основоположников эволюционной эмбриологии

109. С.Н. Виноградский - открыл хемосинтез

110. В.С. Пятов - металлург, изобрел способ производства броневых плит прокатным методом

111. А.И. Бахмутский - изобрел первый в мире угольный комбайн (для добычи угля)

112. А.Н. Белозерский - открыл ДНК в высших растениях

113. С.С. Брюхоненко - физиолог, создал первый аппарат искусственного кровообращения в мире (автожектор)

114. Г.П. Георгиев - биохимик, открыл РНК в ядрах клеток животных

115. E. А. Мурзин - изобрел первый в мире оптико-электронный синтезатор «АНС»

116. П.М. Голубицкий - русский изобретатель в области телефонии

117. В. Ф. Миткевич - впервые в мире предложил применять трехфазную дугу для сварки металлов

118. Л.Н. Гобято - полковник, первый в мире миномет был изобретен в России в 1904 году

119. В.Г. Шухов - изобретатель, первым в мире применил для строительства зданий и башен стальные сетчатые оболочки

120. И.Ф.Крузенштерн и Ю.Ф.Лисянский - совершили первое русское кругосветное путешествие, изучили острова Тихого океана, описали жизнь Камчатки и о. Сахалин

121. Ф.Ф.Беллинсгаузен и М.П.Лазарев - открыли Антарктиду

122. Первый в мире ледокол современного типа - пароход русского флота «Пайлот» (1864), первый арктический ледокол - «Ермак», построен в 1899 под руководством С.О. Макарова.

123. В.Н. чев - основоположник биогеоценологии, один из основоположников учения о фитоценозе, его структуре, классификации, динамике, взаимосвязях со средой и его животным населением

124. Александр Hесмеянов, Александр Арбузов, Григорий Разуваев - создание химии элементоорганических соединений.

125. В.И. Левков - под его руководством впервые в мире были созданы аппараты на воздушной подушке

126. Г.Н. Бабакин - русский конструктор, создатель советских луноходов

127. П.Н. Нестеров - первым в мире выполнил на самолете замкнутую кривую в вертикальной плоскости, «мертвую петлю», названную впоследствии «петлей Нестерова»

128. Б. Б. Голицын - стал основателем новой науки сейсмологии

Статистика имеет многовековую историю и уходит своими корнями в глубокую древность. С образованием государств появилась необходимость в статистической практике, т. е. в сборе сведений о наличии земель численности населения, о его имущественном положении.

Несколько тысячелетий назад такой учет проводился в Китае, Древнем Риме и в Египте.

На Руси уже в X - XII вв. собирались различного рода сведения, связанные с налогообложением. Петровские реформы затронули все стороны общественной жизни. Они потребовали значительно большего числа точных статистических данных, которые касались: >

цен на хлеб; >

количества городов; >

регистрации численности городского населения; >

объемов внешней торговли; >

регистрации новых фабрик и заводов.

В этот же период зарождается текущий учет численности населения - через регистрацию церковью браков, рождений, смертей. По мере усложнения общественной жизни все более расширялся круг учитываемых явлений.

Расширение практики учетно-статистических работ в различных странах способствовало формированию статистической науки. Статистика как наука стала развиваться с середины XVII в. по двум направлениям: описательному и математическому (известному также как "политическая арифметика"). Особенность описательной статистики заключается в том, что ее представители считали задачей статистики описание государственных достопримечательностей, к числу которых относили: территорию государства, государственное хозяйство, население, религию, внешнюю политику и т.д. Важнейшими представителями описательной школы статистики были немецкие ученые Г. Конринг и Г. Ахенваль.

Математическое направление зародилось в Англии. В отличие от описательной школы представители математического направления ставили своей задачей выявление закономерностей и взаимосвязей экономических явлений с помощью различных расчетов. Свои выводы они основывали на числовых данных. Представителями этого направления можно считать У. Петти, Ф. Гальтона, К. Пирсона, В. Госсета, Р. Фишера и др.

1.1.1 Зарубежные представители описательной и

математической школ

ГЕРМАН КОНРИНГ (1606 - 1681)

Герман Конринг родился 9 ноября 1606 г. во Фрисландии, в северо-западной части Германии. Его отец был протестантским священником. В 1620 г. Конринг поступил на философский факультет университета в Гельминпадте, где его учителем был известный философ и гуманист Корнелий Мартини. Затем он получил медицинское образование в университете Лейдена в Голландии. В 1636 г. ему официально присвоили ученое звание доктора философии и медицины.

Главным учителем Конринга была история Германской империи. Многие зарубежные авторы считают Конринга первым представителем исторического направления в Германском правоведении. В период его жизни переоценивались многие незыблемые до этого ценности, в частности, римское право теряет свой авторитет и становится лишь удобным инструментом для совершенствования действующих в Германии гражданско-правовых норм. Конринг впервые раскрыл роль римского права в становлении германского права в своем произведении "О происхождении права Германии", написанном в 1643 г.

Конринг призвал к возвращению национального права и усилению германской государственности путем усиления властных полномочий и объединения отдельных германский правителей.

Будучи видным государственным деятелем, Конринг увлекался государствоведением.

Государство- ведение часто называлось описательной школой статистики, одним из основателей которой был Кон- ринг. Представители этой школы считали, что статистика является наукой, задача которой - систематизированное описание государственных достопримечательностей. Статистика рассматривалась как общественная наука о социальных, правовых и хозяйственных аспектах государства.

Конринг начал читать лекции по государствоведению в университете Гельминпадте с 1660 г. Цель новой науки Конринг сформулировал так: научить политических деятелей понимать причины государственно важных явлений, которые он подразделял на четыре группы: материальные описания территории и населения; формальные - политическое устройство; конечные (целевые) - благосостояние государства и его граждан; административные - управление государством, его аппаратом (чиновники, армия и т.д.). Эти четыре части предопределили развитие демографии, политической географии, бюджетной статистики и административной статистики.

Конринг был выдающимся ученым, оставившим след во многих сферах науки, образования. Одним из последователей Конринга стал Гожфрид Ахенваль.

Уильям Петти (1623 - 1687)

Родоначальником классической школы мировая экономическая мысль единодушно признает английского экономиста У. Петти.

У. Петти - пионер трудовой статистики - сын мелкого ремесленника. В 20 лет он поступил юнгой на корабль и некоторое время служил во флоте. Собрав немного средств, Петти в 1643 г., в самый разгар гражданской войны, поехал в Нидерланды, где стал изучать медицину. В 1645 г. он переселился в Париж, где продолжил свои занятия медициной и анатомией. В это время Петти близко сошелся с философом Гоббсом, проживающем там в качестве эмигранта. Их дружба имела большое влияние на выработку мировоззрения и научной методологии Петти. Помимо медицины и анатомии Петти изучал математику, которая научила его "рассуждать лишь в терминах чисел, веса и лир", и ряд других наук. Он успешно занимался также музыкой. Разносторонность занятий и талантов препятствовала ему в выборе определенного вида деятельности. Притом, его тянуло не только в "Храм науки", но и в "Храм мамоны" - жажда богатства соперничала с жаждой знаний.

Вернувшись по окончании учения в Англию, Петти намеревался стать изобретателем. Изобретение копировальной машины и получение патента на нее не принесло ему тех денежных выгод, которых он ожидал. Петти принялся за врачебную практику и одновременно стал читать лекции по медицине при Оксфордском университете, где вскоре получил звание профессора. Наиболее важным событием в жизни Петти явилось назначение его врачом при Ирландской армии. Он стал лейб-медиком Генри Кранве- ля, что открыло У. Петти широкое поле деятельности в качестве политика и экономиста и дало ему больше возможности обогащения. В результате конфискации ирландских земель появилось около 30-ти тысяч новоиспеченных английских помещиков. Одним из них был У. Петти.

Как политический деятель Петти не отличался особой проницательностью. Он был близок к наместнику Ирландии Г. Кранвелю, а во время реставрации не менее ревностно и небезвозмездно служил династии Стюартов. От реставраторов он получил звание пэра Англии. Перу Петти, этому "смешному мыслителю", принадлежат такие работы, как "Трактат о налогах и сборах" (1662), "Слово мудрым" (1664), "Политическая анатомия Ирландии" (1672), "Политическая арифметика" (1676) и "Разное о деньгах" (1682).

Теория Петти является своеобразным мостиком между меркантилизмом и классикой. Этим в известной степени определяется эволюция его экономических взглядов. В своих ранних работах Петти характеризует богатство с меркантилистских позиций, утверждая, что "богатство каждой страны заключается главным образом в той доле, которую она имеет во внешней торговле", а "производство таких товаров и ведение такой торговли, которые способствуют накоплению в стране золота, серебра, драгоценных камней и т.п., является более выгодным, чем другие виды производства и торговли".

В своих работах "Трактат о налогах и сборах", "Слово мудрым" он развивал идеи активного торгового баланса, выступая сторонником государственного вмешательства в экономику. Но уже тогда Петти считал, что это вмешательство должно способствовать развитию производства. Чем больше Петти занимался изучением экономики Англии, которая бурно капитализировалась, тем дольше он отходил от меркантилистской концепции.

В работе "Разное о деньгах" последние следы меркантилизма, встречающиеся так часто в других сочинениях Петти, полностью исчезли. В отличие от меркантилистов, У. Петти начинает понимать, что богатство страны в произведенных товарах, а не в количестве денег, добытых зачастую неэквивалентным обменом. Поэтому Петти переходит от "меркантилистского" анализа сферы обращения к "классическому" анализу сферы производства, подчиненному своим внутренним законам развития. Нужны были новые подходы, принципы и методы анализа, позволяющие за обманчивой и изменчивой формой видеть суть экономических явлений, их фундаментальные основы. Понимая это, Петти создает противоположный меркантилистам и, в этом смысле, "нетрадиционный" метод исследования, пытаясь объяснить хозяйственные процессы.

Прежде всего, проникая в глубь экономических явлений, пытаясь объяснить их суть, он впервые применил математику для экономического анализа: "Вместо того, чтобы употреблять слова только в сравнительной и превосходной степенях и прибегать к умозрительным аргументам, я вступил на путь выражения своих мнений на языке чисел, весов и мер, употребляя только аргументы, идущие от чувственного опыта, и рассматривая только причины, имеющие видимые основания в природе". Он требовал точного наблюдения и подсчета экономических явлений. В "Трактате о налогах и сборах" есть характерная фраза, которую можно считать девизом всей теории Петти: "Первое, что необходимо сделать - это подсчитать...".

Математизация экономического анализа, увлечение "политической арифметикой" сделали У. Петти основателем статистики. Но этого было недостаточно для глубокого исследования капиталистического производства, его скрытой сущности.

Пытаясь найти тайные причины экономических явлений, У. Петти вводит в политэкономию новый метод - метод абстракции. Этот метод был открыт философом Бэконом и в то время успешно применялся философом Гоббсом. Общение с Гоббсом имело большое значение для выработки мировоззрения Петти, освоение метода научной абстракции и его последующего успешного применения в экономическом анализе. Абстрагируясь от внешней стороны экономических явлений, от их эмпирического описания, он пытался исследовать экономические законы, управляющие производством богатства. Поэтому предмет политической экономии, по Петти, - это выяснение способов увеличения богатства и, в частности, количества денег в английском королевстве. Применение нового метода позволило У. Петти сделать ряд научных открытий в области политэкономии. Прежде всего это касается теории стоимости.

В одной из теорий говорится, что стоимость товара создается трудом по добыче серебра и является его "естественной ценой"; стоимость же товара, выясненная приравниванием к стоимости серебра, является их "истинной рыночной ценой". Другая гласит, что стоимость товара обусловлена участием в ее создании труда и земли. Или как выразился сам У. Петти "нам следовало бы говорить: стоимость корабля или стоимость сюртука равна стоимости такого-то и такого-то количества земли, труда, потому что ведь оба и корабль, и сюртук - произведены землей и человеческим трудом. Петти в основу цены товара в каждой из трактовок ее сущности закладывал затратный, т.е. тупиковый подход.

Положения, высказанные У. Петти по поводу доходов рабочих, собственников денежного капитала и землевладельцев, послужили основой для теоретических изысканий многих последующих представлений "классической школы". Заработная плата характеризовалась ценой труда рабочего, представляющей минимум средств для его существования и его семьи. У. Петти, в частности, утверждал: "Закон должен был бы обеспечивать рабочему средства к жизни, потому что если ему позволяют получать вдвое больше, то он работает вдвое меньше, чем мог бы работать и стал бы работать, а это для общества означает потерю такого же количества труда".

Доходы предпринимателей и землевладельцев охарактеризованы У. Петти посредством унифицированного им по существу понятия "рента".

В частности, называя рентой с земли разницу между стоимостью хлеба и издержками на его производство, он подменял такое понятие как прибыль фермера. В другом примере, рассматривая суть происхождения ссудного процента, У. Петти прибегает вновь к упрощению, заявив, что этот показатель должен быть равен "ренте те же данные в ссуду деньги при условии полной общественной безопасности" .

В другом примере У. Петти ведет речь об одной из форм проявления земельной ренты, обусловленной местоположением земельных участков и рынка. При этом он делает вывод: "Таким образом, поблизости населенных мест, для пропитания населения которых нужны большие районы, земли не только приносят на этом основании более высокую ренту, но и стоят большей суммы годичных рент, чем земли совершенно того же качества, но находящиеся в более отдаленных местностях". Тем самым У. Петти затронул еще одну проблему, связанную с определением цены земли. Но и здесь Петти, довольствуясь только поверхностной характеристикой, утверждал: "Почти всегда одновременно живут только три члена непрерывного ряда нисходящих потомков (дед, отец и сын)...".

Поэтому, - заключает Петти, - я принимаю, что сумма годичных рент, составляющая стоимость данного участка земли, равна естественной продолжительности жизни трех таких лиц. У нас в Англии эта продолжительность равна 21 году. Поэтому и стоимость земли равна приблизительно такой же сумме годичных рент".

В то же время подход Петти к определению цены земли имеет отдельные достоинства, заложенные в его идее о взаимосвязи ссудного процента и ренты земли за год.

Таким образом, У. Петти явился первым буржуазным экономистом, выдвинувшим трудовую теорию стоимости. На ее основе он объяснял цену товара, заработанную плату, ренту, цену земли. Познавая экономические законы развития производства, Петти рассматривал их как "законы природы", т.е. считал их отражением вечных, естественных условий жизни.

ГОТФРИД АХЕНВАЛЬ (1719 - 1772)

Немецкий ученый Готфрид Ахенваль (1719 - 1772) впервые употребил слово "статистика" в его современном значении. Слова "статистический" и "статистика" в XVIII в. немецкие ученые стали использовать, подразумевая под ними совокупность знаний о государственных достопримечательностях или описании разных государств. Это был набор очень интересных для современников разнообразнейших сведений о территории, религии, форме управления, населении, экономике и т. д. Первоначально числовых сведений было очень мало, и их стали приводить все больше и больше. Необходимость этого признавалась известными представителями государствоведения - Ахенвалем и Шлецером, но все же они приписывали числовым данным второстепенное значение.

Более чем полтора столетия школа государствоведения в общем оставалась на одних и тех же теоретических позициях. Это была наука без логически определенного предмета и метода. Государствоведы стремились дать как можно больше описательно-информационного материала, без настоящего научного исследования. Следствием этого было стремление описать государственные достопримечательности только самого последнего времени, иначе, как полагал Ахенваль, статистическая работа не представляет интереса. Именно Г. Ахенвалю суждено было создать школу, оказавшую огромное влияние на судьбы статистики и безраздельно господствовавшую в Европе до середины XIX в.

КАРЛ ГЕРМАН (1767 - 1838)

Карл Герман - экономист, статистик и историк, родился в Данцинге (Германия). Учился в Геттинген- ском университете. В 1795 г. был приглашен в Россию воспитателем в семью графа А.Н. Гурьева (будущего министра финансов). Адъюнкт по статистике и политэкономии - с 1805 г., Герман - экстраординарный академик с 1810 г. и ординарный академик с 1835 г.

В 1806 - 1808 гг. - редактор и издатель "Статистического журнала", с 1807 г. - профессор политэкономии и статистики в Петербургском педагогическом институте, откуда был уволен в 1821 г.

Его учебники по статистике, изданные в 1808 - 1809 гг. были запрещены. В 1816 - 1817 гг. читал лекции декабристам.

Федеральные порядки и крепостное право считал тормозом экономического развития России.

Герман не без основания считается одним из основоположником статистической науки в России, а также инициатором проведения регулярных статистических обследований народонаселения страны. Он возглавлял статистическое отделение в Министерстве внутренних дел, был автором первых фундаментальных работ по статистике, написанных на русском языке.

Его сочинения "Краткое руководство к всеобщей системе статистики", "Всеобщая история статистики", "Историческое обозрение литературы статистики, в особенности российского государства", " Статистическое исследование Российской Империи" стали выдающимся вкладом в развитие статистики как науки.

КЕТЛЕ ЛАМБЕР (1796 - 1874)

Ламбер Кетле - бельгийский математик, астроном, метеоролог, физик, социолог, один из создателей научной статистики. Он оказал значительное влияние на развитие количественных методов в социальных исследованиях.

Образование получил в Гентском институте. С 1814 г. - профессор математики и астрономии (с 1829). В 1820 г. стал членом Брюсельской академии, а с 1834 г. - постоянный секретарь. В 1828 г. назначен директором Королевской, астрологической и метеорологической обсерватории, построенной по его инициативе в Брюсселе.

В 1841 - 1874 гг. - председатель Центральной бельгийской статистической комиссии, учрежденной по его инициативе; организатор Первого международной статистического конгресса (Брюссель, 1853); председатель первого международного метеорологического совещания - Конференция по морской метеорологии (1855). Кетле провел обширные исследования климата Бельгии и всего земного шара. Автор "Элементарной астрономии", выдержавшей пять изданий (1826 - 1848).

Кетле применял математику в статистике, что расширило аналитические возможности этой науки. Он сыграл большую роль в организации статистического учета. Его опыт построения статистических органов в Бельгии был исследован и в других капиталистических странах. По инициативе Кетле создавались международные статистические конгрессы. Он утверждал, что физические явления, жизнь, а также развитие общества совершаются по неизменным законам. При этом массовые явления должны изучаться при помощи средних величин.

Отсюда центральное место во всех его статистических работах занимала теория "среднего человека" как более совершенного неизменного типа, искаженным отображением которого являются отдельные индивидуумы. Такой постановкой вопроса Кетле защищает тезис о неизменности социально- экономических отношений современного ему капиталистическому обществу. К. Маркс, отмечая некоторые положительные стороны работ Кетле, вместе с тем подверг резкой критике его взгляды, в целом реакционные: "В прошлом у него большая заслуга: он доказал, что даже кажущиеся случайности общественной жизни вследствие их периодической возобновляемости и периодических средних цифр обладают внутренней необходимостью. Но объяснение этой необходимости ему никогда не удавалось. Попытка его не увенчалась успехом, он только расширил материал своего наблюдения и исследований".

С позиции позитивизма Кетле утверждал, что социальная жизнь и физические явления подчиняются законам одного порядка и должны изучаться точными методами математической статистики.

Кетле выдвинул понятие "среднего человека", обладающего средними физическими, интеллектуальными и моральными характеристиками. Отдельные индивиды, по Кетле, лишь искаженные выражения среднего типа. Кетле стремился открыть законы его сохранения. Он доказывал, что некоторые массовые общественные явления (рождаемость, смертность, преступность и т.д.) подчиняются определенным закономерностям.

ФРЕНСИС ГАЛЬТОН (1822 - 1911)

Сто семьдесят пять лет назад, 16 февраля 1822 г., в семье зажиточного английского банкира и активиста секты квакеров Самуэля Гальтона, в его родовом имении близ Бирмингема, родился девятый и последний в семье сын - Френсис. Он рос вундеркиндом. В полтора года он уже знал наизусть стихи по-латыни, арифметику и немного французский язык, в шесть - всю английскую литературу, включая Шекспира; при этом, прочтя страницу дважды, он повторяет ее слово в слово наизусть. В восемь лет Гальтон уже читает в подлиннике " Метаморфозы" Овидия и другие произведения античной классики.

По настоянию отца в 1840 г. Френсис поступил в Кембриджский университет, где он учился на врача, но к концу обучения охладел к выбранной профессии, получил естественно-научное образование и занялся географией. Френсис Гальтон прожил долгую жизнь (1822 -1911), и с возрастом круг его интересов неизменно расширялся.

Это был, по словам К. А. Тимирязева, "один из оригинальнейших ученых исследователей и мыслителей современной Англии". Круг интересов Гальтона был чрезвычайно широк: в молодости он много путешествовал, занимался этнографией и географией человека; увлекался метеорологией; после он изучал наследственность человека, талант и способности, разработал методику генеалогического анализа (изучения родословных); впервые исследовал метод исследования близнецов в биологии и в психологии; внес немалый вклад в теорию статистики, в частности, первым применил статистический анализ в биологии человека и психологии; был одним из основоположников экспериментальной психологии и первым ввел в нее применяемые теперь так широко психологические тесты и опросники; разработал антропометрию.

Гальтон первым ввел в биологию и психологию математические методы. Самым интересным здесь было учение о корреляциях. Например, в антрометрии: длина ноги у пропорционально сложенного человека коррелирует с длиной руки; если такая корреляция нарушена (к примеру, у человека непропорционально длинные руки и короткие ноги), мы говорим об уродстве или дисплазии. В 1888 г. Гальтон сделал на эту тему доклад на заседании королевского общества, он назывался "Корреляции и их измерение, преимущественно по астрометрическим данным". Величина корреляции выражается коэффициентом корреляции; этот показатель широко используют в наши дни, его можно найти в любом учебнике вариационной статистики и биометрии.

КАРЛ ПИРСОН (1857 - 1936)

Карл Пирсон (1857 - 1936) английский математик, биолог, философ-позитивист. Продолжая исследования Гальтона, наряду с ним явился одним из основоположников биометрии. Карл Пирсон явился основателем и издателем в период с 1901 по 1936 гг. журнала "Биометрика".

Пирсон внес значительный вклад в развитие математической статистики. Он ввел название "кривые Пирсона". Это семейство кривых распределения, т.е. кривых у = уf (х), изображающих зависимость плотности распределения от х, удовлетворяющих дифференциальному уравнению

dy _ x + a dx b0 + b1x + b2 x2

где а, b0, b1, b2 - действительные числа.

Кривые Пирсона классифицируются на двенадцать типов в зависимости от значений а, b0, b1, b2 и интервала изменения х. Примерами кривых Пирсона являются нормальное распределение, распределение х, распределение Стьюдента. Кривые Пирсона иногда используются в математической статистике для приближенного представления неизвестной плотностиp (x).

В сочинении "Грамматика науки" дал субъективно-идеалисти-ческую трактовку природы научного знания: понятие науки как искусственной конструкции, средства описания и упорядочения опыта; правила связи их в научные предложения вычисляются грамматикой науки, которая и является, согласно Пирсону, философией науки.

ВИЛЬЯМ ГОССЕТ (ПСЕВД. СТЬЮДЕНТ) (1872 - 1936)

Вильям Госсет преподавал математику и химию в Венчесторе и Оксварде.

В этих трудах он получил статистическое оценивание критериев, обобщенное распределение, дробь Стьюдента, стьюдентезированное отклонение. Госсет В. получил одно из наиболее важных статистических распределений, ^-распределение Стьюдента. Было доказано, что вероятность ошибки выборочной средней зависит от объема выборки.

Госсет В. внес огромный вклад в развитие математической статистики.

РОНАЛЬД ФИШЕР (1890 - 1962)

Рональд Фишер - английский ученый, выдающийся представитель английской школы математической статистики; член Лондонского королевского общества; окончил колледж в Кембридже. С 1919 - 1923 гг. работал в отделе статистики экспериментальной станции; в 1933 - 1943 гг. профессор евгеники Кембриджского университета; в 1956 - 1959 гг. руководил одним из его колледжей.

С его именем связан целый комплекс руководящих идей и методов статистики, применяемых для оценки характеристик генеральной совокупности по данным выборки. Ввел понятие достаточной статистики, построил теорию точечных и интервальных статистических оценок, разработал методику планирования экспериментов и внес существенный вклад в создание современной теории статистической проверки гипотез.

Все, что нас сейчас окружает, все, что мы знаем и умеем, – это их заслуга. О ком речь? Правильно, о самых известных ученых. Только их необычайный труд и величайшие открытия способствуют прогрессу человечества!

Великие мыслители древности

Древняя Греция славится своими знаменитыми философами, которые пытались определить сущность бытия, трактовать мысли и поступки человека, задумываться о проблемах природы.

Яркий пример – греческий философ Демокрит. Он первым подал идею о наличии атома, как основы строения веществ. После его мысль начал развивать и Эпикур. Все свои предположения они записывали в научный трактат, который был сожжен во время господства религиозного мировоззрения. До наших дней сохранились лишь небольшие обрывки их записей, свидетельствующие о величии древнегреческих мыслителей. Последователем атомистов (так называют Демокрита и Эпикура) стал Лукреций Кар. Он написал сочинение «О природе вещей», в котором прослеживалась теория атомного строения.

Платон создал свою школу для самых одаренных людей, где беседовал с ними на различные философские темы. Лучшим его учеником был Аристотель. Этот человек обладал удивительным любознательностью и был невероятным умным. Он написал десятки книг практически по всем отраслям современной науки: физика, метафизика, метеорология и даже зоология.

Значительно способствовал развитию физики и Архимед. Довольно популярна история открытия им закона выталкивающей силы. Когда он погрузился в полную ванну, вода вытекла за края. С криком «Эврика» Архимед побежал записывать вычислительные формулы и доказал наличие выталкивающей силы. Кроме того, ученый разработал «золотое правило механики» и теорию простых механизмов.


Он внес огромный вклад в математическую науку, открыв число Пи, которым на данный момент пользуются все ученые для вычислений. Доказал теорему о пересечении 3 медиан треугольника в одной точке, открыл свойства кривой, названной в его честь спиралью Архимеда. Вычислил формулу, определяющую объем шара, и написал формулу суммы убывающей геометрической прогрессии. Он помог обороне своего острова Сицилия, найдя способ поджога вражеских кораблей во время войны. Когда воины осажденного города держали в руках зеркала и направляли их на корабль противника, солнечные зайчики фокусировались в единый луч, воспламенявший суда.

Благодаря его расчетам, удалось спустить на воду огромный по тем временам корабль «Сиракосия» с помощью блочных систем, которыми управлял всего 1 человек. Смерть Архимеда тоже окружена легендой: когда римский воин наступил на чертежи ученого, написанные на мокром песке, Архимед бросился их защищать. Не подозревая о великих способностях храброго противника, воин выпустил стрелу прямо в грудь ученому, который умер на своих чертежах, обливаясь кровью. Что было написано на песке, до сих пор не известно, но предполагается, что это было очередное гениальное открытие.

А насколько знаменитым стал Гиппократ, внесший огромный вклад в развитие медицины. Несмотря на то, что в те времена люди верили в возникновения болезней от проклятия злых духов, ученый невероятно точно описал множество заболеваний, симптомов и способов их лечения. Кроме того, он описывал анатомию человека, исследуя трупы умерших. Гиппократ первым подал идею лечения не болезни, а конкретного человека. В ходе своих наблюдений он пришел к выводу, что одна и та же болезнь у каждого протекает по-разному. Именно тогда он начал исследовать типы темперамента, психологию человека и стремился находить индивидуальный подход к каждому пациенту. А в наши дни выпускники медицинских ВУЗов традиционно клянутся быть милосердными, бескорыстными и помогать больным всегда и везде, как завещал великий Гиппократ.


Популярным философом древности был и Сократ. Он стремился черпать знания из всех возможных источников, после чего охотно делился ими со своими учениками. Именно благодаря им, о мыслях великого Сократа узнал мир, ведь сам философ был довольно скромен и никогда не записывал свои мысли, отказывался от богатства и не признавал своей славы.

Отцом истории по праву считается Геродот. Человек, объездивший весь на то время цивилизованный мир и опубликовавший свои наблюдения в 9 томах трактата, который так и назывался «История».

Самым знаменитым мыслителем Китая по сей день считается Конфуций. Он сам рос очень послушным ребенком, который уважал старших, почитал родителей и во всем помогал матери. Такие простые основы воспитания и человеческих взаимоотношений он и разъяснял своим ученикам. Именно выводы Конфуция о правилах воспитания человека и являются основой любого общества.

Знаменитый Пифагор - гениальный ученый древности, сделавший немало открытий, которыми пользуются математики. Теорема о равности суммы квадрата катетов к квадрату гипотенузе, деление чисел на четные и нечетные, измерение геометрических фигур относительно плоскости – все это открытия Пифагора. Кроме математики, он внес огромный вклад в развитие естествознания и астрономии.

Лучшие российские ученые

Легенда российской науки - Михаил Васильевич Ломоносов . Человек, всегда стремившийся к знаниям и подвергавший критике ранее совершенные открытия. Он внес огромный вклад в естествознание, физику, сформулировав корпускулярно-кинетическую теорию. Находясь на пороге открытия молекул кислорода и водорода, он значительно ускорил развитие химической науки. Он заподозрил связь химических и физических явлений, записав их в единую отрасль «физическая химия».

Ломоносов открыл свою лабораторию, созданную по его чертежам, где проводил опыты со стеклом, усовершенствовав технологию его производства. Также Михаил Васильевич увлекался астрономией, исследуя движения планет в Солнечной системе. Он открыл школу научной и прикладной оптики, где были созданы приборы для ночного наблюдения и оптический батоскоп. Вместе с И. Брауном Ломоносов впервые получил ртуть в твердом состоянии. Разработал прототип современного вертолета. Занимался изучением атмосферного электричества. Ломоносов разработал географический глобус и циркумполярную карту. Кроме того, Михаил Васильевич прославился в разработке правил грамматики и литературного искусства.


Огромный вклад в развитие медицины внес Пирогов Николай Иванович. Во время Крымской войны работал хирургом, спасая жизни сотням раненных и развивая техники хирургических операций. Он первый стал использовать гипсовую повязку для фиксации переломов костей. Он разработал тактику врачебной помощи в зависимости от тяжести состояния пациента. Пирогов впервые подал идею применения наркоза при операциях, т.к. до этого все хирургические манипуляции проводились в живую. И люди умирали не столько от болезней, сколько от болевого шока. Также Пирогов развивал современную педагогику, поменяв подход к учащимся с диктаторского на гуманный. Аргументировав это тем, что ученики должны учиться не через силу, а по доброй воле. Для этого надо их просто заинтересовать.

Не менее знаменитый ученый медицинских наук – Иван Михайлович Сеченов. Он ввел физиологию в разряд клинических дисциплин и занимался изучением биологических процессов в организме человека. Научно обосновал важность режима работы и отдыха, изучал безусловные рефлексы головного мозга. Заявил о важности рассмотрения человека на клеточном уровне, чтобы лучше понять этиологию патологического состояния.


Важные открытия в области биологии совершил Илья Ильич Мечников. Он занимался изучением эмбриологии и разработал фагоцитарную теорию иммунитета, доказав способность человека сохранять устойчивость к различным инфекционным возбудителям. За что был удостоен Нобелевской премии. Кроем того, изучал возбудителей холеры, туберкулеза, брюшного тифа и т.п.

Заявил о важности кишечной микрофлоры и занимался исследованием лактобактерий организма.

Открытие знаменитого рефлекса Павлова принесли Ивану Петровичу огромную популярность. Путем долгих экспериментов он сумел доказать способность высших живых организмов вырабатывать новые рефлексы в процессе жизни. Множество его работ посвящено изучению головного мозга и высших нервных центров. А за исследования функций пищеварительной системы Павлов стал лауреатом Нобелевской премии.

Изучению растений посвятил себя Иван Владимирович Мичурин. Благодаря своим многолетним трудам он выел новые сорта растений: яблонь, груш, слив, абрикосов, ежевики, рябины, крыжовника, - названных в его честь.

Нельзя не упомянуть легендарного ученого Дмитрия Ивановича Менделеева. Всем известна его периодическая таблица расположения химических элементов. Он занимался изучением химических свойств различных веществ и проводил многочисленные опыты, разбирая тот или иной предмет на составляющие. Кроме того, он внес немалый вклад в развитие физики, задумавшись о связи объема газов с их молекулярным весом. Он первым разработал модель стратостата и аэростата. Кроме того, Менделеева интересовали вопросы кораблестроения и основы движения судов по воде.


Список российских ученых невероятно длинный. Наша наука славится такими легендарными людьми, которые своими трудами помогли человечеству подняться на более высокий уровень жизни. Но даже современные российские специалисты активно занимаются развитием науки и входят в десятку лучших по версии журнала Forbes

Самые известные ученые в Мире сегодня

На сегодняшний день наиболее популярными учеными считаются физики Андрей Гейма и Константин Новоселов. Сейчас проводят свои исследования в Манчестерском университете Великобритании. На их счету более 20 000 научных работ. Гейм и Константинов - обладатели Нобелевской премии 2010 года за открытие графена, который они получили с помощью карандаша и клейкой ленты.

Второе место занимает Максим Концевич, математик. Работает в Институте высших научных исследований в Париже. Обладатель премии Пуанкаре, Филдса, Крафорда. Имеет членство во Французской академии наук. Занимается изучением теории суперструн, автор более тысячи научных работ.

В области современной астрофизики знаменит Андрей Кравцов, работающий в Университете Чикаго в США. Занимается изучением возникновения и формирования галактик, а также сравнением астрофизических свойств новых и старых галактических систем. Автор 9 000 публикаций.


Евгений Кунин, сотрудник национального центра биотехнологической информации в США. Опубликовал 50 000 научных работ, посвященных изучению эволюции. Он занимается вычислительной биологией, а именно изучением геномов с помощью компьютерного анализа.

Еще один известный биолог, работающий в США в Йельском университете и вошедший в состав национальной академии наук, - Руслан Меджитов. Занимается вопросами иммунологии и изучением белка Toll, который он обнаружил у млекопитающих.

Артем Оганов - известный геолог американского университета Стоуни-Брук. Он занимается исследованием структуры кристалла по химической формуле. Для этого он создал целый алгоритм. Именно эта последовательность и помогла ему предсказать структуру кристалла силиката магния на глубине более 2 500 км под землей. Знаменитый физик каталонского университета перспективных исследований – Сергей Одинцов. Описал темную энергию, которая на 70% насыщает нашу Вселенную. За это был удостоен внимания Нобелевского комитета.


Григорий Перельман совершил великое открытие в области математики, решив одну из сложнейших математических задач: гипотезу Пуанкаре. Но он не стал опубликовывать свои решения и отказался от денежной премии в размере 1 миллиона долларов.

В области математики прославился еще и Станислав Смирнов, сотрудник Университета Женевы. В 2010 году удостоился премии Филдса. Занимается изучением возникновения бесконечных связных структур.

Глеб Сухоруков, профессор химии Лондонского университета. Занимается разработкой полимерных капсул, которые смогут адресно доставлять лекарственные вещества в организме, не разрушаясь под действием сопутствующих веществ.

Некоторые открытия выдающихся мыслителей могут обернуться настоящими катаклизмами. .
Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен

Русские учёные отодвинули завесу непознанного, внеся свою лепту в эволюцию научной мысли во всем мире. Многие трудились за рубежом в научно-исследовательских учреждениях с мировым именем. Наши земляки сотрудничали со многими выдающимися научными умами. Открытия стали катализатором развития технологии и знания во всем мире, а многие революционные идеи и открытия в мире создавались на фундаменте научных достижений известных русских учёных.

Мировые в области химии прославили наших соотечественников на века. сделал самое важное открытие для мира химии — он описал периодический закон химических элементов. Периодическая таблица получила со временем признание во всём мире и сейчас ею пользуются во всех уголках нашей планеты.

Великим в авиационном деле можно назвать Сикорского. Авиаконструктор Сикорский известен своими разработками по созданию многомоторных самолётов. Именно он создал первый в мире летательный аппарат, обладающий техническими характеристиками для вертикального взлёта и посадки — вертолёт.

Не только русские учёные вносили вклад в авиационное дело. К примеру, лётчик Нестеров считается основателем фигур высшего пилотажа, к тому же он впервые предложил использовать освещение взлётной полосы во время ночных полётов.

Известные русские ученые были и в медицине: Пирогов, Мечников и другие. Мечников разработал учение о фагоцитозе (защитных факторах организма). Хирург Пирогов впервые применил в полевых условиях наркоз для лечения больного и разработал классические средства оперативного лечения, которыми пользуются и по сей день. А вклад русского ученого Боткина заключался в том, что он впервые в России провёл исследования по экспериментальной терапии и фармакологии.

На примере этих трёх областей науки мы видим, что открытия русских учёных используются во всех сферах жизни. Но это лишь малая доля из всего того, что было открыто русскими учёными. Наши земляки прославили свою выдающуюся родину абсолютно во всех научных дисциплинах, начиная от медицины и биологии, и заканчивая разработками в сфере космических технологий. Русские ученые оставили для нас, своих потомков, огромный клад научных знаний, чтобы обеспечить нас колоссальным материалом для создания новых великих открытий.

Александр Иванович Опарин - известный русский биохимик, автор материалистической теории появления жизни на Земле.

Академик, Герой Социалистического труда, лауреат Ленинской премии.

Детство и юность

Любознательность, пытливость и желание понять, как из крошечного семечка может вырасти, например, огромное дерево, проявилось в мальчике очень рано. Уже в детстве его очень интересовала биология. Жизнь растений он изучал не только по книгам, но и на практике.

Семья Опариных переехала из Углича в загородный дом в деревне Кокаево. Там и прошли самые первые годы детства.

Юрий Кондратюк (Александр Игнатьевич Шаргей), один из выдающихся теоретиков полетов в космос.

В 60-е годы он стал всемирно известным благодаря научному обоснованию способу полетов космических кораблей к Луне.

Рассчитанная им траектория получила название «трассы Кондратюка». Ею пользовались американские космические аппараты «Аполлон» для высадки человека на лунную поверхность.

Детство и юность

Этот один из выдающихся основоположников космонавтики родился в Полтаве 9 (21) июня 1897 года. Свое детство он провел в бабушкином доме. Она была акушеркой, а ее муж земским врачом и государственным чиновником.

Некоторое время с отцом жил в Санкт-Петербурге, где с 1903 учился в гимназии на Васильевском острове. Когда в 1910 году отец умер, мальчик снова вернулся к бабушке.


Изобретатель телеграфа. Имя изобретателя телеграфа навсегда вписано в историю, поскольку изобретение Шиллинга позволило передавать информацию на большие расстояния.

Аппарат позволил использовать радио - и электрические сигналы, идущую по проводам. Необходимость передавать информацию существовала всегда, но в 18-19 вв. в условиях растущей урбанизации и развития технологий, обмен данными стал актуальным.

Эту задачу решил телеграф, термин с древнегреческого языка переводился, как «писать далеко».


Эмилий Христианович Ленц - знаменитый русский учёный.

Со школьной скамьи всем нам знаком закон Джоуля - Ленца, устанавливающий, что выделяемое током в проводнике количество теплоты пропорционально силе тока и сопротивлению проводника.

Другой известный закон - «правило Ленца», по которому индукционный ток всегда движется в направлении, обратном тому действию, которое его породило.

Ранние годы

Изначальное имя учёного - Генрих Фридрих Эмиль Ленц. Родился он в Дерпте (Тарту) и по происхождению являлся прибалтийским немцем.

Его брат Роберт Христианович стал известным востоковедом, а сын, также Роберт, пошёл по стопам отца и стал физиком.

Тредиаковский Василий человек с трагической судьбой. Так было угодно судьбе, что в России в одно время жили два самородка — и Тредиаковский, но один будет обласкан и останется в памяти потомков, а второй умрёт в нищете забытый всеми.

Из школяра в филологи

В 1703 году 5 марта появился на свет Василий Тредиаковский. Он рос в Астрахани в небогатой семье священнослужителя. 19 - летний юноша отправился в Москву пешком для продолжения учёбы в Славяно-греко-латинской академии.

Но в ней он задержался ненадолго (2 года) и без сожаления уехал пополнять багаж знаний в Голландию, а затем и во Францию — в Сорбонну, где терпя нужду и голод, отучился 3 года.

Здесь он участвовал в публичных диспутах, постигал математические и философские науки, был слушателем богословия, изучал за границей французский и итальянский языки.


«Отец Сатаны», академик Янгель Михаил Кузьмич, родился 25.10.1911 года в дер. Зырянова, Иркутской обл., происходил из семьи потомков поселенцев-каторжан. По окончании 6-го класса (1926 г.), Михаил уезжает в Москву - к своему старшему брату Константину, который там учился. Когда учился в 7-м классе, занимался подработкой, разносит стопки газет - заказы типографии. По окончании ФЗУ, трудился на фабрике и одновременно учился на рабфаке.

Студент МАИ. Начало профессиональной карьеры

В 1931 г., поступает учиться в МАИ - по специальности «самолетостроение», и заканчивает его в 1937 г. Еще студентом, Михаил Янгель устраивается в КБ Поликарпова, в дальнейшем, своего научного руководителя по защите дипломного проекта: «Высотный истребитель с герметической кабиной». Начав свою работу в КБ Поликарпова конструктором 2-й категории, через десять лет М.К. Янгель уж являлся ведущим инженером, занимался разработкой проектов для истребителей новых модификаций.

13.02.1938 г., М.К. Янгель в составе группы советских специалистов в области авиастроения СССР посещает Соединенные Штаты - с целью командировки. Стоит отметить, что 30-е годы ХХ века - это достаточно активный период в сотрудничестве СССР и США и не только в области машиностроения и самолетостроения, в частности, закупалось (достаточно ограниченными партиями) стрелковое оружие - пистолеты-пулеметы Томпсона и пистолеты Кольта.


Ученый, основатель теории вертолетостроения, докторр технических наук, профессор Михаил Леонтьевич Миль обладатель Ленинской и Государственной премий, Герой Социалистического труда.

Детство, учеба, юность

Михаил Леонтьев родился в , 22.11.1909 г. - в семье железнодорожного служащего и врача-стоматолога. Прежде чем осесть в городе Иркутск, его отец, Леонтий Самуилович, в течение 20-ти лет искал золото, работая на приисках. Дед, Самуил Миль, поселился в Сибири по окончании 25-летней флотской службы. С детских лет, Михаил проявлял разносторонние таланты: любил рисовать, увлекался музыкой и легко осваивал иностранные языки, занимался в авиамодельном кружке. В десятилетнем возрасте, участвовал в Сибирском авиамодельном конкурсе, где пройдя этап, Мишина модель была отправлена в город Новосибирск, где и получила один из призов.

Начальную школу, Михаил оканчивал в Иркутске, по завершении которой в 1925 г., он поступает в Сибирский технологический институт.

А.А. Ухтомский - выдающийся физиолог, ученый, исследователь мышечной и нервной систем, а также органов чувств, лауреат Ленинской премии и член Академии наук СССР.

Детство. Образование

Рождение на свет Алексея Алексеевича Ухтомского произошло 13.(25).06.1875 в небольшом городке Рыбинске. Там же прошли его детские годы и юность. Этот волжский город навсегда оставил в душе Алексея Алексеевича самые теплые и нежные воспоминания. Он с гордостью величал себя волгарём в течение всей жизни. Когда мальчик окончил начальную гимназию, отец отправил его в Нижний Новгород и определил в местный кадетский корпус. Сын послушно окончил его, но военная служба никогда не была пределом мечтаний юноши, которого больше привлекали такие науки как история и философия.

Увлечение философией

Проигнорировав службу в армии, он поехал в Москву и поступил в духовную семинарию на два факультета сразу - философский и исторический. Глубоко изучая философию, Ухтомский стал много думать над извечными вопросами о мире, о человеке, о сущности бытия. В конце концов философские тайны привели его к изучению естественных наук. В результате он остановился на физиологии.

А.П. Бородина знают как выдающегося композитора, автора оперы «Князь Игорь», симфонии «Богатырская» и других музыкальных произведений.

Гораздо меньше он известен как ученый, внесший неоценимый вклад в науку в области органической химии.

Происхождение. Ранние годы

А.П. Бородин был внебрачным сыном 62-летнего грузинского князя Л. С. Геневанишвили и А.К. Антоновой. Родился он 31.10.(12.11) 1833 года.

Его записали как сына крепостных слуг князя - супругов Порфирия Ионовича и Татьяны Григорьевны Бородиных. Таким образом, восемь лет мальчик числился в доме отца как крепостной. Но перед смертью (1840) князь выдал на сына вольную, купил ему и его матери Авдотье Константиновне Антоновой четырехэтажный дом, предварительно выдав ее замуж за военврача Клейнеке.

Мальчика, во избежание ненужных слухов, представляли племянником Авдотьи Константиновны. Поскольку происхождение не позволяло Александру учиться в гимназии, он обучался дома всем предметам гимназического курса, кроме того, немецкому и французскому языкам, получив прекрасное домашнее образование.



Похожие статьи