Мифическая птица бенну. Бену - бог возрождения и жизни

Трехглавый бог-лев, которому поклонялись в Мероэ. С рельефа в Вад-Банага

Усопший защищает осла от змеи Хаи

Ослы-боги Туата

Черную свинью Сета прогоняют прочь в зале суда Осириса

Усопший бьет копьем черную свинью Сета

и широкой популярности кошки говорит большое количество мумифицированных кошек и клеток для них, которые сегодня находятся в музеях. Весьма интересна игрушечная кошка с подвижной челюстью, хранящаяся в Британском музее (№ 15671).

Мангуста, убивающая змей и уничтожающая яйца крокодилов, несомненно охранялась людьми додинастического периода, как сегодня хорек и ласка. Много красивых бронзовых фигурок хранится в Британском музее - эксп. № 6770, 26158, 11590 и др.

Египтяне называли мангуст хатри , это слово со-

хранилось в коптском языке (хатоул ) и в некоторых арамейских диалектах. Современные арабы называют ее Кутт Фарун - «фараонова кошка». В качестве бога мангусту звали Шет или Се-

ДОДИНАСТИЧЕСКИЕ КУЛЬТЫ...

шет1 , что считалось инкарнацией Тему, заходящего солнца. Его почитали, как ка Ану (Гелиополя).

Землеройка была инкарнацией Гора; ее статуэтки имеются в Британском музее - № 1604, 26335.

Еж, как и землеройка, использовался в медицине. В папирусе Эберса говорится об иглах ежа, смешанных с маслом. Лампы и бутылки часто делали в форме ежа (Британский музей, № 4764, 29362, 15475).

Леопард считался «тифонианским» зверем, и его шкуры составляли важную часть облачения жрецов. В Судане верили, что леопарды часто одержимы духами воров и разбойников.

Пантера, точнее, суданская пантера, то есть «пантера юга» , ценилась очень

Баст из Бубастиса высоко. Пантеры составляли часть дани Куша Египту.

Павиан был инкарнацией Тота, которому он помогал в восстановлении глаза бога солнца, то есть луны, на своем месте на лице Ра. Павиан представлял Тота в зале суда Осириса и внимательно наблюдал за тщательным взвешиванием сердец усопших. Его также называют Астен или Астес.

Слон вряд ли мог быть постоянным обитателем Египта, но нубийцы, скорее всего, знали его хорошо и охотились если не ради мяса, то ради клыков. Египтяне династического периода называли его абу - таково, вероятно, было его имя в

додинастические времена. Остров напротив Сиены носил то же название, возможно из-за расположенного вблизи рынка слоновой кости или же из-за формы, напоминающей фигуру слона. Греки перевели это название как Элефантина. Город в месте слияния Белого и Голубого Нила был назван Хуртум, то есть хобот слона. Фигуры слонов появляются на скульптурах в Мероэ и Мусавварате, но у слона никогда не было человеческого тела.

1 В других источниках Сешет - покровительница письменности и геометрии - женщина в леопардовой шкуре. (Примеч. пер. )

Кошка у дерева Персеи, убивающая змея тьмы

ДОДИНАСТИЧЕСКИЕ КУЛЬТЫ...

Гиппопотам был обычным животным в Дельте уже в самый ранний период. В Книге мертвых он появляется в виде весьма дружелюбной богини. Ее зовут Апет, Ререт, Таурит, Шепут и т. д. Большое число синих или зеленых глиняных фигур гиппопотама было найдено в гробницах, но с какой целью их туда укладывали - неизвестно. Палладий (IV век) сообщает, что гиппопотам пришел и съел весь урожай в монастыре, но после того, как Абба Бенус приказал зверю именем Христа уйти, он послушался и его никогда больше не видели.

Мышь, крыса, ласка, дикобраз всегда были хорошо известны в Египте, но не сохранилось никаких свидетельств того, что их считали священными животными.

Летучая мышь. Фигурка летучей мыши с распростертыми крыльями, выполненная из зеленого камня, была найдена в местечке Джабалайн в Верхнем Египте; сейчас она хранится в Британском музее (№ 21901).

Орикс был «тифонианским» животным и рассматривался как форма Сета. Гор покорил Сета, и орикс с фигурой сокола Гора на спине стал знаком XVI нома Верхнего Египта. Христианские священнослужители Египта всегда ассоциировали рогатых животных класса сернобыков с дьяволом и считали, что злые духи часто принимают облик обычного козла.

Зверь Сет появляется в текстах в следующих видах: , и . Строго говоря, это животное следовало описать в парагра-

фе, посвященном сказочным животным, таким как Сефер и Сека. Бог Сет был отцом и причиной всего существующего зла, и считалось, что на земле он появляется именно в форме изображенного здесь зверя. Многие египтологи пытались идентифицировать это животное, но безуспешно. Видеманн и другие авторы считают, что это окапи, хотя натуралисты опровергли подобное мнение. Швейнфурт считает, что это свинья. Масперо видел в нем искаженное изображение тушканчика, фон Биссинг - жирафа, а Ньюберри в сложной и высоконаучной статье объявил, что это боро-

давочник. Культ Сета был очень древним, потому что , то есть

зверь Сет с кинжалом, торчащим из головы, был знаком XI нома Верхнего Египта. Египтяне додинастического периода обожествляли его, а их потомки сохранили изображение в качестве знака своего нома «на всякий случай», но нарисовали кинжал, пронзивший голову зверя, желая показать, что время поклонения ему

УОЛЛИС БАДЖ. ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ: ДУХИ, ИДОЛЫ, БОГИ

прошло. Другим именем Сета было Ша, и Сете показал, что оно сохранено в названии главного города нома - Шасхотеп. По Кису, центром культа Сета в XI номе был Хен-Т .

По моему мнению, верная идентификация животного сделана доктором Шефером, который утверждает, что это изображение охотничьей собаки, принадлежавшей к породе, исчезнувшей еще в доисторические времена, как и баран Хнему (Хнум). Я считаю, что доказательством тому является волшебная палочка (?) из слоновой кости, или «палка для бросания», которая хранится в Британском музее (№ 18175), обе стороны которой изображены на рисунке.

На ней мы видим фигуры некоторых додинастических богов, изображение разбросанных по полю ножей показывает, что животным больше не поклоняются. На лицевой стороне изображены: 1) Два льва, лежащие . 2) Лев, каждая лапа которого лежит на голове орикса. 3) Лев, couchant, у обоих концов его туловища лежит по человеческой голове (бог Акер?). 4) Жираф с головой льва. 5) Гиппопотам, стоящий на задних лапах. 6) Лягушка на кубке или корзине. 7) Головы двух крокодилов. 8) Большой жук. 9) Человек, схвативший обеими руками по змее (прототип Беса?). 10) Фетиш

1 , то есть солнечный диск с падающими лучами. 11) Голова

барана Хнему. 12) Человек с головой змеи, схвативший обеими руками по змее. 13) По левую сторону от жука находится голова собаки с ушами торчком. Это повторено и на обратной стороне. Длинный нос и форма головы собаки ясно показывают, что это не священная собака Анубиса. Голова и шея собаки на палочке принадлежат хорошо известной охотничьей собаке салюки, но, хотя у собаки не подняты уши и не вздернут хвост, когда она лежит, любой человек, часто видевший салюки у арабов, безошибочно идентифицировал бы зверя Сета. Эти собаки удивительно подвижны и в состоянии разорвать свою добычу на куски. Дози утверждает, что эти собаки подобны ищейкам лимьер у французов и бладхаундам у шотландцев. Сет был богом охоты, что до-

1 Некоторые читают этот знак как Туа и утверждают, что он представляет собой бородатый человеческий подбородок. Другие говорят, что Туа был богом, изображение которого в человеческом обличье найдено Бор-

хадтом. См. также у Петри в «Царских гробницах». Бога-брадобрея, который брил Пепи, звали Туаур .

Гиппопотам. Богиня-воин

Форма Хатхор

Зверь Сет

УОЛЛИС БАДЖ. ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ: ДУХИ, ИДОЛЫ, БОГИ

Лицевая сторона

Обратная сторона

Голова Сета показана возле звездочки

казывает рельеф, на котором он учит царя стрелять из лука. Позолоченная бронзовая фигура собакоголового Сета хранится в Британском музее (№ 30460).

Священные птицы

Бену, или бенну, - это птица семейства цапель с длинным хохолком. Птица считалась инкарнацией солнца. Бену создал себя из пламени, которое горело на рассвете на верхушке священной Персеи в Гелиополе. Он вышел из сердца Осириса, и в нем, как сказано в Книге мертвых, «сущность каждого бога». Греки идентифицировали его с Фениксом, похожей на орла птицей с золотыми и красными перьями, которая прилетела из Аравии. Судя по всему, культ птиц имеет гелиополитанское происхождение.

Соколу поклонялись в Египте с незапамятных времен. Он

был инкарнацией небесного духа, а солнце и луна были его глазами. Центр культа сокола был в Нижнем Египте в Тема-Эн-Хор, современном Даманхуре, и в Верхнем Египте - в Иераконполе. В текстах упоминается золотой сокол, четыре кубита в ширину и

ДОДИНАСТИЧЕСКИЕ КУЛЬТЫ...

Птица Бену

имевший голову Бену. Это и был Феникс греков. Божественный Сокол был отпрыском Тема (Атема), был инкарнацией единственного Бога и Гора, сына Осириса, миллионы лет служил ему и

миллионы лет боялся его. Сокол с человеческой головой был

символом души. О соколе писали Страбон, Геродот, Диодор, Элиан. Грифа египтяне додинастического периода называли мут;

это слово сохранилось в имени фиванской богини Мут. Центром культа богини-грифа Нехебит был Нехен (Эйлетиасполь) в Верхнем Египте. По Элиану, грифов мужского пола не существовало, а грифов женского пола оплодотворяли южные или юго-восточные ветра.

О культе орла , если таковой существовал, ничего не из-

О цапле см. Книгу мертвых, глава lxxxiv.

Ласточка была священной птицей Исиды (см. Книгу мертвых, глава lxxxvi).

Гусь был священной птицей Амона-Ра. Бог-гусь идентифи-

цировался с Гебом, богом земли. Космическое яйцо было отложено богиней-гусыней Серт, которая в Книге мертвых, глава liv, названа Кенкенур - «Великий гоготун».

Ибис был птицей Тота. Центром его культа был Хемену

(Гермополь), город Тота. Большое святилище ибиса - Ибиум - было расположено в 40 километрах к северу от Гермополя. Об ибисе писали Элиан, Диодор, Плутарх и другие авторы.

УОЛЛИС БАДЖ. ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ: ДУХИ, ИДОЛЫ, БОГИ

Сцена, вырезанная на каменной чаше, найденной

Богиня Нехебит

Квибеллом в Ком-аль-Ахмаре, показывающая

с увенчанным ко-

очень ранние изображения сокола Гора и грифа

брой скипетром

Нехебит. Гриф стоит на кольце с печаткой, вну-

три которого знаки BSH (Besh), и связывает вме-

сте лотос и папирус, что символизирует союз двух

Египтов. Беш (то есть Беджау) - личное имя царя

Хасехема

Страус, вероятно, обожествлялся в додинастический период, во всяком случае, примитивные египтяне относились к нему с большим почтением, поскольку в гробницах додинастической эпохи неоднократно обнаруживалась неразбитая скорлупа яиц страуса. На экземпляре, который хранится в Британском музее (№ 36377), имеются следы украшений. Такую скорлупу можно часто увидеть подвешенной в египетских и сирийских церквах и мечетях. Горшки додинастического периода часто украшены изображениями рядов страусов. Самое древнее изображение страуса можно видеть на зеленых сланцевых предметах из Джабалайна.

Священные рептилии, насекомые и др.

Черепаху в Египте почитали, но неизвестно, по какой причине. В Британском музее хранятся три зеленые каменные фигурки черепах, относящиеся к додинастическому периоду (№ 23061, 36367, 37913), две деревянные фигурки из гробницы Тутмоса III (№ 1416, 20704) и два черепашьих панциря (№ 46602, 46603).

Образы, символы, зашифрованные послания - это мой способ мышления. Мне легко было остановить внутренний диалог - у меня мало мыслей в голове. В основном, это образы.
Один из моих любимых сюжетов - это птицы. Сколько я их разных наваяла, одному Велесу известно:)) А птица Феникс среди них - самый излюбленный персонаж. Сам сакральный смысл жития этой загадочной огненной сущности вводит меня в трепетное состояние восторга и перерождения. Каждый раз, когда я рождаю нового Феникса - я рождаюсь сама. Чем не медитация?

Вот эти две Дивы на верхней картинке - это птицы Сирины. Я их себе лично нарисовала, такой себе тотем на изобилие. Они всегда на чеку, сторожат мою жизнь, когда одна спит - другая бодрствует.
Предполагаю, что корни сей страсти к птичкам опять же зарыты в глубоком прошлом. Символами Сириуса в том числе были птицы и змеи. Сирин - Сириус. Боги с птичьими головами, Орел, поедающий души. Птица Феникс, прилетающая в Гелиополь...... Почему люди не летают, как птицы?(с)
Извечное стремление Духа к вознесению и возвращению в родные пенаты. Наблюдать за полетом птиц, слушать их пение, любоваться затейливым оперением, что может сравнится с этим? Птица - образ живого Духа, высоко парящего в святых Небесах. А птица Феникс - образ Духа вечного, перерождающегося в горниле огненных страстей.

Рассмотрим разные версии Феникса.

Фе́никс (греч. Φοῖνιξ, перс. ققنوس‎, лат. phoenix; возможно от греч. φοίνιξ, «пурпурный, багряный») — мифологическая птица, обладающая способностью сжигать себя и затем возрождаться. Известна в мифологиях разных культур, часто связывается с солнечным культом. Считалось, что феникс имеет внешний вид, похожий на орла с ярко-красным или золотисто-красным оперением. Предвидя смерть, сжигает себя в собственном гнезде, а из пепла появляется птенец. По другим версиям мифа, из пепла возрождается сам Феникс. Обычно считалось, что Феникс — единственная, уникальная особь своего вида. В метафорическом истолковании Феникс — символ вечного обновления.

Первое письменное упоминание мифа о Фениксе встречается у Геродота (V век до н. э.). Он сообщает, что это птица из Аравии, живёт 500 лет вместе со своим родителем, а когда тот умирает, прилетает в храм бога Солнца в египетском городе Гелиополе и там хоронит тело родителя. О самосжигании Феникса и последующем возрождении Геродот не упоминает, а сам миф характеризует как неправдоподобный. Тацит также считает легенду в целом вымыслом, однако пишет, что в консульство Павла Фабия и Луция Вителлия (около 35 года н. э.) многие в Египте видели прилёт Феникса. В пересказе Тацита Феникс раз в 500 лет рождает птенца, после чего умирает. Легенда упоминается и другими античными авторами, большинство которых уже включает в изложение акт самосожжения Феникса.

В христианском мире Феникс означает триумф вечной жизни, воскресение, веру, постоянство; это символ Христа. В раннем христианстве Феникс постоянно встречается на погребальных плитах: здесь его значение — победа над смертью, воскресение из мертвых. На Руси у Феникса были аналоги: Жар-птица и Финист .

В иудейской каббале есть некоторые толкования событий, произошедших в Ган Эдене (Райском Саду), где говорится, что Хава (Ева) накормила плодом от Дерева познания добра и зла мужа Адама и всех животных, птиц и зверей. Не поддалась искушению только одна упрямая птица Феникс, сохранившая впоследствии из-за этого своё относительное бессмертие. Эта птица живёт вечно, через каждые тысячу лет сгорая в пламени, выходящем из её гнезда, и снова возрождается из пепла. Здесь же упоминается о гигантской птице Зиз, которая одним своим крылом способна закрыть все солнце. Обе эти птицы, по преданиям, были обитателями Ган Эдена (Райского Сада) во времена пребывания там Адама и Евы (Хавы).

Существует и другое предание о бессмертной птице. Во время 12-месячного пребывания праведного Ноя (Ноаха) в Ковчеге во время потопа, он кормил пребывающих там животных. Из всех обитателей ковчега только Феникс лежал, скромно прикорнув в уголке, и на вопрос Ноя (Ноаха): Отчего ты не требуешь себе пищи — отвечал: — Я видел, как много у тебя хлопот с другими, и не решился беспокоить тебя. Тронутый этими словами, Ной (Ноах) сказал: — Ты пожалел моего труда, соболезнуя моим огорчениям. Да пошлёт тебе Всевышний жизнь вечную.

Следует отметить, что наряду с Фениксом данная птица в некоторых местах упоминается как Холь (с иврита — песок, прах, пепел), и Оршина.

Бенну (Бен-Бен) — в египетской мифологии птица — аналог феникса. По легенде является душой бога Ра. Название связано со словом «вебен», означающим «сиять».
По легенде Бенну появился из огня, который горел на священном дереве во дворе храма Ра. По другой версии Бенну вырвался из сердца Осириса. Изображался в виде серой, голубой или белой цапли с длинным клювом и хохолком из двух перьев, а также в виде жёлтой трясогузки или орла с красными и золотыми перьями. Существуют также изображения Бенну в виде человека с головой цапли.
Бенну олицетворял воскресение из мёртвых и ежегодные разливы Нила. Символизировал солнечное начало.


Жар-птица — сказочная птица, персонаж русских сказок, обычно является целью поиска героя сказки. Перья жар-птицы обладают способностью светить и своим блеском поражают зрение человека. Жар-птица огненная птица, её перья блистают серебром и золотом (у Огнивака перья рыжезлатые), крылья как языки пламени, а глаза светятся как кристалл. По размерам она достигает павлина.

Живёт Жар-птица в райском саду Ирии, в золотой клетке. По ночам вылетает из нее и освещает сад собою так ярко, как тысячи зажжёных огней.

Добыча жар-птицы сопряжена с большими трудностями и составляет одну из главных задач, которые задает в сказке царь (отец) сыновьям. Добыть жар-птицу удается лишь младшему сыну. Мифологи (Афанасьев) объясняли жар-птицу как олицетворение огня, света, солнца. Жар-птица питается золотыми яблоками, дающими молодость, красоту и бессмертие; когда она поет, из её клюва сыплются жемчуга.

Пение жар-птицы исцеляет больных и возвращает зрение слепым. Оставляя в стороне произвольные мифологические объяснения, можно сопоставить жар-птицу со средневековыми, очень популярными и в русской, и в западноевропейской литературе рассказами о птице Феникс, возрождающейся из пепла. Прототипом Жар-птицы является павлин. Молодильные яблоки, в свою очередь, можно сопоставить с плодами гранатового дерева, излюбленного лакомства фениксов.

Каждый год, осенью, Жар-птица умирает, а весной возрождается. Иногда можно найти выпавшее перо из хвоста Жар-птицы; внесенное в тёмную комнату, оно заменит самое богатое освещение. Со временем такое перо превращается в золотое.

Для ловли Жар-птицы используют золотую клетку с яблоками внутри, как ловушку. Поймать голыми руками её нельзя, так как можно обжечься об её оперение.

Си́рин — в древнерусском искусстве и легендах райская птица с головой девы. Считается, что Сирин представляет собой христианизацию языческих русалок — вил. Часто изображается вместе с другой райской птицей, Алконостом, но голова Сирина иногда оказывается непокрытой, а вокруг неё нимб. Сирин поет песни радости, тогда как Алконост — песни печали.
Алконо́ст (алконст, алконос) — в русском искусстве и легендах райская птица с головой девы. Часто упоминается и изображается вместе с другой райской птицей Сирин.

Самые древние изображения Сирина восходят к X веку и сохранились на глиняных тарелках и височных кольцах (Киев, Корсунь). В средневековых русских легендах Сирин однозначно считается райской птицей, которая иногда прилетает на землю и поет вещие песни о грядущем блаженстве], однако иногда эти песни могут оказаться вредными для человека (можно потерять рассудок). Посему в некоторых легендах Сирин приобретает отрицательное значение, так что её даже начинают считать темной птицей, посланницей подземного мира.


Гамаю́н — в славянской мифологии вещая птица, поющая людям божественные песни и предвещающая будущее тем, кто умеет слышать тайное. Гамаюн знает всё на свете. Когда Гамаюн летит с восхода, приходит смертоносная буря.
Первоначально образ пришел возможно из древнегреческой мифологии (сирены). Изображалась с женской головой и грудью. В мифологии древних иранцев есть аналог — птица радости Хумайя

«Я смертельна для тех, кто нежен и юн.
Я птица печали, я — Гамаюн.
Но тебя, сероглазый, не трону, иди.
Глаза я закрою, я крылья сложу на груди,
Чтоб, меня не заметив,
ты верной дорогой пошёл.
Я замру, я умру, чтобы ты своё счастье нашёл…»

Человечество издавна восхищается птицами из-за их загадочности, сезонных исчезновений, способности летать и возможности отправиться туда, куда мы просто не могли попасть в течение очень длительного периода времени. Все знают о некоторых мифологических птицах, таких как феникс, например, но в мировой мифологии существуют птицы, которые намного более странные, чем феникс.

10. Бенну (Benu)

Птица Бенну была египетской версией более известного нам феникса. В египетской мифологии сотворения мира, птица Бенну пролетела над поверхностью хаоса, приземлилась, и испустила крик, который нарушил изначальную первобытную тишину. По преданию именно этот крик решил, что будет в этом мире и чего не будет. Традиционно, птица Бенну напоминает цаплю, но она обладает огненно-оранжевым оперением и иногда человеческой головой. Её часто ассоциировали с богом египетского солнца, причём настолько часто, что образ птицы Бенну стал обозначать самого бога солнца, который часто изображался в короне.

Птица Бенну, по легенде, возрождается каждый день, вставая вместе с солнцем и обновляя себя в его лучах. Её способность возрождаться означала, что её также связывали с Осирисом (Osiris), мертвыми и идеей воскрешения. Первоначальная птица Бенну, которая сотворила мир, была рождена из пламени в кроне дерева Персея, которое росло на вершине обелиска. Более поздние рассказы наделяют птицу Бенну ещё большим количеством характеристик, присущих фениксу - Геродот (Herodotus) рассказывает историю о птице Бенну, которая жила на протяжении 500 лет, прежде чем загореться и возродиться из пепла. Затем пепел помещали на алтарь богу солнца.

9. Анзуд (Anzu)


Анзуд это древняя шумерская птица с телом орла и головой льва. Она была настолько огромной, что единственным деревом, достаточно большим, чтобы выдержать её гнездо было дерево, которое опиралось на семь верховий реки бога солнца, Уту (Utu). Полёт Анзуда был способен поднять огромные песчаные и пыльные бури, её крик заставлял весь мир сотрясаться и даже боги считали её почти непобедимой угрозой.

Согласно легенде, гигантская птица украла Скрижали Судеб (Tablet of Destinies), которые наделили её силами богов и властью над миром смертных. Энлил (Enlil), сын того бога, у которого Анзуда украла скрижали, был отправлен в первобытный, частично сотворённый мир, чтобы остановить её и вернуть власть богам, напустив потоки воды вместе с ветрами и бурями, которые формируют мир. Намного позже ассирийским царям приписывали убийство гигантской птицы, что позволило создать великие истории об эпических сражениях, и написать о смертных правителях этой области.

Оригинальные рассказы об Анзуде являются одними из старейших известных «боевых мифов», в которых на героя возложена задача отправиться на поиски, и сразиться с грозным противником. Эпос об Анзуде и Энлиле относится к периоду до 1200 года до нашей эры. Анзуд также отображается в гораздо более позднем фольклоре Израиля, где ему приносятся жертвоприношения, чтобы его успокоить.

8. Бубри (Boobrie)


Бубри это меняющая форму птица из мифологии и фольклора Северо-Шотландского нагорья (Scottish Highlands). Вместо того, чтобы использовать свои крылья для полёта, она чаще использует их чтобы плавать в озёрах и колодцах, где она охотится. Бубри, известная как подражательница, часто имитирует крики пострадавшего детёныша животного, хватая и топя любое взрослое животное, которое окажется достаточно любопытным, чтобы приблизиться и посмотреть в чём дело. Она предпочитает крупный рогатый скот и овец, но в случае необходимости может также съесть выдр.

Бубри также обладает способностью превращаться в лошадь и ходить по воде в такой форме, и она также может превратиться в насекомое, чтобы высосать кровь из лошадей. Существуют рассказы охотников, которые клялись, что они видели водную лошадь, ещё одно мифическое существо из шотландского фольклора, но при ближайшем рассмотрении следов, оставленных этим существом, они увидели отличительные следы, похожие на рога, которые являются уникальными для Бубри. По словам очевидцев, Бубри обладает длинной белой шеей, широким размахом крыльев, длинным клювом, короткими ногами, массивными частично перепончатыми лапами, и криком, который похож на мычание быка.

7. Гаруда (Garuda/Karura)


В индуистской мифологии Гаруда это птица, принадлежащая богу Вишну, которая достаточно большая для того, чтобы он на ней ездил и настолько ярко окрашенная, что её часто ошибочно принимают за бога огня. Несмотря на то, что она не была создана как бог, ей часто поклоняются как таковому.

Её также можно найти в японской мифологии, где она известна как Карура. Некоторые изображения Каруры показывают существо, которое является частично человеком и частично птицей, и часто обладает многочисленными руками, крыльями, и перьями. Интересно то, что некоторые индуистские и японские изображения Гаруда и Каруры практически идентичны. В Японии она почти всегда изображена держащей флейту или играющей на ней. В качестве Гаруды, она обычно обладает телом, руками, и ногами человека и крыльями, головой и когтями орла, с блестящими золотыми перьями.

Обе её версии представляют её как царя всех птиц, способного летать быстрее ветра. В соответствии с обеими версиями, её смертельным врагом является Нага - злобное, змееподобное существо, которое угрожает естественному балансу мира. Именно Гаруда стала причиной бессмертия Наги. Когда Нага похитила её мать, она добилась её освобождения отдав Наге амброзию, и она стала её бессмертным врагом.

6. Птица-сирота (Orphan Bird)


Птица-сирота это малоизвестное существо из средневекового бестиария Пьера де Бове (Pierre de Beauvais). На самом деле, она настолько малоизвестна, что его работа является единственным известным упоминанием об этом существе. Об авторе также известно совсем немногое - лишь то, что он составил два бестиария до 1218 года, которые в деталях описывают ряд мифологических существ, которые даже не были выходцами из Европы.

Птица-сирота родом из Индии и описывается обладающей телом журавля, шеей и грудью павлина, ногами орла и перьями чёрного, красного и белого цвета. Мать птицы-сироты откладывает яйца в воду, и существует два различных вида этих существ - хорошие и плохие. Хорошие яйца всплывают и когда они вылупливаются, мать и отец воспитывают их, приветствуя их в мир и радуясь их появлению. Плохие яйца опускаются на дно водоёма и вылупливаются там. Эти плохие птицы обречены жить в темноте под водой. Считается, что птица-сирота является аллегорией для хороших душ, которые поднимаются на небеса и плохих, которые обречены на жизнь во мраке ада.

5. Стимфалийские птицы (Stymphalian Birds) и Птицы Ареса (Ornithes Areioi)


Стимфалийские птицы или Стимфалиды, были плотоядными птицами из греческой мифологии. Истребление этих птиц было одной из задач Геракла, так как они уже давно терроризировали озеро Аркадии (Arkadia) под названием Стимфалис. Когда он дошел до озера, где обитала стая птиц, он обнаружил, что не мог добраться до них, не утонув в болоте. Однако Афина дала ему погремушку, и звук погремушки заставлял птиц взлетать. Он убил выстрелом несколько из них и те, которые улетели, переселились на остров. Там они были переименованы в Птиц Ареса и в конечном итоге были найдены Ясоном, когда он искал Золотое Руно. Ещё некоторое их количество погибло от рук греческих моряков.

Изначально птиц описывали как постоянно голодных, плотоядных птиц, которые нападали на людей и пожирали их. Считалось, что они были выращены Аресом и умели стрелять перьями своих крыльев с силой стрел. Существуют различные версии Стимфалийских птиц в более поздних мифах, в том числе та, в которой они на самом деле были хранителями храма Артемиды, и единственное что в них напоминало птиц это их ноги. В другом мифе они были человеческими дочерями Стимфалоса, убитыми Гераклом, так как он счёл, что они не приняли его в свой дом с достаточной любезностью и почестью.

4. Стрига (Strige)


Стрига или Стрикс (strix) это существа, которые происходят из греческой мифологии. Они в конечном итоге стали частью римской мифологии, а также религиозной мифологии Европы в эпоху Средневековья. Изначально они были частью истории о двух братьях, которые были превращены в диких животных в качестве наказания за съедение другого человека. Один из них стал Стриксом, обреченным на жизнь вниз головой без еды и питья, чей отчаянный крик можно было услышать ночью.

Существует много споров о том, что конкретно представляет собой стрикс или стрига. В латинском языке слово «Стрикс» можно интерпретировать как предвестник несчастья. В некоторых местах Стрикс чаще ассоциируется с вампирами или ведьмами. Согласно некоторым текстам, это существо является хищной птицей в течение дня и ведьмой в ночное время. По преданию, эти ведьмы душат детей и пьют их кровь, но так же, как и в случае вампиров, Стрикса может отогнать амулет, сделанный из чеснока и одетый на шею ребенка. В Естественной истории Плиния (Pliny’s Natural History), они описываются как реальные существа, но он также признает, что он многого о них не знает. В средние века они сделали скачок от классической мифологии к христианской мифологии, когда о них заговорили как о слугах дьявола.

3. Куйгараш (Liderc)


Куйгараш это существо из венгерской мифологии, которое выглядит как курица без перьев. Существуют несколько различных типов куйгараша. Куйгараш, которого часто ассоциируют с ведьмами, просто появляется в домах или вылупливается из яйца, которое хозяин дома вынашивает подмышкой. Куйгараш служит в качестве помощника ведьмы, неустанно выполняя для неё одно поручение за другим, но если он не будет достаточно занят работой, он убивает её. Считается, что предотвратить это можно лишь дав куйгарашу невозможное задание, например, принести воды в решете.

Другим типом куйгараша является существо, появившееся из историй об инубе и суккубе. В данном случае, куйгараш, выглядящий абсолютно также как человек, за исключением ног гуся, охотится на людей, которые переживают потерю супруга. Они появляются каждую ночь, и их неустанные ухаживания заставляют жертву этих страстей постепенно чахнуть. Чтобы избавиться от куйгараша и предотвратить его возвращение, нужно украсть ботинок или гусиную ногу, которую он носит на своей человеческой стопе.

2. Киннамолг (Cinnamologus)


Киннамолг, пожалуй, является одним из самых странных объяснений существования продукта природного происхождения. В 5-м веке до нашей эры корица была очень желанной пряностью. Согласно произведениям таких греческих авторов, как Плиний Старший (Pliny the Elder) и Геродот (Herodotus), самой ценной корицей была та, которую собирал киннамолг. В Естественной Истории Плиния Старшего говорится, что эти гигантские птицы строили свои гнёзда только из палочек корицы, которые они собирали с деревьев корицы. Поскольку они расположены настолько высоко на деревьях и настолько хрупкие, единственным способом получения корицы было бросание свинцовых шаров в гнёзда, чтобы сбить палочки корицы.

Та же история рассказывается позже Исидором Севильским (Isidore of Seville) в 7 веке, в то время как Геродот рассказывает несколько иную версию истории о киннамолге в 5 веке. По словам историка, эти арабские птицы собирают палочки корицы и строили свои гнёзда высоко на отвесных скалах, цементируя их с помощью грязи. Те, кто собирали корицу, разрезали волов и других крупных животных на большие куски, оставляя их у основания скалы и заманивая птиц унести их в свои гнёзда. Гнёзда не могли выдержать веса добычи и падали, что позволяло людям собирать корицу и продавать её, получая большую прибыль.

1. Удод (Hoopoe)


Удод это странно названная птица, которая является как реальным существом, так и предметом некоторых противоречивых мифологий. В арабской мифологии удод считается просвещенной птицей, которая обладает силой исцеления и предсказывания по воде. В легенде также говорится о том, что удоды спасли царя Соломона, когда он застрял в пустыне, собравшись в стаю, чтобы их крылья служили ему тенью.

В бестиариях Плиния Старшего и Исидора Севильского удод является одним из немногих существ, у которых молодняк заботится о старших, когда они стареют и ослабевают. Тем не менее, существует также ряд других, менее очаровательных историй, связанных с этой птицей. Согласно Исидору эту птицу всегда можно увидеть на кладбищах. Легенда восточно-европейской мифологии гласит о том, что когда Бог создал удода, он предоставил ему все традиционные продукты питания, которые, как правило, нравятся птицам. Однако удод отказался съесть какой-либо из них, и в качестве наказания, Бог обрёк птицу вечно питаться только экскрементами других животных.

Бенну!!

Бену. Бенгу. Бенху. Вену.

В древнеегипетской мифологии Бену изображают в виде цапли, которая имеет головной убор с перьями, но иногда ее показывают без головного убора.

Она может иметь другой образ – птица с головой человека.

Птица Бенну, по легенде, возрождается каждый день, вставая вместе с солнцем и обновляя себя в его лучах. Её способность возрождаться означала, что её также связывали с Осирисом (Osiris), мертвыми и идеей воскрешения.

Первоначальная птица Бенну, которая сотворила мир, была рождена из пламени в кроне дерева Персея, которое росло на вершине обелиска.

Птицу Бенну наделяют значительно большим количеством характеристик, присущих фениксу. Она жила не менее 500 лет, прежде чем загореться и возродиться из пепла. Затем пепел помещали на алтарь богу солнца.

Бену считался Ба (душой) Ра, впоследствии - душой Осириса и связан с культом мёртвых.

Птица Бену это древнеегипетский бог вечной жизни или возрождения. Появлялся он в виде серой цапли, олицетворяющий бога Солнца.

Птица Бену возникла сама по себе.

Бену стал первым существом, появившемся на возникшем среди водного хаоса из ила первичном холме, что знаменовало начало сотворения мира.

Согласно некоторым мифам эта птица перед созданием мира пролетала над океаном и опустилась на возникшую из воды скалу Бенбен.

Ее крик разорвал тишину и символизировал начало творения мира.

Этот крик определил то, что должно быть, и то чего нельзя допустить в новом мире.

Бену почитался в Гелиополе, как покровитель больших временных циклов.

Символический знак, обозначающий птицу, использовался при написании имени бога солнца.

Каждое утро она показывается в образе солнышка.

Ее сравнение с солнцем привело к тому, что Бену стали считать бессмертной птицей, которая возрождается из пепла.

Священными фетишами птицы Бену есть камень Бенбен и дерево Ишед, на котором он живет.

Амулеты, на которых изображалась птица Бену, должны были помочь умершим успешно продолжить жизнь в загробном мире.

Древними греками Бену идентифицировалась с фениксом.

Птица Бенну является созидающим принципом, производителем Космического Яйца.

Священной птицей Гелиополя сначала была трясогузка, позднее - цапля.

Со своим длинным прямым клювом, который украшал голову, двумя спускающимися вниз перьями, она казалась похожа на солнце, выходящее из воды.

Ее имя ВенуФеникс означает светить, всходить.

Бену сохраняла культ вместе с культом бога Солнца Ра в Гелиополе, где она жила на камне бенбен или на священном дереве вербе.

Вну-Феникс считался «хозяином юбилеев», что объяснялось представлением о долгой жизни чудесной птицы.

Изображение Вену фигурирует практически во всех папирусах, где идет речь о загробном мире; часто можно видеть композицию предстояния покойного перед Бену.

Священная птица Бену принадлежит к виду хохлатых цапель. Она имела золотистое или голубоватое оперение, изображение ее всегда отличалось четко очерченным силуэтом, высокой посадкой туловища на длинных ногах. Оперение цапли - золотистое с красными вспышками - символизировало солнце.

Вену-феникс символизировал также спиральное восхождение Сириуса, которое в древности было признаком разлива Нила.

В Египте Вену-феникс был символом солнечного цикла и проявлением души Ра, бога Солнца, связываемого с Гелиополисом, центром посвящения в жрецы культа этого божества.

Предчувствуя близость смерти, Вену-Феникс строил себе гнездо на высокой пальме из ветвей ароматических растений, клал в гнездо ладан, зажигал его, и сгорал в пламени этого костра. И возникал чудесным образом из пепла - новый Вену-Феникс, который возлагал прах своего «отца» на алтарь Солнца, то есть бога Ра в египетском Гелиополисе - городе Солнца.

Эта сказочная птица, связанная с культом Солнца, появилась в Египте из индийской и арабской мифологии.

Вену- Феникс стал герольдом Вечности, а заодно и проводником душ умерших в подземное царство. Феникс - атрибут Озириса.



Похожие статьи