Как построить граф классификации. Соблюдем иерархию

  • Направление 230400 «Информационные системы и технологии» , 20.25kb.
  • Программа дисциплины " Банковские информационные системы. Маркетинг банковских информационных , 291.97kb.
  • Урок по информатике «Информационные модели» , 76.56kb.
  • Программа дисциплины "Проектирование информационных систем" Индекс дисциплины , 261.62kb.
  • Программа курса для направления 230200. 68 «Информационные системы. Программа Базы , 119.9kb.
  • Темы рефератов по информационным технологиям Информационные системы. Классификация , 8.5kb.
  • Материальные и информационные модели , 27.68kb.
  • Программа курса «архитектура ЭВМ и систем» 2 курс, специальность: «Информационные системы» , 181.11kb.
  • Программа 3 информационные и вычислительные технологии в задачах поддержки принятия , 598.4kb.
  • 11 класс

    Практикум к главе 1 «Информационные системы»

    Раздел 1. Системология

    Работа 1.1. Модели систем (к §1.1.2)

    Используя текстовый редактор, подготовьте небольшой отчет на тему «Модели систем», выполнив два следующих задания.

    ЗАДАНИЕ 1. Модель «черного ящика»
    Опишите проблему множественности вариантов модели «черного ящика» для одной и той же системы на примерах знакомых вам систем: радиоприемник, автомобиль, компьютер, столовая, школа и пр. (можете продолжить список). Перечислите при этом нежелательные входы и выходы. Установите, как можно устранить недостатки системы (нежелательные связи со средой). Описание представьте в табличной форме.
    ЗАДАНИЕ 2. Модель состава системы
    Изобразите графическими средствами модель состава систем, рассмотренных в первом задании. Обоснуйте вашу модель с точки зрения ее назначения. Отметьте, какие составляющие системы в этой модели рассматриваются в качестве элементов, а какие в качестве подсистем.

    ЗАДАНИЕ 3. Построение структурной схемы сложной системы

    Вариант 1

    Используя графические средства, нарисовать схему, отражающую состав и структуру танкового батальона армии ФРГ, приведенную на рис.1.

    Рис.1.

    Уровень 2: задания на самостоятельную разработку

    Вариант 2

    Построить граф, отображающий состав и структуру мотопехотного батальона армии ФРГ (образца 1970 года) по следующему описанию.

    Батальон на БМП (боевые машины пехоты) имел численность 764 человека. Во главе батальона стоял командир, которому подчинялись штаб и 5 рот: штабная и снабжения, минометная и 3 мотопехотные. Рота штабная и снабжения состояла из управления и 3 взводов: штабного, связи и снабжения. В штабном взводе было 4 отделения: штабное, мотоциклистов, транспортное и разведывательное. Во взводе связи было 3 отделения радиосвязи и 2 отделения проводной связи. Во взводе снабжения было 4 отделения: материально-технического обеспечения, продовольственного снабжения, транспортное и санитарное. Минометная рота состояла из управления, двух отделений передового наблюдения, отделения обеспечения и 6 расчетов 120-мм минометов.

    Каждая мотопехотная рота (163 чел.) имела в своем составе 3 мотопехотных взвода по 48 чел. Каждый взвод состоял из группы управления и 4 мотопехотных отделений по 10 чел. Отделение делилось на две группы: первая - командир машины, наводчик-оператор (МБП "Мардер" оснащался 20-мм пушкой и двумя пулеметами) и механик-водитель; вторая - командир отделения, пулеметчик, гранатометчик, огнеметчик и 3 стрелка.

    ЗАДАНИЕ 4. Построение графов классификаций

    Уровень 1: выполнение задания по образцу

    Вариант 1.

    Используя графические средства, нарисовать схему, отражающую классификацию геометрических объектов, приведенную на рис.2.

    Уровень 2: задания на самостоятельную разработку

    Построить граф классификации для описанной системы.

    Вариант 1. Биологическая классификация

    . Согласно биологической классификации выделяют 3 империи (надцарства): археобактерии, эукариоты и прокариоты. К империи эукаритов относятся царства грибов, растений и животных. К царству животных относятся типы членистоногих, моллюсков, иглокожих, кишечнополостных, хордовых и др. К типу хордовых относятся классы рыб, амфибий, рептилий, млекопитающих, птиц. К классу млекопитающих относятся отряды китов, ластоногих, хищных, грызунов, копытных и др.. К отряду хищных относятся семейства медвежьих, енотовых, псовых, виверровых, кошачьих и др.. К семейству псовых относятся роды лисиц, енотовидных собак, собак, фенеков, песцов и др. К роду собак отнсятся виды собак домашних, волков, шакалов, койотов. К виду собак домашних относятся овчарки, спаниели, водолазы, сенбернары, доги, болонки и др.

    Вариант 2. Классификация в русском языке

    Предложения в русском языке классифицируются по составу, по интонации и по цели высказывания.

    По составу предложения делятся на нераспространенные и распространенные. Нераспространенные предложения состоят только из двух членов: подлежащего и сказуемого. Пример нераспространенного предложения: "Птицы прилетели". Распространенные предложения состоят из подлежащего, сказуемого и второстепенных членов предложения. Пример распространенного предложения: "Ранней весной прилетели первые птицы".

    По интонации предложения делятся на восклицательные ("Пришла весна!") и невосклицательные ("Пришла весна.").

    По цели высказывания предложения делятся на повествовательные, вопросительные и побудительные. Повествовательное предложение: "Мы собрали много грибов и ягод". Вопросительное предложение: "Вы собрали много грибов и ягод?". Побудительное предложение: "Собирайте грибы и ягоды!".

    Работа 1.2 . Проектирование инфологической модели (к §1.1.4)

    Уровень 3: творческие задания

    Для выполнения индивидуального проекта выберите предметную область из предлагаемого ниже списка. Список может быть дополнен учителем или учениками. Проведите системный анализ предметной области и попытайтесь построить инфологическую модель.

    Темы заданий для индивидуального проектирования

    1. Больница (стационарное отделение)
    2. Больница (поликлиника)
    3. Расписание уроков в школе
    4. Библиотека (книги, читатели, библиотекари)
    5. Дорожно-транспортные происшествия (участники, машины, обстоятельства ДТП)
    6. Футбольный чемпионат (команды, график игр, результаты игр, футболисты)
    7. Городская телефонная сеть (АТС, абоненты, оплата, переговоры)
    8. Авиарейсы (самолеты, пилоты, рейсы, пассажиры)
    9. Отдел кадров предприятия (отделы, сотрудники, должности, зарплата …)
    10. Предприятие торговли (отделы, товары, продавцы, ….)

    Темы для рефератов по разделу «Системология»

    1. Различные подходы к определению системы в науке
    2. Системный подход и системный анализ
    3. Проблема систематизации в естественных науках
    4. Проблема систематизации в гуманитарных науках
    5. Классификация компьютерных информационных систем

    Раздел 2. Базы данных

    УРОВЕНЬ 1: выполнение заданий по образцу

    Работа 2.1. Знакомство с СУБД MS Access

    Цель работы : освоение простейших приемов работы с готовой базой данных в среде СУБД MS Access:

    • открытие базы данных
    • просмотр структуры БД в режиме «Конструктор»
    • просмотр содержимого БД в режимах «Таблица» и «Форма»
    • добавление записей через форму
    • быстрая сортировка таблицы
    • использование фильтра

    Используемые программные средства : MS Access.

    Примечание : для выполнения этой работы предварительно должна быть подготовлена однотабличная база данных «ВИДЕОТЕКА», структура и содержание которой описаны в Приложении к данной работе, а также создана форма к этой таблице. В дальнейшем таблицу, в которой хранятся сведения о видеодисках, а также соответствующую форму будем называть «Видеодиски».

    Справочная информация

    Существуют СУБД, ориентированные на программистов и ориентированные на конечного пользователя. Любые действия, выполняемые с базой данных, производятся на ЭВМ с помощью программ. СУБД, ориентированные на программистов, фактически являются системами программирования со своим специализированным языком, в среде которых программисты создают программы обработки баз данных. Затем с этими программами работают конечные пользователи. К числу СУБД такого типа относятся FoxPro, Paradox и др.

    СУБД Microsoft Access (MS Access) относится к системам, ориентированным на конечного пользователя. Она позволяет пользователю, не прибегая к программированию, легко выполнять основные действия с базой данных: создание, редактирование и манипулирование данными. MS Access работает в операционной среде Windows, может использоваться как на автономном ПК, так и в локальной компьютерной сети. С помощью Access создаются и эксплуатируются персональные базы данных, а также корпоративные БД с относительно небольшим объемом данных. Для создания крупных промышленных информационных систем MS Access не годится.

    Среда Access (см. рис.3) имеет интерфейс, характерный для Windows-приложений и включает в себя следующие составляющие: титульную строку с кнопками управления окном, главное меню, панель инструментов, рабочее поле и строку состояния. На рабочем поле устанавливается окно, соответствующее выбранному режиму работы. На рис.6 открыто окно, соответствующее основному режиму – режиму работы с базой данных, подрежиму работы с таблицей. Как и для любого приложения, в Access существует иерархия режимов, о которой будет сказано далее.


    Рис.3. Среда MS Access с окном базы данных на рабочем поле

    Данные , с которыми работает СУБД, также могут быть выстроены в иерархическую последовательность. На верхнем уровне такой иерархии находятся основные объекты MS Access. К ним относятся: таблицы , запросы , формы , отчеты, макросы и модули.

    Таблица – это главный тип объекта. Все остальные разновидности объектов являются производными от таблицы. Элементы данных, составляющих таблицу - это записи и поля. Свойства элементов таблицы определяются типами, форматами полей и некоторыми другими параметрами.

    Форма – это вспомогательный объект, без которого, в принципе, можно обойтись. Формы создаются для повышения удобства пользователя при просмотре, вводе и редактировании данных в таблицы.

    Запрос – результат обращения пользователя к СУБД для поиска данных, добавления, удаления и обновления записей. Результат поиска (выборки) данных представляется в табличном виде. Термином «запрос» называют также сами команды обращения к СУБД.

    Отчет – это документ, предназначенный для вывода на печать, сформированный на основании информации, содержащейся в таблицах и запросах.

    Макросы и модули являются объектами повышенной сложности и при начальном знакомстве с MS Access могут не использоваться.

    Еще одним особым видом данных является схема – описание структуры связей в многотабличной базе данных.

    Режимы работы СУБД Access многообразны. Так же, как и для других приложений Windows, иерархия режимов реализована через главное меню. Есть режимы общего характера: работа с файлами (меню Файл ); работа с буфером обмена (меню Правка ); режим настройки среды (меню Вид ); справочный режим (меню Справка ). Однако основным режимом можно назвать режим работы с базой данных. Он устанавливается после выполнения команды [Файл –Создать базу данных ] или [Файл – Открыть базу данных ]. Поскольку база данных храниться в файле, то в первом случае система потребует задать имя и место хранения файла, а во втором случае – указать на существующий файл с базой данных.

    После раскрытия на экране окна базы данных (рис.3) становятся доступными подрежимы работы с основными объектами Access: таблицами, запросами, формами и отчетами, которые инициируются открытием соответствующих закладок в окне. В каждом из этих режимов открывается выбор из трех командных кнопок: открыть, конструктор, создать . Если соответствующий объект еще не создавался, то активной является только команда создать . Если объект в окне выделен какой-то из существующих объектов, то активными будут также команды открыть и конструктор. Команда открыть позволяет просмотреть объект, а команда конструктор – просмотреть или изменить структуру объекта.

    Команды отдаются через главное меню, через кнопки на панели инструментов или в окнах, через контекстное меню (по правой кнопке мыши). Набор активных команд, как правило, носит контекстный характер, т.е. зависит от текущего режима работы. Наиболее важные команды вынесены на панель инструментов.

    ЗАДАНИЕ 1

    1. Запустить на исполнение MS Access.
    2. Открыть базу данных «ВИДЕОТЕКА» (путь и файл, в котором хранится БД, будет указан учителем).
    3. Установить режим работы с таблицей (закладка «Таблицы»). Открыть таблицу «Кассеты»: команда Открыть . Изучить содержимое таблицы.
    4. Закрыть таблицу. Перейти в режим работы с конструктором таблицы: команда Конструктор .
    5. Последовательно перемещаясь от поля к полю, познакомиться со свойствами полей: типами, форматами, описаниями.
    6. Закрыть конструктор.
    ЗАДАНИЕ 2

    ЗАДАНИЕ 3

    В этом задании выполняются действия на сортировку записей в полной таблице.

    1. Отсортировать таблицу в алфавитном порядке названий фильмов (ключ сортировки – поле «Фильм»). Для этого:
     выделить столбец «Фильм» (щелкнуть по заголовку)
    1. Отсортировать таблицу по двум ключам: «Страна» и «Время» в порядке убывания. Для этого:
     выделить два столбца: «Страна» и «Время» (щелкнуть по заголовкам при нажатой клавише)

     через контекстное меню или кнопку на панели инструментов выполнить сортировку.

    Обратите внимание на результат: записи с одинаковым значением поля «Страна» расположились в порядке убывания поля «Время». Здесь «Страна» называется первичным, а «Время» - вторичным ключом сортировки.

    ЗАДАНИЕ 4

    В этом задании выполняются действия, связанные с отбором записей из таблицы с помощью фильтра.

    1. Открыть таблицу «Кассеты».
    2. С помощью фильтра отобрать все кассеты, выданные клиентам. Для этого:
     отдать команду Записи Фильтр Изменить фильтр или через кнопку

     в появившемся шаблоне в поле «Выдана» щелчком выставить флажок (галочку)

     отдать команду Фильтр Применить фильтр или через кнопку

    1. Аналогично предыдущему отобрать все не выданные кассеты.
    2. Отобрать все фильмы, созданные в США.

    ПРИЛОЖЕНИЕ

    База данных «ВИДЕОТЕКА»

    Структура таблицы


    Имя поля

    Тип

    Размер

    Описание

    Номер

    Целый

    Номер видеокассеты

    Фильм

    Текстовый

    40

    Название фильма

    Страна

    Текстовый

    15

    Страна, где был снят фильм

    Время

    Время

    Продолжительность фильма в мин.

    Жанр

    Текстовый

    15

    Жанр фильма

    Дата

    Дата

    Дата приобретения кассеты

    Выдана

    Логический

    Да- если кассета выдана, нет – если кассета на месте

    Таблица базы данных


    Номер

    Фильм

    Страна

    Время

    Жанр

    Дата

    Выдана

    1

    Пятый элемент

    США

    125

    фантастика

    14.11.97

    Да

    2

    Титаник

    США

    185

    мелодрама

    17.03.98

    Нет

    3

    Кавказская пленница

    Россия

    100

    комедия

    24.05.96

    Да

    4

    Драйв

    США

    115

    боевик

    22.03.97

    Нет

    5

    По прозвищу Зверь…

    Россия

    85

    боевик

    03.03.97

    Да

    6

    Профессионал

    Франция

    125

    боевик

    09.09.96

    Нет

    7

    Игрушка

    Франция

    85

    комедия

    25.12.96

    Нет

    8

    Танцор диско

    Индия

    130

    мелодрама

    12.05.95

    Да

    9

    Патруль времени

    США

    102

    фантастика

    30.04.97

    Нет

    10

    Только сильнейшие

    США

    96

    боевик

    15.05.97

    Нет

    11

    Ромео и Джульетта

    США

    126

    мелодрама

    20.06.98

    Да

    12

    Зита и Гита

    Индия

    185

    мелодрама

    11.01.96

    Нет

    13

    На Дерибасовской хорошая погода..

    Россия

    95

    комедия

    26.06.97

    Нет

    14

    Джуниор

    США

    90

    комедия

    16.07.97

    Да

    15

    Парк Юрского периода

    США

    120

    фантастика

    29.10.96

    Нет

    16

    Крепкий орешек

    США

    120

    боевик

    31.01.97

    Нет

    17

    Затерянный мир

    США

    110

    фантастика

    04.04.98

    Да

    18

    Американский бой

    Россия

    110

    боевик

    15.03.97

    Нет

    19

    Невезучие

    Франция

    90

    комедия

    13.02.98

    Нет

    20

    Танго и Кэш

    США

    98

    боевик

    28.08.96

    Да

    Назовите объекты, имеющие такую структуру.

    Пусть структура системы изображается графом, приведенным на рис. 3:

    Изобразить в виде графа информацию об организации мотострелковых (мотопехотных) батальонов разных армий.

    1. Мотострелковый батальон армии СССР

    В середине 70-х гг. мотострелковый батальон Советской Армии насчитывал 395 человек и имел следующую структуру. Во главе стоял командир батальона. Ему подчинялись управление, штаб, 3 мотострелковые роты, взвод связи, минометная батарея, противотанковый взвод, отделение технического обслуживания, взвод снабжения и батальонный медицинский пункт. В управление батальоном входили сам комбат, заместитель по политической части, заместитель по технической части и техник батальона. Штаб состоял из начальника штаба, начальника связи, инструктора-дозиметриста, писаря и водителя бронетранспортера. Начальник связи являлся командиром взвода связи (еще 12 чел.). Минометная батарея состояла из управления (10 чел.) и двух взводов по 20 чел., в каждом - по 3 120-мм миномета. Противотанковый взвод состоял из отделения станковых противотанковых гранатометов (8 чел., 2 гранатомета СПГ-9) и двух отделений противотанковых управляемых ракет (по 6 чел. и по 2 ПТУ PC в отделении). Отделение технического обслуживания: командир отделения, водитель-автослесарь и старший механик. Взвод снабжения: командир взвода, его заместитель, хозяйственная часть (3 чел.) и автотранспортное отделение (4 чел.). Батальонный медицинский пункт: начальник пункта, шофер-санитар и 2 санитара.

    Мотострелковая рота состояла из управления (командир роты, заместитель по политической части, старшина роты), пулеметного отделения и 3 мотострелковых взводов. Пулеметное отделение состояло из командира отделения, водителя бронетранспортера и двух пулеметных расчетов, в каждом пулеметчик и помощник пулеметчика. Мотострелковый взвод имел командира взвода, заместителя командира и 3 мотострелковых отделения. В каждом отделении: командир отделения, пулеметчик, гранатометчик, помощник гранатометчика, старший автоматчик, 3 автоматчика и водитель бронетранспортера.

    2. Мотопехотный батальон армии США

    В середине 70-х гг. мотопехотный батальон армии США насчитывал 888 чел. и имел следующую организацию. Во главе стоял командир батальона. Ему подчинялся штаб и 5 рот: штабная (177 чел.), огневой поддержки (144 чел.) и 3 мотопехотные (по 189 чел. в каждой). Штабная рота состояла из 5 взводов: взвода связи, ремонтного взвода, взвода обеспечения, медицинского взвода и секции обслуживания штаба батальона. Рота огневой поддержки состояла из управления роты, радиолокационной секции, секции зенитных ракет (ЗУРО) "Ред-Ай", взвода разведки, минометного взвода и противотанкового взвода. Радиолокационная секция имела в своем составе 4 радиолокационные станции: две - малого радиуса действия (2-4 км), две - среднего (4-8 км). Секция ЗУРО имела 5 огневых расчетов по 6 установок "Ред-Ай" в каждом. Взвод разведки делился на группу управления (6 чел.) и две разведсекции (по 12 чел.). Минометный взвод состоял из группы управления и 4 отделений (в каждом - по одному миномету калибра 106,7 мм). Противотанковый взвод состоял из группы управления и 6 отделений, каждое - из двух расчетов противотанковых управляемых ракет (ПТУPC) "Toy".

    Мотопехотная рота состояла из управления роты, минометного взвода и 3 мотопехотных взводов. Минометный взвод состоял из группы управления и трех минометных отделений, каждое из которых имело миномет калибра 81 мм. Мотопехотный взвод (47 чел.) состоял из группы управления (командир взвода, помощник командира и радист), отделения оружия (11 чел.) и 3 мотопехотных отделений (по 11 чел. в каждом). Отделение оружия состояло из командира отделения, двух пулеметных расчетов по 2 чел. в каждом, двух расчетов противотанковых ружей по 2 чел. в каждом и двух подносчиков. Мотопехотное отделение состояло из командира отделения, водителя бронетранспортера и двух групп: группы "А" (командир группы, гранатометчик и 2 стрелка) и группы "Б" (командир группы, гранатометчик и 3 стрелка).

    3. Мотопехотный батальон армии ФРГ

    В середине 70-х гг. в армии ФРГ были мотопехотные батальоны двух видов: на боевых машинах пехоты (БМП) "Mapдер" и на бронетранспортерах (БТР) HS-30.

    Батальон на БМП имел численность 764 чел. Во главе батальона стоял командир, которому подчинялись штаб и 5 рот: штабная и снабжения, минометная и 3 мотопехотные. Рота штабная и снабжения состояла из управления и 3 взводов: штабного, связи и снабжения. В штабном взводе было 4 отделения: штабное, мотоциклистов, транспортное и разведывательное. Во взводе связи было 3 отделения радиосвязи и 2 отделения проводной связи. Во взводе снабжения было 4 отделения: материально-технического обеспечения, продовольственного снабжения, транспортное и санитарное. Минометная рота состояла из управления, двух отделений передового наблюдения, отделения обеспечения и б расчетов 120-мм минометов. Каждая мотопехотная рота (163 чел.) имела в своем составе 3 мотопехотных взвода по 48 чел. Каждый взвод состоял из группы управления и 4 мотопехотных отделений по 10 чел. Отделение делилось на две группы: первая - командир машины, наводчик-оператор (БМП "Мардер" оснащалась 20-мм пушкой и двумя пулеметами) и механик-водитель; вторая - командир отделения, пулеметчик, гранатометчик, огнеметчик и 3 стрелка.

    Биологическая классификация - 1

    Согласно биологической классификации выделяют 3 империи (надцарства): археобактерии, эукариоты и прокариоты. К империи эукариотов относятся царства грибов, растений и животных. К царству животных относятся типы членистоногих, моллюсков, иглокожих, кишечнополостных, хордовых и др. К типу хордовых относятся классы рыб, амфибий, рептилий, млекопитающих, птиц. К классу млекопитающих относятся отряды китов, ластоногих, хищных, грызунов, копытных и др. К отряду хищных относятся семейства медвежьих, енотовых, псовых, виверровых, кошачьих и др. К семейству псовых относятся роды лисиц, енотовидных собак, собак, фенеков, песцов и др. К роду собак относятся виды собак домашних, волков, шакалов, койотов. К виду собак домашних относятся овчарки, спаниели, водолазы, сенбернары, доги, болонки и др. Построить граф классификации. Является ли он деревом?

    Биологическая классификация - 2

    Все животные типа моллюсков двусторонне симметричны, имеют раковину, тело их делится на три отдела: голову, туловище и ногу. У моллюсков класса брюхоногих раковина - из одного куска, спирально закрученная. У моллюсков класса двустворчатых раковины - двустворчатые. У моллюсков класса головоногих нога имеет форму венца щупалец на голове, раковина скрыта под мантией (кроме наутилуса), все они хищники.

    Все животные типа иглокожих радиально симметричны, имеют под кожей скелет из известковых пластинок с шипами, который может выступать наружу. Все иглокожие класса морских лилий имеют тело в форме "чашечки", от которой отходят 5 раздваивающихся "рук". Все иглокожие класса морских звезд имеют тело в форме звезды или правильного пятиугольника, скелетные пластинки у них соединены подвижно связками и мускулами, все они хищники. У иглокожих класса змеехвосток лучи четко обособлены от диска, членистые, подвижные, напоминают хвосты змей. Все иглокожие класса морских ежей имеют тело шарообразное или яйцевидное, заключенное в усаженный иглами панцирь из 20 рядов сросшихся пластинок. У иглокожих класса голотурий скелет сократился до отдельных элементов, за счет чего они могут менять форму; вокруг рта имеют венец из 8-30 щупалец.

    Построить граф классификации. Используя граф, определить, какими признаками будут обладать следующие существа:
    1) морской гребешок - из класса двустворчатых,
    2) трепанг - из класса голотурий,
    3) виноградная улитка - из класса брюхоногих,
    4) голова Горгоны - из класса змеехвосток,
    5) осьминог - из класса головоногих,
    6) мидия - из класса двустворчатых,
    7) теребра - из класса брюхоногих,
    8) каракатица - из класса головоногих,
    9) лилия стебельчатая - из класса морских лилий,
    10) кукумария - из класса голотурий,
    11) устрица - из класса двустворчатых,
    12) кальмар - из класса головоногих.

    Биологическая классификация - 3

    Согласно биологической классификации царства делятся на типы, типы - на классы, классы - на семейства, семейства - на роды, роды - на виды.

    Все существа царства животных не способны сами генерировать питательные вещества.

    Все животные типа хордовых имеют хорду (спинную струну - ось внутреннего скелета), центральная нервная система у них проходит по спинной стороне.

    Все хордовые класса птиц двуногие, имеют передние конечности в виде крыльев, откладывают яйца.

    У всех птиц отряда аистообразных нет перьев между основанием клюва и глазами.

    Все аистообразные семейства цаплевых имеют длинные острые когти. Цаплевые рода белых цапель имеют черно-белое оперение и белые маховые и рулевые перья. У цаплевых рода косматых цапель спина окрашена зимой и летом, ноги желтые или бурые. У цаплевых рода серые цапли маховые и рулевые перья темные или серые. Белые цапли вида белая цапля малая имеют черный клюв и хохолок на затылке из 2-3 длинных перьев. Белые цапли вида белая цапля большая не имеют хохолка на затылке. У косматых цапель вида цапля желтая на затылке 10 белых перьев с черными каемками. У косматых цапель вида цапля белокрылая на затылке 4-6 ржаво-коричневых перьев. У серых цапель вида цапля рыжая спина серая с рыжим налетом. У серых цапель вида цапля серая спина серая без рыжего налета.

    Все аистообразные семейства аистовых имеют короткие тупые когти. Аистовые рода аистов имеют длинную шею и конический клюв. Аисты вида аист белый имеют оперение белое, кроме черных крыльев. Аисты вида аист черный имеют оперение черное, но грудь и брюхо белые.

    У всех птиц отряда гусеобразных клюв прямой, по краям расположены роговые пластинки или зубчики.

    Все гусеобразные семейства утиных имеют плотное оперение с густым пухом.

    У всех утиных подсемейства гусиных цевка (нижний сустав ноги) покрыта мелкими пластинками. Гусиные рода лебедей имеют маховые крылья белые или дымчатые. Гусиные рода гусей имеют голову темную, ноги красноватые. Лебеди вида лебедь-шипун имеют клиновидный хвост (боковые перья короче средних). У лебедей вида лебедь-кликун хвост закруглен. У лебедей вида лебедь малый клюв черный с большим черным пятном. У лебедей вида лебедь американский клюв черный. Гуси вида гусь-гуменник имеют клюв черный с оранжевой полосой. Гуси вида гусь серый имеют клюв светлый одноцветный. Гуси вида гусь белолобый имеют на лбу большое белое пятно. У всех утиных подсемейства утиных цевка спереди покрыта крупными щитками. Утиные рода утки имеют крупные размеры (длина крыла - более 20 см). Утиные рода чирки имеют маховые крылья темные с белыми каемками. Утиные рода гоголи имеют широкий клюв. У уток вида широконоска клюв в конечной части почти в два раза шире, чем в основной. У уток вида шилохвость хвост длинный, клиновидный. У уток вида кряква обыкновенная клюв оливкового цвета. У чирков вида чирок-трескунок стержни маховых крыльев беловатые. У чирков вида чирок-клокотун стержни маховых перьев бурые. У гоголей вида гоголь обыкновенный длина крыла более 180 мм. У гоголей вида гоголь малый длина крыла менее 180 мм.

    1. Представить указанную часть биологической классификации в виде графа.

    2. Назвать все указанные в тексте признаки птиц следующих видов:
    1) белая цапля малая,
    2) белая цапля большая,
    3) цапля желтая,
    4) цапля белокрылая,
    5) цапля рыжая,
    6) цапля серая,
    7) аист белый,
    8) аист черный,
    9) лебедь-шипун,
    10) лебедь-кликун,
    11) лебедь малый,
    12) лебедь американский,
    13) гусь-гуменник,
    14) гусь серый,
    15) гусь белолобый,
    16) широконоска,
    17) шилохвость,
    18) кряква обыкновенная,
    19) чирок-трескунок,
    20) чирок-клокотун,
    21) гоголь обыкновенный,
    22) гоголь малый.

    Представить информацию о классификации в русском языке в виде графа. Является ли полученный граф деревом? Классификации в русском языке.

    1. Местоимения в русском языке бывают трех лиц: 1-го, 2-го и 3-го. Во всех трех лицах они могут быть единственного и множественного числа. Местоимения 3-го лица единственного числа кроме того изменяются по родам. Местоимение 1-го лица единственного числа - я, местоимение 1-го лица множественного числа - мы. Местоимение 2-го лица единственного числа - ты, местоимение 2-го лица множественного числа - вы. Местоимения 3-го лица единственного числа: мужского рода - он, женского рода - она, среднего рода - оно. Местоимение 3-го лица множественного числа - они.

    2. Числительные в русском языке классифицируются по составу и по значению. По составу они делятся на простые, сложные и составные. Пример простых числительных: четыре, пять. Пример сложных числительных: шестьдесят, пятьсот. Пример составных числительных: тридцать пять, сто пятьдесят четыре. По значению числительные делятся на порядковые и количественные. Пример порядковых числительных: второй, девятый. Пример количественных числительных: шесть, два.

    3. Предложения в русском языке классифицируются по составу, по интонации и по цели высказывания.

    По составу предложения делятся на нераспространенные и распространенные. Нераспространенные предложения состоят только из двух членов: подлежащего и сказуемого. Пример нераспространенного предложения: "Птицы прилетели". Распространенные предложения состоят из подлежащего, сказуемого и второстепенных членов предложения. Пример распространенного предложения: "Ранней весной прилетели первые птицы".

    По интонации предложения делятся на восклицательные ("Пришла весна!") и невосклицательные ("Пришла весна."). По цели высказывания предложения делятся на повествовательные, вопросительные и побудительные. Повествовательное предложение: "Мы собрали много грибов и ягод". Вопросительное предложение: "Вы собрали много грибов и ягод?". Побудительное предложение: "Собирайте грибы и ягоды!".

    4. Существительные бывают одушевленные и неодушевленные. Одушевленные отвечают на вопрос "кто?", неодушевленные - "что?". И одушевленные, и неодушевленные относятся к одному из трех родов: мужскому, женскому или среднему. К мужскому роду относятся существительные, к которым можно поставить слова "он", "мой". К женскому роду относятся существительные, к которым можно поставить слова "она", "моя". К среднему роду относятся существительные, к которым можно поставить слова "оно", "моё". Пример одушевленных существительных мужского рода: мужчина, Иван. Пример одушевленных существительных женского рода: девушка, Мария. Пример одушевленного существительного среднего рода: Чудо-Юдо. Пример неодушевленных существительных мужского рода: праздник, огород. Пример неодушевленных существительных женского рода: улица, тетрадь. Пример неодушевленного существительного среднего рода: озеро, утро.

    5. В русском языке существительные бывают трех склонений: 1-го, 2-го и 3-го. К 1-му склонению относятся существительные мужского и женского рода с окончаниями -а/-я. Ко 2-му склонению относятся существительные мужского рода с пустым окончанием и существительные среднего рода с окончаниями -о/-е. К 3-му склонению относятся существительные женского рода с пустым окончанием. Пример существительных 1-го склонения: женского рода - береза, земля; мужского рода - юноша, дядя.

    Пример существительных 2-го склонения: мужского рода - ученик, день, трамвай; среднего рода - утро, сердце. Пример существительных 3-го склонения: сирень, пристань.

    Составить родословное дерево потомков Владимира Мономаха.

    Потомки Владимира Мономаха

    Владимир Мономах умер в 1125 г. Он оставил 4 сыновей: Мстислава (год смерти - 1132), Ярополка (1139), Вячеслава Туровского (1154) и Юрия Долгорукого (1157). После Мстислава осталось 3 сына: Изяслав Волынский (1154), Всеволод Новгородский (1138) и Ростислав Смоленский (1168). У Изяслава Волынского был сын Мстислав (1170), у Мстислава сын Роман (1205), у Романа - Даниил Галицкий (1264). Ростислав Смоленский имел 4 сыновей: Романа (1180), Рюрика (1215), Давида (1197) и Мстислава Храброго (1180). После Романа Ростиславича остался сын Мстислав Киевский (1224), после * Мстислава Храброго - сын Мстислав Удалой (1228). Юрий Долгорукий имел 3 сыновей: Андрея Боголюбского (1175), Михаила (1177) и Всеволода (1212). Сыновьями Всеволода были Константин (1217), Юрий (1238) и Ярослав (1246). У Ярослава Всеволодовича было 3 сына: Александр Невский (1263), Андрей Суздальский (1264) и Ярослав Тверской (1272). Сыновья Александра Невского: Димитрий Переяславский (1294), Андрей Городецкий (1304) и Даниил Московский (1303). У Андрея Суздальского был сын Василий (годы его жизни неизвестны), у Ярослава Тверского - сын Михаил (1318).

    Какое значение получится на выходе схемы на рис. 6, если на вход подать а) число 3; б) число 1; в) число 25?


    Рис. 6

    Представьте в виде блок-схемы процесс принятия федеральных законов Российской Федерации. Вершины графа будут изображать действия, дуги - их последовательность.

    Принятие Федеральных Законов Российской Федерации

    Согласно ст. 105, 107 конституции 1993 г. принятие федеральных законов регулируется следующими положениями:
    1) В принятии закона принимают участие Государственная Дума, Совет Федерации и президент.
    2) Закон принимает Государственная Дума.
    3) Затем закон передается в Совет Федерации, который либо одобряет закон, либо отклоняет его (налагает вето).
    4) Если Совет Федерации одобрил закон, закон направляется президенту.
    5) Если Совет Федерации отклонил закон, закон возвращается в Государственную Думу.
    6) Если Государственная Дума соглашается изменить закон, то все действия по принятию закона повторяются с самого начала.
    7) Если Государственная Дума не согласна изменить закон, она проводит по нему повторное голосование.
    8) Если при повторном голосовании в Думе закон получил менее 2/3 голосов, то Государственная Дума обязана внести в закон изменения и повторить все действия по принятию закона.
    9) Если при повторном голосовании в Думе закон получил не менее 2/3 голосов, он считается принятым, несмотря на вето Совета Федерации ("Государственная Дума преодолела вето Совета Федерации").
    10) В этом случае принятый закон направляется президенту.
    11) Президент рассматривает полученный им закон и может одобрить его или отклонить (наложить вето).
    12) В случае одобрения президент подписывает и обнародует закон, после чего закон вступает в силу.
    13) В случае отклонения президентом закон возвращается в Государственную Думу.
    14) Если Государственная Дума согласна изменить закон, то все действия по принятию закона повторяются с самого начала.Творческие задачи и проекты


    Классифицируйте своих знакомых (не менее 20 человек) по причине вашего знакомства (одноклассники, ребята из одного двора, игроки одной команды и т. д.). Представьте результат в виде графа. Является ли полученный граф деревом? Есть ли такие люди, которые попали сразу в несколько классов?

    Выберите из телепрограммы на текущую неделю передачи, которые представляют для вас интерес (не менее 20). Классифицируйте их:

    1) по дате,

    2) по телеканалам,

    Представьте результат в виде графа. Является ли полученный граф деревом? Есть ли такие передачи, которые попали сразу в несколько классов?

    Классифицируйте известные вам книги (не менее 20):

    1) по жанру (учебники, приключения, фантастика, справочники и т. п.),

    2) по времени издания (в один класс можно объединять книги, изданные за какой-то промежуток времени),

    3) по городу издания.

    Представьте результат в виде графа. Является ли полученный граф деревом? Есть ли такие книги, которые попали сразу в несколько классов?

    1) Представьте в виде графа свою родословную по отцовской линии.

    2) Представьте в виде графа свою родословную по материнской линии.

    Понятия: Модель –формализованное описание объекта, процесса или явления, выраженное математическими соотношениями, набором чисел и(или) текстов, графиками, таблицами, словесными формулами и т.п. Моделирование –процесс создания модели. Цель моделирования –процесс создания модели. Информационная модель – это описание объекта моделирования. Компьютерная модель –это модель, реализованная средствами программой среды.




    Формы преставления модели: Табличная форма дает представление модели или ее характеристик в виде одной или совокупности взаимосвязанных таблиц. Она применяется при описании атрибутов и при сборе статистической информации. Заполнение таблицы осуществляется по определенным правилам. Например:


    Формы преставления модели: Графическая форма использует отображение совокупности моделей или данных в виде прямых, кривых, графиков, диаграмм. Применяется при наличии статистических данных и при известном аналитическом описании модели, т. е. является формой взаимосвязанной с аналитической. Например:


    Формы преставления модели: Графоновая форма основана на представлении модели в виде графической схемы, называемой графом. Она применяется при описании структурных схем. Вершины графа называются узлами, а ребра - дугами. В отличии от произвольно нарисованной схемы графовая модель, как и табличная строится по определенным правилам: 1. каждое ребро может быть ориентировано, если определен путь от одной вершины к другой; 2. не ориентирован, что соответствует возможному пути от одной вершины к другой в обеих направлениях.







    Задания: Биологическая классификация 1 Согласно биологической классификации выделяют 3 империи (надцарства): археобактерии, эукариоты и прокариоты. К империи эукариотов относятся царства грибов, растений и животных. К царству животных относятся типы членистоногих, моллюсков, иглокожих, кишечнополостных, хордовых и др. К типу хордовых относятся классы рыб, амфибий, рептилий, млекопитающих, птиц. К классу млекопитающих относятся отряды китов, ластоногих, хищных, грызунов, копытных и др. К отряду хищных относятся семейства медвежьих, енотовых, псовых, виверровых, кошачьих и др. К семей­ству псовых относятся роды лисиц, енотовидных собак, собак, фене-ков, песцов и др. К роду собак относятся виды собак домашних, вол­ков, шакалов, койотов. К виду собак домашних относятся овчарки, спаниели, водолазы, сенбернары, доги, болонки и др. Построить граф классификации. Является ли он деревом?


    Биологическая классификация 2 Согласно биологической классификации царства делятся на типы, типы на классы, классы на семейства, семейства на роды, роды на виды. Все существа царства животных не способны сами генерировать пи­тательные вещества. Все животные типа моллюсков двусторонне симметричны, имеют раковину, тело их делится на три отдела: голову, туловище и ногу. У моллюсков класса брюхоногих раковина из одного куска, спи­рально закрученная. У моллюсков класса двустворчатых ракови­ны двустворчатые. У моллюсков класса головоногих нога имеет форму венца щупалец на голове, раковина скрыта под мантией (кроме наутилуса), все они хищники. Все животные типа иглокожих радиально симметричны, имеют подкожей скелет из известковых пластинок с шипами, который может выступать наружу. Все иглокожие класса морских лилий имеют тело в форме «чашечки», от которой отходят 5 раздваивающихся «рук». Все иглокожие класса морских звезд имеют тело в форме звезды или правильного пятиугольника, скелетные пластинки у них соединены подвижно связками и мускулами, все они хищники. У иг­локожих класса змеехвосток лучи четко обособлены от диска, чле­нистые, подвижные, напоминают хвосты змей. Все иглокожие клас­са морских ежей имеют тело шарообразное или яйцевидное, заключенное в усаженный иглами панцирь из 20 рядов сросшихся пластинок. У иглокожих класса голотурий скелет сократился до от­дельных элементов, за счет чего они могут менять форму; вокруг рта имеют венец из 8-30 щупалец. Построить граф классификации. Используя граф, определить, какими признаками будут обладать следующие существа: 1) морской гребешок из класса двустворчатых, 2) трепанг из класса голотурий, 3) виноградная улитка из класса брюхоногих, 4) голова Горгоны из класса змеехвосток, 5) осьминог из класса головоногих, 6) мидия из класса двустворчатых, 7) теребра из класса брюхоногих, 8) каракатица из класса головоногих, 9) лилия стебельчатая из класса морских лилий, 10) кукумария из класса голотурий, 11) устрица из класса двустворчатых, 12) кальмар из класса головоногих.


    Биологическая классификация 3 Согласно биологической классификации царства делятся на типы, типы на классы, классы на семейства, семейства на роды, роды на виды. Все существа царства животных не способны сами генерировать пи­тательные вещества. Все животные, типа хордовых имеют хорду (спинную струну ось внутреннего скелета), центральная нервная система у них проходит по спинной стороне. Все хордовые класса птиц двуногие, имеют передние конечности в виде крыльев, откладывают яйца. У всех птиц отряда аистообразных нет перьев между основанием клюва и глазами. Все аистообразные семейства цаплевых имеют длинные острые когти. Цаплевые рода белых цапель имеют черно-белое оперение и белые маховые и рулевые перья. У цаплевых рода косматых цапель спина окрашена зимой и летом, ноги желтые или бурые. У цаплевых рода серые цапли маховые и рулевые перья темные или серые. Белые цапли вида белая цапля малая имеют черный клюв и хохолок на за­тылке из 2-3 длинных перьев. Белые цапли вида белая цапля большая не имеют хохолка на затылке. У косматых цапель вида цапля желтая на затылке 10 белых перьев с черными каемками. У косма­тых цапель вида цапля белокрылая на затылке 4-6 ржаво-коричне­вых перьев. У серых цапель вида цапля рыжая спина серая с рыжим налетом. У серых цапель вида цапля серая спина серая без рыжего налета. Все аистообразные семейства аистовых имеют короткие тупые когти. Аистовые рода аистов имеют длинную шею и конический клюв. Аисты вида аист белый имеют оперение белое, кроме черных крыльев. Аисты вида аист черный имеют оперение черное, но грудь и брюхо белые. У всех птиц отряда гусеобразных клюв прямой, по краям расположе­ны роговые пластинки или зубчики. Все гусеобразные семейства утиных имеют плотное оперение с гус­тым пухом. У всех утиных подсемейства гусиных цевка (нижний сустав ноги) покрыта мелкими пластинками. Гусиные рода лебедей имеют махо­вые крылья белые или дымчатые. Гусиные рода гусей имеют голову темную, ноги красноватые. Лебеди вида лебедь-шипун имеют клино­видный хвост (боковые перья короче средних). У лебедей вида ле­бедь-кликун хвост закруглен. У лебедей вида лебедь малый клюв черный с большим черным пятном. У лебедей вида лебедь американ­ский клюв черный. Гуси вида гусь-гуменник имеют клюв черный с оранжевой полосой. Гуси вида гусь серый имеют клюв светлый одно­цветный. Гуси вида гусь белолобый имеют на лбу большое белое пятно. У всех утиных подсемейства утиных цевка спереди покрыта крупны­ми щитками. Утиные рода утки имеют крупные размеры (длина крыла более 20 см). Утиные рода чирки имеют маховые крылья темные с белыми каемками. Утиные рода гоголи имеют широкий клюв. У уток вида широконоска клюв в конечной части почти в два раза шире, чем в основной. У уток вида шилохвость хвост длинный, клиновидный. У уток вида кряква обыкновенная клюв оливкового цвета. У чирков вида чирок-трескунок стержни маховых крыльев бе­ловатые. У чирков вида чирок-клокотун стержни маховых перьев бурые. У гоголей вида гоголь обыкновенный длина крыла более 180 мм. У гоголей вида гоголь малый длина крыла менее 180 мм. 1. Представить указанную часть биологической классифика­ции в виде графа. 2. Назвать все указанные в тексте признаки птиц следующих видов: 1) белая цапля малая,9) лебедь-шипун,2) белая цапля большая,10) лебедь-кликун,3) цапля желтая,11) лебедь малый,4) цапля белокрылая,12) лебедь американский,5) цапля рыжая,13) гусь-гуменник,6) цапля серая,14) гусь серый,7) аист белый,15) гусь белолобый,8) аист черный,16) широконоска,

    Эффективная работа с большими информационными объемами требует развития мыслительных умений высокого уровня:

    осмысленно учить материал, выделяя в нем главное и отбрасывая второстепенное;

    анализировать, сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи;

    правильно выстраивать рассказ, ответ, речь, аргументы;

    формулировать выводы, умозаключения;

    строить план действий, самостоятельного принятия решения и так далее.

    Мощный визуальный инструмент развития перечисленных умений и навыков - разнообразные графические схемы, навыки построения и исследования которых в наши дни относятся к разряду общеучебных.

    Использование таких схем позволяет представить большие блоки текстовой информации целиком, наглядно и понятно, а также обеспечивает скорость, точность и прочность восприятия, запоминания и переработки информации.

    Схема - представление некоторого объекта в общих, главных чертах посредством условных обозначений. Это касается внешнего вида объекта, его структуры, поведения и так далее.

    В своей учебно-познавательной деятельности школьники знакомятся с самыми разными видами схем. Так, уменьшенное обобщенное изображение поверхности Земли на плоскости в той или иной системе условных обозначений дает нам географическая карта.

    Чертеж - условное графическое изображение предмета с точным соотношением его размеров, получаемое методом проецирования.

    Блок-схема - один из наиболее наглядных способов записи алгоритмов, при котором каждому действию ставится в соответствие определенная геометрическая фигура.

    Наглядным средством представления состава и структуры системы является граф, который состоит из вершин, связанных линиями. Направленная линия называется дугой, ненаправленная - ребром.

    Иерархия - расположение частей или элементов целого в порядке от высшего к низшему. Системы, элементы которых находятся в отношениях «является разновидностью», «входит в состав» и других отношениях подчиненности, называются иерархическими (системами с иерархической структурой). Граф иерархической системы называется деревом.

    В настоящее время существует достаточно много инструментов, позволяющих эффективно строить графические схемы на компьютере. Так, изображать иерархические структуры очень удобно с помощью специального средства построения диаграмм на панели инструментов Рисование текстового процессора MS Word (рис. 1).

    При добавлении или изменении организационной диаграммы вокруг нее отображается пространство для рисования, ограниченное непечатаемой границей с маркерами управления размерами (рис. 2).

    С помощью команд изменения размера организационной диаграммы можно увеличить область рисунка для удобства работы или убрать лишнее пространство, придвинув границу ближе к диаграмме.

    Вместе с диаграммой выводится панель инструментов Организационная диаграмма (рис. 3).

    Добавляемые в нее новые фигуры могут находиться с уже существующими в следующих отношениях:

    подчиненный - новая фигура помещается под выделенной и соединяется с ней;

    коллега - новая фигура помещается рядом с выделенной и соединяется с той же фигурой руководителя;

    помощник - новая фигура помещается под выделенной и соединяется с ней уступом (рис. 4).

    Части диаграммы форматируются так же, как фигуры, - можно изменять цвет, толщину и тип линий, применять различные цвета и способы заливки.

    Для форматирования организационной диаграммы целиком используются готовые стили. Чтобы применить их, нажмите кнопку Автоформат на панели инструментов Организационная диаграмма, а затем выберите нужный стиль в диалоговом окне Библиотека стилей организационных диаграмм (рис. 5).

    Соответствующие технологические умения легко осваиваются учениками 6-7-х классов на уроках информатики и ИКТ. Задача учителей-предметников - как можно больше стимулировать школьников к применению соответствующих умений на своих занятиях.

    Ниже представлено несколько примеров, показывающих целесообразность применения этого компьютерного инструмента при выполнении заданий по разным школьным предметам.

    Пример 1. Биология. Царство животных

    Близкие виды объединяются в один род. Например: ворона, ворон, галка и грач объединены в род Ворон. Близкие роды объединяются в семейства: род Ворон, род Сорока, род Сойка, род Кедровка объединены в семейство Вороновые. В свою очередь близкие семейства объединяются в отряды. Так, семейство Синицевые, семейство Вороновые, семейство Ласточковые принадлежат отряду Воробьинообразные. Близкие отряды составляют класс. Так, отряд Воробьинообразные, отряд Совообразные, отряд Гусеобразные принадлежат к классу Птицы. Близкие классы объединены в типы. Так, класс Птицы, класс Амфибии, класс Млекопитающие входят в тип Хордовые. В настоящее время выделяют до 25 различных типов животных. Все они объединены в царство Животные.

    Технология выполнения задания

    1. На панели инструментов Рисование нажмите кнопку Организационная диаграмма.

    2. Выберите тип диаграммы Организационная диаграмма и нажмите кнопку OK.

    3. Добавьте текст «Животные» в верхнюю фигуру. Для этого:

    щелкните фигуру правой кнопкой мыши;

    выберите команду Изменить текст;

    введите текст.

    4. Оставьте на 1-м уровне одну фигуру и добавьте в нее текст «Хордовые».

    5. Создайте 2-й уровень иерархии, добавив три фигуры. Для этого:

    выделите фигуру, под которой должна располагаться новая фигура;

    щелкните стрелку рядом с кнопкой Добавить фигуру на панели инструментов Организационная диаграмма;

    выберите трижды команду Подчиненный.

    6. Аналогичным образом создайте и подпишите другие уровни иерархии.

    7. Примените один из готовых стилей. Для этого:

    нажмите кнопку Автоформат на панели инструментов Организационная диаграмма;

    выберите нужный стиль в диалоговом окне Библиотека стилей организационных диаграмм.

    8. По завершении работы щелкните за пределами поля рисования.

    9. Сохраните результат работы в собственной папке в файле с именем «Животные».

    Пример 2. Биологическая классификация

    Составьте схему по следующему описанию:

    Согласно биологической классификации выделяют 3 империи (надцарства): археобактерии, эукариоты и прокариоты. К империи эукариотов относятся царства грибов, растений и животных. К царству животных относятся типы членистоногих, моллюсков, иглокожих, кишечнополостных, хордовых и другие. К типу хордовых относятся классы рыб, амфибий, рептилий, млекопитающих, птиц. К классу млекопитающих относятся отряды китов, ластоногих, хищных, грызунов, копытных и другие. К отряду хищных относятся семейства медвежьих, енотовых, псовых, виверровых, кошачьих и другие. К семейству псовых относятся роды лисиц, енотовидных собак, собак, фенеков, песцов и другие. К роду собак относятся виды собак домашних, волков, шакалов, койотов. К виду собак домашних относятся овчарки, спаниели, водолазы, сенбернары, доги, болонки и другие.

    Пример 3. Классификация в русском языке

    Составьте схему по следующему описанию:

    Предложения в русском языке классифицируются по составу, по интонации и по цели высказывания.

    По составу предложения делятся на нераспространенные и распространенные. Нераспространенные предложения состоят только из двух членов: подлежащего и сказуемого. Пример нераспространенного предложения: «Птицы прилетели». Распространенные предложения состоят из подлежащего, сказуемого и второстепенных членов предложения. Пример распространенного предложения: «Ранней весной прилетели первые птицы».

    По интонации предложения делятся на восклицательные («Пришла весна!») и невосклицательные («Пришла весна»).

    По цели высказывания предложения делятся на повествовательные, вопросительные и побудительные. Повествовательное предложение: «Мы собрали много грибов и ягод». Вопросительное предложение: «Вы собрали много грибов и ягод?». Побудительное предложение: «Собирайте грибы и ягоды!».

    Пример 4. История. Родословное дерево

    Постройте родословное дерево потомков Владимира Мономаха.

    Владимир Мономах умер в 1125 году. Он оставил 4 сыновей: Мстислава (1132, здесь и далее в скобках указан год смерти), Ярополка (1139), Вячеслава Туровского (1154) и Юрия Долгорукого (1157). После Мстислава осталось 3 сына: Изяслав Волынский (1154), Всеволод Новгородский (1138) и Ростислав Смоленский (1168). У Изяслава Волынского был сын Мстислав (1170), у Мстислава - сын Роман (1205), у Романа - Даниил Галицкий (1264). Ростислав Смоленский имел 4 сыновей: Романа (1180), Рюрика (1215), Давида (1197) и Мстислава Храброго (1180). После Романа Ростиславича остался сын Мстислав Киевский (1224), после Мстислава Храброго - сын Мстислав Удалой (1228). Юрий Долгорукий имел 3 сыновей: Андрея Боголюбского (1175), Михаила (1177) и Всеволода (1212). Сыновьями Всеволода были Константин (1217), Юрий (1238) и Ярослав (1246). У Ярослава Всеволодовича было 3 сына: Александр Невский (1263), Андрей Суздальский (1264) и Ярослав Тверской (1272). Сыновья Александра Невского: Димитрий Переяславский (1294), Андрей Городецкий (1304) и Даниил Московский (1303). У Андрея Суздальского был сын Василий (годы его жизни неизвестны), у Ярослава Тверского - сын Михаил (1318).

    Пример 5. Денотатный граф

    Очень эффективный способ вычленения из текста существенных признаков ключевого понятия. При его построении необходимо придерживаться следующих правил:

    1. Выделите ключевое понятие (слово или словосочетание) и проанализируйте его существенные признаки. Впишите ключевое понятие в верхний прямоугольник.

    2. Как можно более точно подберите глаголы, связывающие ключевое понятие и его существенные признаки, отражающие движение от понятия к его существенным признакам. Это могут быть:

    глаголы, обозначающие цель (направлять, предполагать, приводить, давать и так далее);

    глаголы, обозначающие процесс достижения результата (достигать, осуществляться, выполнять и так далее);

    глаголы, обозначающие предпосылки достижения результата (основываться, опираться, базироваться и так далее);

    самые разнообразные глаголы-связки, с помощью которых осуществляется выход на определение понятия.

    Впишите глаголы в прямоугольники второго уровня.

    3. Конкретизируйте в прямоугольниках следующего уровня смысл выбранных вами глаголов для более полного раскрытия ключевого понятия.

    4. Следите за чередованием имени (именем может быть одно существительное или группа существительных в сочетании с другими именными частями речи) и глагола.

    5. Проверяйте каждый блок, включенной в граф информации, с целью исключения возможных ошибок, несоответствий и противоречий.

    На рис. 6 показано, как с помощью денотатного графа можно раскрыть существенные признаки понятия «система».

    Людмила БОСОВА,

    руководитель РМО учителей информатики

    Истринский район,

    Московская область

    9 класс «Окружающий мир как иерархическая система»

    Практическая работа

    Задание №1:

    Систематизировать перечисленные факты

    Рожь. Ромашка. Грейпфрут. Можжевельник. Дуб. Арбуз. Яблоня. Огурец. Репа. Морковь. Пшеница. Крапива. Апельсин. Овес. Липа. Свекла. Лиственница. Персик. Подорожник. Сосна. Акация. Кабачок. Ячмень. Одуванчик. Помидор. Пихта. Картофель. Дыня. Василек. Кукуруза. Береза. Мандарин. Ель. Лимон. Тыква. Груша. Крыжовник. Малина. Смородина. Кедр.

    Задание №2

    Пусть структура системы изображается графом, приведенным на рисунке. Назовите объекты, имеющие такую структуру.

    Задание №3

    Построить граф. Является ли он деревом?

    Согласно биологической классификации выделяют 3 империи (надцарства): археобактерии, эукариоты и прокариоты. К империи эукариотов относятся царства грибов, растений и животных, К царству животных относятся типы членистоногих, моллюсков, иглокожих, кишечнополостных, хордовых и др. К типу хордовых относятся классы рыб, амфибий, рептилий, млекопитающих, птиц, К классу млекопитающих относятся отряды китов, ластоногих, хищных, грызунов, копытных и др. К отряду хищных относятся семейства медвежьих, енотовых, псовых, виверровых, кошачьих и др. К семейству псовых относятся роды лисиц, енотовидных собак, собак, песцов и др. К роду собак относятся виды собак домашних, волков, шакалов, койотов. К виду собак домашних относятся овчарки, спаниели, водолазы, сенбернары, доги, болонки.

    Задание №4

    Представить информацию о классификации в русском языке в виде графа. Является ли полученный граф деревом?

    В русском языке существительные бывают трех склонений: 1-го, 2-го и 3-го. К 1-му склонению относятся существительные мужского и женского рода с окончаниями - а/-я. Ко 2-му склонению относятся существительные мужского рода с пустым окончанием и существительные среднего рода с окончаниями -о/-е. К 3-му склонению относятся существительные женского рода с пустым окончанием.

    Пример существительных 1-го склонения: женского рода - береза, земля; мужского рода - юноша, дядя.

    Пример существительных 2-го склонения: мужского рода - ученик, день, трамвай; среднего рода - утро, сердце.

    Пример существительных 3-го склонения: сирень, пристань.

    Задание №5

    В следующем тексте речь идет о Московском метро. Постройте по этим данным таблицу и определите тип построенной таблицы:

    Время в пути от станции Отрадное до станции Кутузовская составляет 37 мин. Время в пути от станции Театральная до станции Юго-Западная составляет 24 мин. Время в пути от станции Октябрьская до станции Отрадное составляет 32 мин. Время в пути от станции Курская до станции Кутузовская составляет 23 мин. Время в пути от станции Октябрьская до станции Кутузовская составляет 16 мин. Время в пути от станции Юго-Западная до станции Отрадное составляет 46 мин. Время в пути от станции Театральная до станции Отрадное составляет 27 мин. Время в пути от станции Октябрьская до станции Театральная составляет 13 мин. Время в пути от станции Курская до станции Отрадное составляет 28 мин. Время в пути от станции Театральная до станции Кутузовская составляет 19 мин. Время в пути от станции Октябрьская до станции Юго-Западная составляет 23 мин. Время в пути от станции Юго-Западная до станции Кутузовская составляет 33 мин. Время в пути от станции Курская до станции Театральная составляет 10 мин. Время в пути от станции Октябрьская до станции Курская составляет 10мин. Время в пути от станции Курская до станции Юго-Западная составnяет-32 -мин



    Похожие статьи