Люди умершие в свой день рождения список. День смерти, как и день рождения человека не случаен

Ты не очень понимаешь, что это значит. Но по интонации их голоса сразу чувствуешь, что это особенный день.

Вокруг тебя вертится карусель бабушек и дедушек, родителей, родственников, соседей. И, даже, дяди и тети, которых ты не знаешь, прямо с порога, дарят тебе подарки и поздравляют с этим самым днем рождения.

Игрушки, сладости, торт со свечами. Тебе прощают все капризы и шалости. И ты начинаешь чувствовать себя очень важным, очень значимым. Ты – центр вселенной.

Так рождается миф о дне рождения.

Красивый миф, согласно которому, каждый год в один и тот же день, ты окунаешься в праздник своего “Я”, щедро осыпая его подарками и пожеланиями, в традиционных декорациях застолья и шумной компании.

С возрастом трепет ожидания этого дня притупляется или проходит совсем. Ты, даже, можешь не приглашать гостей, отмечая этот день одиночеством. Но в глубине души остается ощущение необычности этого дня.

Но жизнь приносит много сюрпризов. И с годами, мы вдруг обнаруживаем, что именно в день рождения мы сталкиваемся с горем и печалью утрат, вместо привычной радости.

Случается так, что именно день нашего рождения омрачается уходом в иной мир наших близких, родственников, любимых. Или их похороны или поминки приходятся на день нашего рождения.

И пройдет немало времени, когда стихнет боль утраты, мы оправимся от удара и вдруг задумаемся (а может и нет) о “совпадении” этих двух событий.

Случается и наоборот. Когда день нашего рождения, или день рождения наших детей приходится на дату, в которую много лет назад ушли из этого мира бабушка или дедушка, дядя или тетя, прабабушка или прадедушка или родители.

Так пересекаются эти два мира – Жизни и Смерти. Но почему так связаны эти, разные на первый взгляд, две даты: День рождения и День смерти?

“Одни врата у Жизни и Смерти” - писал Бердяев. И открываются эти врата именно в эти дни. Правда, мы не всегда это замечаем.

День нашего рождения, действительно, не обычный день. В этот день мы открыты.

Открыты все наши энергетические каналы, все тонкие энергетические тела. В день рождения мы похожи на очень чувствительную антену, настроенную на тонкие вибрации.

Вибрации чего?

Существует много названий: Космос, Божественное, Информационное поле, мир Света, мир Теней, голос Вечности и т.п. Не вдаваясь в споры, назовем это вибрациями других миров. Но не в смысле пришельцев, инопланетян, НЛО. А в смысле того, что существуют другие миры, в которых параметры измерения пространства качественно отличаются от наших. Именно поэтому мы эти миры не можем увидеть или пощупать обычным, привычным для нас, способом.

Вспомним пример из школьного учебника, что муха видит все движения в замедленном виде, как замедленные кадры кино. Это позволяет ей вовремя улететь от опасности. То, что в нашем представлении выглядит как мгновение, секунда, - в “мире мух” растянуто на десятки секунд или минут. Потому, что параметры времени в “мире мух” отличны от наших.

Аналогично в других мирах, параллельных или пересекающихся, пространство может быть не трехмерным, как наше, а двух-, пяти-, шести-, десятимерным. Это является одной из причин, по которой нам трудно установить связь, контакт с другими мирами. Мы как радиоприемники, настроенные на разные частоты.

Но бывает время, когда наши “частоты” способны воспринимать “частоты” других миров.

И одной из точек, когда они “совпадают” – является день рождения.

Именно в день рождения, благодаря нашей открытости, мы способны получать информацию из других миров.

Нам открываются Врата Жизни и Смерти. Через эти Врата мы получаем информацию о себе, о своей сущности, о своем истинном “Я”.

Но часто мы ее не слышим или не хотим слышать, подменяя ее бутафорской информацией хвалебных тостов и пожеланий.

И когда наша глухота достигает критического предела, вот тогда то, ее, как кирпичную стену, пробивают. Тогда и “совпадают” столь полярные события в единой дате: день рождения и день смерти близких.

О чем же хотят сообщить нам наши близкие, “приурочив” день своего ухода в другой мир, или похороны, поминки к нашему дню рождения?

Существует некоторая родовая связь, которая выражается не только биологическими и генетическими параметрами, но и происходит на тонком энергетическом уровне.

Такая энергетическая связь может «работать» не только по линии прямого родства: мать-сын-дедушка-тетя и т.п. Жена может «включаться» в энергетические связи с родственниками мужа и наоборот.

Значение такой связи, в каждом конкретном случае, надо рассматривать индивидуально. Но общее одно – происходит мощный приток энергии, значение которой мы не всегда понимаем (или ощущаем). Эта энергия, словно получение недостающего звена в цепочке, позволяет нам решить важные проблемы. Потому что именно ее, (или энергии такого качества) нам не доставало. Нам как бы «открывают» энергетические каналы, «отвечающие» за нашу способность решать те или иные задачи.

Наши родные и близкие дают поддержку нам, живущим!

Они, прошедшие земной опыт жизни, познавшие радости и печали, взлеты и падения, помогают нам пройти наш путь.

Речь идет не о продолжении воспитательного процесса «отцы и дети». Дело обстоит совсем иначе.

В моей астрологической практике был такой пример. Женщина В. ожидала рождения ребенка. Но сроки беременности затянулись. Ребенок словно не спешил выйти в мир. Схватки начались в день рождения дедушки этого ребенка, который умер задолго до рождения малыша. Сопоставление гороскопов показало, что именно в этот день ребенок получил большой энергетический «шлепок». Словно дедушка говорил: «Проснись, малыш, пора, не ленись!» Роды прошли благополучно.

Другой пример. Перед самым 23-летием у С. умирает дедушка. Это произошло 19 июня. А 21 июня, в день рождения С., состоялись его похороны. Анализ гороскопов показал, что дедушка, который очень любил свою внучку, передал ей, таким образом, энергию, «отвечающую» за удачу в семейной жизни. А она у С. не сложилась. Первый брак не стал счастливым.

Через некоторое время С. вышла второй раз замуж. Оказалось, что день рождения ее мужа 19 июня. Его дата рождения «совпала» с датой смерти дедушки жены.

Когда в нашей жизни происходят подобные «совпадения», мы не всегда можем понять их смысл. Чаще всего, оцениваем такие ситуации, как огромное невезение, или, даже, как вмешательство черных сил.

Но как бы мы к этому не относились, - любое такое «совпадение» событий несет в себе огромную информацию. Хотим ли мы ее узнать, хотим ли мы ее использовать в своей жизни – вопросы другого порядка.

Генетики-геронтологи представили результаты 20-летнего исследования.

Украинские геронтологи выяснили, что вероятность умереть в свой день рождения два раза выше, чем в другие дни. Причем, чем ближе к празднику, тем больше риск, сообщает ТСН.

Смертельно-праздничную теорию в киевской лаборатории института генетики проверяли на подопытных насекомых целых 20 лет. Биологические циклы жизни мух-дрозофил совпадают с человеческими. Только у насекомых дни, а у человека - годы.

"Девочки были посланы в ЗАГС Киева, и собрали там данные на 105 тыс. человек, которые умерли. Чисто случайно, как это часто бывает в науке, мы обратили внимание, что как-то слишком много людей умирает в свой же день рождения", - рассказал ученый-геронтолог Александр Вайсерман.

Ученые подсчитали, что на свой день рождения люди умирают в полтора-два раза чаще, чем в другие дни. Плюс существует период риска - неделю до праздника и неделю после него.

"Если бы это было связано только с...

0 0

Ученые провели ряд экспериментов и выяснили, что риск смертности человека увеличивается, когда он празднует свой день рождения. Такое утверждение исследователи выявили после анализа 25 миллионов смертных случаев.

В ходе эксперимента ученые выяснили, что люди умирают в свой день рождения почти в два раза чаще, чем в любые другие дни. Исходя из данных, полученных во время исследования, на празднованиях дня рождения участились несчастные случаи, в которых чаще всего страдает виновник торжества.

Одним из вероятных выводов стало то, что именинники очень часто совершают самоубийства. Главной причиной таких исходов становится употребление алкогольных напитков и наркотических веществ. Медики объясняют это тем, что одинокие люди очень подвержены депрессии именно в момент празднования какого-либо события, в особенности собственного дня рождения.

Итоги исследований следующие: 73 266 человек из 25 миллионов изученных смертельных случаев, погибли во время празднования...

0 0

Чаще всего умирают в свой ДР

Будьте осторожны, когда будете задувать свечи на своем праздничном торте. Ученые обнаружили, что чаще всего люди умирают именно в свой День Рождения.

Швейцарских исследователей заинтересовал феномен смерти знаменитых людей в свой день рождения (например, Уильям Шекспир родился и умер 23 апреля), поэтому они решили более полно изучить этот вопрос.

Проанализировали данные более чем 2 000 000 человек в возрасте более 40 лет. Они обнаружили, что основными причинами смерти этой возрастной категории являлись инфаркты, инсульты, несчастные случаи и самоубийства. При этом, сердечные приступы случались у мужчин и женщин, в день рождения, на 18,6% чаще, а количество инсультов, у женщин, было выше на 21,5%.

Доктор Владета Аждасис-Гросс из цюрихского Университета, заявила: "Дни рождения заканчиваются смертью намного чаще, чем можно было ожидать. К тому же риск умереть в этот праздничный день повышается с возрастом."

Приблизительно в это...

0 0

Возможность умереть в свой день рождения лишь немногим выше, чем в любой доугой день года. Читал где-то еще в советские времена, что мужчины чаще всего умирают перед своим днем рождения, не дотянув до него нескольких дней. Происходит это из-за того, что большинству мужчин свойственно перед днем рождения подводить итоги прожитой уже части жизни. Чаще всего, итоги не очень хорошие. Денег столько, сколько хотелось бы не заработал, жена растолстела-подурнела, сын вырос дубина-дубиной и ничего делать не хочет, ни учиться ни работать. Всё это накладывается на ухудшение биоритмов, так как в последний перед днем рождения месяц физический, интеллектуальный и эмоциональный биоритмы у человека находятся в самой низкой стадии. Женщины, наоборот, чаще умирают вскорости после дня рождения, так как им необходимо выполнить все работы по приему гостей и не осрамиться перед...

0 0

Иногда особо чувствительные, склонные к экстрасенсорике люди чувствуют приближение смерти. Они видят на человеке «печать смерти». Если ему суждено погибнуть через несколько минут или часов, то у него полностью отсутствует аура.

Когда мы умрем? Можно ли зная дату нашего рождения, определить и дату смерти?

Человек любопытен и ему очень хочется контролировать то, что, казалось, полностью находится в руках провидения. Он обращается к астрологам и нумерологам, которые способны рассчитать дату смерти по дате рождения и другим цифрам в жизни человека. Правдивы ли такие предсказания и можно ли на них опираться, строя свою жизнь? Трудно сказать.

Но считается, что если человек знает о дате своей смерти, он словно сам программирует себя на смерть. Проецирует её силой своей веры и мысли, и она наступает именно тогда, когда он пожелал.

Так случилось с А.С. Пушкиным.

Он рассказывал, что однажды гулял по Невскому проспекту и зашел к кофейной гадальщице немке...

0 0

Что такое добрая воля к смерти? Как объяснить загадку клинической смерти? Почему умершие приходят к живым? Можно ли дать и получить разрешение умереть? Мы публикуем фрагменты выступления на семинаре, который провел в Москве Андрей Гнездилов, врач-психотерапевт, доктор медицинских наук, почетный доктор Эссекского университета (Великобритания), основатель первого в России хосписа, изобретатель новых методов арт-терапии и автор многочисленных книг.

Смерть как часть жизни

В быту, когда мы разговариваем с кем-то из знакомых, и он говорит: «Ты знаешь, вот такой-то умер», обычная реакция на это вопрос: как умер? Очень важно, как умирает человек. Смерть важна для самоощущения человека. Она имеет не только негативный характер.

Если философски смотреть на жизнь, мы знаем, что нет жизни без смерти, понятие жизни может быть оценено только с позиции смерти.

Мне как-то пришлось общаться с художниками и скульпторами, и я спросил их: «Вы изображаете различные...

0 0

После определенного возраста, задувание свечек на праздничном торте может принести больше огорчений, чем радости. Но ушедшие года являются наименьшей из ваших проблем, так как согласно ученым, мы статистически вероятнее умрем в день рождения, чем в любой другой день.

Исследование более 2 миллионов людей пришло к выводу, что “депрессия, связанная с днем рождения” может привести к повышению риска смерти от сердечного приступа, инсульта, падения, самоубийства и даже рака. В среднем, люди старше 60-ти лет, на 14 процентов чаще умирали в свой день рождения. Эти результаты, полученные после 40 лет исследований в Швейцарии, подтверждают идею о том, что стресс дня рождения оказывает огромное влияние на продолжительность жизни.

Чаще всего повышался риск сердечного приступа, который возрастал на 18,6 процентов в дни рождения и был значительно выше и для мужчин и для женщин. Уровень возникновения инсульта возрастал на 21,5 процент, в основном для женщин. Также наблюдался на...

0 0

Лондон, 17 декабря. Американские ученые доказали, что вероятность умереть в собственный день рождения значительно выше, чем в любую другую дату, пишет Daily Mail.

По данным исследования, в день рождения повышается риск погибнуть в результате несчастного случая во время вечеринки. Кроме того, в эту дату люди чаще совершают самоубийства.

Среди факторов, влияющих на повышение вероятности несчастных случаев, ученые называют употребление алкоголя и наркотических веществ. Медики также считают, что одинокие люди в день рождения склонны впадать в депрессию.

Эти данные специалисты получили, изучив 25 миллионов случаев гибели людей. Из них 73 266 человек не стало в день их рождения.

Ранее ученые выяснили, что люди, которые рано просыпаются, чаще умирают до полудня. По мнению медиков, это связано с биологическими часами организма, которые определяют ритм...

0 0

Швейцарские исследователи решили выяснить, существуют ли дни, когда наступление смерти наиболее вероятно. Оказалось, что такой день есть - и это день, когда человек родился.

Чтобы прийти к таким выводам, ученые проанализировали данные о датах более чем 2,5 миллиона смертей, произошедших с 1969 по 2008 год. Из анализа были исключены смерти детей в возрасте до года. Выяснилось, что шансы умереть в свой день рождения в среднем на 13,8 процента выше, чем в любой другой день года.

По отдельным причинам смерти статистика оказалась еще более впечатляющей. Так, вероятность умереть от сердечно-сосудистых заболеваний в день рождения выше почти на 20 процентов, а от рака – на 10,8 процента. Кроме того, мужчины в этот день совершают самоубийства на 34,9 процента чаще, чем в остальные дни; у женщин подобная зависимость не прослеживается.

Как предположили исследователи, эти данные могут быть связаны с тем, что, с одной стороны, люди в день рождения часто испытывают стресс по...

0 0

Что такое добрая воля к смерти? Как объяснить загадку клинической смерти? Почему умершие приходят к живым? Можно ли дать и получить разрешение умереть? Мы публикуем фрагменты выступления на семинаре, который провел в Москве Андрей Гнездилов, врач-психотерапевт, доктор медицинских наук, почетный доктор Эссекского университета (Великобритания), основатель первого в России хосписа, изобретатель новых методов арт-терапии и автор многочисленных книг.

Смерть как часть жизни

В быту, когда мы разговариваем с кем-то из знакомых, и он говорит: «Ты знаешь, вот такой-то умер», обычная реакция на это вопрос: как умер? Очень важно, как умирает человек. Смерть важна для самоощущения человека. Она имеет не только негативный характер.

Если философски смотреть на жизнь, мы знаем, что нет жизни без смерти, понятие жизни может быть оценено только с позиции смерти.

Мне как-то пришлось общаться с художниками и скульпторами, и я спросил их: «Вы изображаете различные стороны жизни человека, можете изобразить любовь, дружбу, красоту, а как бы вы изобразили смерть?» И никто не дал сразу внятного ответа.

Один скульптор, который увековечил блокаду Ленинграда, обещал подумать. И незадолго до смерти он мне ответил так: «Я бы изобразил смерть в образе Христа». Я спросил: «Христос распятый?» – «Нет, вознесение Христа».

Один немецкий скульптор изобразил летящего ангела, тень от крыльев которого и была смерть. Когда человек попадал в эту тень, он попадал во власть смерти. Другой скульптор изобразил смерть в образе двух мальчиков: один мальчик сидит на камне, положив голову на колени, он весь устремлен вниз.

В руках второго мальчика, свирель, голова его запрокинута, он весь устремлен вслед за мотивом. И объяснение этой скульптуры было таким: невозможно изобразить смерть без сопутствующей жизни, и жизни без смерти.

Смерть – естественный процесс. Многие писатели пытались изобразить жизнь бессмертной, но это было ужасное, страшное бессмертие. Что такое бесконечная жизнь – бесконечное повторение земного опыта, остановка развития или бесконечное старение? Трудно даже представить то мучительное состояние человека, который бессмертен.

Смерть – это награда, передышка, она ненормальна только тогда, когда наступает внезапно, когда человек еще на подъеме, полон сил. А пожилые люди хотят смерти. Некоторые старушки просят: «Вот, зажилась, пора бы и умереть». И образцы смерти, о которых мы читаем в литературе, когда смерть постигала крестьян, носили нормативный характер.

Когда деревенский житель чувствовал, что он уже не может работать, как прежде, что он становится обузой для семьи, он шел в баню, надевал чистую одежду, ложился под образа, прощался с соседями и родными и спокойно умирал. Его смерть наступала без тех выраженных страданий, возникающих, когда человек борется со смертью.

Крестьяне знали, что жизнь – это не цветок-одуванчик, который вырос, распустился и рассеялся под дуновением ветра. Жизнь имеет глубокий смысл.

Этот пример смерти крестьян, умирающих, дав себе разрешение на смерть – не особенность тех людей, подобные примеры мы можем встретить и сегодня. Как-то к нам поступил онкологический больной. Бывший военный, он держался молодцом и шутил: «Я прошел три войны, дергал смерть за усы, а теперь вот наступило ее время подергать меня».

Мы, конечно, его поддерживали, но вдруг… Однажды он не смог подняться с постели, и воспринял это совершенно однозначно: «Все, я умираю, я уже не могу встать». Мы говорили ему: «Не волнуйтесь, это метастаз, люди с метастазами в позвоночнике живут долго, мы будем ухаживать за вами, вы привыкнете». – «Нет, нет, это смерть, я знаю».

И, представьте себе, через несколько дней он умирает, не имея к этому никаких физиологических предпосылок. Он умирает потому, что он решил умереть. Значит, эта добрая воля к смерти или какая-то проекция смерти совершается в реальности.

Нужно предоставить жизни естественную кончину, ведь смерть запрограммирована еще в момент зачатия человека. Своеобразный опыт смерти приобретается человеком в родах, в момент рождения. Когда занимаешься этой проблемой, видно, как разумно построена жизнь. Как человек рождается, так он умирает, легко рождается – легко умирает, тяжело рождается – тяжело умирает.

И день смерти человека также не случаен, как и день рождения. Статисты первые поднимают эту проблему, открыв частое совпадение у людей даты смерти и даты рождения. Или, когда мы вспоминаем какие-то значимые годовщины смерти наших родных, вдруг оказывается, что бабушка умерла – родился внучок. Вот эта передача в поколения и неслучайность дня смерти и дня рождения – бросается в глаза.

Клиническая смерть или другая жизнь?

Ни один мудрец до сих пор не понял, что такое смерть, что происходит во время смерти. Оставлен практически без внимания такой этап как клиническая смерть. Человек впадает в коматозное состояние, у него останавливается дыхание, сердце, но неожиданно для себя и для других он возвращается к жизни и рассказывает удивительные истории.

Не так давно умерла Наталья Петровна Бехтерева. В свое время мы часто спорили, я рассказывал случаи клинической смерти, которые были в моей практике, а она говорила, что это все ерунда, что просто в мозге происходят изменения и так далее. И однажды я привел ей пример, который она потом стала сама использовать и рассказывать.

Я работал 10 лет в Онкологическом институте в качестве психотерапевта, и как-то раз меня позвали к молодой женщине. Во время операции у нее остановилось сердце, его долго не могли завести, а когда она очнулась, меня попросили посмотреть, не изменилась ли ее психика из-за долгого кислородного голодания мозга.

Я пришел в реанимационную палату, она только-только приходила в себя. Я спросил: «Вы можете со мной поговорить?», – «Да, только я хотела бы извиниться перед вами, я причинила вам столько хлопот», – «Какие хлопоты?», – «Ну, как же. У меня же остановилось сердце, я пережила такой стресс, и я видела, что для врачей это было тоже большим стрессом».

Я удивился: «Как вы могли это видеть, если вы были в состоянии глубокого наркотического сна, а потом у вас остановилось сердце?», – «Доктор, я бы вам рассказала гораздо больше, если вы пообещаете не отправлять меня в психиатрическую больницу».

И она рассказала следующее: когда она погрузилась в наркотический сон, то вдруг почувствовала, что как будто мягкий удар в стопы заставил что-то внутри нее повернуться, как выворачивается винт. У нее было такое ощущение, что душа вывернулась наружу, и вышла в какое-то туманное пространство.

Приглядевшись, она увидела группу врачей, склонившихся над телом. Она подумала: какое знакомое лицо у этой женщины! И потом вдруг вспомнила, что это она сама. Вдруг раздался голос: «Немедленно прекращайте операцию, сердце остановилось, нужно заводить его».

Она подумала, что умерла и с ужасом вспомнила, что не попрощалась ни с матерью, ни с пятилетней дочерью. Тревога за них буквально толкнула ее в спину, она вылетела из операционной и в одно мгновение очутилась у себя в квартире.

Она увидела довольно мирную сцену – девочка играла в куклы, бабушка, ее мать, что-то шила. Раздался стук в дверь, и вошла соседка, Лидия Степановна. В руках у нее было маленькое платье в горошек. «Машенька, – сказала соседка, – ты все время пыталась быть похожей на маму, вот я сшила для тебя такое же платье, как у мамы».

Девочка с радостью бросилась к соседке, по дороге задела скатерть, упала старинная чашка, а чайная ложка попала под ковер. Шум, девочка плачет, бабушка восклицает: «Маша, как ты неловка», Лидия Степановна говорит, что посуда бьется к счастью – обычная ситуация.

И мама девочки, забыв о себе, подошла к дочке, погладила ее по головке и сказала: «Машенька, это не самое страшное горе в жизни». Машенька посмотрела на маму, но, не увидев ее, отвернулась. И вдруг, эта женщина поняла, что когда она прикасалась к головке девочки, она не почувствовала этого прикосновения. Тогда она бросилась к зеркалу, и в зеркале не увидела себя.

В ужасе она вспомнила, что должна быть в больнице, что у нее остановилось сердце. Она бросилась прочь из дома и очутилась в операционной. И тут же услышала голос: «Сердце завелось, делаем операцию, но скорее, потому что может быть повторная остановка сердца».

Выслушав эту женщину, я сказал: «А вы не хотите, чтобы я приехал к вам домой и сказал родным, что все в порядке, они могут повидаться с вами?» Она с радостью согласилась.

Я поехал по данному мне адресу, дверь открыла бабушка, я передал, как прошла операция, а затем спросил: «Скажите, а в пол-одиннадцатого не приходила ли к вам соседка Лидия Степановна?», – «Приходила, а вы что, с ней знакомы?», – «А не приносила ли она платье в горошек?», – «Вы что волшебник, доктор?»

Я продолжаю расспрашивать, и все до деталей сошлось, кроме одного – ложку не нашли. Тогда я говорю: «А вы смотрели под ковром?» Они поднимают ковер, и там лежит ложка.

Этот рассказ очень подействовал на Бехтереву. А затем она сама пережила подобный случай. В один день она потеряла и пасынка, и мужа, оба покончили жизнь самоубийством. Для нее это было жутким стрессом. И вот однажды, войдя в комнату, она увидела мужа, и он обратился к ней с какими-то словами.

Она, прекрасный психиатр, решила, что это галлюцинации, вернулась в другую комнату и попросила свою родственницу посмотреть, что в той комнате. Та подошла, заглянула и отшатнулась: «Да там же ваш муж!» Тогда она сделала то, о чем просил ее муж, убедившись, что подобные случаи не выдумка.

Она говорила мне: «Никто лучше меня не знает мозга (Бехтерева была директором Института мозга человека в Петербурге). И у меня ощущение, что я стою перед какой-то громадной стеной, за которой слышу голоса, и знаю, что там чудесный и огромный мир, но я не могу передать окружающим то, что я вижу и слышу. Потому что для того, чтобы это было научно обоснованно, каждый должен повторить мой опыт».

Как-то я сидел около умирающей больной. Я поставил музыкальную шкатулку, которая играла трогательную мелодию, затем спросил: «Выключить, вам мешает?», – «Нет, пусть играет». Вдруг у нее остановилось дыхание, родственники бросились: «Сделайте что-нибудь, она не дышит».

Я сгоряча сделал ей укол адреналина, и она снова пришла в себя, обернулась ко мне: «Андрей Владимирович, что это было?» – «Вы знаете, это была клиническая смерть». Она улыбнулась и говорит: «Нет, жизнь!»

Что это за состояние, в которое переходит мозг при клинической смерти? Ведь смерть есть смерть. Мы фиксируем смерть тогда, когда мы видим, что остановилось дыхание, остановилось сердце, мозг не работает, он не может воспринимать информацию и, тем более, посылать ее наружу.

Значит, мозг только передатчик, а есть нечто в человеке более глубокое, более сильное? И тут мы сталкиваемся с понятием души. Ведь это понятие почти вытеснено понятием психики. Психика – есть, а души нет.

Как бы вы хотели умереть?

Мы спрашивали и здоровых, и больных: «Как бы вы хотели умереть?». И люди с определенными характерологическими качествами по-своему строили модель смерти.

Люди с шизоидным типом характера, типа Дон Кихот, довольно странно характеризовали свое желание: «Мы бы хотели умереть так, чтобы никто из окружающих не видел моего тела».

Эпилептоиды – считали немыслимым для себя спокойно лежать и ждать, когда придет смерть, они должны были иметь возможность каким-то образом участвовать в этом процессе.

Циклоиды – люди типа Санчо Панса, хотели бы умереть в окружении родных. Психастеники – люди тревожно-мнительные, беспокоились, как они будут выглядеть, когда умрут. Истероиды хотели умереть на восходе или на закате солнца, на берегу моря, в горах.

Я сравнивал эти желания, но мне запомнились слова одного монаха, который сказал так: «Мне безразлично, что будет меня окружать, какая будет обстановка вокруг меня. Мне важно, чтобы я умер во время молитвы, благодаря Бога за то, что Он послал мне жизнь, и я увидел силу и красоту Его творения».

Гераклит Эфесский говорил: «Человек в смертную ночь свет зажигает себе сам; и не мертв он, потушив очи, но жив; но соприкасается он с мертвым – дремля, бодрствуя – соприкасается с дремлющим», – фраза, над которой можно ломать голову чуть ли не всю жизнь.

Находясь в контакте с больным, я мог договориться с ним, чтобы, когда он умрет, он попытался дать мне знать, есть ли что-то за гробом или нет. И я получал такой ответ, не один раз.

Как-то я договорился так с одной женщиной, она умерла, и я скоро забыл о нашем договоре. И вот однажды, когда я был на даче, я вдруг проснулся от того, что в комнате зажегся свет. Я подумал, что забыл выключить свет, но тут увидел, что на койке напротив меня сидит та самая женщина. Я обрадовался, начал с ней разговаривать, и вдруг я вспомнил – она же умерла!

Я подумал, что мне все это снится, отвернулся и попытался заснуть, чтобы проснуться. Прошло какое-то время, я поднял голову. Свет снова горел, я с ужасом оглянулся – она по-прежнему сидит на койке и смотрит на меня. Я хочу что-то сказать, не могу – ужас. Я осознал, что передо мной мертвый человек. И вдруг она, печально улыбнувшись, сказала: «Но ведь это не сон».

Почему я привожу подобные примеры? Потому что неясность того, что нас ожидает, заставляет нас возвращаться к старому принципу: «Не навреди». То есть «не торопи смерть» – это мощнейший довод против эвтаназии. Насколько мы имеем право вмешиваться в состояние, которое переживает больной? Как мы можем ускорять его смерть, когда он, возможно, в этот момент переживает ярчайшую жизнь?

Качество жизни и разрешение на смерть

Важно не количество дней, которое мы прожили, а качество. А что дает качество жизни? Качество жизни дает возможность быть без боли, возможность контролировать свое сознание, возможность быть в окружении родственников, семьи.

Почему так важно общение с родственниками? Потому что дети часто повторяют сюжет жизни своих родителей или родственников. Иногда в деталях, это удивительно. И это повторение жизни часто является и повторением смерти.

Очень важно благословение родных, родительское благословение умирающего детям, оно даже потом может спасти их, уберечь от чего-то. Опять-таки, возвращаясь к культурному наследию сказок.

Помните сюжет: умирает старик-отец, у него трое сыновей. Он просит: «После моей смерти три дня ходите на мою могилу». Старшие братья или не хотят идти, или боятся, только младший, дурак, ходит на могилу, и в конце третьего дня отец открывает ему какую-то тайну.

Когда человек уходит из жизни, он иногда думает: «Ну, пусть я умираю, пусть я заболел, но мои родные пусть будут здоровы, пусть болезнь оборвется на мне, я заплачу по счетам за всю семью». И вот, поставив цель, неважно рационально или аффективно, человек получает осмысленный уход из жизни.

Хоспис – это дом, в котором предлагается качественная жизнь. Не легкая смерть, а качественная жизнь. Это место, где человек может завершить свою жизнь осмысленно и глубоко, в сопровождении родственников.

Когда человек уходит, из него не просто выходит воздух, как из резинового шара, ему нужно сделать скачок, ему нужны силы для того, чтобы шагнуть в неизвестность. Человек должен разрешить себе этот шаг. И первое разрешение он получает от родственников, затем – от медицинского персонала, от волонтеров, от священника и от самого себя. И это разрешение на смерть от самого себя – самое сложное.

Вы знаете, что Христос перед страданиями и молитвой в Гефсиманском саду просил своих учеников: «Побудьте со мной, не спите». Три раза ученики обещали Ему бодрствовать, но засыпали, не оказав поддержку. Так вот хоспис в духовном смысле является таким местом, где человек может попросить: «Побудьте со мной».

И если такая величайшая личность – Воплощенный Бог – нуждался в помощи человека, если Он говорил: «Я уже не называю вас рабами. Я назвал вас друзьями», обращаясь к людям, то последовать этому примеру и насытить духовным содержанием последние дни больного – очень важно.

Делитесь с друзьями, им тоже будет интересно:

Иногда особо чувствительные, склонные к экстрасенсорике люди чувствуют приближение смерти. Они видят на человеке «печать смерти». Если ему суждено погибнуть через несколько минут или часов, то у него полностью отсутствует аура.

Когда мы умрем? Можно ли зная дату нашего рождения, определить и дату смерти?

Человек любопытен и ему очень хочется контролировать то, что, казалось, полностью находится в руках провидения. Он обращается к астрологам и нумерологам, которые способны рассчитать дату смерти по дате рождения и другим цифрам в жизни человека. Правдивы ли такие предсказания и можно ли на них опираться, строя свою жизнь? Трудно сказать.

Но считается, что если человек знает о дате своей смерти, он словно сам программирует себя на смерть. Проецирует её силой своей веры и мысли, и она наступает именно тогда, когда он пожелал.

Так случилось с А.С. Пушкиным.

Он рассказывал, что однажды гулял по Невскому проспекту и зашел к кофейной гадальщице немке Александре Кирхгоф. Он попросил ее погадать Предсказательница сказала ему: - Может быть, ты проживешь долго, но на тридцать седьмом году берегись белого человека, белой лошади или белой головы. Пушкин поверил пророчеству, и желание избежать предсказанного не оставляло его все те двадцать лет, которые ему оставалось прожить. Но на тридцать седьмом году ожидания смерти обострились, и поэт все-таки встретился с Дантесом, который носил белый мундир и был белокур от рождения (белая голова).

Есть такие особенные критические периоды в жизни человека, когда вольно или невольно он рискует уйти из жизни. В такие моменты жизнь носит переполненный критический характер, сигнализирует, что дальше так быть не может, надо что-то менять в себе, в способе жизни, в отношениях и т.д. или уходить из нее.

Правильные законы существования закреплены в пословицах и поговорках, которые помогают нам в критические минуты жизни найти этически правильный способ существования, одобренный многими поколениями.

Помните? “Подальше от царей голова будет целей”, “Не рой другому яму – сам в нее попадешь», «Не плюй в колодец – пригодится воды напиться», «На чужой каравай рот не разевай», «Худой мир лучше доброй ссоры», «Близок локоток, да язык короток» и т.д.

Иными словами, живя критически неправильно, то есть вопреки законам миропорядка, здравого смысла, этической и нравственной гармонии, мы сами приближаем дату своего ухода.

День смерти близок к дате рождения

Многие считают самыми опасными днями для человека дни и месяцы, приближающиеся к дате его рождения. Выискивая закономерность, специалисты исследовали данные более чем 2 миллионов человек за 40 лет.

Оказалось, как правило, смерти, вызванные сердечным приступом, инсультом, падением и самоубийством, происходили в день, когда человек родился.

В среднем лица старше 60 лет на 14% чаще умирают в День рождения. На эту дату приходится повышение показателей сердечных приступов на 18,6%, а показателей инсультов - на 21,5%. Риск рос по мере старения. Это подтверждает и статистика Канады (там в особую группу риска попали гипертоники).

Что касается самоубийств, то они происходили на 34,9% чаще, несчастные случаи со смертельным исходом - чаще на 28,5%, а фатальные падения - на 44%. В чем причина данной закономерности, ученые сказать не могут.

Источник: Meddaily.ru

«Чаще всего люди умирают в период времени, ограниченный двумя неделями до и двумя неделями после дня рождения. В этот промежуток, согласно статистике, умирают около 33% женщин и около 50% мужчин, - говорит украинский эпигенетик, доктор медицинских наук, главный научный сотрудник лаборатории математического моделирования процессов старения Вайсерман А.М.

- Ученые объясняют это тем, что при появлении на свет ребенок чувствует сильнейшие болевые ощущения. Полученный стресс откладывается в памяти, и с приближением дня рождения человеческий организм вспоминает все пережитое и вновь готовится к стрессу. В данной ситуации наблюдается снижение иммунных и прочих защитных ресурсов организма».

Иногда особо чувствительные, склонные к экстрасенсорике люди чувствуют приближение смерти. Они видят на человеке «печать смерти» . Если ему суждено погибнуть через несколько минут или часов, то у него полностью отсутствует аура. Если же ему предстоит прожить еще несколько месяцев, то аура у него есть, но она очень тонкая, постепенно исчезает.

Мистики считают, что день рождения - это открытая дверь, через которую мы вошли в этот мир . Она остаётся открытой, пока человек жив. Если человек умер в день своего рождения, значит, он полностью выполнил свою задачу и ушёл, закрыв за собой волшебную дверь.

Будда Шакьямуни родился и умер в один день с интервалом в 80 лет.

Возможно, если даты рождения и смерти совпадают, то это говорит о просветлении души...

Говорят, смерть наступает:

    Когда человек завершает свою миссию на земле , он выполнил свое предназначение.

    Или потерял смысл жизни, так и не нашел себя , не реализовал данные ему о природы возможности, чтобы наиболее эффективно ими воспользоваться.

Не всегда человек может достичь своего предназначения. Если он, попадает в чуждую социальную среду, отказывается от гармонии, от цельного и здорового образа жизни, то тогда возникает спад, личность гибнет раньше, чем все ее нереализованные интересы и цели. Идет утрата душой целого ряда информационных массивов и блоков, необходимых ей, чтобы жить в этом мире.

Отсутствие конфликта с окружающей средой дает возможность человеку получать на уровне интуиции упреждающую информацию, позволяющую ему вовремя обходить все неровности и спады в жизни.

Поэтому смерть человека – это его вольный выбор.

Еще мы живы, значит, у судьбы
Осталось что-то важное для нас.
И длится замечательный рассказ
О том, как нам с тобой случилось быть...

Власенко Ирина

В быту, когда мы разговариваем с кем-то из знакомых, и он говорит: «Ты знаешь, вот такой-то умер», обычная реакция на это вопрос: как умер? Очень важно, как умирает человек. Смерть важна для самоощущения человека. Она имеет не только негативный характер.

Если философски смотреть на жизнь, мы знаем, что нет жизни без смерти, понятие жизни может быть оценено только с позиции смерти.

Мне как-то пришлось общаться с художниками и скульпторами, и я спросил их: «Вы изображаете различные стороны жизни человека, можете изобразить любовь, дружбу, красоту, а как бы вы изобразили смерть?» И никто не дал сразу внятного ответа.

Один скульптор, который увековечил блокаду Ленинграда, обещал подумать. И незадолго до смерти он мне ответил так: «Я бы изобразил смерть в образе Христа». Я спросил: «Христос распятый?» – «Нет, вознесение Христа».

Один немецкий скульптор изобразил летящего ангела, тень от крыльев которого и была смерть. Когда человек попадал в эту тень, он попадал во власть смерти. Другой скульптор изобразил смерть в образе двух мальчиков: один мальчик сидит на камне, положив голову на колени, он весь устремлен вниз.

В руках второго мальчика, свирель, голова его запрокинута, он весь устремлен вслед за мотивом. И объяснение этой скульптуры было таким: невозможно изобразить смерть без сопутствующей жизни, и жизни без смерти.

Смерть – естественный процесс. Многие писатели пытались изобразить жизнь бессмертной, но это было ужасное, страшное бессмертие. Что такое бесконечная жизнь – бесконечное повторение земного опыта, остановка развития или бесконечное старение? Трудно даже представить то мучительное состояние человека, который бессмертен.

Смерть – это награда, передышка, она ненормальна только тогда, когда наступает внезапно, когда человек еще на подъеме, полон сил. А пожилые люди хотят смерти. Некоторые старушки просят: «Вот, зажилась, пора бы и умереть». И образцы смерти, о которых мы читаем в литературе, когда смерть постигала крестьян, носили нормативный характер.

Когда деревенский житель чувствовал, что он уже не может работать, как прежде, что он становится обузой для семьи, он шел в баню, надевал чистую одежду, ложился под образа, прощался с соседями и родными и спокойно умирал. Его смерть наступала без тех выраженных страданий, возникающих, когда человек борется со смертью.

Крестьяне знали, что жизнь – это не цветок-одуванчик, который вырос, распустился и рассеялся под дуновением ветра. Жизнь имеет глубокий смысл.

Этот пример смерти крестьян, умирающих, дав себе разрешение на смерть – не особенность тех людей, подобные примеры мы можем встретить и сегодня. Как-то к нам поступил онкологический больной. Бывший военный, он держался молодцом и шутил: «Я прошел три войны, дергал смерть за усы, а теперь вот наступило ее время подергать меня».

Мы, конечно, его поддерживали, но вдруг однажды он не смог подняться с постели, и воспринял это совершенно однозначно: «Все, я умираю, я уже не могу встать». Мы говорили ему: «Не волнуйтесь, это метастаз, люди с метастазами в позвоночнике живут долго, мы будем ухаживать за вами, вы привыкнете». – «Нет, нет, это смерть, я знаю».

И, представьте себе, через несколько дней он умирает, не имея к этому никаких физиологических предпосылок. Он умирает потому, что он решил умереть. Значит, эта добрая воля к смерти или какая-то проекция смерти совершается в реальности.

Нужно предоставить жизни естественную кончину, ведь смерть запрограммирована еще в момент зачатия человека. Своеобразный опыт смерти приобретается человеком в родах, в момент рождения. Когда занимаешься этой проблемой, видно, как разумно построена жизнь. Как человек рождается, так он умирает, легко рождается – легко умирает, тяжело рождается – тяжело умирает.

И день смерти человека также не случаен, как и день рождения. Статисты первые поднимают эту проблему, открыв частое совпадение у людей даты смерти и даты рождения. Или, когда мы вспоминаем какие-то значимые годовщины смерти наших родных, вдруг оказывается, что бабушка умерла – родился внучок. Вот эта передача в поколения и неслучайность дня смерти и дня рождения – бросается в глаза.


Клиническая смерть или другая жизнь?

Ни один мудрец до сих пор не понял, что такое смерть, что происходит во время смерти. Оставлен практически без внимания такой этап как клиническая смерть. Человек впадает в коматозное состояние, у него останавливается дыхание, сердце, но неожиданно для себя и для других он возвращается к жизни и рассказывает удивительные истории.

Недавно умерла Наталья Петровна Бехтерева. В свое время мы часто спорили, я рассказывал случаи клинической смерти, которые были в моей практике, а она говорила, что это все ерунда, что просто в мозге происходят изменения и так далее. И однажды я привел ей пример, который она потом стала сама использовать и рассказывать.

Я работал 10 лет в Онкологическом институте в качестве психотерапевта, и как-то раз меня позвали к молодой женщине. Во время операции у нее остановилось сердце, его долго не могли завести, а когда она очнулась, меня попросили посмотреть, не изменилась ли ее психика из-за долгого кислородного голодания мозга.

Я пришел в реанимационную палату, она только-только приходила в себя. Я спросил: «Вы можете со мной поговорить?», – «Да, только я хотела бы извиниться перед вами, я причинила вам столько хлопот», – «Какие хлопоты?», – «Ну, как же. У меня же остановилось сердце, я пережила такой стресс, и я видела, что для врачей это было тоже большим стрессом».

Я удивился: «Как вы могли это видеть, если вы были в состоянии глубокого наркотического сна, а потом у вас остановилось сердце?», – «Доктор, я бы вам рассказала гораздо больше, если вы пообещаете не отправлять меня в психиатрическую больницу».

И она рассказала следующее: когда она погрузилась в наркотический сон, то вдруг почувствовала, что как будто мягкий удар в стопы заставил что-то внутри нее повернуться, как выворачивается винт. У нее было такое ощущение, что душа вывернулась наружу, и вышла в какое-то туманное пространство.

Приглядевшись, она увидела группу врачей, склонившихся над телом. Она подумала: какое знакомое лицо у этой женщины! И потом вдруг вспомнила, что это она сама. Вдруг раздался голос: «Немедленно прекращайте операцию, сердце остановилось, нужно заводить его».

Она подумала, что умерла и с ужасом вспомнила, что не попрощалась ни с матерью, ни с пятилетней дочерью. Тревога за них буквально толкнула ее в спину, она вылетела из операционной и в одно мгновение очутилась у себя в квартире.

Она увидела довольно мирную сцену – девочка играла в куклы, бабушка, ее мать, что-то шила. Раздался стук в дверь, и вошла соседка, Лидия Степановна. В руках у нее было маленькое платье в горошек. «Машенька, – сказала соседка, – ты все время пыталась быть похожей на маму, вот я сшила для тебя такое же платье, как у мамы».

Девочка с радостью бросилась к соседке, по дороге задела скатерть, упала старинная чашка, а чайная ложка попала под ковер. Шум, девочка плачет, бабушка восклицает: «Маша, как ты неловка», Лидия Степановна говорит, что посуда бьется к счастью – обычная ситуация.

И мама девочки, забыв о себе, подошла к дочке, погладила ее по головке и сказала: «Машенька, это не самое страшное горе в жизни». Машенька посмотрела на маму, но, не увидев ее, отвернулась. И вдруг, эта женщина поняла, что когда она прикасалась к головке девочки, она не почувствовала этого прикосновения. Тогда она бросилась к зеркалу, и в зеркале не увидела себя.

В ужасе она вспомнила, что должна быть в больнице, что у нее остановилось сердце. Она бросилась прочь из дома и очутилась в операционной. И тут же услышала голос: «Сердце завелось, делаем операцию, но скорее, потому что может быть повторная остановка сердца».

Выслушав эту женщину, я сказал: «А вы не хотите, чтобы я приехал к вам домой и сказал родным, что все в порядке, они могут повидаться с вами?» Она с радостью согласилась.

Я поехал по данному мне адресу, дверь открыла бабушка, я передал, как прошла операция, а затем спросил: «Скажите, а в пол-одиннадцатого не приходила ли к вам соседка Лидия Степановна?», – «Приходила, а вы что, с ней знакомы?», – «А не приносила ли она платье в горошек?», – «Вы что волшебник, доктор?»

Я продолжаю расспрашивать, и все до деталей сошлось, кроме одного – ложку не нашли. Тогда я говорю: «А вы смотрели под ковром?» Они поднимают ковер, и там лежит ложка.

Этот рассказ очень подействовал на Бехтереву. А затем она сама пережила подобный случай. В один день она потеряла и пасынка, и мужа, оба покончили жизнь самоубийством. Для нее это было жутким стрессом. И вот однажды, войдя в комнату, она увидела мужа, и он обратился к ней с какими-то словами.

Она, прекрасный психиатр, решила, что это галлюцинации, вернулась в другую комнату и попросила свою родственницу посмотреть, что в той комнате. Та подошла, заглянула и отшатнулась: «Да там же ваш муж!» Тогда она сделала то, о чем просил ее муж, убедившись, что подобные случаи не выдумка.

Она говорила мне: «Никто лучше меня не знает мозга (Бехтерева была директором Института мозга человека в Петербурге). И у меня ощущение, что я стою перед какой-то громадной стеной, за которой слышу голоса, и знаю, что там чудесный и огромный мир, но я не могу передать окружающим то, что я вижу и слышу. Потому что для того, чтобы это было научно обоснованно, каждый должен повторить мой опыт».

Как-то я сидел около умирающей больной. Я поставил музыкальную шкатулку, которая играла трогательную мелодию, затем спросил: «Выключить, вам мешает?», – «Нет, пусть играет». Вдруг у нее остановилось дыхание, родственники бросились: «Сделайте что-нибудь, она не дышит».

Я сгоряча сделал ей укол адреналина, и она снова пришла в себя, обернулась ко мне: «Андрей Владимирович, что это было?» – «Вы знаете, это была клиническая смерть». Она улыбнулась и говорит: «Нет, жизнь!»

Что это за состояние, в которое переходит мозг при клинической смерти? Ведь смерть есть смерть. Мы фиксируем смерть тогда, когда мы видим, что остановилось дыхание, остановилось сердце, мозг не работает, он не может воспринимать информацию и, тем более, посылать ее наружу.

Значит, мозг только передатчик, а есть нечто в человеке более глубокое, более сильное? И тут мы сталкиваемся с понятием души. Ведь это понятие почти вытеснено понятием психики. Психика – есть, а души нет.


Как бы вы хотели умереть?

Мы спрашивали и здоровых, и больных: «Как бы вы хотели умереть?». И люди с определенными характерологическими качествами по-своему строили модель смерти.

Люди с шизоидным типом характера, типа Дон Кихот, довольно странно характеризовали свое желание: «Мы бы хотели умереть так, чтобы никто из окружающих не видел моего тела».

Эпилептоиды – считали немыслимым для себя спокойно лежать и ждать, когда придет смерть, они должны были иметь возможность каким-то образом участвовать в этом процессе.

Циклоиды – люди типа Санчо Панса, хотели бы умереть в окружении родных. Психастеники – люди тревожно-мнительные, беспокоились, как они будут выглядеть, когда умрут. Истероиды хотели умереть на восходе или на закате солнца, на берегу моря, в горах.

Я сравнивал эти желания, но мне запомнились слова одного монаха, который сказал так: «Мне безразлично, что будет меня окружать, какая будет обстановка вокруг меня. Мне важно, чтобы я умер во время молитвы, благодаря Бога за то, что Он послал мне жизнь, и я увидел силу и красоту Его творения».

Гераклит Эфесский говорил: «Человек в смертную ночь свет зажигает себе сам; и не мертв он, потушив очи, но жив; но соприкасается он с мертвым – дремля, бодрствуя – соприкасается с дремлющим», – фраза, над которой можно ломать голову чуть ли не всю жизнь.

Находясь в контакте с больным, я мог договориться с ним, чтобы, когда он умрет, он попытался дать мне знать, есть ли что-то за гробом или нет. И я получал такой ответ, не один раз.

Как-то я договорился так с одной женщиной, она умерла, и я скоро забыл о нашем договоре. И вот однажды, когда я был на даче, я вдруг проснулся от того, что в комнате зажегся свет. Я подумал, что забыл выключить свет, но тут увидел, что на койке напротив меня сидит та самая женщина. Я обрадовался, начал с ней разговаривать, и вдруг я вспомнил – она же умерла!

Я подумал, что мне все это снится, отвернулся и попытался заснуть, чтобы проснуться. Прошло какое-то время, я поднял голову. Свет снова горел, я с ужасом оглянулся – она по-прежнему сидит на койке и смотрит на меня. Я хочу что-то сказать, не могу – ужас. Я осознал, что передо мной мертвый человек. И вдруг она, печально улыбнувшись, сказала: «Но ведь это не сон».

Почему я привожу подобные примеры? Потому что неясность того, что нас ожидает, заставляет нас возвращаться к старому принципу: «Не навреди». То есть « не торопи смерть» – это мощнейший довод против эвтаназии. Насколько мы имеем право вмешиваться в состояние, которое переживает больной? Как мы можем ускорять его смерть, когда он, возможно, в этот момент переживает ярчайшую жизнь?


Качество жизни и разрешение на смерть

Важно не количество дней, которое мы прожили, а качество. А что дает качество жизни? Качество жизни дает возможность быть без боли, возможность контролировать свое сознание, возможность быть в окружении родственников, семьи.

Почему так важно общение с родственниками? Потому что дети часто повторяют сюжет жизни своих родителей или родственников. Иногда в деталях, это удивительно. И это повторение жизни часто является и повторением смерти.

Очень важно благословение родных, родительское благословение умирающего детям, оно даже потом может спасти их, уберечь от чего-то. Опять-таки, возвращаясь к культурному наследию сказок.

Помните сюжет: умирает старик-отец, у него трое сыновей. Он просит: «После моей смерти три дня ходите на мою могилу». Старшие братья или не хотят идти, или боятся, только младший, дурак, ходит на могилу, и в конце третьего дня отец открывает ему какую-то тайну.

Когда человек уходит из жизни, он иногда думает: «Ну, пусть я умираю, пусть я заболел, но мои родные пусть будут здоровы, пусть болезнь оборвется на мне, я заплачу по счетам за всю семью». И вот, поставив цель, неважно рационально или аффективно, человек получает осмысленный уход из жизни.

Хоспис – это дом, в котором предлагается качественная жизнь. Не легкая смерть, а качественная жизнь. Это место, где человек может завершить свою жизнь осмысленно и глубоко, в сопровождении родственников.

Когда человек уходит, из него не просто выходит воздух, как из резинового шара, ему нужно сделать скачок, ему нужны силы для того, чтобы шагнуть в неизвестность. Человек должен разрешить себе этот шаг. И первое разрешение он получает от родственников, затем – от медицинского персонала, от волонтеров, от священника и от самого себя. И это разрешение на смерть от самого себя – самое сложное.

Вы знаете, что Христос перед страданиями и молитвой в Гефсиманском саду просил своих учеников: «Побудьте со мной, не спите». Три раза ученики обещали Ему бодрствовать, но засыпали, не оказав поддержку. Так вот хоспис в духовном смысле является таким местом, где человек может попросить: «Побудьте со мной».

И если такая величайшая личность – Воплощенный Бог – нуждался в помощи человека, если Он говорил: «Я уже не называю вас рабами. Я назвал вас друзьями», обращаясь к людям, то последовать этому примеру и насытить духовным содержанием последние дни больного – очень важно.

Подготовила текст; фото: Мария Строганова

Если вам не безразличны вопросы жизни и смерти,



Похожие статьи