Семь самых известных явлений богородицы. Явление богородицы в каире Что увидели люди

Загадочные явления Богородицы в Зейтуне происходили со 2 апреля 1968 года по 29 мая 1971 года в городе Зейтун, пригороде Каира, столицы Египта. Богоматерь периодически являлась в виде светящегося образа над куполами церкви. Миллионы египтян и иностранцев всевозможных вероисповеданий наблюдали явления, длящиеся от нескольких минут до нескольких часов. Это явление некоторым даже удалось сфотографировать.

В официальном заявлении Патриаршей резиденции в Каире сообщалось:

«С ночи 2 апреля 1968 года наблюдалось явление Госпожи Девы, Матери Света в Коптской Ортодоксальной церкви Ее Имени на улице Туманбай в районе Зейтун нашего города. Это явление наблюдалось в дальнейшем многократно по ночам и до сих пор наблюдается в различных видах - то в полный рост, то в половину роста, всегда окружено сияющим ореолом, появляется из окна купола или же в пространстве между куполами.

Пресвятая Дева передвигается, ходит, склоняется перед крестом на крыше храма - и тогда начинает светиться величественным сиянием. Она обращается к наблюдающим и благословляет их руками и наклоном пречистой главы своей. В других случаях ее пречистое тело являлось в виде облака или в виде сияния, которому предшествовало появление неких духовных существ, похожих на голубей, пролетавших с большой скоростью.

Это явление наблюдали тысячи граждан нашей страны и иностранцев, принадлежавших к различным религиям и вероисповеданиям… Многочисленные наблюдатели передают одни и те же подробности в описании формы Видения, времени и места его явлений. При изложении фактов наблюдается в их свидетельствах полное согласие».

Газета «Аль-Ахрам» от 5 мая 1968 года: «Патриарх Кирилл объявляет: «Явление Пресвятой Девы Марии - истина»!»

Та же газета от 7 мая того же года: «За 24 часа, прошедших после заявления Патриарха, толпа вокруг церкви в Зейтуне превратилась в бурлящее море».

Газета «Прогресс Диманш» от 5 мая 1968 года: «Многочисленные явления Пресвятой Девы Марии над Коптской церковью Ее Имени в Зейтуне подтверждены вчера Патриархом Кириллом VI».

Говорит Маамун Афифи, инструктор водителей общественного транспорта:

Я находился ночью в гараже напротив церкви. В половине четвертого часа после полуночи во вторник 2 апреля 1968 года я услышал, как сторож гаража, который стоял у ворот, закричал громким голосом: «Свет над куполом!». Я быстро вышел и собственными глазами увидел женщину, двигавшуюся над куполом и излучавшую необычный свет, который развеял темноту вокруг купола. Я продолжал пристально смотреть на нее, и мне внезапно стало ясно, что это Дева Мария. Я увидел, как она идет по гладкому куполу. Тело ее было факелом из света. Она шла медленно…

Вспоминает Аб-эль-Азиз, сторож гаража Организации общественного транспорта:

Как только я увидел Деву Марию в виде светящегося тела над куполом, то закричал: «Свет над куполом!» Я позвал механика гаража Хусейна Аввада, который прибежал тут же. Следом за ним примчались на мой крик и другие рабочие. Они тоже увидели Деву Марию, двигавшуюся над куполом.

Рассказывает Хусейн Аввад, механик того же гаража:

Я видел Деву Марию над куполом. Ее тело светилось и освещало местность, как солнце. Она начала двигаться, и свет принял форму круга, внутри которого находилась Дева Мария. Ничего подобного этому видению я никогда раньше не видывал!

Якут Али, рабочий гаража:

Ее светящееся тело парило над куполом. Едва только ее стопы касались поверхности купола, как они начинали медленно двигаться. Ее окружал ореол…

Через несколько дней в Зейтун прибыла комиссия, образованная Его Святейшеством Кириллом VI для проверки истинности явления Пресвятой Девы.

Вот отрывок из отчета, подписанного членами комиссии Гиргасом Матта, Иоанном Абд-эль-Массивом и Вениамином Камилем:

«Мы пожелали убедиться сами и убедились. Среди ночи мы наблюдали Пресвятую Деву. Сначала появился небесный свет в виде сферы, внутри которого мы увидели Пресвятую Деву. Потом она появилась в полный рост и стала двигаться над куполом, склоняясь к кресту и благословляя радостную толпу, которая собралась возле церкви и восторженно восклицала, поклоняясь Пресвятой Деве. В другую ночь мы видели светящегося голубя, который вылетел из купола прямо в небо».

Епископ Афанасий заявил:

Я сам видел Пресвятую Деву. Вместе со мной ее видели многие, многие тысячи людей. Явлению предшествовал вылет двух голубей из церкви. Затем появился слабый свет. Потом мы увидели нечто похожее на облако, которое тут же засветилось подобно люминесцентному источнику света. В облаке возникли воздушные очертания Пречистого Тела Девы Марии - они возникли мгновенно, как бы одной вспышкой. Это явление оставалось видимым до пяти часов утра. Пресвятая Дева двигалась направо и налево, наклоняя главу свою, простирала руки к людям, как бы приветствуя и благословляя их. Ее видели все. Это чудо длится уже больше месяца и потрясает небеса всего мира!

Среди тех, кто видел «светящуюся даму» над куполом церкви, был Заки Шенуда, видный ученый и общественный деятель, один из руководителей Организации афро-азиатской солидарности. Вот его рассказ:

Вечером в субботу 27 апреля 1968 года я снова пошел к храму и заметил, что толпа в сравнении с прежним значительно увеличилась, так что число людей измерялось теперь десятками тысяч. Люди до предела заполняли улицы, окружавшие церковь. Они забирались на заборы, деревья, фонарные столбы. Вдруг раздались дружные крики, то появилась Пресвятая Дева над задним куполом церкви. Все устремились туда, и я - вместе со всеми. Там я увидел видение, которое не забуду никогда. Я ясно, отчетливо видел Деву Марию, окруженную ореолом света, в облике царицы с короной на голове. Она сияла, как яркое солнце среди тьмы…

Вот выписка из доклада директора Главного департамента информации Египта, министра по делам туризма Хафеза Ганема:

«Результаты проведенных официальных расследований таковы, что следует признать несомненные факты - Дева Мария в виде яркого светящегося тела являлась взорам всех находившихся перед храмом, как христиан, так и мусульман. Всякая вероятность сфабрикованных неоновых изображений или иного вида обмана признается невозможной и полностью исключается».

А это рассказ известного каирского хирурга:

«Мой пациент, которому я два года назад оперировал рак, три недели назад пришёл в мой кабинет для осмотра. При обследовании я обнаружил, что мужчина имеет другую опухоль. Я действительно прощупывал опухоль во время внутреннего осмотра и взял кусок ткани для биопсии.

Когда тест показал, что опухоль была злокачественной, я порекомендовал немедленную операцию, но человек отказался, сказав, что не имеет достаточно денег, и ушёл.

Две недели спустя он вернулся и попросил о повторном обследовании. К моему удивлению, я не мог найти опухоль, но только белую рубцевую ткань. Человек сказал мне, что он был в Зейтуне и молился Богородице о помощи. Я не верю в такие чудеса, но я не могу объяснить исчезновение опухоли и это сводит меня с ума».

Интерпретация данного явления среди различных представителей Русской Православной Церкви разнится. Так, например, профессор Московской Духовной Академии А.И. Осипов склонен считать данные явления явлениями беса в виде Пресвятой Богородицы.

Попытки научного объяснения

Синтия Нельсон, американская профессор антропологии, посетила церковь несколько раз в апреле-июне 1968 г. Она видела лишь несколько «периодических вспышек света». Она и другие полагают, что сообщения о чудесном видении связаны с тем, что Египет переживал в это время кризисный период.

Социологи Роберт Бартоломеу и Ерих Гуд считают сообщения о чудесном видении случаем массового заблуждения: «Похоже, что наблюдатели Марии были предрасположены из-за своей религиозности и ожиданий общества интерпретировать вспышки света как связанные с Девой Марией».

Канадский нейрофизиолог Майкл Персингер и американский геолог Джон Дерр связывают явление с сейсмической активностью. По данным их анализа, сейсмическая активность в регионе в период с 1958 по 1979 г. совпадает с появлением световых феноменов.

В декабре 2009 года в пригороде г.Каира в районе Гизы под названием Эль-Варак в храме коптской ортодоксальной христианской церкви, произошло явление Богородицы.
Явление произошло через 40 лет после известного на весь мир явления Божией Матери в Зейтуне (пригороде Каира) в другой коптской церкви - Аль-Муалляка.
Явление наблюдали тысячи людей в течении четырех дней(10, 14, 16, 17 декабря 2009 года), но продолжались они и позже.


Тысячи людей собирались в этом районе с наступлении темноты, чтобы увидеть Чудо.
Коптская церковь находится на окраине Каира.
Несмотря на свою малочисленность и нахождении среди мусульман,копты сохранили верность христианству.
В последние годы быстро идет обновление монашества в монастырях, в том числе древних Нитрийских.

Как сообщила польская исследовательская организация "Nautilus", первым необычное явление заметил около 20.30 мусульманин Хасан, находившийся в своем баре. Это был сильный свет, источавшийся со стороны церкви.неким мусульманином вечером 10 декабря 2009 года.

Информацию подтвердил коптский епископ Шубра аль-Хайма, большого рабочего пригорода к северу от Каира, сообщает агентство KIPA-APIC со ссылкой на независимый веб-сайт «Religioscope».
Сообщается, что новое появление "светоносных вспышек" на храме, в которых многим очевидцам виделся образ Девы Марии, длилось более трех месяцев и привлекло к месту явления сотни тысяч людей.

Необычное явление, напоминающее человеческую фигуру с золотым нимбом и в бирюзовой накидке было замечено над крышей храма. Чудо наблюдалось ночью, с 1.00 до 4.00, зафиксировано множеством очевидцев с разных ракурсов на фото и видео.
Сначала это был яркий свет, некоторые очевидцы видели свечение и голубя (голубку), кружившего над храмом.
После 1.00 появилась непосредственно фигура, отождествляемая с Пресвятой Богородицей, перемещающаяся по крыше храма.
Кресты на церкви светились ярким светом.

Вокруг храма быстро собралась огромная толпа, певшая песни и гимны в честь Божией Матери.
Чудесное видение,видимое очень ясно и четко,потрясало своей невероятностью и, в то же время, очевидностью.


Видео Явления Пресвятой Богородицы в Каире 2009 год

***
КОПТСКАЯ ЦЕРКОВЬ-КОЛЫБЕЛЬ ВОСТОЧНОГО МОНАШЕСТВА

Египет был одной из первых стран, где воссиял свет христианства. Труды апостола Марка, который в Египте принял мученическую кончину, принесли богатые плоды: церкви быстро вырастали по всей стране. Множество церквей было в долине Нила, старинные коптские монастыри и церкви сохранились до наших дней.

Коптская Церковь принадлежит к семье древних восточных Церквей, к которой относятся также Армянская, Эфиопская, Сиро-Яковитская и др. Эти Церкви называют «дохалкидонскими», поскольку в период богословских споров они не приняли решений IV Вселенского собора, имевшего место в Халкидоне в 451 году. Первоначально Коптская Церковь входилась в состав Александрийской патриархии, но после избрания первого коптского Патриарха Феодосия (536–538) окончательно отделилась от нее и стала самостоятельной национальной Церковью.

Само название «Коптская Церковь» говорит о ее древности. Слово «копт» происходит от арабского «кубт» - это искаженное греческое название Египта - Aiguptos. А оно, в свою очередь, восходит к «Ха-Ка-Птах» - древнему культовому наименованию Мемфиса. Как отмечал в начале ХХ века выдающийся отечественный востоковед Борис Александрович Тураев, «около миллиона потомков подданных древних фараонов, единоплеменников св. Антония и Пахомия Великих, до сих пор с гордостью называют себя «египтяне православные».

В настоящее время число коптов, живущих в Египте, по разным оценкам достигает 5–7 млн. человек. Копты живут по своему собственному календарю, который повторяет календарь фараонов. Год состоит из 12 месяцев по 30 дней и одного месяца, состоящего из 5 дней (6 дней в високосный год). Рождество празднуется 7 января, Крещение - 19 января. Празднование Пасхи не имеет фиксированной даты.

Христианство в Древнем Египте существовало до 641 года, когда страна была завоевана арабами. Христианская вера в Древнем Египте зародилась в Александрии, откуда оно быстро распространилась по стране с основанием анахоретских и монашеских общин. Христианская церковь называется в Египте коптской. Из-за особенностей веры коптская церковь откололась от ортодоксальной. До сих пор часть населения Египта придерживается этой веры. Слово "копт" произошло от арабского "купт", а оно в свою очередь от греческого "эгиптос", что обозначает "египтянин". Копты считают себя потомками первых египетских христиан, населявших долину Нила.
***

ЯВЛЕНИЕ В ЗЕЙТУНЕ

Чудо явления Пресвятой Богородицы в Зейтуне наиболее известное и масштабное в истории.

Напомним, что в 1968 г., в пригороде Каира - Зейтуне, вечером 2 апреля рабочий автобусного парка (кстати, также мусульманин) увидел странное зрелище - на крыше коптской церкви Девы Марии стояла полупрозрачная женская фигура в ослепительно белой одежде, от которой исходило свечение.
В бедном районе Зейтун на окраине Каира, находится коптская церковь Аль-Муалляка, посвященная Деве Марии.
Она построена на месте, где, по преданию, останавливалось Святое Семейство во время бегства в Египет.

Показания многочисленных свидетелей обобщил журналист Фрэнсис Джонсон в своей книге «Когда миллионы видели Деву Марию», выдержавшей пять переизданий.

Автор обращает внимание на то, что явления совершались над и вокруг церкви в Зейтуне, деловом пригороде Каира, лежащем в непосредственной близости от маршрута, по которому следовало Святое Семейство во время бегства в Египет. Земля, на которой стоит церковь, первоначально принадлежала семье копта по фамилии Халил. В 1920 году одному из членов его семьи во сне явилась Богородица и велела построить храм на этом месте.
"Ты должен построить Мне церковь. Если ты это сделаешь, то через 50 лет Я сюда прийду"-сказала ему Дева Мария.

Храм был воздвигнут в 1925 году и после этого переулок стал называться Халил Лэйн (переулок Халила). И вот, 50 лет спустя, Пресвятая Дева как будто благословила храм таким образом.

ЦЕРКОВЬ АЛЬ-МУАЛЛЯКА

Самая известная из шести церквей Аль-Муалляка была построена в IV в. на одном из бастионов римского форта. Само название храма "эль-Муаллака" в переводе с арабского означает "подвешенная". Смысл его объясняется особенностями местоположением церкви, основной неф которой расположен между двумя башнями крепости Вавилон, служащей фундаментом всего архитектурного комплекса.

Церковь имеет привычную для архитектуры того времени форму базилики. Правда в отличие от стандартной формы, в которой должно было быть три основных зала (центральный больше двух боковых, и его величественность дополнительно подчеркивается разницей в высоте потолка, потолки в боковых залах делались ниже), Ал-Муалляка делится колонами на четыре зала.

Центральные залы отличаются друг от друга лишь шириной. Аль-Муалляка славится своим иконостасом, непривычным с точки зрения русского человека. Иконы расположены лишь в самом верху, остальная часть иконостаса представляет собой резную деревянную панель с костяной инкрустацией. Иконы Аль-Муалляка выполнены в манере "схематизма": нет прорисованных деталей, объемности изображений, пропорций, но, тем не менее, при взгляде на эти иконы человек чувствуют, что они несут сильный эмоциональный заряд.

В церкви практически нет фресок, это тоже элемент культур коптов, фрески использовались лишь в часовне, а в самой церкви их можно увидеть лишь в виде орнамента на колонах. Как и в большинстве коптских храмов, внутри расположены скамейки. Отличались в коптской культур и кресты - они ориентированы в двух направлениях, так что, с какой стороны ни посмотри - виден Крест. В стеклянных витринах, усыпанных клочками бумаги, в деревянных пеналах, обернутых в кофры, лежат мощи святых, к которым обращаются со своими просьбами и молитвами многочисленные паломники, которые посещают коптские церкви.

Аль-Муалляка единственная церковь, в которую можно попасть с внешней стороны форта, все остальные церкви находятся внутри форта. Храм стал наиболее значимым из всех шести церквей после публичного явления Пресвятой богородицы над храмом в 60-е года ХХ столетия. Пречистая молилась Господу, источая свет в ночи, и благословляла страждущих исцелиться, после чего они выздоравливали.
***

ЧУДЕСА ЕГИПЕТСКИЕ

Чудеса в Каире – не единственные в Египте.
В 1982 году подобные явления повторились в другом храме Богородицы в Каире, на улице эль-Гамхурия.
25 марта 1986 года Богородица явилась в Шубре, одном из христианских кварталов Каира над храмом святой мученицы Деминианы и 40 дев, они продолжались там до 1991 года.

Примечательно, что там свидетели (в том числе и члены папской комиссии из Ватикана!) четко видели изображение Младенца Иисуса на руках у Девы Марии – оно появилось во время Божественной литургии. Видение появлялось и в храме, возле алтарной стены.
С августа по сентябрь 1997 года продолжались явления Богородицы над храмом в деревне Шентана в провинции Менуфия – они тоже зафиксированы епископами Коптской церкви и секретарем Папы Римского.
А в августе 2000 года начались явления Богородицы в Асьюте, городе в 290 километрах к югу от Каира. Там Богородицу видели над церковью Святого Марка.

В 2002-м Богородица являлась в церкви в Гизах, неподалеку от пирамид. Дева Мария, сотканная из света, простирала руки к людям. Полицейские и военные направили мощные прожекторы в сторону явления, но не смогли затмить заливавший всю округу свет...
А в одной из самых древних коптских церквей во имя свв. мчч. Сергия и Вакха, построенной над пещерой, где по преданию останавливалось Святое Семейство, мироточит Крест на каменной колонне.

Покров Пресвятой Богородицы простирается над Египтом. Богородица не оставляет своих чад.
Явления Пресвятой Богородицы явно связаны с пребыванием Святого Семейства в Египте, где оно нашло убежище от царя Ирода, здесь произошла первая проповедь Младенца Христа, в результате которой старые боги были уничтожены, и воссиял свет истинной веры, а египетская земля и ее народ получили благословение от Господа.
К этому периоду относится Древо Богородицы в Каире, а также пещера, где скрывалось святое семейство (храм Сергия и Вакха).

В Каире, а точнее в его старинных предместьях, которые сегодня являются частью города, Святое Семейство ожидали как драматические, так и теплые встречи.
В дальнейшем, благословение, полученное народом Египта, проявилось в распространении христианства в Египте.

Места, где останавливались Дева Мария, Иосиф и младенец Иисус, сохранились не только в истории, здесь располагаются старинные церкви и монастыри в память о тех событиях.
И даже мусульмане благоговейно относятся к местам пребывания Святого семейства. Например, охранник в Матарейи, бесплатно помогает при осмотре святыни.

«В шумном, бедном районе Зейтун, на окраине Каира, стоит Церковь, посвященная Матери Божией, построенная на месте, где по преданию отдыхало Святое Семейство во время бегства в Египет. Церковь принадлежит Православным коптам, египтянам чистейшей крови, не прошедшим через арабизацию посредством принятия ислама. „Копт» фактически арабское название, данное первоначально всем египтянам, но закрепившееся после исключительно за христианами в отличие от египтян мусульман.

Христианство пришло в Египет в апостольские времена (Святой Апостол Марк) и широко распространилось по стране, ставшей колыбелью славного движения монашества при Преподобных Антонии Великом и Пахомии Великом, а также центром богословия при Святителях Афанасии Великом и Кирилле Александрийском. Несмотря на свою малочисленность среди мусульманского мира, копты сохранили верность своей Церкви, и за последние годы начинается обновление монашества, в частности, в древних Нитрийских Монастырях.

Церковь в Зейтуне построена в 1925 году по повелению самой Богородицы, явившейся во сне хозяину участка земли Ибрагиму Паше. „Ты должен построить Мне Церковь. Если ты это сделаешь, то через 50 лет Я сюда прийду», — сказала Божия Матерь.»

Явления Богородицы в Зейтуне происходили со 2 апреля 1968 года по 29 мая 1971 года в городе Зейтун, пригороде Каира, столицы Египта. Богоматерь периодически являлась в виде светящегося образа над куполами церкви. Миллионы египтян и иностранцев всевозможных вероисповеданий наблюдали явления, длящиеся от нескольких минут до нескольких часов.

Явления

По словам очевидцев, начиная со 2 апреля 1968 года, Дева Мария, являлась в различных образах над зданием Коптской православной церкви Святой Девы Марии в Зейтуне, пригороде Каира. Явления длились от нескольких минут до нескольких часов, и иногда сопровождались появлением светящихся объектов, похожих на голубей. Эти явления видели миллионы египтян и иностранцев, в их числе копты, православные, католики, протестанты, мусульмане, иудеи и люди, не принадлежащие ни к какой деноминации. Как утверждается, были многочисленные исцеления больных и слепых. В результате, многие люди обратились в христианство.

Патриарх Александрийский Кирилл VI назначил комиссию из высокопоставленных священников и архиереев для расследования этого вопроса. Комиссию возглавлял епископ Григорий, Епископ Высшей школы, Коптской культуры и Научных исследований. 4 мая 1968 года Патриархия Коптской Православной Церкви опубликовала официальное заявление, подтверждающее явления.

Коптский Католический Патриарх Кардинал Стефан I официально подтвердил истинность явлений. Он сказал, что, вне всякого сомнения, явления Богоматери Зейтунской происходили и наблюдались многими коптскими католиками из его паствы, которых он знает и которые заслуживают доверия.

Явления также подтвердили иезуитский священник отец д-р Генрих Хабиб Айрут, ректор католического Collège de la Sainte Famille в Каире, и священник д-р Ибрагим Саид, глава протестантского евангелического духовенства.

Монахини из Общества Священного Сердца также стали свидетелями явления и направили подробный отчет в Ватикан. В результате, 28 апреля 1968 года из Ватикана прибыли два посланника, которые сами наблюдали Явления и направили доклад Папе Римскому Павлу VI (сообщение в газете «Al Ahram» от 6 мая 1968 года).

На уровне Египетского правительства также была подтверждена истинность Явлений Богоматери.

Явления были сняты на видеоплёнку и транслировались египетским телевидением. Они также были засняты фотографами многих газет.

Расследования, проведённые полицией, не могли найти никаких объяснений этим явлениям. В радиусе 24 км не было найдено никакого устройства, способного проецировать изображение на купол храма. Фотографы из независимых изданий выражали мнение, что подобные явления не могли быть результатом манипуляций.

Скептически настроенные исследователи не могут найти убедительных аргументов, отрицающих реальность Явлений. Дэйл Аллисон (Dale C. Allison) пишет: «Я должен признаться, однако, что не нахожу никакого объяснения наблюдениям Девы Марии в 1968-1969 годах в коптской церкви Св. Марии, в Зейтуне, Египет; по сообщениям, Её видели десятки тысяч мусульман и христиан. (I must confess, however, that I am at a loss to explain the 1968-1969 sightings of the Virgin Mary at St. Mary Coptic Church in Zeitoun, Egypt; she was reportedly seen by tens of thousands, both Muslims and Christians.)» Майкл Кэрролл называет Явления «неоспоримой реальностью»: «неоспоримая реальность чего-то светящегося наверху церкви Девы Марии в Зейтуне (the undeniable reality of a luminous something atop the Church of the Virgin in Zeitoun)».

Коптская православная церковь построила и освятила две церкви в честь Божией Матери Зейтунской (день празднования 2 апреля), одну во Франции и другую в Вене.

Сообщения в прессе

Выход 4 мая 1968 года «Заявления Патриаршей резиденции в Каире», сделанного по указу Главы Коптской Церкви Святейшего Патриарха Кирилла VI, на следующий же день был освещён на первых страницах всех основных Каирских газет:

«Аль-Ахрам» (полуофициальная правительственная газета): «Патриарх Кирилл VI выпустил заявление, подтверждающее Явление.»
«Аль-Гумхурия»: «Патриарх объявил Явление Девы Марии в церкви в Зейтуне.»
«Аль-Ахбар»: «Тысячи граждан различных религий утверждают, что они видели Деву Марию.»
«Ватани»: «Преображение Девы Марии в Зейтуне превосходит Её преображение в Фатиме, Лурде и Испании.»
«Прогресс Диманш» (франко-язычная газета): «Чудесное Явление Девы Марии.»

Майкл Карол (Michael P. Carroll) сообщает о достаточно широком освящении Явлений, опубликованном 6 мая 1968 года в лондонской «Таймс» (The Times).

В 1968 году «Нью-Йорк Таймс» (The New York Times) также опубликовала несколько ст

Вконтакте

В ночь с четверга на пятницу 11 декабря 2009 года тысячи жителей городского района Warraq al-Hadar в Каире стали свидетелями очередного чуда явления Богоматери. Необычное световое явление, напоминающее человеческую фигуру с нимбом, было замечено над крышей храма Богородицы и Архангела Михаила, относящегося к Коптской православной церкви. Феномен наблюдался с 01.00 до 04.00 и был зафиксирован очевидцами на фото и видео, доступное ныне в Интернете. Несмотря на то, что данное событие имело довольно сильный резонанс на Западе, в русскоязычном сегменте всемирной паутины на настоящий момент оно должного освещения не получило.

Как сообщила польская исследовательская организация "Nautilus", первым необычное явление заметил около 20.30 мусульманин Хасан, находившийся в своем баре. Это был сильный свет, источавшийся со стороны церкви. Некоторые прохожие также заметили свечение, а также некого "голубя" (голубку), кружившего над храмом. После 01.00 появилась непосредственно отождествляемая с Богородицей фигура, которая начала перемещаться по крыше храма. Вокруг быстро собралась огромная толпа, певшая песни и гимны в честь Богоматери.


Подробностей о событиях той ночи известно мало. По выложенным в сети роликам, можно говорить о наличии съемок нескольких этапов явления: с разных положением фигуры, наличия и отсутствия свечения венчающих церковь крестов. На одной из видеозаписей явно запечатлен момент исчезновения светящейся фигуры. К сожалению, о качестве представленных видеоматериалов говорить не приходится.

Известно, что подобные явления в Каире и Египте в целом происходили не единожды. Наиболее известными являются многократные явления Богородицы над коптской церковью Святой Девы Марии в пригороде египетской столицы Зейтун со 2 апреля 1968 года по 29 мая 1971 года. В этом случае также наблюдалась светящаяся фигура на крыше храма и иные световые проявления, длившиеся от нескольких минут до нескольких часов. В других местах аналогичные чудеса случались в 1982 (Edfu), 1997 (Shentena Al-Hagar), 2000-2001 (Assiut) и 2002 (Ormania Gharibia) годах.


В случае египетских чудес, явно религиозного характера, в их достоверности сомневаться не приходится. Их свидетелями стали тысячи, даже десятки и сотни тысяч людей различного социального статуса и вероисповедания. Объективность этих аномальных явлений подтверждается фото- и видеосъемками. Другое дело - вопрос о природе данных феноменов. Если для верующих людей здесь все предельно ясно, то для ученого мира все не столь однозначно. По сравнению с выдвинутыми несколько сомнительными предположениями о "видениях, свойственных кризисным периодам" и "массовых заблуждениях вследствие неправильной интерпретации световых явлений", довольно интересной выглядит предложенная в 1989 году идея нейрофизиолога М. Персингера и геолога Дж. Дерра о взаимосвязи означенных явлений с сейсмической активностью. Но окончательный ответ на данный вопрос, если это вообще возможно, все еще предстоит найти впереди.

Чудо в Зейтуне - явление Богородицы

В разгар «холодной войны», на рубеже 60–70-х гг. мир облетела ошеломительная весть о явлении Богородицы тысячам людей в египетском Зейтуне (пригород Каира). Были сделаны многочисленные фотографии, запечатлевшие Деву Марию с младенцем Иисусом на руках, светящихся голубей, огромные вспышки света. В СССР, за «железным занавесом», эти чудеса были восприняты верующими как знамение скорого конца безбожного режима. Однако даже сейчас об этом удивительном историческом явлении у нас мало кто знает.
Русского пилигрима, забравшегося в горы близ Дамаска, чтобы посетить монастырь Св. Феклы, может удивить почтение, с которым православные монахини относятся «коптской» иконе «Чудо Богородицы в Зейтуне». Ее иконография может показаться православному человеку очень необычной. Пресвятая Дева в нимбе из золотых звезд парит над куполом храма, из ее распростертых ладоней бьют снопы света. Такие же иконы вы увидите в греческих храмах Святой Земли и, конечно же, в самом Египте. Почитание «коптской» иконы Богородицы Зейтунской широко распространено на православном Ближнем Востоке.
Небольшая пятикупольная церковь Богородицы в каирском пригороде Зейтун стоит в тени громадного современного собора. Три десятка лет назад здесь произошли события едва ли не самые впечатляющие за всю историю христианства. 2 апреля 1968 года рабочие-мусульмане автобусного парка, находившегося рядом с храмом, увидели странное зрелище - на крыше церкви стояла полупрозрачная женская фигура, от которой исходило свечение. Сначала они не поняли, но затем ужаснулись. Прибежавшие люди увидели на крыше Богородицу - такой, как Ее изображают на иконах в деисусном чине иконостаса, молящуюся перед крестом храма, от которого тоже исходило сияние. Пришедшие фотографы сделали первые кадры. Весть о явлении облетела коптские кварталы.

Люди шли и шли к храму, быстро наименованному Явленным (Apparition church). В некоторые дни Явление повторялось. Начали приносить больных, и стали происходить чудесные исцеления от рака, туберкулеза. В храме ежедневно молились. В некоторые дни над фигурой Девы был виден светящийся голубь, в небе - образ Креста.
Коптский народ, изрядно приунывший от тягот недавней войны, воспрял духом. Люди знали, Кто за них молится.
О чудесных событиях скоро узнал весь мир. Очевидцами явлений, продолжавшихся непрерывно в течение трех лет, были сотни тысяч людей, среди которых немало фотокорреспондентов и журналистов. Однако в нашей стране, находившейся тогда за большевистским «железным занавесом», обо всех этих событиях практически ничего не известно. Показания многочисленных свидетелей обобщил журналист Фрэнсис Джонсон в своей книге «Когда миллионы видели Деву Марию», выдержавшей пять переизданий.
Автор обращает внимание на то, что явления совершались над и вокруг церкви в Зейтуне, деловом пригороде Каира, лежащем в непосредственной близости от маршрута, по которому следовало Святое Семейство во время бегства в Египет. Земля, на которой стоит церковь, первоначально принадлежала семье копта по фамилии Халил. В 1920 году одному из членов его семьи во сне явилась Богородица и велела построить храм на этом месте. Храм был воздвигнут в 1925 году и после этого переулок стал называться Халил Лэйн (переулок Халила). И вот, 50 лет спустя, Пресвятая Дева как будто благословила храм таким образом.

Предыдущее явление Богоматери было в 1962 году в советской Литве. Пресвятая Дева сказала тогда, что в следующий раз Она придет в Египет.
Первое видение в Зейтуне, как уже было сказано, случилось вечером 2 апреля 1968 года, в 20.30. Вот что рассказали рабочие-мусульмане, прибывшие на обычную пересменку к воротам своего гаража, что напротив церкви Святой Марии. Час пик уже прошел, и в наступающей темноте на улице были только одна машина и несколько женщин, идущих на освещенной фонарем стороне. Внезапно какое-то движение над средним куполом храма привлекло внимание женщин. Двое рабочих отставили свои чашки чая и застыли в изумлении - коленопреклоненная «белая леди» стояла рядом с крестом на верхушке купола. Один из рабочих, по имени Фарух, указал перевязанным пальцем (который ему должны были ампутировать на следующий день) и закричал из всех сил, думая, что девушка хочет броситься вниз: «Леди! Не прыгайте! Не прыгайте!» Движимый чувством отчаяния, он бросился вызвать пожарных и полицию, а несколько его товарищей - позвать священника отца Константина.
В этот момент «Леди», облаченная в мерцающую светом одежду, встала на ноги. Одна из женщин внизу закричала по-арабски, внезапно осененная: «Наша Богоматерь Мария!». Едва с ее губ сорвался этот возглас, как неизвестно откуда появилась стая белых голубей, и стала парить рядом с видением. Через несколько мгновений необычное видение поблекло в потемневших небесах, оставив зрителей ошеломленными и безмолвными.

На следующее утро, когда рабочий-очевидец Фарух прибыл в госпиталь на операцию, хирург был поражен, увидев палец абсолютно здоровым. Это было первое известное чудо исцеления в Зейтуне.
Краткий рассказ о первом видении был помещен в выпуске каирской газеты Wantani. Неделю спустя произошло второе видение, затем еще и еще, в быстрой последовательности. Они всегда происходили ночью и сопровождались таинственным светом, сиянием и блеском вокруг церкви, которые образовывали как бы балдахин из звезд. Один из свидетелей описывает это как «ливень из бриллиантов». Минуты спустя появлялась стая сияющих голубей и летала вокруг залитой потоками света церкви. Очевидцы описывают их как странных птиц, - будто бы сделанных из света, которые летали с поражающей скоростью, но не махали крыльями. Иногда семь или более птиц летали в форме креста. Потом они сбивались в стаю и внезапно исчезали, будто таяли снежные хлопья.

Вскоре слепящая вспышка света будто всасывалась в церковную крышу. Уменьшаясь, свет приобретал форму Богоматери. Она всегда была в длинной одежде и покрывалом на голове из голубовато-белого света. Складки одежды трепетали на теплом ветру. Вокруг головы было ослепительное сияние в виде нимба. Оно было таким сильным, что делало практически невозможным различить черты лица. Видение без усилий скользило сквозь купола и приветствовало толпу внизу. Неожиданно Она могла появиться над или между пальмовыми деревьями во дворе церкви, или являлась как шар света на одной из 4 угловых глав, или у поддерживающих их каменных арок. Частота видений варьировалась. В первые дни явление Богородицы происходило почти каждую ночь, иногда по несколько раз в ночные часы. Поэтому многие сотни наблюдателей могли быстро сбегать домой и привести сюда своих родственников или соседей. С течением времени видения, однако, стали появляться менее часто. Время от времени Пресвятую Деву можно было видеть с младенцем Иисусом на руках, или со святым Иосифом вместе со Христом - ребенком лет 12-ти.
Новости о видениях распространялась с быстротой пламени, вызывая волну сильного воодушевления невероятного множества христиан, мусульман, иудеев и даже неверующих. Толпы собиравшихся по ночам достигали 250 тысяч человек. Каждое появление Богородицы сопровождалось оглушительными криками, плачем огромного количества людей, осаждавших со всех сторон церковь: «Мы верим в Тебя, Святая Мария! Мы свидетельствуем о Тебе, Святая Мария!»

Множество мусульман, стоя на коленях на своих циновках, цитировали вирши из Корана в честь Святой Марии (ислам испытывает определенное почтение к Деве Марии и признает Непорочное зачатие Христа). Другие молились в унисон с католиками, коптами и протестантами. Впервые в истории христиане и мусульмане молились вместе в таком большом количестве.
В ранние часы фотограф Вагих Ризк Матта впервые успешно сфотографировал видение. «Явление - говорит он - было таким резким, что слепило мне глаза. Я был словно поражен ударом тока. Я щелкнул камерой несколько раз и неожиданно обнаружил, что моя больная рука исцелена». Растущее количество других исцелений подвигло коптские церковные власти даже организовать специальный Медицинский комитет, чтобы расследовать случаи исцелений.
Епископ Григорий, руководитель Академии коптской культуры и научных исследований: «Эти события не имеют равных в прошлом ни на Востоке, ни на Западе. Однажды я видел отверзшиеся небеса, и Святая Мария появилась в этом разрыве. Она выглядела больше ростом, чем обычная человеческая фигура, молодая, прекрасная и сияющая. У Нее на голове было что-то вроде покрывала. Она смотрела в направлении креста на куполе главного храма. Она выглядела как скорбящая Мать. Она не выглядела счастливой. Она стояла там в течение 2 или 3 часов. Иногда Она медленно двигалась. Временами у Нее в правой руке была оливковая ветвь, а иногда Она поднимала обе руки в молении. Иногда Богородица являлась с Младенцем Христом на руках - тогда она выглядела счастливой, иногда улыбалась. Она всегда была милостивой. Затем Она возвращалась к куполу, фигура превращалась в светящийся шар и таяла в темноте».

Епископ Афанасий из Бени Зуиф: «Было трудно стоять все время прямо перед церковью, так как волны людей толкали меня со всех сторон. Богородица была в 5–6 метрах над куполом, высоко в небе, в полный рост, как фосфорицирующая статуя, но она не была безжизненная. Было заметно движение тела и складок одежды. Она сделала жест рукой, благословляя народ. Это было что-то сверхъестественное что-то очень, очень небесное».
5 мая 1968 года специальный комитет иерархов Коптской Церкви обратился к своему папе Кириллу VI:
«Мы имеем большую честь представить Вашему Преосвященству эти исследования, касающиеся появления Благословенной Девы в нашем коптском православном храме в Зейтуне (г. Каир). 27 апреля 1968 года после того, как Вы нас направили, мы выехали на место, где находится церковь, и стали беседовать с очевидцами. В итоге опроса рабочих гаража, населения Зейтуна - христиан и мусульман - мы пришли к заключению, что появление Пресвятой Богородицы было несколько раз на куполах церкви со 2 апреля по сегодняшний день (5 мая). Множество людей из разных частей страны видели Богородицу и подтвердили это письменно. Многие с энтузиазмом посылали нам свои письма со свидетельствами. Мы представляем Вам эти показания с собственными свидетельствами того, что видели своими глазами».

Вот что сказал о Зейтунском чуде о. Николай, настоятель церкви Николы Чудотворца в городе Видное: «Чтобы случайно не отвергнуть явленное нам свыше чудо, нужно смотреть по плодам. То есть на то, какие последствия имели зейтунские события. Привели ли события, произошедшие в Коптской Церкви, к укреплению веры среди людей? Нужно, не отвергая, внимательно изучить все, что связано с этими явлениями, иначе мы рискуем вместе с водой выплеснуть и ребенка».
По сообщению бенедиктинского монаха Джерома Палмера, который также написал книгу о видениях в Египте, христиане и нехристиане свидетельствовали, что то, что они видели в Зейтуне, приводило их к вере в Бога. «Люди - пишет он - начали думать, что Христианство - это новый путь, особенно те, кто раньше был неверующим. Определенно, вера в Бога, в сверхъестественное усиливалась». Вместе с тем, «в этих явлениях не заключалось никаких посланий, да ведь и сотни посланий не смогли бы сделать того, что сделали видения в Зейтуне», - резюмирует автор.
Чудо в Зейтуне - не единственное, происходившее в Коптской церкви. Уже в 80-х годах чудный свет стали видеть по ночам в храме св. мч. Дамиана в еще одном каирском районе Шубра. А в одной из самых древних коптских церквей во имя свв. мчч. Сергия и Вакха, построенной над пещерой, где по преданию останавливалось Святое Семейство, мироточит Крест на каменной колонне.

Своими размышлениями и восспоминаниями о Зейтунских явлениях поделилс игумен Варсонофий (Хайбулин):

«С недавних пор чудеса в Египте стали возобновляться. В 2000 году наблюдались явления Богородицы в Асьюте. По описанию очевидцев, в Праздник Преображения Господня, 19 августа примерно в 11.35 из разных мест - над куполом и на колокольнях храма - появились светящиеся голуби, и стал источаться сильный аромат. После этого над средним крестом началось явление Девы Марии в виде звезды, излучающей яркий свет. Объем и сила этого света стали увеличиваться, пока не вырисовалась фигура Божией Матери. Она стала двигаться по направлению к северной колокольне, обошла ее вокруг, и затем снова направилась к кресту. На Богородице было головное покрывало голубого цвета. Из Ее пречистых рук исходил свет. Явления повторялись многократно и, как и в случае с явлениями в Зейтуне, их наблюдали тысячи верующих. Также в 2002 году при большом стечении народа и полиции (которая была стянута во избежание волнений) наблюдались чудесные видения Девы Марии в городе Омрания, округ Гиза.
Наши единославные греки, точнее Александрийский Патриархат в Египте, отвернулись от этого чуда. Потому что копты - «монофизиты».

В России же, где в 1968 году господствовал атеизм, к чудесам в Зэйтуне с самого начала отнеслись совсем иначе. Как мне говорили, даже сам Патриарх Московский и всея Руси Алексий I, узнав об этих событиях и подразумевая приниженное положение Церкви в СССР произнес: «Слава, Богу, значит, у нас еще есть будущее!». И это мнение разделяли и продолжают разделять многие среди духовенства, включая епископат. Так по моим сведениям митрополит Смоленский Кирилл с большим почтением относится к Зейтунским событиям».
Чудо это стало неотъемлемой частью жизни Коптской Церкви, что отражено в тысячах издаваемых книг, фотографий и икон. На одной из таких икон Богородица изображена с нимбом из звезд в окружении парящих над ней белых голубей. Из ладоней Девы Марии исходит свет.
Зейтунские явления являются, возможно, наиболее впечатляющим и лучше всего документированным «чудом» нашего времени. Как к нему относится, ответить непросто, ибо мнения ведущих богословов современности и иерархов Православной Церкви разнятся. Святые отцы Церкви в подобных случаях советовали принимать не принимая, то есть и не принимать, и не отвергать, оставаясь осознанно в состоянии неведения, в стороне от ажиотажа и шума, вне построения своих теорий и мнений, чтобы не ошибиться. Ведь духовный мир для всех нас по-прежнему непостижим и загадочен...

НАША СПРАВКА:

Коптская церковь - колыбель восточного монашества
Египет был одной из первых стран, где воссиял свет христианства. Труды апостола Марка, который в Египте принял мученическую кончину, принесли богатые плоды: церкви быстро вырастали по всей стране. Множество церквей было в долине Нила, старинные коптские монастыри и церкви сохранились до наших дней.
Коптская Церковь принадлежит к семье древних восточных Церквей, к которой относятся также Армянская, Эфиопская, Сиро-Яковитская и др. Эти Церкви называют «дохалкидонскими», поскольку в период богословских споров они не приняли решений IV Вселенского собора, имевшего место в Халкидоне в 451 году. Первоначально Коптская Церковь входилась в состав Александрийской патриархии, но после избрания первого коптского Патриарха Феодосия (536–538) окончательно отделилась от нее и стала самостоятельной национальной Церковью.

Само название «Коптская Церковь» говорит о ее древности. Слово «копт» происходит от арабского «кубт» - это искаженное греческое название Египта - Aiguptos. А оно, в свою очередь, восходит к «Ха-Ка-Птах» - древнему культовому наименованию Мемфиса. Как отмечал в начале ХХ века выдающийся отечественный востоковед Борис Александрович Тураев, «около миллиона потомков подданных древних фараонов, единоплеменников св. Антония и Пахомия Великих, до сих пор с гордостью называют себя «египтяне православные». В настоящее время число коптов, живущих в Египте, по разным оценкам достигает 5–7 млн. человек. Копты живут по своему собственному календарю, который повторяет календарь фараонов. Год состоит из 12 месяцев по 30 дней и одного месяца, состоящего из 5 дней (6 дней в високосный год). Рождество празднуется 7 января, Крещение - 19 января. Празднование Пасхи не имеет фиксированной даты.



Похожие статьи