Кто отравил сына Ивана III. Иван молодой Жена сына ивана 3 от первого брака

Софья Палеолог (?-1503), жена (с 1472) великого князя Ивана III, племянница последнего византийского императора Константина XI Палеолога. Прибыла в Москву 12 ноября 1472; в тот же день в Успенском соборе состоялось ее венчание с Иваном III. Брак с Софьей Палеолог способствовал укреплению престижа Русского государства в международных отношениях и авторитета великокняжеской власти внутри страны. Для Софьи Палеолог в Москве были построены особые хоромы и двор. При Софье Палеолог великокняжеский двор отличался особой пышностью. Из Италии в Москву были приглашены зодчие для украшения дворца и столицы. Были возведены стены и башни Кремля, Успенский и Благовещенский соборы, Грановитая палата, Теремной дворец. Софья Палеолог привезла в Москву богатую библиотеку. Династическому браку Ивана III с Софьей Палеолог обязан своим появлением чин венчания на царство. С приездом Софьи Палеолог связывают появление в составе династических регалий трона из слоновой кости, на спинке которого было помещено изображение единорога, ставшего одной из самых распространенных эмблем русской государственной власти. Около 1490 впервые появилось изображение венценосного двуглавого орла на парадном портале Грановитой палаты. Византийская концепция сакральности императорской власти прямо повлияла на введение Иваном III «богословия» («Божьей милостью») в титуле и в преамбуле государственных грамот.

КУРБСКИЙ ГРОЗНОМУ О ЕГО БАБКЕ

Но изобилие злобы твоего величества таково, что уничтожает не только друзей, но вместе с опричниками твоими всю святую землю русскую, разграбитель домов и убийца сыновей! Да сохранит тебя Бог от этого и не попустит быть этому Господь, царь веков! Ведь уже и то все как по лезвию ножа идет, потому что если не сыновей, то единокровных и близких по рождению братьев ты погубил, переполняя меру кровопийцев - отца твоего и матери твоей и деда. Ведь отец твой и мать - всем известно, сколько они убили. Точно так и дед твой, с бабкой твоей гречанкой, отрекшись и забывши любовь и родство, убил своего замечательного сына Ивана, мужественного и прославленного в геройских предприятиях, рожденного от его первой жены святой Марии, княжны тверской, а также родившегося от него своего боговенчанного внука царя Димитрия вместе с матерью, святой Еленой, - первого смертоносным ядом, а второго многолетним заключением в темнице, а потом удушением. Но этим он не удовлетворился!..

БРАКОСОЧЕТАНИЕ ИВАНА III И СОФЬИ ПАЛЕОЛОГ

29 мая 1453 года легендарный Царьград, осажденный турецкой армией, пал. Последний византийский император Константин XI Палеолог погиб в бою, защищая Константинополь. Его младший брат Фома Палеолог, правитель небольшого удельного государства Морея на полуострове Пелопоннес, бежал с семьей на Корфу, а затем в Рим. Ведь Византия, надеясь получить от Европы военную помощь в борьбе с турками, подписала в 1439 году Флорентийскую унию об объединении Церквей, и теперь ее правители могли просить себе убежище у папского престола. Фома Палеолог смог вывезти величайшие святыни христианского мира, в том числе и главу святого апостола Андрея Первозванного. В благодарность за это он получил дом в Риме и хороший пансион от папского престола.

В 1465 году Фома скончался, оставив троих детей - сыновей Андрея и Мануила и младшую дочь Зою. Точная дата ее рождения неизвестна. Предполагают, что она родилась в 1443 или 1449 году во владениях своего отца на Пелопоннесе, где получила начальное воспитание. Образование царственных сирот взял на себя Ватикан, поручив их кардиналу Виссариону Никейскому. Грек по происхождению, бывший архиепископ Никейский, он был ревностным сторонником подписания Флорентийской унии, после чего стал кардиналом в Риме. Он воспитал Зою Палеолог в европейских католических традициях и особенно поучал, чтобы она во всем смиренно следовала принципам католицизма, называя ее «возлюбленной дочерью Римской Церкви». Только в этом случае, внушал он воспитаннице, судьба одарит тебя всем. Однако сложилось все совсем наоборот.

В феврале 1469 года в Москву прибыл посол кардинала Виссариона с письмом великому князю, в котором ему предлагалось сочетаться законным браком с дочерью деспота Морейского. В письме между прочим упоминалось, что Софья (имя Зоя дипломатично заменили на православное Софья) уже отказала двум сватавшимся к ней венценосным женихам - французскому королю и герцогу Медиоланскому, не желая выходить замуж за правителя-католика.

По представлениям того времени, Софья считалась уже немолодой женщиной, но она была очень привлекательна, с удивительно красивыми, выразительными глазами и нежной матовой кожей, что на Руси считалось признаком великолепного здоровья. А главное, она отличалась острым умом и статью, достойной византийской принцессы.

Московский государь принял предложение. Он направил в Рим своего посла, итальянца Джан Баттисту делла Вольпе (его в Москве прозвали Иваном Фрязиным), свататься. Посланный вернулся через несколько месяцев, в ноябре, привезя с собой портрет невесты. Этот портрет, которым словно началась в Москве эпоха Софьи Палеолог, считается первым на Руси светским изображением. По крайней мере, им были так изумлены, что летописец назвал портрет «иконой», не найдя другого слова: «А царевну на иконе написану принесе».

Однако сватовство затянулось, потому что московский митрополит Филипп долго возражал против брака государя с униаткой, к тому же воспитанницей папского престола, боясь распространения католического влияния на Руси. Только в январе 1472 года, получив согласие иерарха, Иван III отправил посольство в Рим за невестой. Уже 1 июня по настоянию кардинала Виссариона в Риме совершилось символическое обручение - помолвка принцессы Софьи и великого князя московского Ивана, которого представлял русский посол Иван Фрязин. В том же июне Софья тронулась в путь с почетной свитой и папским легатом Антонием, которому вскоре пришлось воочию убедиться в напрасности надежд, возлагаемых Римом на этот брак. По католической традиции, впереди шествия несли латинский крест, чем приводили в сильное смущение и волнение жителей России. Узнав о том, митрополит Филипп пригрозил великому князю: «Буде позволишь в благоверной Москве нести крест перед латинским епископом, то он внидет в единые врата, а я, отец твой, изыду другими вон из града». Иван III немедленно выслал боярина навстречу процессии с приказом убрать крест в сани, и легату пришлось с великим неудовольствием подчиниться. Сама принцесса повела себя, как и пристало будущей правительнице Руси. Вступив на псковскую землю, она первым делом посетила православный храм, где приложилась к иконам. Легату и здесь пришлось повиноваться: последовать за ней в церковь, а там и поклониться святым иконам и приложиться к образу Богоматери по приказу деспины (от греческого деспот - «правитель»). А потом Софья пообещала восхищенным псковичам свою защиту перед великим князем.

Иван III не намеревался ни воевать за «наследство» с турками, ни тем более принимать Флорентийскую унию. И Софья вовсе не собиралась окатоличивать Русь. Напротив, она явила себя деятельной православной. Некоторые историки считают, что ей было все равно, какую веру исповедовать. Другие же предполагают, что Софья, по-видимому, воспитанная в детстве афонскими старцами, противниками Флорентийской унии, в глубине души была глубоко православной. Она умело скрывала свою веру от могущественных римских «покровителей», которые не оказали помощи ее родине, предав ее иноверцам на разорение и гибель. Так или иначе, этот брак только усилил Московию, способствуя ее обращению в великий Третий Рим.

Ранним утром 12 ноября 1472 года Софья Палеолог прибыла в Москву, где все было готово к свадебному торжеству, приуроченному к именинам великого князя - дню памяти святого Иоанна Златоуста. В тот же день в Кремле во временной деревянной церкви, поставленной около строящегося Успенского собора, чтобы не прекращать богослужений, государь обвенчался с ней. Византийская принцесса впервые тогда увидела своего супруга. Великий князь был молод - всего 32 года, хорош собой, высок и статен. Особенно замечательными были его глаза, «грозные очи»: когда он гневался, женщины падали в обморок от его страшного взгляда. И прежде отличался крутым характером, а теперь, породнившись с византийскими монархами, он превратился в грозного и властного государя. В том была немалая заслуга его молодой жены.

Венчание в деревянной церквушке произвело сильное впечатление на Софью Палеолог. Византийская принцесса, воспитанная в Европе, многим отличалась от русских женщин. Софья принесла с собой свои представления о дворе и могуществе власти, и многие московские порядки пришлись ей не по сердцу. Ей не нравилось, что ее державный муж остается данником татарского хана, что боярское окружение ведет себя слишком вольно со своим государем. Что русская столица, построенная сплошь из дерева, стоит с залатанными крепостными стенами и с обветшавшими каменными храмами. Что даже государевы хоромы в Кремле деревянные и что русские женщины глядят на мир из окошечка светелок. Софья Палеолог не только произвела перемены при дворе. Некоторые московские памятники обязаны ей своим возникновением.

Она привезла на Русь щедрое приданое. После венчания Иван III принял в герб византийского двуглавого орла - символ царской власти, поместив его и на своей печати. Две головы орла обращены на Запад и Восток, Европу и Азию, символизируя их единство, а также единство («симфонию») духовной и светской власти. Собственно же приданым Софьи была легендарная «либерия» - библиотека, привезенная будто бы на 70 подводах (больше известная как «библиотека Ивана Грозного»). Она включала в себя греческие пергаменты, латинские хронографы, древневосточные манускрипты, среди которых были неизвестные нам поэмы Гомера, сочинения Аристотеля и Платона и даже уцелевшие книги из знаменитой Александрийской библиотеки. Увидев деревянную Москву, обгоревшую после пожара 1470 года, Софья испугалась за судьбу сокровища и на первое время спрятала книги в подклет каменной церкви Рождества Богородицы на Сенях - домовой церкви московских великих княгинь, построенной по приказанию святой Евдокии, вдовы . А собственную казну, по московскому обычаю, положила на сохранение в подпол кремлевской церкви Рождества Иоанна Предтечи - самой первой церкви Москвы, стоявшей до 1847 года.

По преданию, она привезла с собой в подарок мужу «костяной трон»: его деревянный остов весь был покрыт пластинами из слоновой и моржовой кости с вырезанными на них сюжетами на библейские темы. Этот трон известен нам как трон Ивана Грозного: царь именно на нем изображен скульптором М. Антокольским. В 1896 году трон установили в Успенском соборе для коронации Николая II. Но государь приказал поставить его для императрицы Александры Федоровны (по другим данным - для своей матери, вдовствующей императрицы Марии Федоровне), а сам пожелал короноваться на троне первого Романова. И ныне трон Ивана Грозного - самый древний в кремлевском собрании.

Софья привезла с собой и несколько православных икон, в том числе и, как предполагают, редкую икону Божией Матери «Благодатное Небо»… И еще после свадьбы Ивана III в Архангельском соборе появилось изображение византийского императора Михаила III, родоначальника династии Палеолог, с которой породнились московские правители. Так утверждалась преемственность Москвы Византийской империи, а московские государи представали наследниками византийских императоров.

В 1490 г. умер старший сын Ивана III от первого брака, носивший тоже имя Иван. Возник вопрос, кому быть наследником: второму сыну государя – Василию или внуку Дмитрию, сыну умершего князя? Знатным, сановникам очень не хотелось, чтобы престол достался Василию , сыну Софии Палеолог . Покойный Иван Иванович титуловался великим князем, был как бы равным отцу, и потому сын его даже по старым родовым счетам имел право на старшинство. Зато Василий, со стороны матери, происходил от знаменитого царского корня. Придворные разделились: одни стояли за Дмитрия, другие – за Василия. Против Софии и ее сына действовали князь Иван Юрьевич Патрикеев и зять его Семен Иванович Ряполовский. Это были лица очень близкие к государю, и все важнейшие дела шли чрез их руки. Они и вдова умершего великого князя – Елена (мать Дмитрия) пустили в ход все меры, чтобы склонить государя на сторону внука и охладить к Софии. Сторонниками Дмитрия пущены были слухи, что Ивана Ивановича извела София. Государь видимо стал склоняться на сторону внука. Тогда сторонники Софии и Василия, по большей части люди незнатные – боярские дети и дьяки, составили заговор в пользу Василия. Заговор этот был открыт в декабре 1497 г. В то же время до Ивана III дошло, что какие-то лихие бабы с зельем приходили к Софии. Он пришел в ярость, жены и видеть не хотел, а сына Василия велел держать под стражей. Главных заговорщиков казнили мучительной смертью – сперва отрубили руки и ноги, а потом головы. Баб, приходивших к Софье, утопили в реке; многих побросали в тюрьмы.

Желание бояр исполнилось: 4 января 1498 г. Иван Васильевич короновал своего внука Дмитрия с небывалым торжеством, как будто в досаду Софии. В Успенском соборе среди церкви было устроено возвышенное место. Здесь поставлено было три стула: великому князю, внуку его и митрополиту. На налое лежала Мономахова шапка и бармы. Митрополит с пятью епископами и многими архимандритами отслужил молебен. Иван III и митрополит заняли свои места на возвышении. Князь Дмитрий стоял пред ними.

«Отче митрополит, – громко сказал Иван Васильевич, – издревле предки наши давали великое княжение первым своим сыновьям, так и я первого своего сына Ивана при себе благословил великим княжением. Волею Божиею он умер. Благословляю ныне старшего сына его, внука моего Дмитрия, при себе и после себя великим княжеством владимирским, московским, новгородским. И ты, отче, дай ему свое благословение».

После этих слов митрополит пригласил Дмитрия стать на предназначенное ему место, положил ему на преклоненную голову свою руку и громко молился, да сподобит Всевышний его Своею милостию, да живет в сердце его добродетель, вера чистая и правосудие и т. д. Два архимандрита подали митрополиту сначала бармы, потом Мономахову шапку, тот передавал Ивану III, а он уже возлагал их на внука. Вслед за этим последовала ектения, молитва Богородице и многолетие; после чего духовенство поздравляло обоих великих князей. «Божиею милостию радуйся и здравствуй, – провозгласил митрополит, – радуйся, православный царь Иван, великий князь всея Руси, самодержец, и с внуком своим великим князем Дмитрием Ивановичем, всея Руси, на многая лета!»

Затем митрополит приветствовал Дмитрия и произнес ему краткое поучение, чтобы он в сердце имел страх Божий, любил правду, милость и суд праведный и так далее. Подобное же наставление повторил внуку и князь. Этим обряд коронации и кончился.

После обедни Дмитрий из церкви вышел в бармах и венце. В дверях его осыпали золотыми и серебряными деньгами. Это осыпание повторялось у входа в Архангельский и Благовещенский собор, куда ходил нововенчанный великий князь помолиться. В этот день был устроен у Ивана III богатый пир. Но недолго радовались бояре своему торжеству. И году не прошло, как страшная опала постигла главных противников Софии и Василия – князей Патрикеевых и Ряполовских. Семену Ряполовскому отрубили голову на Москве-реке. По просьбе духовенства Патрикеевым была оказана пощада. Отца постригли в монахи в Троицко-Сергиевском монастыре, старшего сына в Кирилло-Белозерском, а младшего стали держать под стражей в Москве. Ясных указаний, за что государева опала постигла этих сильных бояр, нет. При одном случае только Иван III выразился о Ряполовском, что он с Патрикеевым «высокоумничал ». Бояре эти, видно, позволяли себе своими советами и соображениями надоедать великому князю. Несомненно также, что открылись какие-нибудь их козни против Софии и Василия. В то же время опала постигла Елену и Дмитрия; вероятно, участие ее в жидовской ереси тоже повредило ей. София и Василий опять заняли прежде свое положение. С этой поры начал государь, по словам летописцев, «не радеть о внуке», а сына Василия объявил великим князем Новгорода и Пскова. Псковичи, не зная еще, что Дмитрий с матерью попали в немилость, прислали просить государя и Дмитрия, чтобы они держали свою отчину по старине, не назначали бы отдельного князя во Псков, чтобы тот великий князь, который будет на Москве, был бы и во Пскове.

Эта просьба рассердила Ивана III.

«Разве я не волен в своем внуке и в своих детях, – сказал он в гневе, – кому хочу, тому и дам княжество!»

Двоих из послов он велел даже посадить в тюрьму. В 1502 г. было приказано Дмитрия и Елену держать под стражей, на ектениях в церкви не поминать их и не величать Дмитрия великим князем.

Отправляя послов в Литву, Иван наказывал им так говорить, если дочь или кто иной спросит о Василии:

«Пожаловал государь наш сына своего, учинил государем: как сам он государь на государствах своих, так и сын его с ним на всех тех государствах государь».

Посол, поехавший в Крым, должен был говорить о переменах при московском дворе так:

«Внука своего Дмитрия государь наш было пожаловал, а он стал государю нашему грубить; но ведь жалует всякий того, кто служит и норови т, а который грубит, того за что жаловать».

В 1503 году скончалась София. Иван III, чувствуя уже слабость здоровья, приготовил завещание. Василию между тем пришла пора жениться. Попытка женить его на дочери датского короля не удалась; тогда, по совету одного придворного, грека, Иван Васильевич последовал примеру византийских императоров. Ко двору велено было собрать на смотрины красивейших девиц, дочерей бояр и боярских детей. Собрано было их полторы тысячи. Василий избрал Соломонию, дочь дворянина Сабурова.

Этот способ женитьбы вошел потом у русских царей в обычай. Мало в нем было хорошего: при выборе невесты ценили здоровье да красоту, на нрав и ум не обращали большого внимания. Притом женщина, случайно попавшая на престол, часто из незнатного состояния, не могла держать себя, как следует настоящей царице: в муже она видела своего владыку и милостивца, была для него не подругою, а рабою. Равною с царем она никак себя не могла признать, и сидеть на престоле рядом с ним ей казалось некстати; но вместе с тем ей, как царице, не было ровни между окружающими. Одинокая в блестящих царских покоях, в драгоценных украшениях, она была словно заключенная; а царь, повелитель ее, был тоже одиноким на престоле. Нравы и порядки двора отзывались и на жизни бояр, и у них отдельность женщин от мужчин, даже затворничество, еще больше усилилось.

В тот же год, как совершен был брак Василия (1505), скончался Иван III, 27 октября, 67-ми лет от роду.

По завещанию все его пять сыновей: Василий, Юрий, Дмитрий, Симеон и Андрей получали наделы; но старшему назначено было 66 городов, самых богатых, а остальные четверо все вместе получили 30 городов; притом у них отнято было право в уделах судить уголовные дела и чеканить монету.

Стало быть, младшие братья Ивана III уж никак не могли называться государями; они обязывались даже присягой держать великого князя господином «честно и грозно, без обиды». В случае смерти старшего брата младшие должны были подчиняться сыну умершего, как своему господину. Таким образом устанавливался новый порядок престолонаследия от отца к сыну. Еще при жизни своей Иван Васильевич приказал Василию заключить подобный договор с Юрием, вторым сыном своим; притом в завещании говорилось: «Если кто из сыновей моих умрет и не оставит по себе ни сына, ни внука, то удел его весь идет сыну моему Василию, а меньшие братья не вступаются в этот удел». О внуке Дмитрии уже и не поминалось.

Все свое движимое имущество, или «казну», как тогда говорилось (драгоценные камни, золотые и серебряные вещи, меха, платья и проч.), Иван III завещал Василию.

Отношения с боярами

При Василие III исчезают простые удельные отношения подданных к государю.

Барон Сигизмунд фон Герберштейн, германский посол, бывший в ту пору в Москве , замечает, что Василий III имел власть, какой не обладал ни один монарх, и затем добавляет, что когда спрашивают москвичей о неизвестном им деле, они говорят, равняя князя с Богом: "Мы этого не знаем, знает Бог да государь ".

На лицевой стороне печати великого князя имелась надпись: «Великий Государь Василий Божией милостью царь и господин всея Руси ». На оборотной стороне значилось: «Владимирской, Московской, Новгородской, Псковской и Тверской, и Югорьской, и Пермской, и многих земель Государь ».

Уверенность в собственной исключительности была внушена Василию как его дальновидным отцом, так и хитрой византийской царевной, его матерью. Византийскую дипломатичность, действительно, можно почувствовать во всей политике Василия, особенно в международных делах. Подавляя сопротивление его власти, он использовал жесткую силу, или хитрость, или и то другое. Следует отметить, что он редко прибегал к смертной казни, чтобы расправиться со своими противниками, хотя многие из них по его приказу были заключены в тюрьму или изгнаны. Это резко контрастирует с той волной террора, которая захлестнул Русь во время царствования его сына, царя Ивана IV .

Василий III правил посредством дьяков и людей, не выдававшихся знатностью и древностью рода. По отзывам бояр, Иван III еще советовался с ними и позволял себе противоречить, но Василий не допускал противоречий и решал дела без бояр со своими приближенными - дворецким Шигоной Поджогиным, да пятью дьяками.

Выразителем боярских отношений был в то время И.Н. Берсень-Беклемишев - человек очень умный и начитанный. Когда Берсень позволил себе противоречить великому князю, последний прогнал его, сказав: :"Ступай, смерд, прочь, не надобен ты мне ". Позже за речи против великого князя Берсень-Беклемишеву отрезали язык.

Внутрицерковные отношения

Таким образом так называемые "уделы" были упразднены и в Московском государстве остались только простые служилые и князья.

Война с Литвой

Сигизмунд 14 марта писал в Рим и просил организовать против русских крестовый поход силами христианского мира.

Кампания началась 14 июня. Армия под началом Василия III двинулась в направлении Смоленска через Боровск . Осада длилась четыре недели, сопровождалась интенсивным артиллерийским обстрелом города (было привлечено нескоько итальянских специалистов по осаде крепостей). Однако Смоленск вновь выстоял: осада была снята 1 ноября.

В феврале года Василий III отдал распоряжение готовиться к третьему походу. Осада началась в июле. Город был буквально расстрелян ураганным артиллерийским огнем. В городе начались пожары. Горожане набивались в храмы, молили Господа о спасении от московских варваров. Была написана специальныя служба покровителю города Меркурию Смоленскому . Город был сдан 30 или 31 июля.

Торжество взятия Смоленска было омрачено сильным поражением у Орши . Однако все попытки литовцев отвоевать Смоленск окончились неудачей.

В году было заключено перемирие с уступкой Смоленска Москве до "вечного мира" или "докончания". В году, по данному им 9 лет назад обету, великий князь основал близ Москвы Новодевичий монастырь в благодарность за взятие Смоленска.

Войны с Крымом и Казанью

Во время литовской войны Василий III был в союзе с Альбрехтом, курфюрстом бранденбургским и великим магистром Тевтонского ордена, которому помогал деньгами для войны с Польшей ; князь Сигизмунд со своей стороны не щадил денег, чтобы поднимать на Москву крымских татар.

Поскольку теперь крымские татары вынуждены были воздерживаться от набегов на украинские земли, принадлежащие великому князю литовскому, они направили свои алчные взоры в сторону Северской земли и приграничных областей Великого княжества Московского . Это стало началом затяжной войны между Русью и крымскими татарами, в которой на стороне последних позднее приняли участие оттоманские турки.

Василий III пытался сдержать крымцев, стараясь заключить союз с султаном турецким, который как верховный повелитель мог запретить крымскому хану вторгаться на Русь. Но у Руси с Турцией не было никаких общих выгод и султан отклонял предложение союза и отвечал прямым требованием, чтобы великий князь не трогал Казани . Разумеется, великий князь не мог выполнить этого требования.

Летом г. сыну и наследнику Менгли-Гирея, хану Мухаммед-Гирею удалось добраться до окраин самой Москвы . Наместник Черкасс, Евстафий Дашкевич, во главе войска украинских казаков, находившихся у него на службе, совершил набег на Северскую землю. Когда Василий III получил известия о вторжении татар, он, чтобы собрать побольше войск, отступил в Волок, оставив Москву на православного татарского князя Петра, мужа сестры Василия Евдокии (+ 1513). Муххамед-Гирей упустил удобное время и не занял Москву, лишь опустошив окрестности. Слухи о враждебных замыслах астраханцев и движении московского войска заставили хана удалиться на юг, захватив с собой огромный полон.

Казанский хан Мухаммед-Эмин выступил против Москвы вскоре после смерти Ивана III. Весной г. Василий III послал на Казань русские войска, но поход не удался - русские потерпели два серьезных поражения. Однако два года спустя Муххаммед-Эмин вернул Москве пленников и подписал с Василием дружественный договор.После смерти Мухаммед-Эмина Василий III направил в Казань касимовского царевича Шаха-Али. Казанцы сначала приняли его как своего хана, но вскоре, под влиянием крымских агентов, восстали и пригласили на казанский трон Сахиб-Гирея, брата крымского хана ( г.). Шаху-Али было позволено со всеми его женами и имуществом возвратиться в Москву .Как только Сахиб-Гирей воссел в Казани , он приказал часть русских, проживающих в Казани, уничтожить, других обратить в рабство.

Строительство

Правление Василия III отмечено в Москве размахом каменного строительства.

  • Были построены стены и башни Кремля со стороны р. Неглинной.
  • В году освящены Архангельский собор и церковь Иоанна Предтечи у Боровицких ворот .
  • Весной года в Москве были заложены каменные церкви Благовещения в Воронцове , Благовещения на Старом Хлынове , Владимира в Садех (Старосадский переулок), Усекновения Главы Иоанна Предтечи под Бором , Варвары против Панского двора и др.

Строились по указу царя храмы и в иных частях русской земли. В Тихвине в году для чудотворной

Холодной зимой 1458 года в деревянных палатах Московского Кремля пятнадцатилетняя Мария родила сына. Мальчика назвали в честь отца Иваном. Через несколько лет Иван, прозванный Молодым, стал наследником московского престола, а затем и соправителем отца - Ивана III.

Интересно, что ученые говорят, что именно Иван Молодой стал прообразом Ивана Царевича - главного супергероя русского народного эпоса.

Лицо матери

Однажды, когда Ивану было 9 лет, отец уехал по делам государственным в Коломну. В его отсутствие Мария Борисовна, мать Ивана, стройная, красивая, молодая, внезапно заболела и умерла. Поговаривали, будто её отравили, будто бы жена дворянина Алексея Полуевктова относила её пояс ворожее. Вернувшийся в Кремль Иоанн Третий слухам не поверил. Тем не менее, Полуевктовы испугались и на 6 лет исчезли со двора.

Юный Иван, сын Великого князя и княгини Марии, тоже не сразу смог поверить, что его мать умерла. Не её он видел лежащей на постели и в гробу, какую-то другую женщину: расплывшуюся, уродливую, неподвижную, с закрытыми глазами, со странным, отекшим лицом.

Казанский поход

На следующий год отец взял юного княжича в поход. Войско собралось великое: шли на Казань, уже в третий раз после двух набегов осенью и зимой, и свои полки привели почти все дядья Ивана Молодого - оба Юрия, Андрей, Симеон и Борис, - все удельные князья, бояре. Шли не просто воевать: шли брать Казань, побеждать опасного врага. Иван Молодой чувствовал себя важной частью этого войска, ему нравилось здесь, нравилось думать, что он наравне с взрослыми участвует в важном деле.

Но одним утром Иоанну III доложили, что в Москву прибыл посол польский. Иоанн, стоявший тогда в Переяславле, наказал послу явиться к нему и после переговоров отослал с ответом к Королю, а сам вместе с сыном и большей частью войска вернулся в Москву.

Иван Молодой, расстроившись, твёрдо решил когда-нибудь победить татар.

Непоколебимый

Иоанну III было 22 года, когда он стал единоличным правителем московских земель. Его сыну – те же 22, когда он из княжеского сына превратился в одного из героев, прогнавших татар с русских земель.

Рассорившись с ордынским ханом, Иоанн собрал огромное войско и повёл его к южным рубежам, к реке Угре. Но снова нерешительность, чем ближе к полю боя, тем сильнее овладевала им. В конце концов, он приказал своему сыну, стоявшему с передовым отрядом, отступить. Но Иван Молодой ослушался отца: «Ждём татар», - коротко ответил он отцовскому посланцу. Тогда державный государь послал к сыну князя Холмского, одного из крупнейших политиков того времени, но и тот не смог переубедить Ивана Ивановича. «Лучше мне умереть здесь, нежели удалиться от войска», - таков был его ответ отцу.

Татары подошли к Угре. Иван Молодой и его дядя князь Андрей Меньшой четыре дня перестреливались с ханским войском и вынудили его отойти от берега на две версты. Как оказалось впоследствии, это была единственная атака татар. Прождав до наступления холодов, безуспешно попытавшись испугать Иоанна Третьего угрозами, хан Ахмат отступил окончательно.

Волошанка

Зимой 1482 года Ивана Молодого пригласили к бабке в Вознесенский монастырь Московского Кремля (она жила там, постригшись в монахини). Когда Иван явился, его познакомили с невестой, дочерью молдавского господаря Еленой. Как в сказке, Елена, которую прозвали Волошанкой, была и прекрасна и мудра. Она понравилась не только молодому князю, но и его бабке, и отцу.

Несколько дней, может быть, месяц, молодые встречались. А в Крещение были обвенчаны. И снова, как в сказке, через девять месяцев у них родился сын Дмитрий. Казалось, Русь обречена крепнуть и развиваться по смерти Иоанна Васильевича: его наследник, которого поддерживали бояре и большинство князей, станет достойным государем, а ему на смену также придёт достойный сын.

Но не тот Иван стал Четвёртым в Московии, и с именем не того Дмитрия оказалась связана целая эпоха в жизни страны.

Скандал с узорочьем

Рождение внука стало праздником для Иоанна III. На радостях он решил подарить невестке, Елене Стефановне, узорочье, то есть жемчужное украшение, которое носила его первая жена, мать Ивана Молодого, Мария. Великий князь послал за узорочьем, но, сколько слуги не искали его, найти не смогли.

Оказалось, что вторая жена Иоанна, византийская деспотиня София Палеолог, подарила украшение своей племяннице, Марии Палеолог, жене князя Верейского Василия. Иоанн пришёл в ярость. Разумеется, он планировал подарить украшение «со смыслом»: таким образом Иоанн подчёркивал, кого он считает своим наследником (ведь от Софии у него тоже были сыновья).

Великий князь приказал вернуть всё приданное Марии Палеолог. В страхе Василий Верейский бежал с женой в Литву. Иоанн объявил Василия изменником и отобрал его удел. Тем не менее, Елене узорочье так и не досталось.

Хвост змеи

Под тем же предлогом, государственной измены, Иоанн Васильевич окончательно аннексировал Тверское княжество. Убедившись, что Михаил, князь Тверской, ведёт переписку с польским королём, призывая того к войне с Москвой, отец Ивана Молодого, по своему обыкновению, собрал великое войско и вышел в поход.

Три дня осады выдержала Тверь и, когда струсивший Михаил бежал в Литву, открыла ворота новому государю.

Тверским князем стал Иван Молодой, племянник и единственный наследник Михаила. Таким образом, по плану Иоанна Третьего, в лице его старшего сына объединялись два сильных русских княжества в одно сильнейшее государство.

По случаю вокняжения Ивана Ивановича в Твери была отчеканена монета, на которой изображён молодой князь, рубящий хвост змеи.

Венецианский лекарь

Итальянцы, особенно венецианцы, сами того не желая, оставили несколько следов в средневековой истории Руси. Так один венецианский посол в Орду был уличён в обмане: живя в Москве, он скрыл от государя цель своего путешествия, за что чуть не был казнён.

Другой его соотечественник, лекарь по имени Леон, напакостил куда больше.

Тридцати двух лет от роду Иван Молодой серьёзно заболел: его одолевала камчюга, то есть ломота в ногах, симптом нередкий в медицине. Медик пообещал вылечить князя, ставил ему горячие банки, давал какое-то лекарство, но Ивану становилось только хуже и, в конце концов, он умер.

Через сорок дней после его смерти незадачливого медика казнили, а по Москве поползли слухи, что пасынка отравила София Палеолог.

Семейные дела любого правителя всегда оказывают большое влияние на судьбу страны. Вспомним побег царевича Алексея от Петра I в Австрию, или династический кризис 1825 года, когда было неясно, кто же наследуем умершему Александру I - Константин или Николай.

Первая жена Ивана - сестра тверского князя Михаила Борисовича - умерла когда Ивану было тридцать лет. Соловьёв пишет: "Тело её так распухло, что покров. Который ранее был велик, а теперь не мог прикрывать покойницы". Предполагают, что она была отравлена Князь стал искать новую супругу. Об этом узнали на Западе. В 14869 году Россия установила отношения с Римской курией. В 1472 году Иван Третий посватался к Софье Палеолог, племяннице последнего византийского императора. Был заключен брак.

Какие были последствия брака? Современники заметили, что Иван после брака стал грозным государем. Он первый получил прозвище Грозного, потому что явился для князей монархом, требующим строгого подчинения, строго карающим. Он возвысился до царственной недосягаемой высоты, хотя царём ещё не был. Пред ним все никто. Перед троном все ничто. Это отрицательная демократия. Соловьёв пишет: " По одному мановению Грозного головы крамольных бояр лежали на плахе. Это всё по внушению Софьи. Герберштейн пишет о Софье: "Это была женщина необыкновенно хитрая. По её внушению великий князь сделал многое". Летописцы сообщают: "По внушению Софьи Иоанн окончательно разорвал с Ордой.

Поскольку от первого брака у Ивана III был сын Иван Иванович, а от второго брака родился Василий, долгое время было неясно, кто же будет наследником.

Иван Иванович Молодой (15 февраля 1458 -- 7 марта 1490) -- сын Ивана III Васильевича и его первой жены Марии Борисовны, дочери великого князя тверского Бориса Александровича и сестры правящего в Твери Михаила Борисовича. Как племянник Михаила Тверского, у которого не было сыновей, он мог претендовать на наследование Тверского княжества. В 1468 году сопровождал Ивана III в походах на Казанское ханство. С 1471 года -- соправитель отца (Г.В. Вернадский указывает 1470 г.). Монеты того времени чеканились с именами обоих московских правителей. В 1472 и 1477 гг. во время похода отца на Великий Новгород управлял («ведал») Москвой. Вместе с дядей Андреем Васильевичем Меньшим был одним из руководителей русского войска во время «Стояния на реке Угре» в 1480 году. В 1483 году Иван Молодой женился на дочери молдавского господаря Стефана III Великого Елене, прозванной на Руси «Волошанкой», что способствовало укреплению военно-политического союза с Молдавским княжеством.

Иван Иванович вместе с отцом ходил в поход на Тверь и после её присоединения к Москве в 1485, когда из Твери был изгнан его дядя по матери Михаил Борисович, искавший союза с поляками, стал князем тверским. В честь княжения Ивана Молодого в Твери была выпущена монета, изображавшая его рубящим хвост змею, олицетворявшему предательство Михаила Борисовича.

В 1490 князь заболел «ломотой в ногах». Из Венеции был вызван лекарь Леби Жидовин, но и он не смог определить причины болезни, от которой Иван Молодой скончался 7 марта 1490 года. Врач был казнён по приказу Ивана III за неудачное лечение.

Московское боярство и придворные были разделены на 2 группы, одна из которых (в частности семья Ивана Юрьевича Патрикеева, князь Семен Ряполовский и др.) поддерживала Дмитрия и его мать княгиню Елену Стефановну, другая -- царевича Василия и его мать -- супругу Ивана III -- Софью Палеолог. В 1497 году был раскрыт так называемый заговор Владимира Гусева, участникам которого приписывали намерение убить царевича. Противостояние закончилось опалой Василия и Софьи. Примечательно, что венчание на царство Дмитрия впервые было подробно описано летописцами, со всеми любопытными обстоятельствами.

Однако, в дальнейшем «партия», поддерживающая царевича Василия и великую княгиню Софью Палеолог, взяла верх, и часть сторонников Дмитрия и Елены Стефановны была казнена, Патрикеевы пострижены в монахи.

Иван III назвал Василия государем, великим князем Новагорода и Пскова, но какое-то время Дмитрий еще именовался великим князем Владимирским и Московским.

В 1502 году, после того как Иван III передал права наследования своему сыну Василию, Дмитрий с матерью Еленой Стефановной попали в окончательную опалу, были заключены под стражу и их имена было запрещено упоминать при богослужениях. Уже при Василии III в 1505 году Дмитрий был окован в «железа», в тесном заключении. Скончался в 1509 году, похоронен в Архангельском соборе Московского Кремля.



Похожие статьи