Н ОРМАТИВНО - ПРАВОВАЯ ОСНОВА ФГТ утвержены приказом министерства образования и науки РФ от 23 ноября 2009 г 655 Данный приказ утратил силу на основании приказа министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г 1155 «Об утверждении ФГОС ДО» Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации Конвенции ООН о правах ребёнка В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Федеральные государственные требования разработаны на основе: Стандарт разработан на основе:
Ц ЕЛИ И ЗАДАЧИ РЕАЛИЗАЦИИ Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интелектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, коррекцию недостатков в физическом и психическом развитии детей. Цели: 1. повышение социального статуса ДО 2. обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребёнка в получении качественного ДО 3. обеспечение государственных гарантий уровня и качества ДО на основе единства обязательных требований к реализации образовательных программ дошкольного образования, их структуре и результатам их освоения 4. сохранение единства образовательного пространства РФ относительно уровня ДО Задачи: определены п.1.6. Стандарта их 9. ФГТФГОС ДО
П РИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ - принцип интеграции образовательных областей; - комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса; -принцип развивающего образования; -сочетание принципов научной обоснованности и практической применимости; - обеспечение единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования - решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственной деятельности, но и при проведении режимных моментов Построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми (игра). Полноценное проживание ребёнком всех этапов детства, обогащение детского развития; Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка, при котором сам ребёнок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования. Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребёнка полноценным участником образовательных отношений. Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности. Сотрудничество организации с семьёй. Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности. Возростная адекватность дошкольного образования Учёт этнокультурной ситуации развития детей. ФГТФГОС ДО
Т РЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ Программа состоит из 2-х частей: - обязательной части (80%); - части, формируемой участниками образовательного процесса (20%). Объем обязательной части Программы должен составлять не менее: 60% от её общего объёма а части, формируемые участниками образовательных отношений- не более 40%. Дополнительным разделом Программы является текст её краткой презентации. Краткая презентация программы должна быть ориентирована на родителей воспитанников и доступна для ознакомления. ФГТ ФГОС ДО
Т РЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ Содержание дошкольного образования состоит из 10 образовательных областей: "Физическая культура», «Здоровье», «Социализация», «Труд», «Безопасность», «Чтение художественной литературы», «Коммуникация», «Познание», «Музыка», «Художественное творчество», которые обеспечивают разностороннее развитие детей по основным направлениям: физическому,социально-личностному,познавательно- речевому,хужожественно-эстетическому.. В основе содержания дошкольного образования деятельностный подход. Виды детской деятельности: - двигательная (активность) - игровая - трудовая - восприятие художественной литературы - коммуникативная - познавательно-исследовательская - конструктивная - музыкально-художественная - продуктивная Содержание Программы должно охватывать 5 следующих образовательных областей: - социально-коммуникативное развитие - познавательное развитие - речевое развитие - художественно - эстетическое развитие -физическое развитие; Содержание образовательных областей может реализовываться в различных видах деятельности: двигательная (активность): игровая; трудовая; восприятие художественной литературы; коммуникативная; познавательно-исследовательская; конструктивная: музыкальная; изобразительная ФГТ ФГОС ДО
Т РЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ Итоговый результат освоения Программы представляет собой совокупность интегративных качеств: Физически развитый, овладевший основными КГН; Любознательный, активный: Эмоционально отзывчивый; Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со сверстниками и взрослыми; Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные нормы и правила поведения; Способный решать интеллектуальные и (личностные задачи (проблемы) адекватные возрасту; Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе; Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности- умениями работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции Требования Стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социальные и психологические характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования. Целевые ориентиры (пункт 6): -ребёнок проявляет инициативность и самостоятельность; - ребёнок уверен в своих силах, открыт внешнему миру, положительно относится к себе и другим, обладает чувством собственного достоинства, взаимодействует со сверстниками и взрослыми: - ребёнок обладает развитым воображением, умеет подчиняться правилам и социальным нормам: - ребёнок проявляет творческие способности; - у ребёнка развита крупная и мелкая моторика, он может контролировать свои движения и управлять ими; - ребёнок хорошо владеет устной речью; - ребёнок способен к волевым усилиям, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены и др. Настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования. Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке. Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников. ФГТФГОС ДО
На основе анализа текста стандарта (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г. № 1155) и ФГТ к структуре ООП дошкольного образования (приказ МОиН РФ № 655 от 23.10. 2009 г.) перечислены концептуальные отличия ФГОС ДО от ФГТ
Скачать:
Предварительный просмотр:
Основные отличия ФГОС от ФГТ
На основе анализа текста стандарта (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г. № 1155) и ФГТ к структуре ООП дошкольного образования (приказ МОиН РФ № 655 от 23.10. 2009 г.) перечислены концептуальные отличия ФГОС ДО от ФГТ
1.Структура документа
ФГТ (3 раздела)
ФГОС (4 раздела)
1Общие положения,
2 Требования к структуре Программы,
3 Требования к условиям реализации,
4 Требования к результатам освоения Программы
2. Образовательная область
ФГТ (4 основных направления, 10 образ. обл.)
ФГОС (5 образ. обл.)
1 Социально-коммуникативное развитие,
2 Познавательное развитие,
3 Речевое развитие,
4 Художественно эстетическое развитие,
5 Физическое развитие
3. Структура программы
ФГТ (6 разделов)
ФГОС (3 основных разделов)
1 Целевой (2 пункта),
3 Организационный (5 разделов),
4 Дополнительный раздел- краткая презентация
4. Требования к структуре образовательной программы
ФГТ (2 части) обязательная (не менее 80%) часть формируемой участником образовательного процесса (не более 20%)
ФГОС обязательная (не менее 60% от общего объема) часть формируемой участником образовательных отношений (не более 40%) дополнительный раздел, краткая презентация (ориентирована на родителей)
5. Требования к результатам освоения
ФГТ Итоговый результат освоения Программы представляет собой совокупность интегративных качеств
ФГОС Требования Стандарта к результатам освоения
Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социальные и психологические характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования.
Целевые ориентиры (6 пунктов) Настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования. Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке. Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников.
6. Требования к условиям
ФГТ Создание развивающей образовательной среды
ФГОС (5 частей)
1 психолого-педагогические условия,
2 кадровые условия,
3 материально-технические условия,
4 финансовые условия реализации программы,
5 предметно-пространственная среда
7. Виды образовательной деятельности
ФГТ (8 видов)
ФГОС (9 видов)
1 двигательная,
2 игровая,
3 коммуникативная,
4 познавательно-исследовательская,
5 восприятие художественной литературы и, фольклора,
6 самообслуживание и элементарный бытовой труд,
7 конструирование из различных материалов,
8 изобразительная,
9 музыкальная
Образовательная деятельность зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей (младенческий возраст от 2мес-1год, ранний возраст 1-3 года, дошкольный 3-8 лет)
ФГОС и ФГТ обеспечивают. 1) единство образовательного пространства Российской Федерации; 2) преемственность основных образовательных программ; 3) вариативность содержания образовательных программ соответствующего уровня образования, возможность формирования образовательных программ различных уровней сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся; 4) государственные гарантии уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ и результатам их освоения.
Слайд 17 из презентации «Закон «Об образовании в РФ»» к урокам педагогики на тему «Закон Об образовании»Размеры: 960 х 720 пикселей, формат: jpg. Чтобы бесплатно скачать слайд для использования на уроке педагогики, щёлкните на изображении правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как...». Скачать всю презентацию «Закон «Об образовании в РФ».ppt» можно в zip-архиве размером 1862 КБ.
Скачать презентациюЗакон Об образовании
«Закон «Об образовании в РФ»» - Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС). Лицензирование. Обучающиеся. Дополнительное образование. Сохранённые базовые принципы и нормы. Предмет регулирования настоящего Федерального закона. Электронные и дистанционные технологии. Уровень образования. Новые понятия. Современные требования к образованию.
«Проект закона Об образовании» - Обеспечивает ли законопроект большую публичность и информационную открытость в деятельности образовательных учреждений? Каков правовой статус участников образовательных отношений? Гарантирует ли проект доступности, бесплатность и качества современного образования? Устанавливает ли законопроект новые права и обязанности субъектов образовательных отношений?
«Федеральный закон «Об образовании» РФ» - Образовательное учреждение. Учебный план. Права учащихся. Устав образовательной организации. Основные особенности нового закона об образовании. Разработка и утверждение образовательных программ. Незапланированные расходы. Сроки вступления в силу нового закона об образовании. Дополнительное образование.
«Задачи закона «Об образовании»» - Правовой статус обучающихся и их родителей. Федеральный закон. Образование в РФ. Дошкольное образование. Профессиональное образование. Основные задачи нового закона об образовании. Основные отличия старого и нового закона. Особенности дошкольного образования. Особенности школьного образования. Правовой статус.
Слова ФГТ и ФГОС в последнее время часто на слуху. Чтобы понять, с чем их связывать, нужно сделать небольшую классификацию образования в России. Образование в России можно разделить на общее и профессиональное.
Общее образование – это следующие уровни:
- Дошкольное образование (детские сады, ясли).
- Начальное общее образование.
- Основное общее образование.
- Среднее общее образование.
Профессиональное образование идет по таким уровням:
- Среднее профессиональное образование.
- Высшее образование – степень бакалавра.
- Высшее образование – магистратура.
- Высшее образование – аспирантура (подготовка самых высококвалифицированных кадров).
Так вот, все эти буквы связаны с каждым из этих уровней образования.
Что же секретного скрывается за буквами ФГОС И ФГТ?
Для понимания значения этих букв нужно просто расшифровать аббревиатуру.
ФГОС – это федеральный государственный образовательный стандарт
, применяемый для конкретного уровня образования.
Стандарт сменил требования с сентября 2013 года, принеся много нового в сферу всех уровней образования. В сегодняшней России не один уровень образования. И в каждом из них, как и во всем образовании в целом, сделан упор и на уровень качества образования, и на самые различные варианты для получения образования. Ранее вся система образования на всех уровнях подчинялась требованиям. Теперь же для каждого уровня в образовании, в том числе и для дошкольного образования, разработан свой стандарт.
Почему отдельно говорят про дошкольное образование? Потому, что как уровень образования, он закреплен относительно недавно. С введением стандартов однозначно выиграли все уровни образования. Ведь каждый уровень образования стал рассматриваться, как отдельно взятый процесс. Так не только проще управлять каждым уровнем, но и быстрее можно увидеть результаты.
Чем отличается ФГОС от ФГТ?
Требования состояли из двух частей. В первом содержательном разделе были прописаны положения по структуре образовательной программы. Во втором разделе собраны требования к условиям реализации образовательной программы на практике (в процессе обучения).
Образовательный стандарт содержит в себе разделы ФГТ и плюс еще третий раздел . В третьем целевом разделе образовательного стандарта прописаны требования к результатам усвоения изучаемой на определенном уровне образования программы. Но помимо этого раздела с требованиями есть и другие отличия. Например, стандарты дают учащимся больше возможностей работать самостоятельно.
Стандарт заостряет внимание на формировании культуры обучающихся, развитии их личности, взаимоотношениях друг с другом. Даже уделяется внимание отношению друг к другу. Именно благодаря стандартам удается с успехом наладить связи с обществом, с коллективом. Стандарты разрабатывались под национальные и культурные условия в обществе, где предстоит обучаться детям, подросткам, молодым людям. Стандарт учел все национальные особенности обучения, различия в культурах людей. Требования так много внимания всем этим нюансам не уделяли.
Требования предъявлялись к определенной группе учащихся, сформированной по критерию возраста. Стандарт же разрабатывался не только с учетом возрастного критерия, но и с учетом всех психологических факторов в возрастной группе обучающихся. В особенности много послаблений и дополнительных возможностей появилось в системе детских садов (дошкольного образования).
Именно стандарты разнообразили различные варианты домашнего и дистанционного обучения. В требованиях такого внимания домашнему и модному сегодня дистанционному обучению не уделялось, так как абсолютно для всех уровней любого образования они были едины. Цель стандартов – дать толчок к самостоятельному развитию, что важно для каждого уровня образования. Самообразование в любом варианте дисциплинирует. А путь к успешному усвоению образовательной программы начинается с дисциплины. Дисциплина способствует успеху в образовании. Это было известно еще без введения стандарта.
Разработка стандарта с ориентиром на конкретный уровень образования позволяет педагогам максимально сблизиться с учащимися и донести до них все требования образовательной программы. Учащимся же стало намного легче выполнять требования программ. Ведь стандарт учитывает интересы обучающихся на любом уровне образования. Много у кого загорелись глаза благодаря усовершенствованиям в системе образования.
Образовательный стандарт никогда не будет столь категоричен, как требования. Со стандартом всегда есть выбор на любом уровне образования.А еще стандарты учат не только конкретным предметам и наукам. Стандарты учат быть людьми.
Маленькое заключение
Стало ли легче учиться, покажет время. Но появившийся выбор нужно ценить. О требованиях нельзя сказать ничего плохого. Они соответствовали своему времени. Но времена изменились. И им теперь во всем соответствует образовательный стандарт.
«Чем отличается ФГТ от ФГОС дошкольного образования»
Подготовили воспитатели Белая Елена Викторовна, Мельникова Татьяна Сергеевна
ФГОС ДО - Федеральный государственный стандарт дошкольного образования - документ, который все дошкольные образовательные организации обязаны реализовывать. Вступил в силу с 01.01.2014 года.
Этому предшествовала следующая работа:
1) Приказ Минобрнауки о разработке ФГОС ДО;
2) Создана рабочая группа в составе Асмолов, Скоролупова, Волосовец, Карабанова, Рубцов, Собкин - люди с разными мнениями и позициями.
Что же обсуждалось рабочей группой?
Требования к программе;
Требования к условиям;
Требования к результатам социализации.
Перед разработчиками возникли следующие вопросы:
1) Не является ли Стандарт риском для системы образования?
2) В чем уникальность Стандарта?
3) Каковы будут результаты?
4) Не несет ли Стандарт возросшие финансовые обременения;
5) Что нового принесет Стандарт в самоценную дошкольную жизнь? И др.
Чего ждут от Стандарта:
ВОСПИТАТЕЛИ
Обеспечения безопасности;
Толерантного отношения со стороны родителей;
Снижение документооборота;
Больше доступных образовательных программ;
Обучение счету и письму должно быть в школе;
Желание обучаться - курсы ПК
УЧИТЕЛЯ
Послушный ребенок; т. е ребенок, подготовленный к школьному обучению
РОДИТЕЛИ
За раннее и ускоренное развитие;
За образование отвечает государство;
Главное - здоровье детей;
Кроме образовательной программы развитие ребенка и в других областях (творчество)
Чем обусловлена разработка данного документа?
Два основания для введения ФГОС ДО:
1) Закон «Об образовании РФ»;
2) Современная социокультурная ситуация.
ФГОС ДО основан следующих документах:
1) Конвенция о правах ребенка;
2) Закон об образовании РФ;
3) Конституция РФ.
4) Государственная программа «Развитие образования на 2013-2020гг»
Закон об образовании РФ предусматривает :
1) доступность и бесплатность дошкольного образования. Обеспечение дошкольного образования - обязательно, т. к. это первый уровень общего образования и это обязанность государства, для семьи - это право.
2) Обнародование Стандарта в 2013 году.
4) Отмена положения о 20% стоимости оплаты за содержание ребенка в ДО;
5) Повышение требований к воспитателям (с введением Стандарта должны появиться педагоги нового уровня) ;
6) Законом предусмотрено получение дошкольного образования и вне дошкольных организаций;
7) Закреплены права и обязанности родителей - приоритет по воспитанию за семьей.
Родители включаются в образовательный процесс как партнеры, а не как сторонние потребители образовательных услуг.
ФГОС ДО закрепляет права на получение доступного и бесплатного качественного дошкольного образования + финансовое обеспечение (место для ребенка в д/саду) .
До 2009 года действовали Временные (примерные) требования к содержанию и методам дошкольного образования. В 2009 Приказом Минобрнауки введены ФГТ к структуре ООП, в 2011 - к условиям реализации ООП. В 2013 году Приказом Минобрнауки №1155 о введении ФГОС ДО.
Основные понятия ФГОС ДО:
1) Единство образовательного пространства:
Обеспечение единых условий и качества образования независимо от места обучения, исключающих возможность дискриминации в сфере образования (организация консультативных пунктов, группы кратковременного пребывания) ;
2) образовательная среда - совокупность условий, целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноты образования и развития детей (сетевое взаимодействие: музей, школа и т. д.)
3) развивающая предметно-пространственная среда;
4) социальная ситуация развития.
Чем отличаются ФГТ И ФГОС ДО?
2 группы требований:
К структуре ООП;
К условиям реализации ООП;
10 образовательных областей;
80%- обязательная часть программы;
20% - вариативная
ФГОС ДО
3 группы требований
К структуре ООП;
К условиям реализации ООП;
К результатам освоения ООП
5 образовательных областей:
Физическое развитие
Познавательное развитие;
Художественно-эстетическое развитие;
Социально-коммуникативное развитие (социально-личностное) ;
Речевое развитие
60%- обязательная часть программы;
40% - вариативная
Нестандартный «Стандарт»
3 группы требований
К структуре ООП;
К условиям реализации ООП;
К результатам освоения ООП
В ФГОС главное не результат, а условия. Это стандарт условий. Условия- это социальная ситуация развития ребенка - сложившаяся система взаимодействия ребенка с окружающим миром, представленным взрослыми и детьми. Если условия созданы - Стандарт реализован.
Социальная ситуация развития предполагает три группы требований:
1) Пространственно-временные- пространство и игрушки;
2) Социальные- система взаимоотношений со взрослыми, сверстниками
3) Деятельностные - детские виды деятельности: двигательная, игровая, коммуникативная, конструирование из различных материалов, изобразительная, восприятие художественной литературы и фольклор.
Главное условие - численность детей в группе.
Какие же требования предъявляются к условиям :
1) Психолого-педагогические;
2) Кадровые;
3) Материально-технические;
4) Финансовые;
5) К предметно-развивающей среде.
Кадровые условия являются главными. В связи с этим разрабатывается профессиональный стандарт педагога. Планируется ввести к сентябрю 2014 года.
Оценка профессиональной деятельности педагога :
Динамика развития интегративных качеств педагога;
Положительное отношение ребенка к детскому саду;
Высокая степень активности и вовлеченности родителей в образовательный процесс и жизнь детского сада.
Требования к результатам освоения программы:
Основной результат - это социализация детей.
1) Результат социализации;
2) Личностные результаты развития ребенка, а не результат обучения.
ФГОС ДО предусматривает 1 группу результатов- личностные (в школе предметные, метапредметные и личностные) .
Результаты освоения программы описаны в виде целевых ориентиров :
* Инициативность
* Самостоятельность
* Уверенность в себе
* Воображение
* Физическое развитие
* Волевые усилия
* Любознательность
* Интерес ребенка.
Целевые ориентиры не являются объектом оценки результатов.
Что же будет оцениваться :
1) Педагогический процесс;
2) Условия (социальная ситуация развития) ;
3) Педагогические кадры.
Естественно, что несмотря на отсутствие таких форм контроля, которые есть на более высоких ступенях образования, и самим педагогам, и родителям хочется понять, чего удалось достичь ребенку. Здесь в отличие от других стандартов, речь идет только о личностных результатах. В этой связи допускается мониторинг динамики развития ребенка, однако он нужен не для оценки самой по себе, а для выявления тех способов, с помощью которых педагог может дать ребенку развиться, открыть какие-то способности, преодолеть проблемы. Заниматься таким мониторингом должен именно педагог-психолог. Проводиться подобное исследование может лишь с согласия родителей или законных представителей ребенка.
Требования к структуре ООП.
ООП определяется как программа психолого-педагогической поддержки развития, социализации и индивидуализации развития ребенка, а не обучения. Индивидуализация - набор парциальных программ, реализуемых в ДОО.
ООП пишется на 1год, экспертная оценка проводится органом управления образования. До 2015 года работаем по разработанным ранее программам.
ООП ДОО разрабатывается с учетом Примерной ООП, а не на ее основе. На основе ООП ДОО разрабатываются рабочие программы педагогов.
Примерная программа - учебно-методический документ, финансируемый государством. Сейчас перерабатываются в соответствии с ФГОС, создаются новые. Разработчики ФГОС ДО выступают против единой программы- должна быть возможность выбора.
1) Варианты сетки занятий;
2) Парциальные программы;
3) Формы планирования;
4) Режим дня, жизнедеятельности;
5) Методическое обеспечение;
6) Учебный план;
7) Мониторинг.
Готовность ДОО к введению ФГОС ДО
1) Разработана и утверждена ООП ДОО;
2) Нормативно-правовая база приведена в соответствие с ФГОС ДО;
3) Должностные инструкции разработаны в соответствии с ФГОС ДО;
4) Определен перечень парциальных программ;
5) Разработаны локальные акты;
6) Определена модель взаимодействия ДОО с социальными партнерами;
7) План методической работы к введению ФГОС ДО;
8) Осуществлено повышение квалификации педагогов;
9) Обеспечение кадровых, финансовых условий.
Похожие статьи